17:16 19.05.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Группа депутатов фракции КПРФ внесла в Совет Думы законопроект о поправках в Водный кодекс

16 мая 2008 года группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесла в Совет Государственной Думы проект Федерального закона «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект), разработанный во Фракции КПРФ. Законопроект изложен на 27 страницах и предусматривает внесение изменений в семь федеральных законов.

Кашин Владимир Иванович

заместитель Председателя Президиума ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ).

Законопроект подготовлен с учетом заключения Правительства Российской Федерации и содержит положения, направленные на приведение отдельных положений Водного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и внесенных этим Федеральным законом изменений в смежные отрасли законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также на устранение недостатков и внутренних противоречий в Водном кодексе Российской Федерации, рассогласованности между Федеральным законом «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и Водным кодексом Российской Федерации.

Целью настоящего законопроекта является правовое обеспечение безопасного состояния водных объектов, в первую очередь источников водоснабжения питьевого назначения, и безопасного для здоровья граждан пользования ими, а также конституционных прав на свободный и бесплатный доступ граждан к воде.

Одной из важных задач законопроекта является устранение противоречия Кодекса и Закона Российской Федерации «О недрах» пункту «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации и традициям российского законодательства, в соответствии с которыми водное законодательство является самостоятельной отраслью законодательства и поэтому подземные воды всегда признавались водными объектами и включались в единый водный фонд. Кодекс не устанавливает порядок определения права собственности на подземные водные объекты, предоставления и прекращения права пользования этими водными объектами для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также использования и охраны подземных водных объектов и отсылает к несуществующим нормам законодательства о недрах (статьи 8, 9, 10, 43, 59). Устранение этого противоречия - одно из условий создания единого и ответственного органа управления использованием и охраной как поверхностных. так и подземных водных объектов. Законопроектом предусматривается исключение из Кодекса положений, установленных статьями 8, 9, 10, 43, 59 в отношении подземных водных объектов, отнесение к законодательству о недрах вопросов регулирования использованием подземных вод, содержащих полезные ископаемые, лечебные природные ресурсы или тепловую энергию.

Вместо совершенствования управления использованием и охраной водных объектов от загрязнения и истощения водных ресурсов Кодекс создает правовые основы для потери государственного управления, внедряя гражданско-правовые отношения в этой области, передавая полномочия по управлению водными объектами органам государственной власти субъектов Российской Федерации без учета отсутствия нормативных документов, устанавливающих ограничения по изъятию воды из водных объектов и сброса в них сточных вод и даже без определения необходимости разработки и реализации бассейновых программ восстановления и охраны водных объектов. Экологические и социально-экономические последствия реализации только этих новаций могут быть непредсказуемыми. Ведь уже в настоящее время практически все реки и озера загрязнены, а процессы истощения подземных водных объектов затронули территорию от Санкт-Петербурга до Красноярска.

Законопроектом предлагаются порядок предоставления водных объектов на основании одностороннего договора водопользования, основы государственного нормирования в области использования и охраны водных объектов, определен исчерпывающий перечень случаев отказа от предоставления водных объектов в пользование и случаев принудительного прекращения водопользования, правила использования водных объектов для сброса сточных вод и добычи общераспространенных полезных ископаемых, требования к охране водных объектов от истощения. В нем определены случаи допустимого проектирования прямоточных систем водоснабжения хозяйственного назначения, предусматривается восстановление научно обоснованных параметров водоохранных зон, а также порядок использования территорий, затапливаемых при наводнениях и режим хозяйственной  деятельности в них. Законопроектом предусматриваются ограничения оборота водных объектов, предоставленных в пользование на основании договора водопользования, а также перехода прав пользования такими водными объектами.

Законопроект дополнен положениями о порядке разработки, утверждения и реализации бассейновых (федеральных) программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов как одного из основных инструментов улучшения состояния водных объектов от загрязнения и истощения водных ресурсов.

Законопроект дополнен главой об экономическом регулировании отношений в области использования и охраны водных объектов, в которой установлены принципы экономического регулирования отношений в области использования, восстановления и охраны водных объектов; объекты платы за пользование водными объектами; принципы определения ставок платы за пользование водными объектами; порядок финансирования бассейновых (федеральных) программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; порядок определения приоритетов в финансировании программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; принципы экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Необходимость в дополнении Кодекса этими положениями для специалиста очевидна, так как они определяют единый порядок платности водопользования, финансового обеспечения программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов от загрязнения водных объектов и истощения водных ресурсов.

Законопроект предусматривает свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам. Этот документ содержит правовые нормы по охране водных объектов в случае сброса сточных и дренажных вод, положения об ограничении использования водных объектов для добычи песка, гравия и других общераспространенных полезных ископаемых со дна водных объектов, в нем определены обязанности собственников водных объектов принимать своевременные меры по предотвращению загрязнения и засорения водных объектов, истощения водных ресурсов, а также осуществлению мероприятий по их восстановлению и охране.

В связи с отсутствием бассейновых схем комплексного использования и охраны водных объектов, которые Водным кодексом Российской Федерации объявлены основополагающим документом в области управления использованием и охраной водных объектов, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» положениями о государственном управлении использованием и охраной водных объектов в условиях отсутствия утвержденных схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Законопроектом предусматривается устранение противоречий между статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в части неправовой подмены понятий «пруд», «обводненный карьер» понятием «водный объект», отнесение водоохранных зон поверхностных водных объектов к категории земель природоохранного назначения.

Закон Российской Федерации «О недрах» без правовых оснований вторгся в область водных отношений и предусматривает регулирование использования подземных вод исключительно в целях «питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» и только в части предоставления права на добычу пресных подземных вод. За период правоприменения указанного законодательного акта произошло непоправимое истощение водоносных горизонтов (одного из основных источников водоснабжения питьевого назначения) от Санкт-Петербурга до Красноярска.

В отношении подземных вод законопроектом предлагается провести разграничение сфер действия между законодательством о недрах и водным законодательством на основании положений главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми только «подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды» объявлены видами добытых полезных ископаемых и объектом налогообложения.

Инициаторы законодательной инициативы считают, что принятие данного законопроекта позволит укрепить законодательную базу, регулирующую отношения в области управления использованием, восстановлением и охраной водных объектов, направленные на обеспечение рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных ресурсов, а также на защиту прав граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме