09:15 08.05.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

«Правда»: Очередной том серии “Живая память”

Вышел из печати очередной том серии “Живая память” . Редакция “Правды” попросила редактора-составителя тома, участника Сталинградской битвы Игоря Гребцова рассказать о книге

—Серия книг “Живая память” берёт свое начало с трехтомника, содержащего подзаголовок “Великая Отечественная: правда о войне”, вышедшего в 1995 году к 50-летию нашей Победы. Четвертый том издан в 1997 году и был посвящен послевоенному восстановлению народного хозяйства Советского Союза, в котором активно участвовали и фронтовики.

К 60-летию Великой Победы в 2005 году вышел пятый том. Шестой том выпущен в 2006 году с подзаголовком “Нам родная Москва дорога”. Посвящался он 65-летию Московской битвы.

И вот — седьмой том, приуроченный к победоносному завершению 65 лет назад Сталинградской битвы.

Что хочется отметить прежде всего? Редакционная коллегия, в которую вошли ветераны войны и журналистики, немало поработавшие в печати, сумели привлечь к авторству видных писателей — Леонида Леонова, Михаила Алексеева, Юрия Бондарева, Виктора Розова, Ивана Стаднюка... Список можно было бы и продолжить. Публикация либо отрывков из уже написанных ими произведений, либо подготовленных специально для того или иного тома очерков читателями “Живой памяти” встречены с большим интересом.

Вот и седьмой том открывается главами романа Михаила Шолохова “Они сражались за Родину”. Тем самым читателю дается возможность сразу почувствовать крайне напряженное положение на фронте в июле сорок второго в излучине Дона. И не случайно следующей публикацией становится приказ наркома обороны СССР И.В. Сталина, получивший название “Ни шагу назад!”

В томе пять разделов: “Жаркое лето 42-го”, “Есть на Волге утёс”, “Операция “Кольцо”, “На Мамаевом кургане тишина” и “Военачальники о битве на Волге”.

В подзаголовке тома и в названии одного из разделов содержатся слова песни, родившейся в дни Сталинградской битвы. Приведу лишь первый куплет:

Есть на Волге утёс,

Он бронёю оброс,

Что из нашей отваги куётся.

В мире нет никого,

Кто не знал бы его,

Тот утёс Сталинградом зовётся.

Том, о котором идет речь, составлен из воспоминаний, очерков, статей, интервью, дневников, документов, писем, стихов и песен. Журналисты и писатели — участники войны и гвардейцы тыла, более молодые авторы — таков творческий коллектив любого из томов, в том числе и седьмого.

Я, естественно, не вправе давать оценки многим десяткам материалов. Это сделают читатели. Но не могу не отметить, что авторы писали не историю Сталинградской битвы, а расположенную в хронологическом порядке, как бы это поточнее сказать, мозаику наиболее важных фронтовых событий и жизни участников боёв. Писали правду о нашем летнем отступлении, об осенних жестоких боях в районе Сталинграда, о том, как была окружена армия Паулюса, как она, наконец, была разгромлена и пленена.

Раздел “На Мамаевом кургане тишина” посвящён увековечению памяти героев Сталинграда. Здесь же повествуется и о том, как восстанавливали порушенный фашистами город, как и где были возведены мемориальные комплексы.

Рассказывая читателям “Правды” о седьмом томе “Живой памяти”, я не могу не отметить, что в создании книги принимали участие ныне работающие в газете журналисты — Виктор Кожемяко и Николай Симаков, а также ветераны-правдисты Владимир Суходеев, Илья Шатуновский и Павел Демченко. Известный журналист Виктор Кожемяко, например, в своем очерке “Правда” — фронт — “Правда” рассказал об Александре Пахомове — также известном фотожурналисте “Правды”, пришедшем на работу в редакцию еще в довоенное время, а затем, с началом войны, ставшем разведчиком на фронте. После нашей победы Александр Васильевич вернулся в родную газету и работал в ней до своей кончины. Вслед за публикацией очерка Виктора Кожемяко помещены воспоминания самого А.В. Пахомова.

Не могу также не отметить и то, что “Правда” печатала на своих страницах рецензии на все тома “Живой памяти”. Публицистические очерки Леонида Максимовича Леонова и Виктора Сергеевича Розова, написанные этими виднейшими писателями для третьего и четвертого томов, были перепечатаны на страницах “Правды”.

В завершение мне хотелось бы от имени редколлегии поблагодарить председателя Московского городского Совета ветеранов войны и труда Владимира Ивановича Долгих, а также руководителей издательства “Патриот” Валентину Николаевну Кошелеву и Андрея Андреевича Логинова за содействие в издании книги.

И уже совсем последнее. Хочется верить, что городу на Волге вернут-таки его гордое имя! Это и моё желание, и желание моих товарищей по Сталинградской битве.

Образ необоримости

Сибирь была далеко от фронтов Великой Отечественной, но именно здесь, в городе Ангарске, создан уникальный музей Победы.

Дал клятву советский офицер

Когда во время недавней командировки в Иркутскую область довелось мне заехать в Ангарск, сразу же услышал совет обязательно посетить городской музей Победы. Откровенно говоря, удивился. Во-первых, музеев с таким названием я нигде не встречал. А во-вторых, почему здесь-то, в сибирском городе, который ни в каких фронтовых сводках военных лет не звучал, да которого и просто не было тогда?

Потом мне расскажут, что такой же вопрос областные чиновники поставили перед инициаторами необычного дела, когда впервые о нем зашла речь. И наверняка это дело не состоялось бы, то есть никакого музея Победы не имел бы Ангарск, если бы не твердая уверенность горкома партии в его необходимости.

Начать надо с главного. После войны сюда, в город, который еще только начинал строиться, приехал фронтовик Иван Никитович Пурас. Родом он был из украинского Кременчуга, так что Сибирь стала для него краем новым, как и молодой город, поднимавшийся среди тайги. Но недавний офицер-разведчик привез вместе с собой обязательство, взятое им несколько лет назад — зимой 1943 года.

Тогда он во главе своей разведывательно-диверсионной группы в числе первых советских бойцов вошел в Краснодон. Им было поручено расследование злодеяний фашистов, и вот они оказались у шахты, из шурфа которой под его руководством вскоре начали поднимать окровавленные тела юных героев “Молодой гвардии”. Снег вокруг быстро стал красным...

Конечно, всё это было потрясающе. И Пурас, ставший участником душераздирающей процедуры опознания, свидетелем финальной страницы героической трагедии молодогвардейцев, тог-да же мысленно дал клятву: где бы ни пришлось ему жить после войны (если, разумеется, вообще суждено будет жить), он непременно должен создать музей, рассказывающий об этих прекрасных ребятах-комсомольцах из Краснодона и их бессмертном подвиге.

Поиск шёл в пространстве и времени

А теперь попытайтесь представить: где Краснодон, а где — Ангарск? Многие тысячи километров пролегли между ними. Но это были советские города, и был здесь, в Ангарске, Дворец пионеров, ставший для Пураса главной опорой в осуществлении его заветной мечты.

При Дворце пионеров организовал он отряд красных следопытов — юных друзей Советской Армии. И вот я думаю: понимала же Советская власть важность патриотического воспитания молодых, если находились средства, чтобы каждый год школьники из сибирского Ангарска отправлялись в летние месяцы через всю страну на места боев великой войны — на Украину и в Белоруссию, в Сталинград и Заполярье, на Смоленщину и в Прибалтику, под Москву и Ленинград...

Да, да, география их поиска скоро расширилась далеко от Краснодона, с которого они начали, хотя “Молодая гвардия” по-прежнему оставалась стержнем всей работы юных патриотов, руководимых майором, а затем подполковником Советской Армии Иваном Никитовичем Пурасом. Более того, расширился и временной диапазон интереса: например, ребята ехали и на место Куликовской битвы, вели поиск на бастионах Севастополя времен первой его обороны под командованием адмиралов Нахимова и Корнилова, встречались с участниками Гражданской войны и их наследниками, собирая интереснейшие экспонаты.

Смысл всего этого раскроется позднее, о чем я дальше скажу. А первым этапом, подытожившим большой коллективный труд, стало открытие в 1968 году комнаты боевой славы во Дворце пионеров. Это было событие, но...

Значительная часть материалов, собранных ребятами и продолжавших пополняться, оставалась лежать на складе. Не решило проблемы и создание в 1976 году в том же Дворце пионеров Музея боевой славы, состоявшего уже из трех залов: “Революция и Гражданская война”, “Великая Отечественная война” и “Молодая гвардия”. Вот тогда-то возник новый замысел: нужен городской музей! И родилось это название — музей Победы.

Охлаждающий вопрос чиновников, приведенный выше, энтузиастов не остановил. Первый секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергей Георгиевич Левченко, работавший во второй половине 80-х годов председателем Юго-Западного райисполкома в Ангарске, рассказал мне, как удалось всё-таки обрести такое просторное здание, которое занимает нынче музей, да и само право на его существование.

Начали строить вроде бы торговый центр — это было официально разрешено. Однако те, кто в городских партийных и советских органах руководил строительством, знали: будет здесь не торговля, а нечто совсем другое.

Я назвал бы это нынешней гордостью города Ангарска. Музей Победы торжественно открыли в 1990 году.

Из истории слова не выкинешь

Вы входите в вестибюль, и встречают вас парадные портреты полководцев и военачальников Великой Отечественной.

Что ж, вполне правомерно. Как правомерны здесь и советский герб, другие символы социалистической эпохи, когда одержана была величайшая Победа в истории нашей страны и всего мира.

А вот приступая к осмотру экспозиции, вы понимаете, что создатели ее задались целью ввести эту Победу в контекст всей истории Отечества. И первый раздел, посвященный победам русского оружия многовековой давности, воспринимается как пролог к маю 1945-го, как истоки и корни его. Портреты Александра Невского и Дмитрия Донского, наконечник стрелы русского воина, найденный ребятами на Куликовом поле, и реликвии севастопольской обороны XIX века, тоже привезенные с места боев, память о Суворове, Кутузове, Ушакове, Нахимове и других великих наших предках — так возникает исторический образ русской неодолимости в борьбе за Родину.

Естественным продолжением становится раздел, который рассказывает о рождении и первых победах Красной Армии.

— А вам не предлагали в нынешнее время вот эту часть экспозиции убрать? — спрашиваю директора музея Ларису Анатольевну Давыдову перед стендом под названием “Ленин — вождь, учитель и полководец революции”.

— Конечно, предлагали,— отвечает она.— И не раз. Но мы говорим, что это наша история, а из истории, как из песни, слова не выкинешь.

Именно поэтому вслед за стендом “На защиту революции” в музее по-прежнему идет большой раздел “Творческий путь миллионов” — о создании советской промышленности, науки и культуры в 30-е годы, без чего не было бы нашей Победы, о стахановском движении, о героях труда, которые вскоре станут героями войны.

— Известен фронтовой подвиг Алексея Маресьева,— говорит Лариса Анатольевна, показывая его потрет.— Но далеко не все знают, что он был стахановцем на строительстве Комсомольска.

В Иркутской области жила в 1929—1930 годах семья Зои Космодемьянской. Разумеется, материалы об этом собраны в музее, как и материалы о подвиге комсомолки. Много интересного о героях-земляках, отличившихся на фронте и в тылу. А фотокопии партийных билетов Николая Островского, Валерия Чкалова, Михаила Шолохова и других выдающихся сынов и дочерей Отчизны напоминают о том, чего никогда не вправе забывать страна: партия коммунистов стала вдохновителем и организатором Великой Победы. Впрочем, из нашей истории сейчас пытаются выбросить не только отдельные слова, но и целые страницы. Пытаются многое извратить и подменить. Меня порадовало, что музей взял на себя миссию восстановления правды для школьников. Они приходят сюда классами — не только на обзорные экскурсии, но и на циклы лекций, посвященные великим битвам той войны, городам-героям, советским полководцам и т.д. 

Хотя, пожалуй, я неточно употребил тут слово “лекции”. Лично убедился, насколько увлекательно умеют строить сотрудники музея свой рассказ, рассчитанный на ребят. К тому же помогают впечатляющие экспонаты, собранные такими же ребятами в течение десятков предшествующих лет. Теперешний директор, сама с 1981 года школьницей ездившая в экспедиции, свидетельствует: багажными вагонами отправляли в Ангарск по тысяче и более килограммов будущих экспонатов. Так что теперь юные посетители могут, например, не только посмотреть, но и “покрутить” настоящую корабельную артиллерийскую установку, познакомиться с устройством огромной торпеды, позвонить в морской колокол или определить направление по корабельному компасу... Интересно всем!

Здесь подлинная, а не поддельная “Молодая гвардия”

В подлинности, реальности экспонатов — основная действенная сила любого музея. У кого не перехватит горло при виде кусочка высохшего блокадного хлеба (125 граммов!), который сохранила ленинградская женщина, передав затем этот бесценный дар ребятам из далекого сибирского города. Моряки “Авроры” вручили им спасательный круг с исторической надписью. А вот обгорелые предметы сельского быта сами они собирали когда-то на пепелище сожженной фашистами белорусской Хатыни...

Всего, что остро волнует на трех этажах этого вместительного здания и чему может позавидовать даже видный столичный музей, перечислять не берусь. Но самым волнующим был и остается, наверное, зал “Молодой гвардии”. Душу свою сумел вложить сюда Иван Никитович Пурас, ушедший из жизни в 1999 году. Передал собственное трепетное восхищение и поклонение памяти юных героев своим ангарским воспитанникам.

Здесь тоже масса уникальных экспонатов. Например, пишущая машинка, которую Сергей Тюленин и Радик Юркин унесли с подожженной ими немецкой биржи труда. Радиоприемник (один из двух), по которому принимались сводки Совинформбюро. Учебники Олега Кошевого и вышивки, сделанные руками Любы Шевцовой и Ульяны Громовой... Сохранились интересные рассказы и о том, при каких обстоятельствах эти и другие реликвии стали достоянием сибирского музея. Ведь со многими родителями молодогвардейцев и с оставшимися в живых героями у ангарских ребят установилась в свое время прочная дружба, а вдова коммуниста Филиппа Петровича Лютикова, одного из организаторов партизанского подполья в Донбассе, даже приезжала в Ангарск.

На этом фоне очень странным показалось ангарчанам показушное нашествие новоявленной фальшивой “Молодой гвардии” от “единороссов”, когда недавно в Краснодоне проходили юбилейные мероприятия.

— Поразительно! — говорили мне в музее.— Эти, с позволения сказать, “молодогвардейцы” почти ничего не знают о подлинной “Молодой гвардии”.

Видимо, считают для себя необязательным. Комсомолец и коммунист — для этой публики вообще враждебные понятия. Но разве можно оторвать Великую Победу от коммунистов и комсомольцев, которые завоевывали ее в первых рядах сражающегося народа?..







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме