11:01 06.05.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Член ЦИК РФ Е.И.Колюшин высказал особое мнение об итогах выборов президента РФ: Нарушен принцип свободных выборов

Особое мнение члена ЦИК РФ Колюшина Е.И. о Протоколе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации (подписан 7 марта  2008г.,  к Протоколу прилагается Сводная таблица ЦИК РФ о результатах выборов Президента Российской Федерации)

ЦИК РФ признал 7 марта  2008г. выборы Президента Российской Федерации состоявшимися и действительными. Ст.76 п.6 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации  обязывает меня поставить свою подпись в Протоколе ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, к которому прилагается Сводная таблица ЦИК РФ о результатах выборов Президента Российской Федерации.

В силу п.7 названной статьи член ЦИК РФ с правом решающего голоса несогласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Мое несогласие с Протоколом и приложенной к нему Сводной таблицей выражается в том, что зафиксированные в  арифметическом виде сведения  на выборах Президента РФ в декабре 2007г. – марте 2008г. получены,  в том числе,  и за счет нарушенияпринципа свободных выборов.

1.Принцип свободных выборов установлен в статье 3 Протокола № 1 от 20 марта 1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод  (ETS № 5) 1950 г. Рассматривая жалобу группы греческих граждан, Европейский Суд по правам человека согласился с мнением представителей греческого Правительства касательно “так называемого особого отношения к некоторым категориям государственных служащих и политических деятелей, которые в силу своего положения располагают большими возможностями влияния на избирателей…” “…Требуя, чтобы государственные служащие, желающие выдвинуть свои кандидатуры на выборах, оставили свои посты за тридцать три месяца до начала выборов, конституционный законодатель не превысил пределов усмотрения, предоставленных государствам - участникам Конвенции в свете статьи 3 Протокола N 1”.

2.Общеевропейская концепция принципа свободных выборов, именуемого «принципом свободного голосования», включает два аспекта:

свободное формирование избирателем своего мнения;

свободное выражение мнения избирателя: свободную процедуру голосования и точную оценку результатов (раздел 3 Пояснительного доклада Свода рекомендуемых норм при проведении выборов, принятого на 52-й сессии Венецианской комиссии 18-19 октября и 30 октября 2002 г.

В первую очередь требование беспристрастности обращено на государство и его органы, “особенно в том, что касается использования средств массовой информации, средств наглядной агитации, права на проведение демонстраций в общественных местах и финансирования партий и кандидатов”. Государство также обязано обеспечивать участие в выборах кандидатов, выдвинутых в соответствии с законом, давать избирателям знакомиться со списками кандидатов и кандидатами и пресекать всякие попытки со стороны физических лиц препятствовать свободному формированию мнений избирателей. Государство обязано пресекать любые нарушения в ходе выборов.

Конституция Российской Федерации в статье 3 указала на свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа. Аналогичное положение содержится в преамбуле к Федеральному закону от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме Российской Федерации».  Федеральным  законом  от 10 января 2003г.  “О выборах Президента Российской Федерации” предусмотрено, что участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. “Никто не вправе оказывать воздействие на   гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению” (ст.1).

3.Известно, что важную роль в формировании мнения избирателей играют СМИ, которые как информируют о выборах, так и используются политическими партиями, кандидатами для ведения предвыборной агитации. Названный принцип наполняется конкретным содержанием, в частности,  и в нормах  законодательства,  регулирующих  предвыборную агитацию (ст. 48-56 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”).  

Практика  президентской избирательнойкампании показала, что нормы избирательного законодательства (в частности, п.5 ст.46 Федерального закона о выборах Президента РФ)  относительно освещения в СМИ предвыборной деятельности кандидата, запрета дискриминации (умаления прав) какого-либо кандидата, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений, запрета комментирования сообщений в информационных блоках  трактуются таким образом, что кандидат в Президенты РФ, занимающий    высокое должностное положение в системе исполнительных органов государственной власти и  имеющий  по этой причине преимущественный по сравнению с другими кандидатами доступ к СМИ с государственным участием в течение всей избирательной кампании находился в привилегированном положении по отношению к другим кандидатам, участвующим  в президентских выборах. Так, по результатам мониторинга новостей с 2 по 25 февраля 2008 г. Центр экстремальной журналистики определил время, которое уделялось каждому кандидату в новостях в эфире прайм-тайма, а именно: 4 часа  - Д.А.Медведев; 18 минут – А.В.Богданов; 50 минут – В.В.Жириновский; 45 минут – Г.А.Зюганов (“Труд”,  29 февраля 2008). 29 февраля 2008г. в информационной программе “Время” (начало в  21 час)  давалась информация об избирательных кампаниях четырех зарегистрированных кандидатов на должность Президента РФ. При этом предвыборная деятельность трех  кандидатов освещалась с комментариями по каждому, а по времени совокупная информация  на трех кандидатов была   в  несколько раз меньше по сравнению с одним из кандидатов.

Такое понимание избирательного законодательства позволяет под видом информирования в СМИ о профессиональной деятельности должностного лица   осуществлять активное влияние  на настроения избирателей. Поскольку Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 октября 2003г. сделал вывод о том, что информирование любого характера может как и агитация  побудить избирателей сделать тот или иной выбор, постольку неравный доступ кандидатов к СМИ не обеспечивает свободное формирование волеизъявления избирателей. 

Избирательное законодательство  с декабря 2006г.  практически запрещает зарегистрированным кандидатам и политическим партиям использовать эфирное время на телевидении для размещения негативной информации о других кандидатах, избирательных объединениях (ст.56 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, ст. 56 ФЗ о выборах Президента РФ). Зарегистрированный кандидат, политическая партия не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;

б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;

в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;

г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов."

Эти положения избирательного законодательства, конституционность которых весьма сомнительна,  получили  на практике весьма широкое толкование,   позволяющее должностным лицам вмешиваться в содержание, тематику и формы изложения агитационного материала.

Многие организации телерадиовещания предоставили значительную часть бесплатного эфирного времени в неудобное для избирателей время за пределами указанного в законе периода, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую  аудиторию.

Таким образом, неравный доступ граждан России, являющихся кандидатами  в Президенты РФ к СМИ с государственным участием, запрет негативной информации в агитационных материалах, публикуемых по телевидению, выпуск в эфир бесплатных агитационных материалов в период, который приходится на рабочее время или время отдыха большинства граждан   препятствуют свободному формированию волеизъявления избирателей.

4. Законодательство не предусматривает минимального уровня явки избирателей для признания выборов  состоявшимися и не ориентирует избирательные комиссии на достижение определенных показателей явки избирателей на голосование. Запрещено всякое принуждении к участию в голосовании или неучастию в нем. Речь идет о запрете всех форм принуждения со стороны в том числе, должностных лиц государственных органов и органов местного, организаций всех форм собственности. Фактически в высокой явке избирателей на голосование были заинтересованы почти все участники выборов, поэтому идея их бойкота и не нашла  поддержки избирателей.

 Однако зафиксированные в протоколе  показатели явки избирателей получены в том числе и за счет использования неправовых механизмов стимулирования явки избирателей на выборы посредством государственных органов и должностных лиц,  вменения в ряде мест руководителям организаций, прежде всего бюджетной сферы (образование, здравоохранение, социальное обслуживание)  несвойственных им функций учета избирателей, выяснения их партийных симпатий, проведения лотерей,  занижения числа избирателей, включенных в списки избирателей через механизм выдачи открепительных удостоверений, предоставления возможностей голосования вне места постоянного пребывания без открепительного удостоверения  и др.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 3 статьи 56 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами Президента Российской Федерации. Поскольку итоги голосования и результаты выборов в соответствии со статьями 72 – 76  Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» фиксируются  в протоколах  избирательных комиссий, где указывается число избирателей, принявших участие в голосовании, постольку  участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов.

Всплеск   лотерей, раздачи избирателям  накануне и в день голосования приглашений для участия в розыгрыше ценных призов во многих городах страны  свидетельствуют о зависимости   этих акций от итогов голосования,  результатов выборов, связи с президентской избирательной кампанией.

5. Нельзя не обратить внимание на попытки ослабления гарантий деятельности членов участковых избирательных комиссий. В соответствии с пунктом 15 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2003 года  «О выборах Президента Российской Федерации» член участковой избирательной комиссии  отстраняется от участия в ее работе,  если он нарушает законодательство о выборах Президента Российской Федерации и   на основании мотивированного решения участковой или вышестоящей комиссии. Требование мотивированности означает, что решение должно содержать указания на конкретные нарушения и положения законодательства, нарушенные членом участковой избирательной комиссии. До последнего времени на практике члены участковых избирательных комиссий не отстранялись от участия в  работе комиссии в день голосования. Однако  2 марта имелись случаи отстранения от участия в работе членов УИК с правом решающего голоса за отказ выполнять распоряжения председателя УИК, которые член комиссии считает неправомерными,   без  указания мотивов отстранения, за нарушение общественного порядка, но без составления протокола об административном правонарушении и др.  

6. П.7 ст.76 Федерального закона о выборах Президента РФ обязывает ЦИК РФ приобщить к протоколу поступившие в Комиссию жалобы (заявления) на нарушение названного законаи принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Между тем ни одна  жалоба (заявление) на нарушения Федерального закона о выборах Президента РФ, поступившая в ЦИК РФ со 2 марта 2008г. до настоящего времени на заседании Комиссии не  рассматривалась, решения Комиссии  не принимались. Поступившие в ЦИК РФ жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона о выборах Президента РФ и решения по ним не  приложены к Протоколу о результатах выборов Президента РФ. Поэтому если ЦИК РФ не  рассмотрел  жалобы  и заявления на такие нарушения, то в правовом государстве это может сделать суд. 

Прошу приложить к Протоколу о результатах выборов изложенное Особое мнение, сделать в протоколе соответствующую запись, а также – опубликовать Особое мнение. 

Член ЦИК РФ,

доктор юридических наук, профессор,                         Е.И.Колюшин

заслуженный юрист РФ







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме