00:15 04.05.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

«Правда»: Великий революционер — и в теории, и в делах. К 190-летию со дня рождения Карла Маркса

Карл Маркс занимает выдающееся место в истории человечества. На исходе XX столетия в Интернете был проведен международный опрос на тему: кто из ученых последних столетий оказал наибольшее влияние на судьбу человечества? Неожиданно для организаторов на первое место вышел Карл Маркс.

ЕГО СПОСОБНОСТИ проявились уже в гимназии. В аттестате зрелости читаем: “Родом из Трира, 17 лет от роду, евангелического исповедания, сын адвоката-стряпчего... Экзаменационная комиссия... выпускает его, питая надежды, что он оправдает возлагаемые на него благодаря его способностям надежды”.

В гимназии и первые годы учебы в Боннском ...и Берлинском университетах Карл пробовал силы в литературном творчестве, вступил в кружок молодых поэтов, даже напечатал два стихотворения в журнале младогегельянцев, но быстро понял, что это не его призвание. Критически оценивая свое творчество, он впоследствии признавал в нем лишь теплоту и искренность чувств. Вот, например, обращение к горячо любимой невесте Женни фон Вестфален:

Та, что сердце мне навек пленила,

Остается вечно молодой,

Ей не страшен времени прибой.

Любовь к Женни Карл пронес через всю жизнь.

Диапазон интересов молодого Маркса необычайно широк. Свободно владея латинским и греческим языками, он представляет докторскую диссертацию по одному из сложных вопросов древнегреческой философии. Перед ним маячит безбедная профессорская карьера. Но это — не для него.

Маркс погружается в практическую революционную работу в канун буржуазно-демократической революции в Германии в качестве редактора авторитетнейших немецких газет. Он делает их рупором революции. Но революция терпит поражение, газеты закрываются. Маркс вынужден эмигрировать. Рядом с ним верная Женни.

Маркс ведет колоссальную теоретическую работу, не прерывая практической революционной деятельности, но уже с позиций разрабатываемой пролетарской идеологии. Первый плод этой работы — “Манифест Коммунистической партии”, написанный совместно с неизменным другом и соратником Фридрихом Энгельсом.

В ПЕРВЫЙ ГОД ЭМИГРАЦИИ Маркс сотрудничал с буржуазным демократом Арнольдом Руге, но вскоре решительно с ним разошелся. Так вот Руге в частном письме от 25 января 1869 года так оценил только что вышедший первый том “Капитала” Маркса:

“Уважаемый г-н Штейнталь!

Одновременно с этим письмом я отправляю Вам бандеролью книгу Маркса о капитале... Это произведение делает эпоху; оно проливает яркий, нередко резкий свет на развитие, гибель, родовые муки и страшные дни страданий общества в различные периоды. Объяснение прибавочной стоимости неоплаченным трудом, объяснение экспроприации рабочих, которые прежде работали на себя, и обоснование предстоящей экспроприации экспроприаторов — всё это сделано классически.

Заключение гласит: “Капиталистический способ производства и присвоения, а следовательно, и капиталистическая собственность есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Отрицание этого отрицания снова восстанавливает индивидуальную собственность, но на основе достижений капиталистической эры, а именно — на основе кооперации свободных работников и их общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства”.

Неплохо изложено! Кто из нынешних наших буржуазных идеологов так добросовестно относится к книгам Маркса? Впрочем, сам Руге так и не примкнул к единомышленникам Маркса, не смог вырваться из болота буржуазно-демократического миросозерцания.

В среде пролетарского мировосприятия нередко бытует непонимание того, что строго научные выводы Маркса ни в коей мере не являются и не могут являться чертежом будущего. Эти выводы требуют всякий раз корректировок на основе глубокого диалектического анализа и конкретизации в изменяющейся исторической обстановке. Мастером такого подхода к делу был Владимир Ильич Ленин.

Фридрих Энгельс в частном письме 1895 года решительно утверждал: “Всё миропонимание Маркса — это не доктрина, а метод. Оно дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования”.

Сам Маркс в письме к русским читателям “Отечественных записок” (1877 год) подчеркивал, что он ученый, а не пророк: “Конструирование будущего и провозглашение раз и навсегда готовых решений для грядущих времен не есть наше дело”.

Когда те или иные деятели, не поняв или превратно поняв Маркса, прикрывались самоопределением “марксисты”, Маркс с раздражением дистанцировался от них, заявляя, что он “не марксист”. Не раз он подчеркивал, что его анализ и выводы сделаны на основе изучения истории западноевропейского капитализма. Другие разновидности капитализма или его позднейшие стадии требуют дополнительного анализа и выводов.

Несмотря на все необходимые оговорки, Маркс действительно сделал эпоху в познании законов развития человеческого общества. Он дал ключ, метод к правильному познанию сложнейших явлений. Необходимо не просто изучать “Капитал”, а овладевать марксовой логикой, методом исследования. В.И. Ленин как-то заметил, что Маркс не оставил нам труд по логике, но он оставил нам логику “Капитала”. При этом Ленин замечал, что “нельзя вполне понять “Капитал” Маркса, не проштудировав всего Гегеля”.

Нобелевский лауреат экономист Василий Леонтьев, консультант японского правительства эпохи японского экономического чуда, в одной из своих работ признался, что все суперсовременные буржуазные экономические теории имеют ограниченные пределы применения, не могут служить надежным способом прогноза будущего и то и дело обмишуриваются. Леонтьев пишет, что, когда у него появлялась потребность взглянуть в целом на механизм функционирования капитализма, он возвращался к “Капиталу” Маркса.

НАСКОЛЬКО ГЛУБОК МАРКС, можно судить по следующему примеру. Маркса отличала потрясающая научная добросовестность, которая не позволяла публиковать что-то, что он еще досконально и всесторонне не продумал. Это превращалось порой в недостаток. Энгельс был потрясен, когда, разбирая рукописи Маркса после его кончины, обнаружил гениальное объяснение закона средней нормы прибыли, сделанное за 20 лет до этого. Энгельс решил провести эксперимент, подзадорив современных ему экономистов решить эту задачу, публично сформулировав ее. И что же? Никто решить задачу не смог.

Все усилия апологетов капитализма опровергнуть Маркса кончаются ничем. А разве экономические модели, по которым живет нынешняя Россия, не обнаруживают признаков банкротства или несостоятельности?

Одновременно Маркс был выдающимся практическим революционным деятелем. Становление коммунистического рабочего движения, вначале малочисленного международного “Союза коммунистов”, а затем и Международного товарищества рабочих — I Интернационала было результатом его колоссальной энергии.

Маркс не терпел делового разгильдяйства. Когда в Лондоне был основан кооператив по изданию остро необходимой газеты, но из-за безалаберности и неделовитости прогорел, Маркс возмущался, полагая, что единоличный хозяин в данном случае действовал бы успешнее. Сам Маркс в молодости блестяще редактировал прогрессивные газеты и не оставил хозяевам-акционерам ни талера долгов. Но когда требовалось, Генеральный совет отдавал последние деньги на помощь, скажем, бежавшим от расстрелов парижским коммунарам. Известен случай, когда Маркс, чтобы помочь заболевшему рабочему — члену Генерального совета, когда у самого денег не было, заложил лучшее платье своей жены, с ее согласия, в ломбард.

В материальном плане Маркс прожил трудную жизнь. Даже постоянная помощь его друга Фридриха Энгельса не избавляла его временами от полунищеты. Работать на буржуазию Маркс принципиально не хотел. Буржуазия мстила тем, что не давала ему заработать литературным трудом, чувствуя в его работах угрозу своему существованию.

В одном из писем Энгельсу Маркс с горечью написал, что если бы он начал жизнь заново, то пошел бы по тому же пути, кроме одного: не позволил бы себе жениться. Ему невыносимо было видеть страдания от безденежья любимой жены и дочерей. А они были его верными сподвижниками и помощниками. Жена часто выполняла роль его секретаря. Именно Женни переписала Марксу для издания такую трудную теоретическую работу, как “К критике политической экономии”.

ПЕРЕРАБОТАВ своим могучим умом накопленные знания человечества, прежде всего в области философии, логики, политэкономии и тогда еще утопического социализма, Маркс открыл эру научного социализма. В научном социализме нет простых решений, нетерпимы школярство, догматизм, ура-революционность. Научный социализм — это наука, и ее, как и всякую науку, необходимо изучать и развивать. Это подчеркивал не раз сам Маркс.

Леность научной мысли неизбежно ведет к провалам на практике. Историю делают люди. Без их волевых усилий и практической деятельности ничто не совершается. Исторического фатализма не существует. История развала СССР — тому наглядное подтверждение, ибо объективных глубинных причин поражения социализма не было. Возникшие проблемы и трудности при наличии ума и политической воли партийного и государственного руководства могли быть решены в рамках социалистической системы. Контрреволюционную реставрацию власти капитала можно было избежать.

Материалистическое понимание истории человечества, открытое Марксом, является ключом для осмысления всего исторического развития, для его понимания.

В своих главных работах Маркс стремился донести именно эту идею до читателей, оставляя при этом несколько в стороне роль активности самого человека. Однако в практической деятельности и политических произведениях Маркса исторический фатализм начисто отсутствует. После его кончины Энгельс, развивая идеи друга, не раз вынужден был разъяснять роль активности людей и влияния их деятельности на экономический базис.

В письме к Ф.А. Зорге (1894 год) Энгельс выносит убийственный приговор современному ему догматизму: “Здешняя [английская.— В.О.] Социал-демократическая федерация разделяет с вашими немецко-американскими социалистами право быть отмеченной как единственная партия, ухитрившаяся превратить теорию развития Маркса в окаменелую ортодоксию, к пониманию которой рабочие должны прийти, не руководствуясь своим собственным классовым чутьем, а проглотив ее залпом и без рассуждений в качестве символа веры. Поэтому обе партии остаются лишь сектами и придут, как говорил Гегель, от ничего, через ничто к ничему”.

ВНИМАТЕЛЬНО И СОЧУВСТВЕННО Маркс относился к революционному движению в России. Среди русских революционеров у него было немало друзей. Некоторые их них, например, Герман Лопатин, Елизавета Дмитриева (Кушелева) вызывали его искреннее восхищение. Очень высоко ценил Маркс Н.Г. Чернышевского. И символично, что первый перевод “Капитала” Маркса на иностранный язык осуществлен в России и сделан, по отзыву Маркса, мастерски. Маркс специально выучил русский язык, чтобы читать русскую литературу в подлиннике.

Чтение и изучение научных трудов и переписки Карла Маркса — важная составляющая идейной закалки коммуни-стов. Карл Маркс был и остается основоположником победоносной борьбы трудящихся за светлое будущее, без эксплуатации человека человеком. Маркс проницательно полагал, что переход от капитализма к социализму пройдет через эпоху приливов и отливов революционного движения, побед и поражений. Самое прискорбное из поражений — распад Советского Союза. Однако социализм в мировом масштабе жив, силы его растут, и победа его рано или поздно неотвратима.

Но, как учил К. Маркс, только практическая борьба в органическом сочетании с теоретической работой может привести к созданию реальных условий для перехода власти в руки трудящихся, к возрождению Советской власти и социалистическим преобразованиям изжившей себя капиталистической экономики.

Виктор ОРЛОВ.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...

25—26 апреля в Москве, в Институте философии РАН, на базе семинара “Марксовские чтения” прошла международная научно-практическая конференция “Учение Маркса в XXI веке”. В ней приняли участие ученые и политические деятели из России, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Кубы, Венесуэлы, Испании и других стран.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме