03:00 23.04.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

ПАСЕ признала несомненными данные телемониторинга Центра исследований политической культуры России. Президентские выборы не признаны ни свободными, ни справедливыми. Полный доклад специальной комиссии Бюро ПАСЕ

KPRF.RU публикует полную версию доклада Специальной комиссии Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы по наблюдению за ходом президентских выборов в Российской Федерации, который был оглашен на прошлой неделе на весенней сессии ПАСЕ в Страсбурге. Многие положения и выводы совпадают или близки к оценкам, которые дали Пленум ЦК КПРФ, Президиум ЦК партии и Г.А.Зюганов. Несмотря на всю осторожность выражений, ПАСЕ поставила под сомнение свободный и справедливый характер президентских выборов в России. При этом, опираясь на данные мониторинга телеэфира, проводимого Центром исследований политической культуры России, отмечено отсутствие «равного доступа всех кандидатов к телевизионным каналам». При этом сами данные мониторинга ЦИПКР, как отмечено в докладе ПАСЕ, никто, даже официальные власти, не ставит под сомнение.

Doc. 11536

17 марта 2008 года

Наблюдение за ходом выборов в Российской Федерации

(2 марта 2008 года)

Доклад    Специальной комиссии Бюро Парламентской Ассамблеи Докладчик: г-н Андреас Гросс, Швейцария, Социалистическая Группа. Содержание

I.      Введение

1. Бюро Парламентской Ассамблеи на заседании от 17 декабря 2007 года приняло решение создать специальную комиссию из 30 человек для наблюдения за ходом президентских выборов в Российской Федерации (2 марта 2008 года), при условии получения приглашения, и разрешило создать предвыборную миссию в составе пяти человек (один человек от каждой политической группы), выбранных среди членов специальной комиссии. После получения приглашения от Председателя Государственной Думы Российской Федерации г-на Бориса Грызлова на заседании Бюро от 25 января 2008 года был утвержден состав Специальной комиссии, а я назначен ее председателем.

2. К Сожалению, в последний момент, в связи с непредвиденными обстоятельствами, члены Группы "Европейские демократы" и "Альянса демократов и либералов за Европу" отказались от участия в Предвыборной миссии.

3. В Секретариат Специальной комиссии вошли г-н Дронов, г-н Шахбазьян, г-жа Жамаль, г-н Феррер, г-жа Масон и г-жа Баргеллини, а в состав Предвыборной миссии - г-н Дронов, г-жа Годфрей и г-н Макдональд.

4. Предвыборная миссия находилась в Москве с 7 по 8 февраля 2008 года. Она встречалась с членами российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы, с тремя из четырех кандидатов на пост президента и руководителем избирательного штаба четвертого кандидата г-на Медведева. Она также имела встречу с Председателем Центральной избирательной комиссии (ЦИК), членами дипломатического корпуса, аккредитованными в Москве, а также с представителями гражданского общества и средств массовой информации. Миссия встречалась с г-ном Михаилом Касьяновым, кандидатура которого была отклонена Центральной избирательной комиссией России из-за слишком большого количества «недействительных подписей» в списке в его поддержку.

6. В заявлении, опубликованном по окончании своего визита (Приложение 1), Предвыборная миссия выразила озабоченность относительно перспектив проведения свободных и справедливых президентских выборов в Российской Федерации в 2008 году. Эта озабоченность касалась почти непреодолимых трудностей, с которыми сталкиваются при регистрации независимые кандидаты, не спонсируемые официальной партией, и неравного доступа к средствам массовой информации для кандидатов. Миссия, в частности, высказал критические замечания по поводу доминирования на телевидении кандидата, представленного как «назначенного преемника» в связи с его официальным положением заместителя Премьер-министра.

7. Специальная комиссия выполняла свою миссию по наблюдению за президентскими выборами с 28 февраля по 3 марта 2008 года (см. Приложение 2 к Программе визита). На заседании от 1 марта был принят план проведения наблюдения за ходом выборов в Москве и ее пригородах, в Санкт-Петербурге и его пригородах и в Ярославле.

8. Специальная комиссия была единственной парламентской делегацией, осуществлявшей наблюдение за ходом президентских выборов в Российской Федерации. Бюро Демократических Институтов и Прав Человека ОБСЕ посчитала невозможным развернуть свою долгосрочную миссию наблюдателей из-за временных сроков, установленных Центральной избирательной комиссией, а также ограничений по численному составу наблюдателей.   Парламентская   Ассамблея      ОБСЕ,   Ассамблея   НАТО   и Северный Совет также решили не направлять наблюдателей на эти выборы. Европейский парламент не получил приглашение. Заявление для печати было сделано главой делегации Парламентской Ассамблеи по наблюдению за президентскими выборами в Российской Федерации на пресс-конференции, проведенной 3 марта 2008 года в 11 час. 30 мин. (Приложение 3).

9. Специальная комиссия встречалась с тремя кандидатами на пост президента: г-ном Зюгановым, г-ном Жириновским и г-ном Богдановым, а также с руководителем избирательного штаба г-на Медведева. Специальная комиссия также встречалась с Председателем Центральной избирательной комиссии г-ном Чурновым; послом Словакии г-ном Августином Сизаром, предоставляющим Председателя Комитета Министров Совета Европы; послом Марко Франко, главой Бюро Европейского Союза в Москве; руководителем российской парламентской делегации в ПАСЕ г-ном Косачевым и Председателем Комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству г-ном Плигиным. Кроме этого, я, в качестве Председателя комиссии, встречался с Председателем СПС г-ном Белых, лидером партии «Яблоко» г-ном Явлинским, а также с нашими коллегами г-ми Косачевым и Слутским.

II. Политическая обстановка, юридические в рамки, регистрация политических партий и избирательная кампания

10. Президентские выборы в Российской Федерации состоялись несколько месяцев спустя после законодательных выборов, проведенных 2 декабря 2007 года. Действующий президент не мог выставить свою кандидатуру в связи с положением конституции, ограничивающим пребывание в должности двумя сроками, и он поступил мудро не посягнув на это положение, хотя для этого в Думе у него было большинство в две трети голосов. На этих выборах, которые больше походили на плебисцит восьми последних лет в стране, российский народ проголосовал за стабильность и продолжение курса, связываемые с действующим президентом и кандидатом, которого он поддерживал.

11. Закон о президентских выборах и Закон об избирательных гарантиях являлись юридическими рамками этих президентских выборов.

12. Установленное законом обязательство для лиц, желающих зарегистрироваться в качестве независимых кандидатов, представить в ЦИК два миллиона подписей (не менее 50 000 от одного субъекта Федерации) -при этом для этих выборов в тридцатидневный срок - было рассмотрено наблюдателями как неразумное препятствие. Практически независимый кандидат не имел никаких шансов выполнить это обязательство.

13. ЦИК зарегистрировал четыре кандидата: три кандидата от партий, представленных в Думе (Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократической партии России (ЛДПР) и Единой России со справедливой Россией) и один кандидат от партии, не представленной в Думе (Демократической партии России). Кандидатура независимого кандидата г-на Касьянова была отклонена из-за слишком большого количества «недействительных подписей» в списке в его поддержку.

14. Результаты выборов были ясны уже в самом начале, поскольку действующий президент - воплощение стабильности, экономического роста и возвращения Российской Федерации на международную арену в качестве ключевого участника- поддержал кандидатуру г-на Медведева, Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.

15. При этом г-н Медведев, в качестве кандидата, заявил в декабре 2007 года, что в случае его избрания Президентом Российской Федерации он предложит пост премьер-министра действующему президенту. 17 декабря 2007 года, на Конференции Единой России Президент Путин принял это предложение. С этого дня результаты выборов 2 марта стали еще более очевидными.

16. Во время президентских выборов основное опасение властей Российской Федерации было связано с неявкой избирателей из-за чрезвычайно высокой предсказуемости результатов голосования. Коэффициент участия считался основным для обоснования законности вновь избранного президента. С этой целью, избирательная кампания характеризовалась различными пропагандистскими мероприятиями, организованными ЦИК и федеральными, региональными и местными органами власти для того, чтобы побудить избирателей голосовать. Широко использовались все инструменты избирательной кампании, а людям, которые впервые участвовали в выборах вручались презенты, а не только цветы, как это принято в Российской Федерации.

17. Специальная комиссия ознакомилась с утверждениями о широкомасштабными злоупотреблениями средствами администрации (инфраструктура, фонды и государственные служащие) для поддержки г-на Медведева. В качестве примера, нам стало известно, что местные власти получили инструкцию препятствовать встречам г-на Зюганова с избирателями в Ульяновской области, и что в ряде случаев издательские дома отказывались печатать материалы избирательной кампании кандидатов от оппозиции. Специальная комиссия не смогла ни опровергнуть, ни подтвердить эти утверждения.

18. По сравнению с выборами в Государственную Думу 2 декабря 2007 года, президентская избирательная кампания проходила боле сдержанно. С учетом отказа г-на Медведева участвовать в теледебатах, эти теледебаты рассматривались большинством наших собеседников как лишенными интереса. Дебаты были отмечены инцидентом, когда г-н Жириновский оскорбил и грубо обошелся с кандидатом г-ном Богдановым.

19. Любой, кто хочет понять Россию, должен понимать ее амбивалентность. Действительно, если 70 % россиян были готовы согласиться  с  любым  лицом,  которое действующий  президент  назначит своим преемником, 45 % из них были убеждены, что президентские выборы 2 марта не были показательными в плане справедливости.

III.       Освещение в СМИ

20. В связи с отсутствием долгосрочной миссии Бюро Демократических Институтов и Прав Человека ОБСЕ, настоящая делегация не смогла воспользоваться надежным и независимым анализом СМИ, который, как правило, предоставляет миссия БДИПЧ в распоряжение делегаций парламентских наблюдателей.

21. Раньше делегаций Парламентской Ассамблеи, наблюдающие за законодательными и президентскими выборами в Российской Федерации выражали свою озабоченность отсутствием сильных и независимых СМИ, в частности электронных СМИ, которые могли давать взвешенное освещение кампании. То же самое имело место в ходе выборов 2 марта 2008 года. Согласно анализу мониторинга СМИ, проведенного Центром исследований политической культуры в Российской Федерации (который никто, даже официальные власти, не ставит под сомнение), был паритет эфирного времени, предоставленного кандидатам, но в то же время около 80 % информации в часы пик (с 19 до 22 часов) было выделено г-ну Медведеву в его качестве Заместителя Председателя Правительства. Хотя законодательство Российской Федерации не содержит обязательство для лиц, занимающих высокие должности, удаляться от дел, когда они являются кандидатами на новый пост, следует решить, как должны вести себя в будущем высокопоставленные лица, если они выдвигают свою кандидатуру га новые государственные должности.

22. Мы узнали, что письменная пресса отражала большое разнообразие мнений, в то время как телевизионные каналы, принадлежащие государству или контролируемые государством, национального масштаба не смогли проявить непредвзятость при освещении политических событий. При этом письменная пресса, в частности, более независимые газеты, не имеют широкой аудитории. Такое освещение событий з СМИ   не способствовало подлинно демократическому процессу. Кандидат от правящей партии постоянно присутствовал на телеэкранах. Такого рода проблема могла бы быть решена путем создания государственного подлинно независимого телевидения.

23. Специальная комиссия еще раз высказалась за необходимость обеспечения равного доступа всех кандидатов к телевизионным каналам. Согласно независимым аналитикам, эта проблема является кардинальной для Российской Федерации, поскольку около 90 % информации, получаемой гражданами, передается по телевизионным каналам.

IV. День выборов

24. Специальный комитет разделился на 14 групп. Каждая группа посетила от 10 до 15 избирательных участков и наблюдала за открытием избирательных участков, голосованием и подсчётом голосов в Москве и вокруг неё, в Санкт- Петербурге и вокруг него, а также в Ярославле. Общее впечатление об организации и проведении голосования было положительным.

25. Следует отдать должное администрации выборов, которая обеспечила эффективное и профессиональное проведение процесса голосования и подсчёта голосов.

26. Однако, членами специального комитета были отмечены некоторые нарушения, имевшие место в день выборов. К сожалению, открытое голосование, отмеченное в докладе миссии Ассамблеи по наблюдению за выборами в ходе прошлых парламентских выборов, было также широко распространено и во время президентских выборов. В некоторых случаях урны для голосования были опечатаны недостаточно надёжно. По нашему мнению, кабины для голосования на многих избирательных участках не обеспечивали достаточную тайну голосования. Электронные машины для голосования были нами сочтены особенно ущербными с точки зрения обеспечения тайны голосования, поскольку большая часть пользовавшихся ими избирателей вставляли в них бюллетени лицевой стороной вверх, что полностью компрометировало концепцию тайны голосования.

27. Другим источником озабоченности было чрезмерно массовое присутствие на многих избирательных участках полицейских в форме и сотрудников органов безопасности в штатском.

28. Наблюдатели доложили о некоторых проблемах, возникавших во время подсчёта голосов и сведения результатов в таблицы, в том числе о случаях, когда число подписей в избирательных списках не соответствовало количеству полученных бюллетеней для голосования. В Санкт-Петербурге на избирательном участке №1430 под видимым нажимом со стороны представителя Территориальной избирательной комиссии было отвергнуто требование местного наблюдателя от Коммунистической партии.

V. Результаты выборов

29. Согласно информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, г-н Медведев выиграл президентские выборы в Российской Федерации, получив 70,28% голосов при участии в выборах 64,21 % избирателей.

30. Кандидат Коммунистической партии г-н Зюганов получил 17,72% голосов, кандидат Либерально-демократической партии г-н Жириновский получил 9,35%о голосов, кандидат Демократической партии г-н Богданов получил 1,30% голосов (см. приложение 4).

VI. Выводы и рекомендации

31. Специальный комитет пришёл к выводу, что результаты президентских выборов, состоявшихся 2 марта 2008 года в Российской Федерации, являются отражением воли контингента избирателей, чей демократический потенциал, к сожалению, не был использован.

32. На президентских выборах, которые скорее носили характер плебисцита по вопросу о последних 8 годах жизни этой страны, народ России голосовал за стабильность и преемственность, ассоциирующиеся с действующим Президентом и с выдвинутым им кандидатом. Избранный Президент будет иметь прочный мандат, выданный ему большинством россиян.

33. В то же время, специальный комитет указал на то, что в ходе данных выборов повторилось большинство недостатков, выявленных во время выборов в Думу в декабре 2007 года, а также в ходе визита предвыборной миссии Ассамблеи в феврале 2008 года. Ни одной из озабоченностей, высказанных предвыборной миссией, в преддверии выборов 2 марта никто не занимался. Не были учтены озабоченности в связи с регистрацией кандидатов, что ставит под вопрос уровень того, насколько эти выборы были свободными. Не улучшилось положение с равным доступом кандидатов к средствам массовой информации и к общественности в целом, что ставит под вопрос справедливый характер выборов.

34. Процедуры регистрации кандидатов должны быть упрощены, чтобы стать более содержательными и менее обременительными для независимых кандидатов. Необходимо также улучшить законодательство о финансировании избирательной кампании с целью обеспечения большей прозрачности этого процесса.

35. Жалобы участвующих кандидатов, их партий, независимых наблюдателей и других лиц должны рассматриваться более тщательно и вести, когда это необходимо, к принятию соответствующих мер и внесению поправок в процедуры, касающиеся выборов, в будущем.

36. Специальный комитет поддержал проект Председателя ЦИК, касающийся того, чтобы в будущем телевизионные дебаты были более привлекательными для общественности, кандидатов и телекомпаний, чтобы с учётом этого ни один из кандидатов не стал их игнорировать.

37. Специальный комитет положительно оценил намерение своих коллег из Думы и ЦИК провести оценку существующего избирательного законодательства в свете опыта выборов в Думу 2007 года и президентских выборов 2008 года. Как уже предлагалось в отчётах о наблюдении за выборами в 2004 и 2007 г.г., делегация рекомендовала проведение дальнейших реформ для обеспечения независимости средств массовой информации в Российской Федерации, в частности посредством создания действительно независимой общественной системы вещания, которая была бы свободной от влияния и контроля со стороны государства и не была бы подвержена манипуляциям других материально заинтересованных лиц, считая, что создание общественного и независимого телевидения послужило бы делу демократии. В этой связи изменение существующего избирательного законодательства должно осуществляться в тесном сотрудничестве с экспертами из Венецианской комиссии Совета Европы.

38. Специальный комитет выразил сожаление в связи с отсутствием на выборах его традиционных партнёров по наблюдению за выборами, в особенности имеющих большой опыт наблюдателей от ОБСЕ\ БДИПЧ, и обратился с призывом к избранному Президенту проявить, з качестве одной из своих первых мер, достаточное доверие к своей собственной стране и своей собственной демократии и в будущем принимать более широкий круг официальных наблюдателей в течение более продолжительного периода времени.

39. Специальный комитет пришёл к выводу, что голосование было хорошо организовано, хотя он отметил те же недостатки, которые имели место на последних выборах в Думу. Чтобы выборы были хорошими, нужно, чтобы весь процесс, а не только день выборов, был хорошим. Тем не менее, делегация сочла, что даже если бы были урегулированы вопросы, вызвавшие у неё озабоченность, результаты голосования, которое, по сути дела, явилось вотумом доверия действующему Президенту, вероятнее всего не изменились бы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Предвыборная делегация Ассамблеи обеспокоена ограниченным выбором на президентских выборах в России

Москва, 08.02.2008 года - Предвыборная делегация Парламентской Ассамблеи Совета Европы (Ассамблеи), завершая двухдневный визит в Москву, выразила озабоченность перспективой проведения хороших президентских выборов в Российской Федерации.

По окончании визита, состоявшегося 7-8 февраля 2008 года, делегация заявила: «Выборы, на которых кандидаты сталкиваются с почти непреодолимыми трудностями при попытках зарегистрироваться, рискуют не быть квалифицированными как свободные. Выборы, на которых все кандидаты не имеют равных условий, вряд ли могут считаться  справедливыми.»

«Хотя предстоящие выборы некоторым могут показаться соревновательными с учётом наличия четырёх кандидатов, реальный выбор альтернатив в лучшем случае является ограниченным»,- заявила делегация.

«Мы разочарованы в связи с неучастием одного из кандидатов в теледебатах. Мы считаем, что публичные дебаты дают избирателям уникальную возможность увидеть сильные и слабые стороны претендентов на пост президента. Дебаты - это душа всяких выборов, и готовность участвовать в них символизирует приверженность демократическим принципам.»

«Мы вновь являемся свидетелями повторения недостатков, которые были отмечены на парламентских выборах в декабре 2007 года. Хотя все участники получают в принципе равное освещение, кандидат, выбранный в качестве«наследника», пользуется всеми преимуществами служебного положения. Как бы другие кандидаты ни пытались, они не могут получить такого же освещения на телевидении в то время, когда его смотрит максимальное количество зрителей.»

Делегация выразила сожаление в связи с отсутствием наблюдателей от БДИПЧ, которые обычно обеспечивают долгосрочные аспекты процесса наблюдения за выборами. « Их отсутствие ослябляет работу наших собственных наблюдателей»,- заявила группа Ассамблеи.

«Наконец, делегация имеет все основания считать, что проведение этих выборов будет исключительно эффективным. Однако, для хороших выборов требуется значительно больше, чем просто управление ими.»

Предвыборная миссия, в которую входили Андреас Гросс (Швейцария), Надежда Михайлова (Болгария), Мария Постойко (Молдова) Андреа Ригони (Италия) и Мевлют Кавусоглу (Турция)  провели обмен мнениями с тремя из четырёх кандидатов на пост президента и с руководителем избирательной кампании четвёртого кандидата, а также с г-ном Касьяновым, которому было отказано в регистрации его кандидатуры.

Она также имела встречу с Председателем Центральной Избирательной комиссии Владимиром Чуровым, представительным срезом средств информации и гражданского общества и с членами дипломатического корпуса в Москве. Делегация находилась в Российской Федерации по приглашению Спикера Думы Бориса Грызлова.

Контакт:

Ангус Макдональд, Отдел по связям Ассамблеи, моб.тел. + 33 6 30 49 68 20

2 Г-н Ригони не смог присутствовать, будучи занятым на выборах, а г-н Кавусоглу не участвовал по причине отмены поездки.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме