01:00 23.04.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Депутат Госдумы В.Ф.Рашкин в связи с обсуждением проблем сельского хозяйства на "правительственном часе" в госдуме 23 апреля: Продовольственная безопасность страны под угрозой

Несмотря на заверения властей, кризисное состояние российского села, агропромышленного комплекса в целом продолжает сохраняться и даже углубляться. Это является непосредственным результатом разрушительных реформ, проводимых при всестороннем покровительстве и поддержке западных стран и международных организаций.

Рашкин Валерий Федорович

Первый секретарь Саратовского обкома, член Президиума Центрального Комитета Коммунистической партии Российской Федерации, секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Плоды «реформ»

То, что принято называть реформированием аграрного сектора, в России вылилось в примитивное разграбление значительной части бывшей государственной собственности, попадание ее в руки неэффективных, а, зачастую, криминальных хозяев. Село все больше становится внутренней колонией и донором людских и материальных ресурсов для других сфер производства. Сохраняется низкая цена аграрного труда (примерно 38-40% по сравнению с ценой труда в экономике страны в целом, что ставит в заведомо дискриминационные условия отечественных крестьян по сравнению с западными сельхозтоваропроизводителями). Объем поддержки сельского хозяйства в расчете на один гектар пашни в развитых странах в десятки раз превышает соответствующий показатель в РФ.

Суровая статистика говорит о том, что на селе произошла демографическая катастрофа. За 17 лет в России исчезли 15 тысяч деревень, а в 9 тысячах осталось по 20-30 человек. В целом село потеряло 3,3 миллиона человек, депопуляцией охвачены 60 регионов страны, в 29 из них смертность превышает рождаемость в 2-4 раза. Особенно страшно, когда 23% умерших составляют женщины в трудоспособном возрасте.

В сельской местности более 77% детей в возрасте до 16 лет проживают в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума. Уровень занятости на селе составляет около 50%. Сокращается численность квалифицированных работников. Вложения в социальную сферу уменьшились в 13 раз. Около 35% сельского населения проживают за чертой бедности.

Многие колхозы и совхозы разрушены, а фермер не может обеспечить полноценное сельскохозяйственное производство. Зарастают бурьяном миллионы гектаров пашни. Слабеет плодородная сила земли, происходит истощение почвы, налицо массовая консервация земельных площадей.

Неудивительно поэтому, что данные социологических опросов показывают: более 65% респондентов оценивают аграрную политику, проводимую российскими властями, отрицательно и только 1% – положительно. Наиболее приемлемыми и перспективными для АПК России 94% респондентов назвали рыночные отношения, регулируемые государством, а наиболее приемлемыми формами земельных отношений – аренду (87%) и коллективное землепользование (64%).

На Саратовской земле

А как же обстоят дела в сельском хозяйстве Саратовской области, руководство которой было среди инициаторов купли-продажи земли?

Одним из показателей эффективности сельскохозяйственного производства является урожайность основных культур. К сожалению, здесь похвастаться нечем. Урожайность остается крайне низкой. А общий объем произведенной продукции в 2007 году сократился даже по отношению к предыдущему году: проса – на 23,1%, ячменя – на 27,4%, овса – на 37,7%, зерновых культур – на 39,3%, кукурузы – на 58,5%.

Рассмотрим еще один важный момент – качество земли. Согласно имеющимся данным, до 90% пашни в Саратовской области характеризуются низким и средним содержанием гумуса. При этом в 2007 году, согласно целевой областной программе, в почву внесено органических удобрений лишь 9% от плана, а минеральных – 21,1%.

Только с 2000 по 2007 год используемые площади пашни уменьшились с 262,1 тыс. га до 187 тыс. га. За три последних года произошло снижение долей площадей, используемых для кормовых целей, на 13%.

Или другая проблема: качество кормления скота. Так, в целом по Саратовской области у КРС наблюдается недостаточность каротина – 39%, общего белка – 10%, кальция – 13%, фосфора – 14%, щелочного резерва – 15%. В результате поголовье коров сократилось к началу 2008 года на 3,2%, свиней – на 24,2%. Производство мяса снизилось в 22 районах, а производство молока – в 21 районе.

Резко ухудшилось на селе качество питьевой воды. Так, в большинстве районов Заволжья доля неудовлетворительных по санитарно-химическим показателям проб водопроводной воды достигает 100%. Да и как может быть иначе, если 25,4% водопроводов не имеют зон санитарной охраны, 12% – комплексов очистки и обеззараживания.

У значительного количества специалистов на селе отсутствует высшее профессиональное образование. Сложившаяся система научного и кадрового обеспечения слабо соответствует новым рыночным условиям. Заработная плата в сельском хозяйстве области также остается одной из самых низких по всем отраслям региональной экономики.

Кстати, если сравнивать показатели по области с 1990 годом, то становится очевидным, что в глубоком кризисе находится не только сельское хозяйство, но и промышленность. Например, тракторных прицепов и полуприцепов в 2007 году было выпущено 1141, а в 1990 году – 30,2 тысячи, металлорежущих станков соответственно – 35 штук и 1994 штуки, троллейбусов – 351 и 3000, подшипников качения – 23,3 млн. штук и 65,5 млн.! Что касается сельскохозяйственной продукции, то и здесь цифры достаточно красноречивы: мяса и мясопродуктов по области в 2007 году произведено 15,6 тыс. тонн, а в 1990 году – 162,2 тысячи тонн. Масла животного – 2,72 тыс. тонн, и 24,1 тысяча тонн соответственно. Молока – 72,6 тыс. тонн и 326,5 тысяч тонн. Муки – 316,5 тыс. тонн и 782 тысячи тонн. Вот они, горькие плоды «реформ»!

Не блещут успехами и те отрасли, которые непосредственно связаны с сельским хозяйством, например, пищевая промышленность. Продолжает снижаться производство мясных полуфабрикатов, майонеза, муки и крупы, хлеба, макарон и особенно сахара (за прошлый год – на 26,3%). По комбикорму спад в 2007 году составил 35,1%. И такая ситуация наблюдается не только в Саратовской области, но и практически по всей России.

В тисках кризиса

В результате всех этих негативных явлений происходит постоянный рост цен на основные продукты питания. Известно, что в преддверии думских и президентских выборов власть сознательно пошла на их замораживание, но теперь они снова взлетели вверх. Этот процесс непосредственно связан с продовольственной безопасностью и инфляцией. Такое явление, когда инфляция порождается ростом цен на продукты питания, экономисты именуют термином «агфляция», и она имеет как минимум четыре причины. Первая связана с затратностью российского агропромышленного производства: к сожалению, по этому показателю мы далеко впереди многих западных стран. Вторая заключается в том, что отечественный продовольственный рынок полностью открыт для импорта, что создает неравные условия для отечественных сельхозтоваропроизводителей. Третья причина – существующая система ценообразования. Так, по ряду исследований, надбавка на этапе переработки сырья в России составляет 31-36% закупочной цены. Торговые наценки тоже достигают 25-30%. Ну и, наконец, диспаритет цен. Начиная с 2000 года, внутренняя цена на все энергоносителя выросла примерно в 5 раз. Более чем в 5 раз подорожал металл, стройматериалы (цемент – в 10 раз). Во столько же раз увеличились коммунальные платежи. Все это усиливает "агфляцию" (инфляция в аграрном секторе) и непосредственно влияет на ситуацию не только на селе, но и в экономике в целом.

Но государство как будто не хочет замечать катастрофического положения в сельском хозяйстве. Агропромышленный комплекс по-прежнему остается для нынешних российских властей нелюбимым пасынком. Например, для того, чтобы повысить эффективность сельскохозяйственного производства, необходимо приобретать современную технику. Но где ее взять? Иностранная, из-за своей дороговизны, практически недоступна, а отечественное тракторное и сельхозмашиностроение почти полностью разрушено. В развитых странах нагрузка на трактор и зерноуборочный комбайн в 4-5 раз меньше, чем в России. Доля механизации работ в кормопроизводстве, картофелеводстве, овощеводстве у нас менее 50%, в животноводстве (исключая птицефабрики и свинокомплексы) еще ниже. На селе преобладает ручной труд в антисанитарных условиях.

Государство обманывает крестьян, не решая их коренных проблем, как следствие – апатия, пренебрежение к труду, низкая трудовая дисциплина, пьянство, массовая миграция из деревень в города. Но те, кто обосновывал, проектировал и осуществляет «реформы» на селе объяснение этому нашли однобокое – «потеря крестьянином чувства хозяина, отрыв его от собственности». Отсюда генеральное направление государственной аграрной политики – заменить общественную собственность на частную. Такое решение было принято без учета конкретных условий, без дискуссий и исследований. Результаты мы пожинаем сегодня. А ведь продовольственный кризис в общемировом масштабе  становится реальностью. Потребление основных продуктов питания увеличивается  и цены на них растут. Кто будет нас кормить, если мы загубим собственное сельское хозяйство?

Естественно, не могут помочь в такой ситуации и пресловутые нацпроекты. Ведь в них заложены те же либеральные экономические идеи, которые уже доказали свою несостоятельность. Нацпроект по селу, который курировал избранный президент, а ранее вице-премьер Медведев, фактически провален. Среди причин его пробуксовки – недостаточное финансирование и слабое решение большинства задач на муниципальном уровне, низкая эффективность взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, социального обеспечения. В России 90% муниципальных образований не обладают необходимыми финансовыми средствами, не имеют самодостаточных бюджетов. Не хватает денег даже на самое необходимое: на селе более чем в половине муниципальных образований нет фельдшерских и акушерских пунктов, обеспеченность врачами «скорой помощи» всего 30%, а износ школьных автобусов достигает 100%.

Таким образом, реализация национального проекта «Развитие АПК» возможно только при условии преодоления сельской бедности, увеличения затрат на воспитание, образование, спорт, здравоохранение. Необходимо довести финансирование аграрного комплекса до уровня не менее 10% расходной части национального бюджета.

Спасем село – спасем Россию!

Коммунисты считают, что среди первоочередных мер для спасения отечественного АПК должны быть следующие: обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста агропромышленного производства и инвестиций в село; кардинальное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка аграрного производства на основе современных технологий; обеспечение исполнения обязательств по финансированию социальной сферы села, развитию сельских территорий; возвращение государства в сельскохозяйственную отрасль, реальная помощь с его стороны аграрному сектору. Необходимо принять законы «О комплексном развитии сельского хозяйства», «О кадровом обеспечении АПК».

Партия коммунистов многое делает для возрождения российской деревни. В июне 2007 года этот вопрос стал основным на Х Пленуме ЦК КПРФ. Тогда же  был принят за основу проект концепции по преодолению сельской бедности. Однако власти не хотят прислушиваться к голосу разума. Инициативы фракции КПРФ в Государственной Думе по нормализации ситуации на селе блокируются «единороссовским» большинством. Фактически ничего не делается, чтобы ликвидировать диспаритет цен на сельхозпродукцию и ГСМ, чтобы удалить с рынка многочисленных посредников, вынуждающих крестьян отдавать результаты своего труда за бесценок. Кроме того, Россию усиленно втаскивают в ВТО. По мнению многих специалистов, такая политика в очень скором времени может привести к окончательному краху отечественного аграрного производства. Есть лишь одна возможность для его спасения – кардинальное изменение проводимого в стране экономического курса.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме