17:45 03.04.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Журналист Дмитрий Аграновский ответил протоиерею Чаплину на его скандальное заявление о трудах В.И. Ленина

В свое время в обычной советской школе я не очень любил историю и литературу девятнадцатого и более ранних веков. Мне казалось довольно скучным изучать дела давно минувших дней, которые прошли и никогда не вернутся. Да, считали мы, раньше люди жили плохо, но какое это отношение имеет к нам? Мы-то живем и будем жить совсем по-другому.

Признаюсь, гораздо интереснее для меня казалась научная фантастика, рисующая образ будущего. И уж, конечно же, я даже не мог и предположить, что будущее, в котором мне придется жить, как раз и окажется тем самым легко узнаваемым прошлым, которое проходили в школе. И вот прошлое стало для нас настоящим, да еще в самых гротескных, самых негативных формах.

Тут вам и самодержавие, и феодализм с элементами рабовладения, и дикий капитализм времен Адама Смита, а уж Салтыков-Щедрин и Гоголь с его «Ревизором» будто списывали свои произведения с нынешней натуры. С каждым годом мы все глубже погружаемся в прошлое, поэтому неудивительно, что вот уже и инквизиция на пороге.

Такие мысли посетили меня, когда я прочитал некоторые высказывания представителя одной из наиболее влиятельных религиозных конфессий Всеволода Анатольевича Чаплина.

Итак, РИА «Новости» () сообщают, что «Всеволод Чаплин предлагает проверить на экстремизм сочинения Ленина и других идеологов большевизма, чтобы дать им юридическую, нравственную и политическую оценку».

«Сегодня нужно всерьез обсудить вопрос, являются ли экстремистскими материалами работы Ленина, Троцкого и других лидеров большевиков, как сегодня нужно относиться к их воспроизводству и к тем, кто сегодня продолжает использовать самые радикальные элементы этих текстов для конструирования политической практики и пропаганды», – цитируют РИА «Новости» Чаплина. – Труды основоположников большевизма содержат в себе оправдание массовых репрессий, а иногда прямые призывы к «красному террору».

Незадолго до этого протоиерей Чаплин на встрече со студентами МГУ заявил, что «нравственное дело, достойное христианина поведение – уничтожить как можно больше большевиков, чтобы отстоять вещи, которые для христианина являются святыми, и свергнуть большевистскую власть». (Интерфакс, .) Ту самую власть, которая была признана всеми странами и являлась наряду с США, Великобританией и Францией ни больше ни меньше как основоположницей сегодняшнего устройства мира, а также большинства главных всемирных организаций.

Нет смысла спорить, насколько призывы уничтожать кого-либо как можно больше являются нравственными и достойными. Не буду анализировать сейчас эти высказывания и с правовой точки зрения, причем именно с точки зрения нынешнего законодательства, Конституции РФ, международных обязательств Российской Федерации, да и, если уж на то пошло, и закона «О противодействии экстремистской деятельности», хотя по роду занятий я хорошо знаком с этими документами. Я хотел бы просто поделиться своими мыслями как обычный гражданин России.

Попробуем при чаплинском подходе последовательность проявить – просто откроем тома мировой литературы, издающиеся в мире многотысячными тиражами. Разве Овод из одноименного романа Этель Лилиан Войнич – это не «экстремист»? Разве капитан Немо – не «террорист»? Ведь пока еще не запрещенный писатель Жюль Верн подробно описывает, как капитан Немо топил английские военные суда и помогал деньгами и оружием жителям острова Крит, сражавшимся за независимость. И вообще был вождем индусов, взбунтовавшихся против законной (по тем временам) английской власти в Индии. А граф Лев Толстой – разве не был он, как определил В.И. Ленин, «зеркалом русской революции»? Про графа Алексея Толстого я уж и не говорю. И вообще, почти вся мировая классическая литература в той или иной степени воспевает освободительную борьбу, социальные революции. Может, и Священное Писание проверить на экстремизм? Скажу больше – разумеется, я не могу спорить с Всеволодом Анатольевичем по части знания священных текстов, но ведь и там мы можем найти то, что некоторые готовы назвать «экстремизмом». Чего стоит только одна фраза «Не мир принес я вам, но меч!».

Я имел честь общаться с протоиереем Чаплиным на одной из телепрограмм, посвященной социальным сетям. Всеволод Анатольевич совершенно не произвел на меня впечатления злого и уж тем более ограниченного человека. И теперь я не могу даже себе объяснить, почему именно сейчас он так активизировался со столь радикальными высказываниями. Какова их цель, что такого произойдет с нами в ближайшие годы, к чему надо загодя готовиться? Ведь послед­ствия таких высказываний очевидны – еще больший раскол общества, еще большее разделение и ослабление страны. И не получится ли так, что в пламени священной инквизиции, в котором планируется жечь ленинские книги и нас – большевиков, еретиков, «неверных», атеистов, – не сгорит ли в этом пламени вся Россия? Запрещать-то придется не абстрактных «основоположников», а совершенно конкретных сегодняшних живых людей. Например, вашего покорного слугу, Всеволод Анатольевич, который никогда не откажется от идей Ленина и Маркса, даже если вы посчитаете, что пора сжечь все их книги на кострах инквизиции. И таких людей много, очень много – в той или иной степени никак не меньше половины населения России. И ведь уже было это не так давно: «Мы целились в коммунизм, а попали в Россию!» – сожалели многие бывшие диссиденты, в том числе Александр Зиновьев и Владимир Максимов. Только поздно было – так попали, что щепки до сих пор летят во все стороны.

Обеспокоенность правящей «элиты» ростом левых настроений как во всем мире, так и у нас в России мне совершенно понятна. Не знаю кому как, а уж меня после двадцати лет практической реализации в России капиталистических реформ (вернее, их полного, тотального провала) не надо убеждать в полной правоте Ленина и Маркса.

Разумеется, мне не нравится, когда глумятся и издеваются над нашими святынями и дорогими нам идеалами – думаю, сейчас, после пресловутого «панк-молебна», меня лучше поймут и многие верующие – каково это, когда тебе плюют в душу. Но тем не менее не будем опускаться до личных обид, особенно если все мы считаем себя патриотами. Я просто хочу понять, почему и с какой целью надо именно сейчас так обострять отношения в обществе? Сейчас, когда со всех сторон, в том числе и со стороны власти, раздаются призывы к национальному миру, согласию, единству. Причем с учетом мировой ситуации эти призывы вполне обоснованны.

«Крепость, разделенная сама в себе, падет!» Судя по высказываниям Митта Ромни и Джона Маккейна, называющими Россию врагом номер один, сегодня наша страна настолько слаба, что является идеальным объектом для упражнений в жесткой предвыборной риторике. Очевидно, что для США сегодняшним врагом номер один является Китай, единое и сильное государство, семимильными шагами идущее в будущее. Да и внешне лояльная, но тоже активно развивающаяся Индия вызывает куда большее беспокойство, чем нынешняя Россия, которая готова даже военную базу НАТО в Ульяновске назвать «перевалочным пунктом» (возникают ассоциации с колумбийскими наркокартелями).

А все просто – единые и стремительно развивающиеся Китай и Индия, даже если и являются врагами, могут вполне ответить. И не только словом. А наша страна, вот уже 20 лет воюющая сама с собой и с собственной историей, уже физически не может быть врагом номер один для США – не те возможности. А вот просто врагом – может и будет до тех пор, пока ее не добьют совсем. Не может быть, чтобы вы этого не понимали, Всеволод Анатольевич. Так в кого целитесь?

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме