19:15 22.02.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

«Жидовка», «Дочь кардинала», «Иудейка»

Речь пойдёт об операх. Вернее об одной опере, ставшей в умелых руках оружием разжигания межнациональной розни. Все наслышаны о новой ужасной выходке "русских фошшыстов", якобы сообщивших о том, что Михайловский театр заминирован. Однако подробностей истории, связанной с этой постановкой, практически никто не знает, а между тем это весьма и весьма поучительная история.

Начнём с того, что оперы под названием "Иудейка" в природе не существует. Написанная в 1835 году известным французским композитором Фроманталем Галеви опера La Juive в русской варианте называется «Жидовка», о чём знает любой музыковед и что записано во всех без исключения музыкальных справочниках. Учитывая, что слово "жид" в то время было литературной нормой и никакого ругательного значения не имело, русское название было вполне закономерным. Однако уже к концу 19 века название национальности стало ругательством. Какие у этого причины - тема отдельного большого, профессионального исследования, но после революции в Советской России опера шла под другим названием. Советские музыковеды нашли название, под которым опера впервые ставилась на территории России в немецком театре. И именно под этим названием - "Дочь кардинала" - она и шла в театрах Советского Союза. Да-да, вполне себе шла, хотя сейчас и принято в определённых кругах говорить о том, что её не ставили в связи с политикой "государственного антисемитизма в СССР". Шла, правда, нечасто. Формат "большой оперы" из целых 5 актов с сильно усложнённым сюжетом - формат весьма специфический. Чем не устроили бывшего торговца фруктами, а ныне директора театра г-на Кехмана дореволюционное и советское названия, остаётся только гадать. Но тем не менее, Кехман со товарищи взял на себя смелость переименовать оперу известнейшего французского композитора. Случаи переименования опер в истории случались. Кроме «Жидовки» - «Дочери кардинала», например, по вполне понятным политическим мотивам опера "Жизнь за царя" Глинки шла в СССР под названием "Иван Сусанин". Однако отметим, что подобные решения принимались не одним отдельно взятым Кехманом, а на высоком государственном уровне.

Опера, надо сказать, была заявлена и разрекламирована как премьера мирового масштаба. Тому подтверждением и космополитический состав - солисты из Уругвая, Голландии и Италии, режиссёр из Франции, словацкий дирижер...  Но вот что должно было, по замыслу постановщиков, бить наповал - так это осовременивание происходящих событий. Тема холокоста, уже со всех сторон навалившаяся на несчастных "россиян", муссируется вновь и вновь. Причём, будучи притянутой за уши, смотрится особенно мерзко и уродливо.
Судите сами: по сюжету оперы кардинал осуждает на смерть сыновей еврейского ювелира Елизара. В отместку тот крадёт его дочь и воспитывает как свою в иудейской вере. По прошествии значительного времени в красавицу Рахиль влюбляется местный герцог. И, чтобы ухаживать за еврейкой, сам притворяется евреем Самуилом. Елизар, узнав обман, пытается убить герцога, но тщетно. Заканчивается история, как и положено по канону, трагично. По приказу кардинала Рахиль казнят, после чего Елизар говорит кардиналу, что он велел казнить собственную дочь, и тот падает без чувств. Таков сюжет этой оперы. А на сцене Михайловского театра мы будем наблюдать нацистских молодчиков со свастиками на рукавах, избивающих вдесятером еврейских стариков, злобных маньяков эсэсовцев, затянутых в чёрную кожу, глумящихся над раввинами. Посмотреть куски этой вакханалии можно на сайте канала 100ТВ. "Холокост коснулся каждой семьи", - говорит режиссёр спектакля. И, более того, говорится в сюжете, насколько современна данная тема для нынешнего общества! Как подобная переделка сочетается с классическим каноном большой оперы - остаётся лишь гадать.

Можно не сомневаться: именно после просмотра этого сюжета по ТВ проблема отношения к евреям в нашем обществе действительно несколько заострится. "Да зачем же театр превращают в хоральную синагогу?", "Для кого в этом театре делают спектакли?" - такими вопросам задаются пользователи интернета, отнюдь не замеченные ранее в каких либо националистических настроениях.

Закономерным итогом всего этого провокационного пиара и дешёвой экспрессивной рекламы стало нарастающее чувство протеста в обществе: "Нас, русских 30 миллионов погибло. Мы фашизм победили, а нам опять про холокост. Да тошнит уже!". Благодаря этому настроению произошёл звонок о заминировании театра или причина была какая-то другая - сказать сложно. Однако вспомним древнюю римскую формулу "кому выгодно". То, что от этого проект г-на Кехмана получил ещё большую рекламу, да ещё и со скандальным душком "межнациональной розни" - факт.

Скандальная и пошлая реклама - не новость для Владимира Абрамовича Кехмана, в прошлом - торговца фруктами, а ныне директора одного из известнейших театров страны. Именно с его именем связывают "креатив": "съел банан - спас мир".

Кроме бананов в "активе" кавалера нескольких православных орденов Кехмана непрекращающиеся попытки сноса знаменитого шедевра конструктивизма - Фрунзенского универмага, уже давно вызывающие протест общественности.
Выражаем надежду на то, что, несмотря на таких директоров великих театров, такие постановки и такой пиар, у русского народа всё же хватит долготерпения, и "проблема холокоста", несмотря на все усилия своих горе-пиарщиков, всё же не встанет на повестке дня в России. Несмотря на все провокации.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме