10:15 01.09.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Защитить детей от вредной информации на ТВ. Мнения парламентариев

С 1 сентября вступают в силу закон о защите детей от вредной информации и поправки к закону о рекламе, сообщает сайт Regions.ru. Сама их идея разумна и хорошо себя зарекомендовала за рубежом: ввести для информационной продукции ограничения по возрасту. Маркировке специальны­ми возрастными категориями теперь подлежат реклама, книги и другая печатная продукция, фильмы, компьютерные игры, программы, базы данных; концерты и шоу-программы; онлайн-контент, в том числе и содержание тех сайтов, которые не зарегистрированы как СМИ; мобильный контент. Всего таких категорий пять: «6+», «12+», «14+», «16+», «18+». Однако конкретные положения о такой маркировке вызвали бурю возмущения. Скажем, присутствие в фильме сцен курения или употребления алкоголя автоматически относит его к категории «18+». Таким образом, большинство любимых отечественных мультфильмов (в частности, «Ну, погоди!», «Крокодил Гена», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ» и др.) и художественных фильмов («Иван Васильевич меняет профессию», «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики», «Место встречи изменить нельзя», «Ирония судьбы», «Приключения Шерлока Холмса» и др.) можно будет показывать только после 23 ч., - или из них надо вырезать сцены, где персонажи курят или пьют спиртное. Против такого унифицирующего подхода выступили, в частности, детские психологи, решительно заявившие, что никакого вреда детской психике сигарета Волка из «Ну, погоди!» или трубка Крокодила Гены не наносят. Вместе с тем, в законе, безусловно, должны быть четкие критерии, позволяющие отнести продукт к определенной категории – иначе мы получим очередной чиновничий произвол. Видите ли вы «криминал» в сценах курения или употребления алкоголя в кино и мультипликации? Должны ли подпадать под ограничения фильмы и мультфильмы, ставшие классикой? Какая формулировка запретов показалась бы вам разумной? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Экс-глава Комитета СФ по образованию и науке (Кабардино-Балкарская республика)

Когда чиновничий аппарат разрастается непомерно, мы и получаем в результате такие несуразные законы. Вон в Америке запретили произведения Марка Твена за якобы неполиткорректные высказывания – он, видите ли, использует слово «негр». Так этот наш закон стоит в одном ряду с их законом! Поэтому нам не надо уподобляться Штатам, а заодно мир смешить – мы и так многими своими решениями смешим. Действительно, в странах-цитаделях демократии ограничения по возрастам на использование информационной продукции существует. У нас задумка тоже была правильной: оградить детей от передач практически порнографического характера, низкопробных реалити-шоу. А что мы получили на выходе? Запрет на показ в подходящее для детей время мультфильмов и фильмов, вошедших в «золотой фонд» нашего кинематографа! В общем, разумную идею превратили в профанацию. Я не исключаю, что в результате вся эта хорошая затея рухнет.

председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР

Я не имел отношения к разработке этого закона, но у меня есть свое мнение на данный счет. Считаю, что решения о возможности возрастных ограничений по тем или иным видам кинопродукции должны приниматься путем соответствующей экспертизы. А участвовать в этой работе должны специалисты в области психологии, педагогики, социологии – те, кому хорошо знакомы все нюансы психического здоровья и эмоционального, морального состояния детей. Если эксперты сочтут, что какой-то фильм или мультик действительно может нанести детям вред, то я не вижу никаких проблем в необходимости определенных ограничений на их показ. Лично у меня «Ну, погоди!» никогда не вызывал желания начать курить, и волк всегда воспринимался мною как персонаж отрицательный, не достойный подражания. ЛДПР не раз говорила, что с учетом излишнего употребления в нашей стране алкоголя и табака, все сцены курения и распития спиртного являются потенциальной пропагандой этого зла. Между тем, производители табака и алкоголя постоянно совершенствуются в рекламе своей продукции, прибегая к новым и новым ухищрениям. Дошло уже до того, что в ряде наших супермаркетов навязчиво рекламировать сигареты стали уже с помощью ярко одетых девушек модельной внешности. Наша партия внесла в думу законопроект о полном запрете рекламы табака где бы то ни было. Надеюсь, он будет рассмотрен уже на ближайшей осенней сессии. Мы также настаиваем на запрете продажи сигарет на кассах в магазинах, и вообще считаем, что табачная и алкогольная продукция должна продаваться только в отдельных, специализированных магазинах.

Зампред Комиссии ГД по вопросам депутатской этики. Фракция «КПРФ»

Высказывания о том, что «Ну, погоди!» и прочие мультики с курящими персонажами нельзя показывать детям до 18-ти, напомнили мне о голливудском фильме «Здесь курят», где противники табака выставлены в довольном смешном и абсурдном виде. Как бы остро не стояла в нашей стране проблема табакокурения и алкогольной зависимости, борьбу с этими явлениями нельзя доводить до абсурда. Тем более, что мультфильмы, подобные «Ну, погоди!», очень добрые и светлые по своему содержанию, не в пример современной кинопродукции для детей. Надеюсь, что впоследствии нам удастся принять разумные поправки к закону о защите детей от вредной информации. Сам этот закон никто сомнению не подвергает, он нам действительно нужен. Но прежде всего он должен соответствовать здравому смыслу, поэтому законодателям и руководителям российских телекомпаний необходимо будет найти здесь «золотую середину». В противном случае мы дойдем до того, что примемся пересматривать и всю литературу, которую проходят сегодня в школе, и даже историю, где всегда было немало личностей, подверженных вредных привычкам. К примеру, ни для кого не секрет, что первый российский президент любил крепкий русский напиток под названием «водка». Мы же не изменим ход современной истории, если будем всячески умалчивать этот факт.

Зампред комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. Фракция «ЕР»

Я не вижу ничего хорошего в том, что в мультфильмах и кинокартинах, которые смотрят дети и подростки, содержатся сцены курения и употребления спиртного. К примеру, у меня внук очень любит «Ну, погоди!», смотрит этот мультик иногда по нескольку раз в день. И я была неприятно поражена, когда однажды увидела, как он пытается подражать курящему волку, сделав из обычной бумаги нечто похожее на сигарету. Думаю, ни одна мама или бабушка, несмотря на всю внешнюю забавность ситуации, не придет от этого в восторг. На мой взгляд, российские СМИ и блогеры излишне драматизировали, «передернули» ситуацию с законом о защите детей от вредной информации. Куда более драматична у нас проблема, связанная с повсеместной, скрытой и явной рекламой и пропагандой курения и употребления алкоголя. Скажем, если на канале РТР традиционно демонстрируют в основном мелодрамы, романтические сериалы, то НТВ сплошь напичкано сериалами о жизни силовиков, которые не расстаются с сигаретами и часто прикладываются к бутылке. Хочу также отметить, что государственный контроль над содержанием телепрограмм на предмет их безопасности для детской психики существует во многих цивилизованных странах. В любом случае, критиковать этот закон начали слишком рано. Нужно дождаться, когда он вступит в силу и посмотреть, приведет ли его реализация к тем или иным издержкам. Если где-то будут какие-то «перегибы», закон всегда можно поправить, внеся туда необходимые поправки.

Член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике (Калужская обл)

После принятия любого закона у меня всегда возникает вопрос относительно того, кто будет сопровождать его исполнение. В случае с данным законодательным актом видно, что такой вопрос не случаен.

Еще на стадии обсуждения этих законов я относился к ним неоднозначно, в том числе и к норме о классификации передач по возрастам. Убежден, что на фильмы, мультфильмы, ставшие достоянием страны, действия этих законов распространяться не должны еще и потому, что закон обратной силы не имеет. Также, на мой взгляд, они не должны сопровождаться никакими иными формулировками предупредительного характера. Главный их козырь – это год выпуска, то есть вся информационная продукция, которая выпущена до времени принятия этих законов, подпадает исключительно под силу тех нормативных актов, при которых они создавались. Что касается новых произведений, то пусть теперь сценаристы, режиссеры думают, как заместить сцены с курением и с распитием алкогольных напитков. Я в принципе «криминала» в них никакого не вижу, но люди бывают разные, в том числе легко внушаемые, так что воздействие такого рода сцен зависит от восприимчивости зрителя.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме