10:45 14.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Завершился Год учителя. Газета «Советская Россия» подводит его итоги

Ушедший 2010-й был в России Годом учителя, поэтому интересно уточнить, что он принес учителям. Сама идея привлечь внимание общества к проблемам педагогов и повысить социальный престиж их профессии была хороша и гуманна. Но, как водится на Руси, хорошие начинания на крепкой бюрократической закваске часто дают полностью противоположный результат.

Начало «славных дел» было положено в Северной столице 21 января 2010 года. Президент дал торжественный старт марафону длиною в год. Это было время надежд. На то, что прекратится дискриминация учителей по региональному признаку, т.е. независимо от региона за соответствующий труд педагог будет получать такую же зарплату, как и его коллега, допустим, из Москвы. Еще надеялись, что мин­обрнауки откажется от неправильного в корне принципа, ставящего уровень оплаты труда учителя в зависимость от количества обучающихся в классе. Много было и других надежд. Но чем больше их бывает в начале какого-то дела, тем больше разочарований приносит неудача.

Термин «инновации» не стал новинкой сезона для работников сферы образования. Президент, еще вступая в должность, обещал построить экономику XXI века с опорой на инновации. Она дол­жна была стать совершенно новой «экономикой знаний». Первые мероприятия Года учителя стали своеобразной платформой для дальнейшего внедрения инноваций в образовательный процесс. При этом надо сказать, не все педагоги осознают, что такое инновационные технологии и как их применять в образовательном процессе.

Пример простой. Обычная общеобразовательная школа. Средний возраст педагогических работников превышает 50 лет. Это люди, обладающие колоссальным опытом и немалым терпением. Но большой ли у них опыт работы с современными мультимедийными средствами и компьютерами? Могут ли они преодолеть «техническую отсталость» и не загубить при этом сам педагогический процесс? Жизнь показывает, что научиться любой премудрости можно даже в 80 лет. Но не все у нас такие продвинутые и не всем такой опыт пойдет на пользу. Старшее поколение учителей буквально заставляют выполнять привычную работу в инновационном ключе. Если какой-нибудь школе перепадает государственная субсидия, и на эти средства приобретается интерактивная классная доска, то всех преподавателей поголовно обязывают проводить уроки с использованием этого технического средства. Учителя не любят такую обязаловку. А многие не умеют даже включать чудо-аппарат. Но проблема не в них.

Переучивать «старую гвардию» будет себе же во вред. Ведь если они уйдут из школы, не выдержав подобного насилия, учить детей будет некому. Молодые не рвутся сюда работать. Именно в этом видится основное препятствие для инновационного развития образования. В подавляющем большинстве молодые люди с педагогическим образованием уходят в сферы, с преподаванием никак не связанные. Поэтому семинары по внедрению инновационного опыта и конкурсы мастерства хоть и являются делом стоящим, но не решают главной проблемы – нехватки молодых, талантливых кадров.

Еще в начале года президент озвучил инициативу по привлечению выпускников педагогических вузов для работы в школы. Главной приманкой для них дол­жны были стать обещанные государством подъемные средства. В июне минобрнауки обнародовало список из 1000 вакансий для выпускников. Все что нужно было сделать молодому педагогу, чтобы получить в качестве поддержки 500 тысяч рублей, это устроиться на работу по одной из означенных вакансий и отработать указанный в договоре срок. Получавшие грант, также на время работы обеспечивались муниципальным жильем.

Тысяча вакансий на всю Россию! Это капля в море. Учителей в России 1,36 млн, они распределяются по 53 тысячам школ (из которых 34 тысячи – сельские и 19 тысяч – городские). И даже 500 тысяч рублей не спасут положение. Скорее всего, это будет проблемная школа на селе, где давно отсутствует, допустим, учитель по английскому языку. Условия там, мягко сказать, приближены к боевым. Шаткая дисциплина сельской ребятни, отчаянная схватка с сельсоветом за положенные квадратные метры, борьба с отопительной техникой вроде «буржуйки» – все это заставит задуматься о том, так ли необходимы дарованные государством деньги.

В итоге молодежь бежит из школы. Даже те, кто пришел туда по велению сердца, а не ради получения господдержки. Причина все та же – низкая зарплата. 

Год учителя дал нам ответ на этот и еще на один вопрос – куда направят российскую образовательную систему. Будущее ее уже определено и все, стало быть, поделено. С 1 января нового, 2011, года вступил в силу ФЗ №83 от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Отныне из бюджета будет покрываться только стоимость выполнения государственного задания по предоставлению бесплатного образования гражданам. Норма этого задания остается неопределенной. Это может быть и 3 часа в неделю, может и больше. Все выходящее за рамки этого заказа считается «платной образовательной услугой». Школы, чтобы не сидеть на голодном пайке, будут вынуждены расширять сферу таких услуг. При этом автономные учреждения окажутся предоставленными самим себе, регулировать их деятельность будет только всесильная рука рынка. Да, да именно через школы она потянется в карманы к заботливым родителям. В рамках ООО «Школа» будут работать только профессионалы, знающие цену себе и услуге, которую они оказывают.

Но можно ли будет назвать их таким большим и важным словом «учитель»? Учитель – слово гордое. Тот, кто носит это благородное звание, никому не навязывает свои «услуги». О своем деле он говорит как о чем-то более глубоком, нежели «услуга». Государство же заставляет смотреть на деятельность педагога с высоты корыстных интересов. Преступно и неоправданно вести себя так, потому что это способно уничтожить всю систему бесплатного всеобщего образования. Подписав Федеральный закон №83, президент практически уже вынес смертный приговор качественному массовому образованию.

Год учителя завершился, но сам учитель вовсе не хочет уходить со сцены. Он видит, что его обманули, но не знает, что делать. И тогда он пишет открытое письмо премьер-министру, в котором требует отказаться от не оправдывающей себя политики, забыть о пагубной для образования идеологии «образовательной услуги», поддержать молодых специалистов и прочее и прочее. Учитель не хочет уходить. 25 тысяч таких учителей подписываются под петицией, обещая начать забастовку в случае, если их требования не будут выполнены. Это было в ноябре. Через месяц, 17 декабря, в Москве президент участвует в торжественной церемонии закрытия Года учителя. Однако ни глава государства, ни премьер так ни словом и не обмолвились по поводу предъявленных учителями требований. Видимо, по их мнению, год прошел успешно.

Павел ТРОФИМОВ.

Великий Новгород.

Принятие нового закона об образовании – одна из центральных тем всей весенней сессии Государственной думы V созыва. 18 января 2011 года фракция КПРФ и Общественное движение «Образование – для всех» проводят общественные слушания на тему: «Две концепции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», сравнительный анализ».

Один законопроект разработан правительством, другой – фракцией КПРФ при поддержке научно-образовательной общественности.

Цель слушаний: организация по-настоящему широкой и содержательной дискуссии вокруг  этих проектов, поскольку принятый закон определит судьбу развития российской системы образования на долгие годы.

Со вступительным словом к собравшимся обратится заместитель председателя Государственной думы, доктор педагогических наук Иван Мельников. С докладом выступит заместитель председателя Комитета по образованию, доктор философских наук, президент общества «Знание» России Олег Смолин.


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме