21:30 25.10.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Записка на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
Предлагем Вашему вниманию аналитическую записку подготовленную депутатом-коммунистом С.И. Штогиным.
Необходимость внесения изменений в указанный федеральный закон вызвана как внешними, так и внутренними причинами. К внешним, следует отнести спад производства и потребления, традиционных для экспорта России товаров, прежде всего энергоносителей, черных и цветных металлов других сырьевых ресурсов и резкое снижение цен на них на мировых рынках. К внутренним причинам следует отнести замедление темпов роста промышленного производства, снижение инвестиционной активности, спад в строительстве и снижение потребительского спроса, увеличения инфляции. В результате коренным образом изменились ключевые показатели мировой и российской экономики, применяемые в расчете федерального бюджета (Таблица 1).
Основные показатели ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году
Наименование показателя | Единица измерения | Учтено в расчетах при утверждении Федерального закона от 24.11.08 г. № 204-ФЗ | Ожидаемые итоги | Изменение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Валовой внутренний продукт | млрд. руб. | 51 475 | 40 420 | -11 998 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Цены на нефть марки "Юралс" | долл./барр. | 95,0 | 41,0 | -54,0 |
Цены на газ (дальнее зарубежье) | долл./тыс. куб. м | 480,8 | 257,9 | -222,9 |
Цены на газ (страны СНГ) | долл./тыс. куб. м | 144,1 | 129,6 | -14,5 |
Курс доллара (среднегодовой) | руб. за долл. США | 24,7 | 35,1 | 10,4 |
Объем экспорта | млрд. долл. США | 507,5 | 259,7 | -247,8 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России) | млрд. долл. США | 333,2 | 203,8 | -129,4 |
Экспорт нефти | млн. тонн | 255,0 | 237,0 | -18,0 |
Экспорт нефтепродуктов | млн. тонн | 115,4 | 117,3 | 1,9 |
Экспорт природного газа | млрд. куб. м | 213,5 | 196,0 | -17,5 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтер-ского учета | млрд. руб. | 13 285 | 9 875 | -3 410 |
Фонд заработной платы | млрд. руб. | 12 888 | 10 685 | -2 203 |
Объем добычи нефти | млн. тонн | 484,15 | 482,0 | -2,15 |
Принципиальным является предложение Правительства вернуться к принятию бюджета на один год и отказаться от трехлетнего бюджетного планирования.
Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год приведены в таблице 2.
Таблица 2
Изменение основных характеристик федерального бюджета на 2009 год (млрд. руб.)
Показатели | Утверждено Федеральным законом от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ | Законопроект | Изменение |
Доходы, всего | 10 927,1 | 6 713,6 | -4 213,5 |
Нефтегазовые доходы | 4 692,5 | 2 057,2 | -2 635,3 |
Доходы без учета нефтегазовых доходов | 6 234,6 | 4 656,4 | -1 578,2 |
Нефтегазовый трансферт | 2 531,1 | 2 531,1 | 0 |
Нормативная величина Резервного фонда | 5 147,5 | 5 147,5 | 0 |
Расходы, всего | 9 024,7 | 9 692,0 | 667,3 |
Дефицит | 1 902,4 | -2 978,4 | -4 880,0 |
в %% к ВВП | 3,7 | -7,4 | |
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на конец года | 2 419,7 | 2 338,3 | -81,4 |
Верхний предел государственного внешнего долга РФ на конец года | 1 051,6 (41,4 млрд. долл. США) | 1 453, 1 (41,4 млрд. долл. США) | 401,5 (0,0 млрд. долл. США) |
Отличительной особенностью формирования федерального бюджета на 2009 год в условиях кризиса, является его дефицит в размере 2 978,4 млрд. рублей (7,4 % к ВВП), в отличии от профицитных бюджетов последних лет.
Предлагается покрыть дефицит бюджета за счет Резервного фонда и внешних и внутренних заимствований. Несмотря на дефицит бюджета Правительство предложило не сокращать расходы, а увеличить их на 667,3 млрд. рублей для поддержки субъектов федерации, государственных социальных фондов, населения, отдельных отраслей экономики и банков.
Направление средств на указанные цели планируется в следующих размерах:
- 1 700 млрд. руб. на обеспечение ликвидности банковской системы из средств Банка России;
- 700 млрд. руб. средств Фонда национального благосостояния на поддержку банковской системы и фондового рынка;
- 900 млрд. руб. остается в распоряжении налогоплательщиков в результате налоговых новаций;
- 2 000 млрд. руб. из федерального бюджета на поддержание отраслей экономики, борьбе с безработицей, социальную поддержку населения;
- 150 млрд. руб. дополнительная финансовая поддержка субъектов Федерации;
- 150 млрд. руб. бюджетные кредиты субъектам Федерации;
- 388,5 млрд. руб. трансферты государственным социальным фондам.
Изменения в финансирование расходов по разделам классификации расходов приведены в таблице 3.
Структура расходов федерального бюджета РФ в разрезе разделов (млн. руб.)
Наименование | Р3 | 2008 год предвари-тельный отчет | Федераль-ный закон от 24.11.2008 №204-ФЗ | Законно-проект | Доля в %% к | |||
2008 года к общему объему расходов 2008 года | 2009 года к общему объему расходов 2009 года | 2009 года (204-ФЗ к 2008 году) | 2009 года (законно-проект) к 2008 году | |||||
РАСХОДЫ - всего | 7566638,7 | 9024655,0 | 9692019,4 | 100,0 | 100,0 | 119,3 | 128,1 | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ | 01 | 835195,0 | 1209174,0 | 1014431,3 | 11,0 | 13,4 | 144,8 | 121,5 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 02 | 1040840,4 | 1336355,0 | 1194305,3 | 13,8 | 14,8 | 128,4 | 114,7 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 03 | 835564,4 | 1093153,9 | 1021926,0 | 11,0 | 12,1 | 130,8 | 122,3 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 04 | 1025010,0 | 1074733,4 | 1628319,9 | 13,5 | 11,9 | 104,9 | 158,9 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 05 | 129483,3 | 99922,2 | 90118,2 | 1,7 | 1,1 | 77,2 | 69,6 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 06 | 10172,5 | 13804,8 | 12875,5 | 0,1 | 0,2 | 135,7 | 126,6 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 07 | 354996,8 | 424044,6 | 394832,6 | 4,7 | 4,7 | 119,5 | 111,2 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 08 | 88851,5 | 114266,3 | 109447,4 | 1,2 | 1,3 | 128,6 | 123,2 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ | 09 | 278245,2 | 361816,5 | 334596,2 | 3,7 | 4,0 | 130,0 | 120,3 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 10 | 293645,0 | 310275,6 | 434764,2 | 3,9 | 3,4 | 105,7 | 148,1 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | 11 | 2674634,7 | 2987108,9 | 3456402,6 | 35,3 | 33,1 | 111,7 | 129,2 |
Из одиннадцати разделов финансирование, три - национальная экономика, социальная политика и межбюджетные трансферты - увеличиваются, а все остальные сокращаются против размеров, утвержденных на год в прошлом году ФЗ-204. А раздел жилищно-коммунальное хозяйство сокращен и по отношению к факту 2008 года, и составил всего 69,6 % от достигнутого.
Вызывает тревогу тот факт, что во всех разделах под существенное сокращение попали ассигнования на фундаментальные и прикладные научные исследования. В общей сложности к объему утвержденному ФЗ-204 они сокращены на 42,4 млрд. рублей или на 10 %.
Самому серьезному сокращению подвергнут подраздел «Сельское хозяйство и
Изменения в текстовые статьи направлены на увеличения взносов государства в уставные капиталы крупнейших оборонных предприятий страны и проведения реструктуризации их налоговых долгов с целью недопущения
В связи изменением прогноза инфляции на 2009 год с 8,5 % до 13-14 %, в законопроект включены нормы, обязывающие индексировать все виды пособий с 1 апреля не на 8,5 %, а на 13 %, в том числе и размер материнского капитала.
Увеличение трансферта Пенсионному фонду до 315 608,9 млн. рублей обусловлено не только сокращением его доходов, но и более радикальным повышением трудовых пенсий, чем предполагалось ранее. Базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована с 1 марта на 8,7 % и составит 1950 рублей, а с 1 декабря на 31,4 % и составит 2562 рубля. Страховая часть трудовой пенсии будет проиндексирована с 1 апреля на 17,5 % и с 1 августа на 8,5 %. Социальная пенсии на конец года составит 4245 рублей и должна сравняться с прожиточным минимумом пенсионера.
Значительные изменения вносятся в раздел межбюджетные трансферты, особенно, что касается финансовой помощи субъектов Федерации. И в этом вопросе предлагается принять разнонаправленные решения. В связи с сокращением налоговых доходов бюджетов субъектов на 18 % дефицит их бюджетов может составить 800 млрд. руб. В этих условиях предлагается увеличить на 147 864,0 млн. рублей дотации на обеспечение сбалансированности их бюджетов и довести их до 579 820 млн. рублей, что составит 148,5 % к уровню достигнутому в 2008 году. В то же время предлагается сократить субсидии бюджетам регионов на 97 997,6 млн. рублей. В том числе сокращаются ассигнования субъектов против утвержденных в ФЗ-204 почти на 44 млрд. руб. на дорожное хозяйство, 9,5 млрд. руб. на инвестиций на объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, на 10 млрд. руб. на программу «Жилище», 9 млрд. руб. на социальное развитие села, 3,5 млрд. руб. на страхование сельхозкультур, на 1,7 млрд. руб. на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субвенции субъектам на исполнение ими переданных из федерального центра полномочий увеличены на 31 964,4 млн. руб. и составят 259 753,1 млн. руб. и составят к уровню 2008 года 169,6%. Такое увеличение связано прежде всего с передачей субъектам 35 млрд. рублей на обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны.
Серьезной корректировке
Выводы: меры предложенные правительством в измененном бюджете по преодолению кризиса весьма своеобразны и они серьезно отличаются от планов в США и тем более в Китае. Антикризисная программа, воплощенная в новом проекте федерального бюджета, не содержит реальных антикризисных мер, кроме скупки обесценившихся акций компаний, принадлежащих олигархам, «спасения» трех госбанков, поддержки Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и РЖД, да госкорпораций. Все это сильно походит на растрату первоклассных накоплений или, как говорят финансисты хороших активов, какими являются средства Резервного фонда и Фонда национального накопления в обмен на акции или иные активы различных структур перед их банкротством. Проще говоря, возникает резонный вопрос - не утекают ли государственные накопления в частные карманы в обмен на предбанкротные предприятия с устаревшим оборудованием и технологиями, из которых всю прибыль высали, и потом государство обязано будет их возрождать. Что же касается увеличения помощи регионам и федеральным социальным фондам, то очень хочется верить, что эти средства не будут разворованы и не пойдут на рост зарплат чиновникам, а будут использованы на модернизацию производства и инфраструктуры.
Депутат Государственной Думы
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме