21:30 25.10.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Записка на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Предлагем Вашему вниманию аналитическую записку подготовленную депутатом-коммунистом С.И. Штогиным.

 

Необходимость внесения изменений в указанный федеральный закон вызвана как внешними, так и внутренними причинами. К внешним, следует отнести спад производства и потребления, традиционных для экспорта России товаров,  прежде всего энергоносителей, черных и цветных металлов других сырьевых ресурсов и резкое снижение цен на них на мировых рынках. К внутренним причинам следует отнести замедление темпов роста промышленного производства, снижение инвестиционной активности, спад в строительстве и снижение потребительского спроса, увеличения инфляции. В результате коренным образом изменились ключевые показатели мировой и российской экономики, применяемые в расчете федерального бюджета (Таблица 1).

                                                                                                   Таблица 1

Основные  показатели ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году

 
Наименование  показателя
 
Единица измерения
Учтено  в расчетах при  утверждении Федерального закона от 24.11.08 г.        № 204-ФЗ 
Ожидаемые итоги
 
Изменение
12345
Валовой внутренний продукт млрд. руб.51 47540 420-11 998
12345
Цены  на нефть марки "Юралс"долл./барр.95,041,0-54,0
Цены  на газ (дальнее зарубежье)долл./тыс. куб. м480,8257,9-222,9
Цены  на газ (страны СНГ)долл./тыс. куб. м144,1129,6-14,5
Курс  доллара (среднегодовой)руб. за долл. США24,735,110,4
Объем экспортамлрд. долл. США507,5259,7-247,8
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России)млрд. долл. США333,2203,8-129,4
Экспорт нефтимлн. тонн255,0237,0-18,0
Экспорт нефтепродуктовмлн. тонн 115,4117,31,9
Экспорт природного газамлрд. куб. м213,5196,0-17,5
Прибыль прибыльных организаций для целей  бухгалтер-ского учетамлрд. руб.13 2859 875-3 410
Фонд  заработной платымлрд. руб.12 88810 685-2 203
Объем добычи нефтимлн. тонн484,15482,0-2,15
 
 

      Принципиальным является предложение Правительства вернуться к принятию бюджета на один год и отказаться от трехлетнего бюджетного планирования.

      Основные  характеристики федерального бюджета  на 2009 год приведены в таблице 2. 

      Таблица 2

      Изменение основных характеристик федерального бюджета на 2009 год (млрд. руб.)

 
Показатели
Утверждено  Федеральным законом  от 24.11.2008 г.   № 204-ФЗ 
Законопроект
 
Изменение
Доходы, всего10 927,16 713,6-4 213,5
Нефтегазовые  доходы4 692,52 057,2-2 635,3
Доходы  без учета нефтегазовых доходов6 234,64 656,4-1 578,2
Нефтегазовый  трансферт2 531,12 531,10
Нормативная величина Резервного фонда5 147,55 147,50
Расходы, всего9 024,79 692,0667,3
Дефицит1 902,4-2 978,4-4 880,0
в %% к  ВВП3,7-7,4 
Верхний предел государственного внутреннего  долга РФ на конец года 
2 419,7
 
2 338,3
 
-81,4
Верхний предел государственного внешнего долга  РФ на конец года1 051,6

(41,4 млрд. долл. США)

1 453, 1

(41,4 млрд. долл. США)

401,5

(0,0 млрд. долл. США)

      Отличительной особенностью формирования федерального бюджета на 2009 год в условиях кризиса, является   его дефицит в размере 2 978,4 млрд. рублей (7,4 % к ВВП), в отличии от профицитных бюджетов последних лет.          

      Предлагается  покрыть дефицит бюджета за счет Резервного фонда и внешних и внутренних заимствований.  Несмотря на дефицит бюджета Правительство предложило не сокращать расходы, а увеличить их на 667,3 млрд. рублей для поддержки субъектов федерации, государственных социальных фондов, населения, отдельных отраслей экономики и банков.

      Направление средств на указанные цели планируется  в следующих размерах:

  • 1 700 млрд. руб. на обеспечение ликвидности банковской системы из средств Банка России;
  • 700 млрд. руб. средств Фонда национального благосостояния на поддержку банковской системы и фондового рынка;
  • 900 млрд. руб. остается в распоряжении налогоплательщиков в результате налоговых новаций;
  • 2 000 млрд. руб. из федерального бюджета на поддержание отраслей экономики, борьбе с безработицей, социальную поддержку населения;
  • 150 млрд. руб. дополнительная финансовая поддержка субъектов Федерации;
  • 150 млрд. руб. бюджетные кредиты субъектам Федерации;
  • 388,5 млрд. руб. трансферты государственным социальным фондам.

      Изменения в финансирование расходов по разделам классификации расходов приведены в    таблице 3.

                                                                             Таблица 3

      Структура расходов федерального бюджета РФ в  разрезе разделов (млн. руб.)

 
Наименование
 
Р3
2008 год предвари-тельный  отчетФедераль-ный  закон от 24.11.2008 №204-ФЗ 
Законно-проект
Доля  в %% к
2008 года  к общему объему расходов 2008 года2009 года к  общему объему расходов 2009 года2009 года (204-ФЗ  к 2008 году)2009 года (законно-проект) к 2008 году
РАСХОДЫ - всего 7566638,79024655,09692019,4100,0100,0119,3128,1
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ01835195,01209174,01014431,311,013,4144,8121,5
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА021040840,41336355,01194305,313,814,8128,4114,7
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
03
 
835564,4
 
1093153,9
 
1021926,0
 
11,0
 
12,1
 
130,8
 
122,3
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА041025010,01074733,41628319,913,511,9104,9158,9
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО05 129483,399922,290118,21,71,177,269,6
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ0610172,513804,812875,50,10,2135,7126,6
ОБРАЗОВАНИЕ07354996,8424044,6394832,64,74,7119,5111,2
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 
08
 
88851,5
 
114266,3
 
109447,4
 
1,2
 
1,3
 
128,6
 
123,2
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ09278245,2361816,5334596,23,74,0130,0120,3
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА10293645,0310275,6434764,23,93,4105,7148,1
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ112674634,72987108,93456402,635,333,1111,7129,2
 

      Из  одиннадцати разделов финансирование, три - национальная экономика, социальная политика и межбюджетные трансферты - увеличиваются, а все остальные сокращаются против размеров, утвержденных на год в прошлом году ФЗ-204. А раздел жилищно-коммунальное хозяйство сокращен и по отношению к факту 2008 года, и составил всего 69,6 % от достигнутого.

      Вызывает  тревогу тот факт, что во всех разделах под существенное сокращение попали ассигнования на фундаментальные  и прикладные научные исследования. В общей сложности к объему утвержденному ФЗ-204 они сокращены на 42,4 млрд. рублей или на 10 %.

      Самому  серьезному сокращению подвергнут подраздел  «Сельское хозяйство и рыболовство». Ассигнования на 2009 год планируется  на село и рыбную отрасль всего  в 30 722,3 млн. руб., что составляет всего 52,9 % от предварительных отчетных показателей 2008 года.

      Изменения в текстовые статьи направлены на увеличения взносов государства  в уставные капиталы крупнейших оборонных  предприятий страны и проведения реструктуризации их налоговых долгов с целью недопущения банкротства этих предприятий.

      В связи изменением прогноза инфляции на 2009 год с 8,5 % до 13-14 %, в законопроект включены нормы, обязывающие индексировать все виды пособий с 1 апреля не на 8,5 %, а на 13 %, в том числе и размер материнского капитала.

      Увеличение трансферта Пенсионному фонду до 315 608,9 млн. рублей обусловлено не только сокращением его доходов, но и более радикальным повышением трудовых пенсий, чем предполагалось ранее. Базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована с 1 марта на 8,7 % и составит 1950 рублей, а  с 1 декабря на 31,4 % и составит 2562 рубля. Страховая часть трудовой пенсии будет проиндексирована с 1 апреля на 17,5 % и с 1 августа на 8,5 %. Социальная пенсии на конец года составит 4245 рублей и должна сравняться с прожиточным минимумом пенсионера.

     Значительные  изменения вносятся в раздел межбюджетные трансферты, особенно, что касается финансовой помощи субъектов Федерации. И в этом вопросе предлагается принять разнонаправленные решения. В связи с сокращением налоговых доходов бюджетов субъектов на 18 % дефицит их бюджетов может составить 800 млрд. руб. В этих условиях предлагается увеличить на 147 864,0 млн. рублей дотации на обеспечение сбалансированности их бюджетов и довести их до 579 820 млн. рублей, что составит 148,5 % к уровню достигнутому в 2008 году. В то же время предлагается сократить субсидии бюджетам регионов на 97 997,6 млн. рублей. В том числе сокращаются ассигнования субъектов против утвержденных в ФЗ-204 почти на 44 млрд. руб. на дорожное хозяйство, 9,5 млрд. руб. на инвестиций на объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, на 10 млрд. руб. на программу «Жилище», 9 млрд. руб. на социальное развитие села, 3,5 млрд. руб. на страхование сельхозкультур, на 1,7 млрд. руб. на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

     Субвенции субъектам на исполнение ими переданных из федерального центра полномочий увеличены на 31 964,4 млн. руб. и составят 259 753,1 млн. руб. и составят к уровню 2008 года 169,6%. Такое увеличение связано прежде всего с передачей субъектам 35 млрд. рублей на обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны.

                    Серьезной корректировке Правительство  предлагает подвергнуть финансирование  федеральных целевых программ. В целом их финансирование на 2009 год  предлагается сократить на 278 860,9 млн. рублей или до 76 % от первоначально утвержденного объема финансирования. Особенно большому сокращению подвергаются программы «Гражданская авиация», «Культура России», а финансирование программ «Социальное возрождение села» и «Национальная технологическая база» сокращается в половину.

     Выводы: меры предложенные правительством в измененном бюджете по преодолению кризиса весьма своеобразны и они серьезно отличаются от планов в США и тем более в Китае. Антикризисная программа, воплощенная в новом проекте федерального бюджета, не содержит реальных антикризисных мер, кроме скупки обесценившихся акций компаний, принадлежащих олигархам, «спасения» трех госбанков, поддержки Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и РЖД, да госкорпораций. Все это сильно походит на растрату первоклассных накоплений или, как говорят финансисты хороших активов, какими являются средства Резервного фонда и Фонда национального накопления в обмен на акции или иные активы различных структур перед их банкротством. Проще говоря, возникает резонный вопрос - не утекают ли государственные накопления в частные карманы в обмен на предбанкротные предприятия с устаревшим оборудованием и технологиями, из  которых всю прибыль высали, и потом государство обязано будет их возрождать. Что же касается увеличения помощи регионам и федеральным социальным фондам, то очень хочется верить, что эти средства не будут разворованы и не пойдут на рост зарплат чиновникам, а будут использованы на модернизацию производства и инфраструктуры.   
 

     Депутат Государственной Думы                                          С.И. Штогрин 





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме