13:53 13.01.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Законы под «подушку». Координатор фракции КПРФ С.Н. Решульский об итогах минувшей сессии Госдумы

Сергей Николаевич Решульский, первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме, – об итогах завершившейся осенней сессии 2008 года в интервью корреспонденту «Советской России» Галине Платовой. 

Решульский Сергей Николаевич

Координатор фракции КПРФ в Государственной Думе

– Сергей Николаевич, в чем особенность минувшей сессии?

– Сессия была насыщена многими политическими, экономическими, социальными проблемами. Началась она с экстренного сбора, 25 августа. По плану депутаты должны были работать в регионах, но пришлось срочно собраться на заседание для принятия решения о независимости Южной Осетии и Абхазии. Агрессия Грузии против Южной Осетии подстегнула российские власти к этому шагу. И Госдума проявила полное единодушие, проголосовав за независимость этих республик.

Не могу не отметить, что признавать надо было значительно раньше, еще в весеннюю сессию, на чем настаивала КПРФ. Наши депутаты, я в том числе, выступали за это не раз. Складывалась очень благоприятная ситуация для Южной Осетии и Абхазии после признания независимости Косово. Недоставало только решительности со стороны российского руководства. К сожалению, она не появилась даже после информации о сосредоточении боевых сил Грузии на югоосетинской границе, и намерении Грузии прибегнуть к силовым действиям. Признай мы независимость этих республик в марте, полагаю, что августовской агрессии не произошло бы. Тысячи людей были бы спасены от гибели, ран, страданий. Но 26 августа это была всего лишь констатация фактов.

На Россию, заявившую о независимости Южной Осетии и Абхазии, началось сильное давление со стороны Запада. Там распространили ложь об августовской войне, начались нападки на нас в межгосударственных структурах. Некоторые деятели хотели даже ввести экономическое эмбарго против нашей страны. Но их пыл остудил накатившийся вал финансово-экономического кризиса, порожденный спекулятивной деятельностью США в банковской сфере.

– И обнаружилось, что проводившаяся в нашей стране денежно-кредитная политика и принимавшиеся думским большинством финансовые законы, против которых выступала КПРФ, только усугубляли кризисные явления?

– Еще в августе, перед осенней сессией Госдумы, наша фракция встретилась с министром финансов РФ А.Кудриным. Рассматривали проект долгосрочных бюджетов на 2009–2011 гг. Мы высказали министру много претензий и замечаний. На наш взгляд, бюджет формировался без учета складывающейся обстановки в мире и в России. Продолжалась пагубная для страны финансовая экономическая политика, когда огромные средства, получаемые за счет высоких цен на нефть и газ, выводились из оборота и отправлялись в Стабилизационный фонд, преобразованный в фонды резервный и национального благосостояния. В то время уже проявлялись признаки мирового кризиса. Но министр и другие члены правительства нас заверяли, что кризис нам не грозит, что у нас есть финансовые «подушки безопасности». Даже премьер В.Путин на встрече с нашей фракцией в октябре все еще повторял, что кризис нас не касается. Я вспомнил это, чтобы показать, как даже на короткий промежуток времени, на ближайший квартал, наше правительство, Минфин не способны спрогнозировать развитие финансово-экономической ситуации в стране.   

– Против принимавшихся законов выступала КПРФ, доказывая, что они во вред нашей экономике, стране, обществу, и в итоге практика подтвердила правоту коммунистов.

– Такие законы надо было, конечно, принимать, но в другой концепции. Это имела в виду наша фракция, когда критиковала минфиновский пакет законопроектов. Принимались они в такой спешке, что приходилось только диву даваться.

Минфиновскими законами предусматривались денежные вливания в банки. Первое из них в сумме полтора (1,5) триллиона рублей предназначалось Сбербанку, Внешторгбанку и частному Газпромбанку. Прошло с тех пор два месяца, но большинство депутатов не имеют сведений, как реализованы эти деньги. Следующие 50млрд долларов из валютных резервов Центробанка ушли тем же способом. Позже подтвердились худшие опасения, о которых говорили коммунисты: долларовые миллиарды оказались в западных банках.

Такие поспешные действия нынешнего режима наводят на мысль, что бюджетные деньги, деньги всей страны, а не чьи-то частные, направлялись тем банкам, которые то ли ближе к исполнительной власти, то ли каким-то образом поддерживают интересы властных структур. Понятно, что такого рода «антикризисные» законы не могли оказать позитивного влияния на жизнь страны и состояние нашей экономики. Тем более что по истечении полутора-двух месяцев и президент, и председатель правительства начали заявлять, что банки умудрились вывезти эти огромные бюджетные средства за границу. Таков результат борьбы Минфина с кризисом.

Несколько поддержали наших вкладчиков законом о гарантированном сохранении вкладов объемом до 700 тыс. руб. Эта величина страхуется государством. Но куда более внушительные суммы из госбюджета под видом борьбы с кризисом направлялись в банки. За каких-то месяц-

полтора ушло 5,7 трлн руб., чтобы банки, как нам обещал минфин, могли кредитовать реальный сектор экономики. Где сейчас эти средства, Госдума не располагает сведениями.

– СМИ уверяют, что деньги лежат в банках, которым отводится роль посредников между государственными источниками финансирования и производством.

– Да, нам объясняют, что нет других механизмов направлять деньги  в реальный сектор экономики. Но почему-то в США без посредников, напрямую выделяют средства на создание дополнительных рабочих мест, чтобы люди, потерявшие работу, могли как-то обеспечить свою жизнь. Мы же в первую очередь вливаем огромные средства в финансово-банковский спекулятивный сектор. Он получил от государства кредиты под 8%, а выдает под 25%. Ну какое предприятие будет одалживать под такие проценты деньги? Для чего вообще посредник, наживающийся на бюджете, включен  в анткризисный процесс? Многие уже в открытую говорят о коррупционности всего этого замысла. КПРФ на каждом заседании поднимала эти вопросы. Но, наверное, нужно пол­страны выбросить за ворота заводов, фабрик, офисов, чтобы все поняли, что в стране делается то, что ведет к полной деградации всех промышленных, производственных, экономических структур. Спекуляция не способна поднять страну. Россия можем развиваться только за счет собственных ресурсов и собственного труда.

– Может быть, эти «подушки» ощутят, наконец, предприятия, вошедшие в правительственный список как важнейшие для страны?

– По моей информации, ни одно предприятие не ощутило «подушек». На последнем заседании этой сессии депутаты нашей фракции выясняли, какие предприятия смогут получить что-то из 5,7 трлн руб. Кому-то удалось на сайте правительства увидеть первый вариант списка. Но он не утвержден правительством. А депутаты обнаружили в нем фирмы, которые известны тем, что способствовали созданию кризисной обстановки в стране.

Наша беда заключается в том, что по всем злободневным вопросам, не только по списку, проводится хорошо спланированная и широко рекламируемая кампания информационного оболванивания населения. Вспомните, год назад шла кампания по выборам депутатов Госдумы. Известная партия «Единая Россия» провозглашала: мы за «план Путина», это будущее страны, план в действие. Прошли выборы, «плана Путина» никто не увидел. Началась следующая пропагандистская кампания «Стратегия-2020». Т.е., сменили «план Путина» на «Стратегию-2020». Что ж, до 2020 года еще 12 лет. А сегодня на дворе разруха.

– Кудрин, выступая в Совете Федерации, говорил о каком-то «плане-2015»?

– Вот я к тому и веду, что очень здорово отрабатывается кампания идеологическая, агитационная, пропагандистская, рассказывают о том, что хотелось бы делать когда-то. И на этом все затухает, так и не начавшись. Примерно как борьба с коррупцией. Не зря же сначала ее очень шумно раскручивали, а потом оказалось, что результат не стоит того шума.

– Объявленная Медведевым «война» коррупции была встречена настороженно многими чиновниками. Не знали, чего ждать…  

– В то самое время, когда СМИ шумели, что вот-вот в Госдуму будет внесен большой пакет законов против коррупции, никто почему-то не вспомнил или умышленно не акцентировал внимание на том, что в комитете по безопасности шестой год лежал принятый в первом чтении закон о борьбе с коррупцией, разработанный межфракционной группой депутатов. Достаточно было внести в него поправки и принять во втором чтении. Но для инициаторов, насколько я понимаю, важнее был не результат, а агитационно-пиаровская трескотня, где главным героем был бы представлен президент Медведев.  

После того как поумолкли разговоры о «победе» над коррупцией с помощью президентских законов, а произошло это после принятия пакета, все  увидели, что коррупции с таким законодательством ничего не угрожает. Базовый закон во многом уступал не только депутатскому законопроекту, принятому в первом чтении 6лет тому назад, но даже первоначальному варианту, внесенному президентом. Закон потерял весьма существенное из того, что в нем было. Кроме шума и растаявших надежд на преодоление коррупции, ничего больше не осталось.

Борьба с коррупцией могла б вестись, если бы законы определили, что они направлены против засилья чиновничье-бюрократического слоя, погрязшего в мздоимстве, в переделе собственности. Казалось бы, чего проще, возьмите и проверьте состояние каждого государственного служащего на соответствие получаемой им  зар­плате. Но если бы с этого начали, то у нас произошло бы значительное изменение кадрового состава снизу доверху. А это, ясно, никому в руководстве РФ не нужно. Главное, чтобы все слышали, не только у нас, но и в Европе, что борьба такая ведется.

Я предлагал, хоть это и противоречило моим убеждениям, чтобы провели финансово-экономическую амнистию, легализовали свои состояния скрытые коррупционеры, заплатили налоги и начали жить по-честному. На что мне ответили, что этого делать ни в коем случае нельзя, иначе разорвутся «крепкие нити управления» теми, у кого есть такие состояния и которые сегодня вынуждены выполнять волю власти, боясь, что в случае неповиновения их, по примеру Ходорковского, отправят на нары. Что ж, это тоже один из методов управления. Только такие методы не применяются в цивилизованном обществе.

– После коррупции принялись за материнский капитал тоже под громкие обещания…

– Если судить по названию, то мы хороший закон приняли. Семьям с маленькими детьми разрешено досрочно, не дожидаясь трехлетнего возраста ребенка, использовать материнский или семейный капитал в сумме 300 тыс. руб. для погашения ипотечных кредитов по строительству жилья. Но как только начинаешь вникать в цифры, сразу приходишь к мысли, что это очередная игра, которая никому не принесет ни помощи, ни выигрыша.

Задаю вопрос докладчику: сколько в стране зарегистрировано семей с правом получения материнского капитала? 90 тысяч. Сколько из них получили кредиты по ипотеке? …Разводят руками. Но мы же понимаем, что из этих 90 тыс. семей самая малость тех, кто мог получить ипотечный кредит.

– По разным данным, то ли 5%, то ли всего 2,5% из 90 тыс. семей смогут воспользоваться этим законом.

– Ясно, что этот закон абсолютно не коснется тех семей, которые остро нуждаются в поддержке в это кризисное время. КПРФ предлагала разрешить использование этого капитала на высокотехнологичное лечение ребенка, сегодня это дорого стоит, а детей, которым такое лечение необходимо, немало. Мы получаем такие письма. Но минздравсоцразвития и фракция «Единая Россия» отмели наше предложение. А на свой закон они срочно выделили 30 млрд руб. Снова спрашиваю, как насчитали эти 30 млрд? Очень просто: 90 тыс. перемножили на 300 тыс. и получили сумму. Но максимум 5% семей из 90 тыс. имеют кредиты по ипотеке. Куда остальные деньги пойдут? В фонд какой-либо или другие финансовые организации? Неизвестно. Вот уровень подготовки решений, которые принимаются в правительстве, а потом «партией власти» закрепляются в Госдуме.

– Сколько принимается финансовых законов, ни разу не было проекта, в котором был бы рассчитан конечный результат, чтобы депутаты видели, что получит общество от использования суммы, указанной в законе. Это более чем странно, не так ли?

– Этого не дается, и при нынешнем режиме даваться не будет. Если предоставлять такие расчеты, то депутаты, а в Госдуме немало высококвалифицированных людей, увидят никчемность, а то и вред для общества, для экономики принимаемых финансовых законов, сопровождаемых нередко надуманным пиаром. Все сразу поймут, что пенсии у нас не растут, что северяне недополучают положенных им выплат, что делается все так, чтобы богатые богатели, а бедные… ну как придется.  

– И это при интенсивном росте цен, тарифов. 

– Цены, как открыто признают, выросли на 20–25%. Тарифы на энергоносители растут. Придержали сейчас на какое-то время, в январе поднимут в пределах 5%. Но очень скоро они вырастут не менее чем на 30%. А как растут зарплаты, пенсии, пособия? Детское пособие – 200 руб. Пока скрывается обстановка с безработицей. Неделю назад приняли закон о необходимости предоставлять информацию о безработных или ограниченных по обеспеченности работой. Сейчас многие предприятия, офисы, банки, подразделения частного бизнеса переходят на сокращенный рабочий график, а то и выставляют людей за двери.

Что произошло в Греции? Правительство приняло закон, разрешающий предпринимателям, руководству предприятий брать на работу людей на 2 часа. Меньше нельзя, но до двух часов сокращать, мол,  рабочий день можно. И мы видим, к каким последствиям это привело. Взбунтовалась молодежь, понявшая, что за 2 часа в день они получат соответствующую оплату, которая не позволит им обеспечить свою жизнь.

У нас сокращения идут без всякого закона. До 5 млн человек уже лишились работы. Но у народа сидит в душе, в сердце, в голове старый коллективистский подход, что государство позаботится о каждом члене своего общества. К сожалению, реалии совсем другие. Судя по результатам даже этой сессии, рассчитывать на то, что государство будет болеть душой за трудового человека, – значит заниматься самообманом. Прежде, располагая нефтедолларами, когда были высокие цены на нефть, правительство время от времени принимало хотя бы какие-то популистские решения. Теперь и этого не будет. 

– Депутаты-коммунисты постоянно указывали на профессиональную некомпетентность министров. Кого имели в виду?

– Это министр образования А.Фурсенко, который своим «реформированием» системы образования фактически ее уничтожает. После его отчета в Госдуме в сентябре наша фракция выдвинула требование об отставке этого министра. Это министр обороны А.Сердюков. Он тоже выступал перед депутатами о состоянии Российской армии и ее реформировании. Мы слышали какие-то общие невнятные рассуждения. И опять же наша фракция подняла вопрос об отставке некомпетентного министра обороны. Это звучало громко и требовательно.   

Так называемые антикризисные меры министра финансов А.Кудрина тоже вызывают сомнения в его профессионализме. Это по его воле страна потеряла шанс на подъем своей экономики, производственной базы. Когда цены на нефть зашкаливали за 130 долларов за баррель, Кудрин отсекал или стерилизовал поток долларов в Стабфонде, не пуская средства в нашу истощенную экономику. За 8  благоприятных в финансовом отношении лет мы бы смогли поднять и автопром, и авиапром, и науку восстановить. Но ничего не было сделано. Кудрин наполнял российскими деньгами ипотечные компании США, которые лопнули. И Россия осталась ни с чем. Это даже просчетом не назовешь. Это куда серьезнее. Время ответственности наступило, считает наша фракция. Наши требования выражают настроения большинства нашего общества. Мы хорошо знаем: это требования наших избирателей. 

– Что бы вы пожелали россиянам в Новом году?

– Сохранить силу духа, выстоять всем нам, нашим семьям, родным и близким в это сложное время. Выстоять и осознать, что только через сплоченность, взаимоподдержку, выручку и активные совместные действия можно добиться нормальной жизни как для общества в целом, так и для каждой семьи.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме