17:46 17.05.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Зачем российское ТВ «наехало» на Александру Коллонтай?
11 мая телеканал «Россия» добрался до удивительной женщины – Александры Михайловны Коллонтай-
Если, нажав наугад кнопку телевизора, вы не попадете на рекламу, то вам грозит демонстрация стрельбы с мордобоем, объятий с поцелуями, афер с квартирами, банковскими чеками, продажей за рубеж человеческих органов, а то и самих людей. Мерзко, безвкусно, но в общем-то понятно – такова наша жизнь, и искусство ее отражает. В ХIХ веке, когда кино и телевидение еще не заменили чтение, Стендаль сравнил роман с зеркалом, с которым автор идет по дороге. И если зеркало отражает грязь, то ругать надо не зеркало, а дорожную инспекцию. Вот и подумайте о том, какова жизнь России в ХХI веке, что отражают наши кино и телевидение и кого надо ругать.
Но есть в нынешнем телекиноискусстве особая тема – наша история. К настоящему искусству и истинной жизни нынешнее ее отображение никакого отношения не имеет, ибо ставит перед собой антигуманную задачу – отыскать в прошлом только мерзость, а в биографиях исторических деятелей – только скандалы, проступки и преступления, зачеркивая не только великие или величественные, но и самые простые человеческие страницы. Зачем это делается? Очень просто. Показывать ничтожество многих современных «великих», их малограмотность, их убогие представления о морали и нравственности, их продажность, космополитизм и т.д. рискованно. Кое-что иногда осторожно делают передачи вроде «Честного детектива», «Специального корреспондента» или «Дежурной части». Но «солидные» программы на это не идут, они доказывают, что раньше-то было еще хуже, чем сегодня, что те, кого люди чуть ли не причисляют к лику святых, в действительности были самыми настоящими монстрами, злодеями, преступниками. Нынешние властители по сравнению с ними – ангелы. Будем их любить и за них голосовать, а про героев былых времен вспоминать не станем. Примерам несть числа.
------------------------------
…Меня давно интересует проблема перехода людей из так называемого высшего общества на службу идеям чуждого им класса. Генерал-майор граф Алексей Игнатьев, генерал-лейтенант барон Александр Таубе, генерал от кавалерии Алексей Брусилов, генерал-майор князь Вячеслав Микеладзе, профессора Иван Павлов и Климент Тимирязев, сотни других генералов и адмиралов, профессоров и инженеров, писателей и артистов пошли за большевиками. Конечно, на такой путь встали далеко не все, далеко не сразу, далеко не без сомнений и метаний, во всяком случае далеко не так, как часть «активистов» КПСС и ВЛКСМ, двадцать лет назад без особых колебаний сменивших веру в коммунизм на веру в чистоган.
В годы революции каждый по-своему пришел служить новой России, отказавшись от России старой. Этот переход своими средствами долгие годы исследовали лучшие наши мастера искусства. Вспомните судьбу и метания шолоховского Григория Мелехова или толстовского Вадима Рощина! Ныне ничего исследовать не надо, все делается проще. О сегодняшних «героях» еще не пишут, да и писать пока нечего. А те, кто перевернул Россию, создал СССР, обеспечил его величие, славу и независимость, изображаются просто. Выбрасывается все большое и доброе, заодно вынимается душа человека, выискиваются грехи и ошибки – у кого их нет! – добавляется ложь и яд, и портрет готов.
------------------------
11 мая телеканал «Россия» добрался до удивительной женщины – Александры Михайловны Коллонтай-Домонтович. Удивительной во всем.
Дочь выходца из древнего русского дворянского рода, героя Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, видного военного историка, генерала от инфантерии Михаила Алексеевича Домонтовича. Объездила полмира. Познакомилась с известными экономистами, идеологами тред-юнионизма супругами Сиднеем и Беатрисой Вебб (Б.Вебб была еще и активным участником феминистского движения), дочерью Маркса Лаурой, Кларой Цеткин, Розой Люксембург, Г.Плехановым, В.Ульяновым-Лениным (сохранилось более десятка его удивительно интересных писем к «дорогой А.М»), Л.Мартовым, Н.Бухариным, едва ли не со всеми ведущими деятелями европейской социал-демократии начала ХХ века. Неоднократно арестовывалась. Большевик с 1915 года. Решительно поддержала Апрельские тезисы В.Ленина. Разумеется, правительство Керенского ее, как и других большевиков, побывавших в эмиграции, причислило к германским шпионам и собиралось арестовать и судить. Член ЦК РСДРП(б). Участвовала в заседании ЦК 23 октября 1917 года, принявшем решение о вооруженном восстании. Была противником Брестского мира. Позволяла себе спорить с Лениным, впрочем, тогда это делали многие, ибо они были достойными соратниками и оппонентами, а не послушными исполнителями чужой воли. Вместе с А.Г.Шляпниковым возглавила в 1921 году «рабочую оппозицию». Первая в истории женщина-министр. Первая в истории женщина-посол. Уже одно то, что она своей дипломатической деятельностью спасла жизнь тысячам солдат, добившись сохранения нейтралитета Швеции в годы Второй мировой войны и выхода Финляндии из войны, делает ее великим гражданином. Не зря же в 1945 году ее представили к Нобелевской премии, а ее мысль, что «дипломат, не давший своей стране новых друзей, не может называться дипломатом», – есть аксиома настоящей дипломатии.
Основательно образованный ученый (хотя формально она имела только домашнее образование, и гимназию – мужскую! – окончила экстерном). Владела едва ли не всеми европейскими языками. Прекрасный лектор-эрудит и пропагандист, блестящий оратор и агитатор, обладатель артистически сильного и звучного голоса. Неплохой писатель, автор повестей «Большая любовь» и «Василиса Малыгина», рассказов, статей. Остроумнейший и находчивый собеседник, на равных общавшаяся с монархами и учеными, рабочими и матросами.
Очаровательная стройная голубоглазая женщина. Она, настоящая аристократка, знала себе цену, умела очаровывать мужчин и умела постоять за себя. Адъютант императора Александра III Тутолмин, познакомившись с ней, сразу же сделал предложение, но получил отказ. Иван Драгомиров, сын генерала М.Драгомирова, отвергнутый ею, застрелился. Отказавшись от не менее блестящих предложений, вышла замуж по любви за своего троюродного брата военного инженера Владимира Людвиговича Коллонтая. Брак оказался неудачным и распался через пять лет.
Начиная с петербургского Кровавого воскресенья 9 января 1905 года всегда в гуще революционных событий. Как подчеркнул председатель Центробалта матрос-большевик Павел Дыбенко, она оказалась «первой женщиной, вступившей на палубу линкора «Император Павел I». С борта катера, доставившего комиссара Коллонтай на берег, Дыбенко нес Александру на руках. А еще через год она использовала все свое влияние, чтобы добиться обмена осужденного немцами на смертную казнь пленного начдива П.Дыбенко на несколько пленных немецких офицеров. Позднее он привел ее на площадь, где его должны были повесить, и сказал: «Когда объявили о помиловании, я не поверил. А когда поверил, первая мысль, которая озарила меня, знаешь какая? Неужели я вновь увижу тебя?» Читательницы-женщины, как вам такое признание в любви? К сожалению, и эта любовь оказалась недолгой, через пять лет они расстались, и не мое дело судить, была ли причиной тому разница в возрасте (Дыбенко был моложе жены на семнадцать лет), или постоянные увлечения Павла другими женщинами, или его, как ныне принято говорить, «злоупотребление спиртными напитками». Не мое, но и не ваше, господа, дело. Надо преклоняться перед любовью этих двух совершенно разных прекрасных людей, а не выискивать с мещанским сладострастием их недостатки.
------------------------
Но задача поставлена. Ее решение уже в названии фильма. Не комиссар, не нарком, не посол устремленной вперед великой державы (помните Юлию Борисову в фильме Г.Натансона «Посол Советского Союза»?). Нет! «Красная Мессалина»!
Вообще-то Александры Михайловны в фильме фактически нет, как нет вообще ее романтической биографии, как будто специально предназначенной для потрясающего фильма о женщине в революции. Авторов фильма интересует только секс во всех его формах, особенно – в противоречащих человеческой природе. Но все же они не смогли не заметить, что и Коллонтай, и Ленин, да и вообще большевики к грязной составляющей обсуждаемой проблемы отношения не имеют.
Не стану углубляться в детали, но существуют два формальных повода для упоминания имени А.Коллонтай в связи с обсуждением вопроса о сексе в стране большевиков.
Первый использован в названии фильма. Напомню, что Валерией Мессалиной звали жену императора Клавдия, прославившуюся беспутством и непристойностью и оставшуюся в истории Рима своеобразным символом разврата. Александру Коллонтай называли красной Мессалиной, т.е. даже не проституткой, а развратницей по природе и убеждениям, еще в белогвардейской и эмигрантской печати. В двадцатые годы прошлого века грязные клички и сплетни были в моде, про каждого более или менее известного большевика рассказывали, как и сегодня, всякие небылицы. Да, Александра Михайловна была, мягко говоря, увлекающейся женщиной, и никак не образцом целомудрия, она пережила несколько ярких романов, но никакой непристойной распутницей, разумеется, не была. Пусть бросают в нее камни современные звезды эстрады и политики, демонстрирующие свои похождения с экранов. А воспитанные люди знают, что есть немало тем, само обсуждение которых в обществе непристойно. Авторы фильма, да и не они одни, видимо, мало знакомы с правилами приличия.
Ну, а во-вторых, Коллонтай была активнейшим практическим деятелем и теоретиком международного женского движения. Она выступала в печати и с солидных кафедр с мыслями о положении женщины в обществе и, естественно, о любви и сексуальных отношениях. Ее статья «Новая женщина» (1913 год), ее статья-письмо к трудящейся молодежи «Дорогу крылатому Эросу» (1923) во многом интересны и сегодня, но написаны они сто лет назад для своего времени. Достаточно напомнить, что в те годы даже вопрос об избирательном праве для женщин оставался спорным. Не случайно введенный в 1910 году по предложению Клары Цеткин Международный женский праздник 8 Марта был праздником революционным, ибо его участники требовали поистине революционных изменений в обществе, требовали свободы и равенства в правах для женщин. Шла ли тогда речь о сексуальной свободе? Конечно, да и, конечно, в политически-полемическом задоре феминистки нередко «хватали через край». Но Коллонтай и другие большевики не имели отношения к пропаганде «свободной любви» и к теории «стакана воды» (хочешь удовлетворить естественную жажду – бери любой стакан с водой, хочешь удовлетворить естественные сексуальные позывы – бери любую женщину или мужчину). Куда больше теория и практика этого вопроса в начале ХХ века привлекали деятелей так называемого Серебряного века (кстати, Игорь Северянин, видный поэт, относящийся к лучшим представителям этого периода русской культуры, был троюродным братом Александры Михайловны).
А уровень нравственности значительной части общества, особенно столичной молодежи, был в те годы крайне низким. Кстати, в начале ХХI века эротические взгляды начала века ХХ вновь получили широчайшее распространение и признание, и сегодня наша страна по уровню безнравственности далеко обошла императорскую Россию. Правда, суть выражается в иных терминах, студенты тогдашнего Петроградского университета, формулируя свои потребности, не говорили, как студенты современного Санкт-Петербургского и иных университетов, что надо «снять телку». Да и легкомысленные курсистки начала века не использовали в своих беседах нецензурную лексику, которой сегодня можно поучиться у наших милых студенток в учебных корпусах и общежитиях вузов.
А Коллонтай как-то высказала тонкую мысль, над которой стоит задуматься сегодняшним влюбленным: «Права на человека даются не браком и не своею любовью к нему, а его любовью к тебе». Никакой Мессалине подобные мысли в голову не приходили, и прийти не могли. Боюсь, что нынешние «половые партнеры» сказанного просто не в состоянии осмыслить.
Фильм, разумеется, находит истоки нравственной трагедии общества в 10–20-х годах прошлого века не во всем ходе развития России, а в большевиках. А потом с удивительной логикой переходит к предвоенному советскому аскетизму, к тому, что «в СССР секса не было» (вторая половина цитаты – «зато была любовь», звучит в фильме невнятно), к тому, что нынешняя свобода нравов вроде тоже нехороша, но вот ведь еще Коллонтай!.. Какой-то детский лепет, вроде «А она первая начала».
Опасная логика. В стране расцвет проституции, в том числе детской… Каждый второй брак заканчивается разводом… Брошенные дети… На серьезном уровне идут споры о правах сексуальных меньшинств и гей-парадах… Президент, не решаясь говорить о смертной казни, размышляет о химической кастрации педофилов, а их количество, как и число сексуальных маньяков-убийц, за последние двадцать лет выросло в десятки раз… Обстановка настолько серьезна, что грозит будущему страны.
Не пора ли спросить, а кто виноват? От какого времени и от какого имени надо вести отсчет? Фильм пытается доказать, что во всем виноваты события и люди вековой давности. А я думаю, что смотреть надо вокруг себя, и не следует искать корни сегодняшних бед в «Коммунистическом манифесте», работах Энгельса, Люксембург, Цеткин, благо, что самих-то работ никто из творцов нынешней идеологии и морали и не читает, надо лишь оскорбить и унизить авторов, которые заступиться за себя уже не могут.
Не может заступиться за себя и Александра Михайловна Коллонтай, скончавшаяся от инфаркта 27 марта 1952 года.
И мне горько и стыдно, что русскую женщину, женщину из числа тех, о ком с нескрываемым восхищением и почтительностью говорили десятки деятелей мировой культуры от Гюи де Мопассана до Лиона Фейхтвангера, сегодня можно оскорблять с экрана телевидения, со страниц газет и по радио. Могила Коллонтай на Новодевичьем кладбище украшена скромным надгробным памятником – спокойно сидящая немолодая женщина. Неужели никто не подойдет к ней и не попросит прощения и за создателей фильма, и за нас, мужчин, удивительно равнодушных к происходящему?
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме