12:30 07.07.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Выступление О.А. Куликова на пленарном заседании ГД 3 июля 2012 года
Уважаемый Сергей Евгеньевич! Коллеги!
Россия переживает очередной этап преобразований в политической сфере: получают право на существование новые партии; происходит перерегистрация некоторых «старых»; восстанавливается,хотя и декларативно, институт выборности губернаторов.
Регулярно проводится обмен мнениями между руководителями страны и лидерами парламентских партий и фракций. Но, с другой стороны, продолжается деградация выборов как демократического института, что показали массовые протестные акции граждан, прошедшие после подведения итогов думских выборов. Парламентская оппозиция подвергается давлению и угрозам.
После вступления изменений в законодательстве о партиях в силу, в министерство юстиции подано около 200 заявок от объединений, желающих получить статус партий. Более 20 партий зарегистрировано. Сумеют ли новые партии принять участие в реальном политическом процессе? Сумеют ли быть представленными в депутатском корпусе? Если власть стимулирует активные общественные группы к политической деятельности, то она должна и реально предоставить им выборные перспективы.
Однако препятствием для их полноценного участия в выборах является слишком маленькая площадка(только 50% депутатских мандатов), на которой они могут реализовать свой потенциал. Реализовать возможность реального участия в выборах различного уровня.
Одним из путей достижения этой цели может стать переход от смешанной системы выборов в законодательные органы власти к выборам исключительно по пропорциональной системе.
Нашим законопроектом предлагается установить единый порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по партийным спискам пропорционально числу голосов, поданных за списки, выдвинутых избирательным объединением.
Предусматривается внесение аналогичных изменений в статью 4 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и в статью 35Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Смешанная мажоритарно-пропорциональная система (введенная федеральным законом) действует около 10 лет и дала в свое время существенный импульс для развития партий в регионах, но ее потенциал исчерпывается.
При этом в ряде регионов в Республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чеченская,Амурской, Тульской областях.г. Санкт-Петербурге, Ненецком А.О, региональные законодательные органы уже установили выборы по пропорциональной системе.
Выборы в Государственную Думу Российской Федерации пятого и шестого созывов (в 2007 и 2011 годах) проходили исключительно по партийным спискам.
Мажоритарная система выборов в её российской версии потеряла свой исходный смысл –смысл народного выбора и стала по сути инструментом кардинального искажения идеи политического представительства. Она стала механизмом конструирования региональных парламентов и воспроизводства власти. Превращение выборов в мажоритарных округах из поля для конкуренции идей, программ, команд и личностей в битву предвыборных бюджетов и информационных ресурсов, в которой побеждает наиболее обеспеченный кандидат. Фактически введен имущественный ценз, т.к. избирательный фонд в одномандатных округах порой достигает несколько миллионов рубле и даже 20 млн. рублей.
В итоге, региональные парламенты превратились в клубы директоров и владельцев крупных предприятий, региональные списки самых богатых граждан, лоббистские группы, далекие как от законотворчества, так и от интересов большинства избирателей.
Избирательные округа закрепляются за депутатами, лояльными власти. Конкуренция на выборах в округах сводится к минимуму, а итог – известен заранее. Победа оппозиционного кандидата в таких условиях – это сродни подвигу. И большинство выборов в одномандатных округах нельзя считать честными, чистыми, равноправными, свободными и справедливыми.
Я на собственном опыте могу дать подобную оценку, в пошлом году баллотировался и был избран в законодательное собрание региона.
Наконец, подобная практика ведет к существенным искажениям региональной политической палитры.
Избрание депутатов исключительно по партийным спискам имеет ряд преимуществ перед смешанной системой.Пропорциональная система позволяет полнее реализовать представительство политических партий в парламентах. А разве не это было продекларировано в качестве основной цели реформы партийной системы?!
Региональные парламенты, избранные по партспискам имеют возможность принимать решения, в большей степени учитывая интересы различных социально-демографических групп населения.
Избрание законодательного органа по партийному принципу позволит направить его работу на решение стратегических задач социально экономического развития всего региона.
Избрание депутата по списку политической партии гарантирует его вхождение во фракцию политической партии, ведет к стабилизации партийной структуры регионального парламента, снимает риск введения в заблуждение избирателей, как это имеет место при выборах по смешанной системе. Распространенной практикой после победы в округе является вхождение беспартийных кандидатов в одну партийную фракцию в законодательном органе власти субъекта Российской Федерации.
При предложенном порядке выборов существенно сокращаются расходы субъектов Российской Федерации на финансирование выборов и довыборов.
Таким образом, пропорциональная система имеет очевидные достоинства, особенно ценные в российских условиях.
Представленный нашей фракцией законопроект, вводящий выборы законодательной власти исключительно по партийным спискам, - это реальный шанс дать импульс продвижению вперед нашей политической системы и приближению партий к исполнению реальных запросов общества.
– это, по сути, антимонопольный закон в политической сфере. Он призван уравнять права всех партий, а также уменьшить использование административного ресурса на выборах.
Пропорциональная система выборов дает шанс на участие в реальной политике для новых партий. При этом очевидно, что с этими партиями будут связаны и новые агитаторы, наблюдатели на выборах, новые члены избирательных комиссий.
Мы за демократию, за построение конкурентной политической системы на основе подлинной многопартийности. За возможность полнее учитывать интересы большинства жителей страны. Мы должны извлекать уроки из своего прошлого, а не создавать монополию на власть одной партии или властной группировки.
Необходимо вернуть к выборам доверие народа!.
Прошу поддержать закон в 1 чтении.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме