10:01 19.02.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Всем на радость безделушки... О состоянии народных промыслов в современной России

«Нехитрая забава, детская потеха», — так говаривали в старину об игрушке. Явление это в народном творчестве очень сложное, многоликое и глубокое. Живший в начале ХХ века искусствовед Николай Бартрам точно подметил: «Игрушка является не только обычным товаром, исполняемым в более или менее красивой форме, но за ней, как и за детской книгой, стоит огромное воспитательное значение». Не грех бы напомнить об этом нынешним российским руководителям, кажется, всё делающим для уничтожения достойного образования молодёжи.

Короткие дни сказки

Столетия простоял на воронежской земле посёлок Рамонь, некогда — центр керамического народного промысла. По всей России славились производимые здесь игрушки, слепки образов окружающего мира: лихие военные и кокетливые барыни, купчихи, мужики, а также круторогие олени, диковинные птицы, бурёнки, коники — то с седоками, то с водовозными бочками, а то и запряжённые тройкой.

Игрушки декорировали наколками «глазков», красными, желтыми, синими, лиловыми, золотыми и серебряными красками. Поделки наиболее известного здешнего мастера Василия Лямзина до сей поры украшают коллекцию Музея игрушки в подмосковном городе Сергиев Посад. Каких необычных «баб» вытягивал он на гончарном круге, состоявших как бы из двух половинок: круглого шара — головы и шарообразного же туловища!

Всё это, увы, в прошлом. Лишь на короткие дни раз в год превращается Рамонь в сказочную страну, когда расцветает здесь яркими красками ярмарка-фестиваль «Игрушка-говорушка», собирающая неповторимые народные таланты. Только здесь можно увидеть теперь образчики великолепной русской игрушки. На прошедшей недавно ярмарке филимоновскую игрушку представляли тульские энтузиасты. Возрождена по архивным материалам игрушка из глины «Воронежская барыня». Создана коллекция карачунской (лямзинской) игрушки, составленная из фигурок сказочных животных и птиц, лихих наездников. О некогда славном романовском промысле напомнили своими работами липецкие умельцы.

Разбрелись…

Навязанный стране капитализм поставил под удар все виды изобразительного искусства, но прежде всего традиционные народные промыслы. Взять вятскую дымку — традиционную русскую игрушку из глины. Технология: ручной замес, а затем лепка, обжиг, роспись и наклеивание кусочков сусального золота. Над одним из очаровательных вятских ремёсел дамоклов меч опускался не раз. После необыкновенного взлёта 70—80-х годов XX века в 90-е оно оказалось едва ли не на грани гибели. Традиционная игрушка в одночасье стала никому не нужна: ни Художественному фонду России, в систему которого десятилетиями входил промысел, ни обедневшему до рваных штанов покупателю, ни музеям, у которых не стало средств на пополнение коллекций.

Коллектив распался. Более тридцати мастериц ушли, предпочли работать в одиночку на дому и самостоятельно продавать продукцию — кто-то через ещё существующие художественные салоны, кто-то через частные магазины, не гнушаясь и мелкими продовольственными лавками. Некоторые, став членами Союза художников России, вышли за штат, работают, по сути, в одиночестве, чаще дома, реже в мастерской. Несколько работниц-умелиц объединились во вновь созданное кировское областное «Региональное отделение промыслов и ремёсел». Но, как оказалось, подобные организации, зарабатывая на изделиях талантливых художников, нисколько не заботятся о создании условий для их творчества.

Массовый уход мастеров из традиционного, веками складывавшегося ремесла, отрыв от первозданных корней сказались и на художественном уровне творений. Обеднена тематика, разрушен образный строй игрушек, утрачены традиционный колорит, характерные орнаменты, всё это подменено натуралистическими копиями расхожих ныне мобильников, компьютеров, многочисленных храмов, часовен, колоколен, башен. Немногочисленные добросовестные мастерицы — люди пенсионного возраста, их творчество, за редкими исключениями, прибыли промыслу не приносит.

Потеряны традиции наставничества в обучении молодёжи. В стародавние времена в слободе Дымково девочек с 7 лет матери и бабушки сажали рядом с собой, на собственном примере учили делать игрушки. В дымковский промысел во второй половине прошлого века набирали главным образом молодых. Многие позднее стали классиками жанра — Н. Трухина, Л. Фалалеева, Н. Борнякова, Г. Баранова, А. Кузьминых, Р. Колчанова, Л. Верещагина, Л. Коробицина…

Последний набор в училище был в 1988 году. Но немногочисленная подросшая смена никому давно не нужна. Само существование дымковской игрушки ныне проблематично, перспектив возрождения никаких.

Не ко двору

По набережной Городца, по улицам и переулкам этого старинного города пройдёшься, и на каждом шагу — встреча с историей, запечатлённой в архитектурном облике каменных купеческих домов с их витыми крылечками, ажурным кружевом навесов, с железными воронками водосточных труб в форме короны, с дымниками из просечного железа. Немало добра хранилось за этими массивными коваными дверями, крепкими ставнями на окнах, тяжёлыми засовами и пудовыми замками. И с орнаментами своеобразнейшими.

Исподволь накапливалась здесь художественная культура городецких ремёсел, в частности, знаменитой сундучной росписи. Именно здесь её малая родина. Ярчайшими весёлыми красками расписывают мастера промысла «Городецкая роспись» декоративные тарелки и панно — с гарцующими конями, удалыми тройками, сказочными птицами на невиданных цветах.

В городском музее не смог отказаться от удовольствия поиграть в плотницкие деревянные игрушки. Да-да, именно так они называются. В короткие минуты отдыха мастеровой брал топорик, нож, стамеску, собирал сколки дерева, щепки. И рождались в его ловких умелых руках нарядные и красочные скульптурки коней, запряжённых в возок или карету. Смотришь на них и мысленно переносишься в праздничную суету широкого раздолья народных гуляний на Масленицу, на Новый год…

Центрами плотницкой игрушки были нижегородское село Курцево и близлежащие деревни, что раскинулись по берегам речки Узолы. У кукол этих — девушек с кошками, влюблённых пар, строгих староверов, мещан, разряженных в красочные одежды, — есть оригинальная особенность: они плоские с лицевой стороны, объёмные — с другой. Раскрашивали их клеевыми и анилиновыми красками. Нередко просто погружали игрушки в горшочек с разведённой краской. Одним из последних мастеров-игрушечников был потомственный мастер Тимофей Краснояров из деревни Курцево. Изготавливал он среди прочего и детские стульчики без единого гвоздя, с яркой, сказочной сюжетной росписью. Теперь такого самородка уже днём с огнём не сыщешь.

С праздничными гуляньями-ярилками связано появление глиняной игрушки в деревне Хлуднево. Среди них — свистульки, гудухи, сопелки, грематухи.

Пензенские игрушки из Абашево упоминаются в писцовых книгах ещё с 1616 года. Об этих одухотворенных образах сложены бесхитростные строки: «Чудо-звери, чудо-птицы скачут, прыгают, поют, рядом барыни неспешно, словно с ярмарки, идут».

Подмосковное село Богородское расцветало на деревянных игрушках — с верёвочками, пружинками.

Архангельский край — столица глиняной каргопольской игрушки.

Необъятен народный изобразительный фольклор. Но нынешней российской власти это богатство, кажется, не ко двору.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме