11:30 16.03.2016 | Все новости раздела "КПРФ"

"Возвращение к прошлому". Доклад В.И. Кашина по проблеме использования техногенных месторождений

2016-03-16 02:23
В.И. Кашин

Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина на круглом столе по проблеме использования техногенных месторождений.

От имени Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии поприветствую членов Высшего горного совета и хочу отметить удачный формат совместного заседания Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного совета, позволяющий соединить профессионалов горнодобывающей отрасли и законодательной власти.







Выбор темы сегодняшнего мероприятия, безусловно, понятен и ожидаем.

Результаты многочисленных исследований и выполненные на их основе прогнозы перспектив развития минерально-промышленного комплекса передовых стран подтверждают неизбежность дальнейшего роста потребления минерально-сырьевых ресурсов в мире.

Господство на сырьевом рынке фактически становится «жесткой силой», которая может быть использована в качестве рычага для экономического и политического нажима. Не случайно ведущие экономики мира все чаще рассматривают доступность к минеральному сырью в качестве критически важного фактора экономического роста.







Несмотря на то, что за последние годы была проведена определенная работа по воспроизводству минерально-сырьевой базы, некоторые виды минерального сырья Россия импортирует (марганец, хром, титан, высококачественные бокситы и др.). Причины: недостаточное содержание полезных компонентов в руде, неэффективность освоения месторождений в силу сложных геолого-горных условий, отсутствие современных технологий добычи.

Это вынуждает искать нетрадиционные источники и способы добычи минерально-сырьевых ресурсов для развития и совершенствования промышленно-экономического потенциала многих стран, в том числе и России.

Ресурсной базой, способной возместить в недалеком будущем дефицит минерального сырья, являются полезные ископаемые «техногенных месторождений»

За последнее столетие, на территории России образовалось огромное количество «техногенных месторождений». Их возникновение было обусловлено несовершенством ранних технологий обогащения полезных ископаемых и немедленным решением задач обеспечения страны отдельными видами стратегического сырья.







В последнее время, освоение минеральных ресурсов техногенных месторождений, ограничивалась несовершенной нормативно-правовой базой, отсутствием реестра техногенных месторождений и оценки в них запасов полезных минералов, нежеланием компаниями применять передовые технологии по добыче и переработке минерального сырья.

Горнодобывающими производствами в России накоплены десятки миллиардов тонн отходов, включая отвалы перерабатывающих производств. Наибольшие объемы отходов сосредоточены в Уральском федеральном округе (на долю Свердловской области приходится до 30% отходов в РФ), районе Курской магнитной аномалии, Тульской и Рязанской областях.

Добытое сырье, как правило, поступает на обогатительные фабрики, в результате чего образуются отходы обогатительной фабрики, размещенные в хвостохранилищах. Также это вмещающие породы и шлакоотвалы, шламоотвалы.

Под складирование горно-промышленных отходов в целом по России занято свыше 500 тыс. га земель, а негативное воздействие отходов на окружающую среду проявляется на территории, превышающей эту площадь в 10-15 раз, в отвалах и шламохранилищах страны накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов. Под полигоны ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для сельского хозяйства земель.







Ежегодно в России образуется около 5 млрд. тонн отходов, из которых при добыче полезных ископаемых получается около 4,8 млрд. тонн отходов. Утилизируется не больше 46% (обезвреживается и используется). Для сравнения: в России перерабатывается (используется) всего около 25-30% техногенных отходов, тогда как в мире этот показатель достигает 85 - 90%.

Для металлургии эта проблема особенно характерна. Производство тонны черного металла сопровождается получением от 5 до 17 тонн отходов, а цветных и благородных - до 100 тонн отходов.

На предприятиях угольной промышленности объем учтенных накопленных отвалов превышает 10 млрд. м3 , причем половина из них подвержена горению.

Отвалы перемытых песков, образованные в результате разработки россыпных месторождений Магаданской области, составляют 1,5 млрд. куб. м. и, по оценкам, содержат около 500 т. золота.

В Мурманской области ежегодно складируется более 150 млн. т отходов, общий объем которых к настоящему времени достиг 8 млрд. т. Однако, для того чтобы привлечь инвесторов к их разработке, необходимо комплексное решение проблем экономического и правового характера.

Однако стоит отметить и положительные примеры, например по переработке нефтешламов в Татарстане.







В Татарстане за шесть с лишним десятилетий разработки нефтяных месторождений накопилось огромное количество этих отходов, образующихся как при добыче нефти, других производственных процессах, так и при прорывах нефтепроводов. И в прошлом нефтяники понимали опасность нефтешламов для природы: их складировали в ямах, в полиэтиленовой пленке - это называлось амбарами. Но число амбаров росло и росло, загрязняя испарениями атмосферу, и в «Татнефти» решили заняться этой проблемой вплотную.

Партнера нашли в Германии, образовали ОАО «Татойлгаз», усилиями специалистов двух стран была создана установка, способная утилизировать около 100 тысяч тонн жидких нефтешламов в год. На выходе получается твердая фракция - и чистая нефть. Установка работает с 1989 года: за это время на ней «добыто» почти 450 тысяч тонн нефти. Одновременно специалисты «Татнефти» начали создавать технику и технологию по утилизации твердых нефтешламов. В 2003-2004 годах построены две установки по их утилизации производительностью 2 тонны в час каждая. «Татнефть» вместе с Академией наук РФ приступило к строительству «хаджиевской» опытно-промышленной установки по переработке битумной нефти мощностью 50 тысяч тонн в год. Пилотная установка основана на применении метода гидроконверсии и отечественных катализаторов для переработки тяжелых остатков (гудрон и др.) в светлые фракции.

Переработано 1,4 млн. тонны нефтешламов. При этом получено 550 тыс. тонн товарной нефти, ликвидировано около 100 нефтешламовых амбаров, сельчанам возвращено порядка 30 га земли.

В России, по оценкам экспертов, в отходах медной, свинцово-цинковой, никель-кобальтовой, вольфрамо-молибденовой, оловянной, алюминиевой промышленности сосредоточено более 8 млн. т меди, 9 млн. т цинка и иных полезных компонентов. При этом Минприроды России оценивает разведанные запасы меди в 67 млн. т при годовой добыче 0,8 млн. т, цинка - 42 млн. т при годовой добыче 0,4 млн. т.

При условии полного вовлечения в хозяйственный оборот полезных компонентов техногенного сырья, увеличение объемов производимой в Российской Федерации промышленной продукции могло бы составить около 10 трлн. руб. Это может дать бюджету за весь период разработки данной категории техногенных запасов, в виде налогов, около 300 млрд руб., или около 20 млрд. руб. в год. Причем указанная годовая величина налогов сопоставима с суммой налогов, поступающих от всего сектора добычи цветных металлов.

Техногенные месторождения могут восполнить дефицит страны по стратегическим металлам: никелю, меди и кобальту, золоту, молибдену, серебру.

Целесообразность вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья доказана многолетней практикой во многих странах мира. Например, в сырьевом балансе США и Японии доля отходов составляет до 26%, у большинства экономически развитых стран этот показатель колеблется в пределах 16-20%, в СССР он составлял 15%, в современной России – около 10%.







На сегодняшний день существуют объективные причины отсутствия заинтересованности у потенциальных инвесторов в и разработке, техногенных месторождений в России:

- более низкое качество техногенного сырья по сравнению с природными месторождениями, которое со временем еще более снижается;

- сложность и дороговизна извлечения твердых компонентов, обусловленные физико-химическими свойствами сырья;

- невостребованность определенных видов сырья при наличии существенных объемов;

- экологические риски.

Для создания мотиваций разработки техногенного сырья необходима государственная координация всех российских участников процесса освоения техногенных месторождений. Однако в настоящее время наблюдается крайняя инертность, разобщенность действий таких организаций, отсутствие централизованного подхода к проблеме на уровне государства.

Это сложилось вопреки очевидной целесообразности объединить усилия профильных ведомств и организаций в единое целое под одним административным и научно-методическим руководством с целью согласованности решения самых ответственных задач, связанных с освоением выявленных техногенных месторождений и подготовкой для этого отечественной технико-технологической базы.

За рубежом к решению проблем освоения ресурсов техногенных месторождений привлечено множество частных фирм и национальных исследовательских институтов, результатом работы которых явилась разработка научных основ, направлений и решений создания технических средств, технологий, обеспечивающих освоение техногенных минеральных ресурсов.







Следует отметить, что Комитет работает над нормативно правовым регулированием утилизации техногенного сырья. Следует сказать, что нам удалось принять ряд законодательных инициатив, заложивших основу обеспечения эффективной системы утилизации техногенного сырья.

Федеральный закон от 07 мая 2013 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Водный кодекс Российской Федерации», который урегулировал отдельные вопросы, касающиеся проведения дноуглубительных работ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в части не отнесения деятельности по перемещению грунта, образованного при проведении дноуглубительных работ, прокладке подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море, к захоронению отходов;

Не менее важным законодательным решением, стал Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 261-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволивший при разведке и добыче нефти осуществлять размещение попутных вод в пластах горных пород, а также при ликвидации горных выработок использовать вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности.

Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это базовый закон, в котором нашел отражение целый комплекс природоохранных мер, включая уточнение понятийного аппарата; основные принципы охраны окружающей среды дополнены обязательностью финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия; расширены полномочия органов государственной власти; дифференцирован подход к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности. Правовое воплощение получила новая система нормирования в области охраны окружающей среды. Определено правовое регулирование вопросов внедрения наилучших доступных технологий. Оптимизирована система государственного экологического надзора. Усовершенствован механизм экологической отчетности. Введены реальные механизмы экономического стимулирования. Усовершенствован механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Пересмотрена административная ответственность. Сделан значительный шаг к возрождению государственной экологической экспертизы.

Особо следует отметить Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Благодаря данному законодательному акту удалось создать эффективные экономические стимулы по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.

Вместе с тем специфика переработки техногенного сырья столь значительна и разнообразна, что требует соответствующего обустройства правового поля.

Так проблема нормативно-правового обеспечения управления отходами добычи и переработки также заключается в том, что деятельность недропользователей, связанная с использованием этих отходов, одновременно попадает под действие федеральных законов - «О недрах» и «Об отходах производства и потребления», относящихся к различным отраслям права и предназначенных для различных целей государственного регулирования такой деятельности — рациональное использование и расширение минерально-сырьевой базы за счет отходов горного производства и снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду.

Одним из первых шагов на пути совершенствования правового регулирования в этой сфере может стать принятие законопроекта «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств», направленный на совершенствование правового регулирования в сфере использования техногенных образований. Необходимо Правительству Российской Федерации ускорить его подготовку и внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Создание реестра для постановки на учет, оценка запасов и извлечения полезных ископаемых из техногенных месторождений, активное применение компаниями наилучших доступных технологий является резервом, способным в кратчайшей перспективе пополнить стратегические запасы минерального сырья. Отечественные прорывные инновационные технологии обогащения и отечественные обогатительные машины мирового уровня, позволяют освоить этот гигантский сырьевой резерв страны со 100% импортозамещением, как технологий, так и всего производственного оборудования.

Острота и значимость проблемы изучения, освоения и комплексногоиспользования ресурсного потенциала техногенных месторождений в интересах экономического развития России требует продолжения совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, а также активного применения компаниями отечественных инновационных технологий по переработке техногенного сырья. Именно над решением этих задач мы и должны сосредоточить наши усилия в ближайшем будущем.

Иллюстрации к материалу:

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме