15:31 14.03.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Военно-воздушные Нью-Васюки. «Реформа» армии – разгром военного образования
Несмотря на экономический кризис, очередная реформа Российской армии идет полным ходом. При этом её результаты явно будут диаметрально противоположны заявленным целям. Президент Медведев, выступая в Москве по случаю Дня защитника отечества (Дня Советской Армии и Военно-Морского флота), заявил, что формирование нового облика вооруженных сил, мол, вещь нужная, но о военном образовании надо будет позаботиться особенно. И вот что из этого получается.
Судя по заявлениям чинов Минобороны, главкомата ВВС и Воронежского военного университета (ВВУ), куда недавно депортировали курсантов Иркутского высшего военного авиационно-инженерного училища (ИВВАИУ) и куда готовятся перебросить курсантов училищ из Тамбова и Ставрополя, ВВУ уже превратился во всегалактический центр авиационной инженерной науки и образования. Но при всем уважении к указанным чинам они, скорее всего, имеют весьма смутное представление о том, что такое современный авиационный инженерный ВУЗ.
В Воронеже утверждает, что готовит прекрасных военных психологов. Однако эта напасть пришла в нашу армию от богоподобных американцев, поскольку командир любого американского авиакрыла не постыдится порыдать на мужественном плече военного психолога, снимая послеполетный стресс. В России совершенно другой менталитет. Поэтому, если в авиационном полку случается ЧП, то военный психолог – это человек, который ни за что не несет ответственности, а потому о нем гарантированно никто не вспомнит.
Готовит ВВУ и военных метеорологов. Но если выпускник Воронежского университета перепутает циррус (перистые облака) и стратус (слоистые облака), то абсолютно ничего не произойдет, ибо военная авиация работает по фактической погоде, а на разведку погоды летает вовсе не метеоролог. Между тем, распечатать принимаемую по радио авиационно-прогностическую карту погоды сможет даже ученик младших классов - печатающий аппарат управляется проще телевизора. Ремонт этого прибора в обязанности метеоролога не входит. Самая ответственная обязанность военного метеоролога - вовремя поставить подпись на акте по списанию спирта из противообледенительной системы самолета.
Примерно также дело обстоит и с другими специальностями ВВУ. Учебно-лабораторная база по большому счету им просто не нужна. Но, увы! Готовить авиаинженеров и техников так, как привыкли готовить в Воронеже психологов и метеорологов, невозможно. Слишком разная у них ответственность: достаточно специалисту инженерно-технической службы что-то не докрутить или оставить тумблер в другом положении, как уже нужно ехать выкапывать из ямы останки самолета и его экипажа.
Для обеспечения качественного учебного процесса, как известно, необходимы: жилые помещения для размещения курсантов, аудитории для проведения занятий, учебно-лабораторная база, библиотека и педагогический коллектив. Только при наличии этих составляющих ВУЗ может получить лицензию и аккредитацию. 21 января с.г. зам.министра обороны РФ генерал Панков на пресс-конференции гордо заявил: «…Отмечаю, что [Воронежский] университет был готов, как к принятию курсантов, так и преподавателей-военнослужащих из Иркутска. Сегодня идет плановый учебный процесс…».
Рассмотрим, как на деле выглядит «плановый учебный процесс» в Воронежском всегалактическом авиационном центре. При этом мы опираемся на данные, получаемые от курсантов и преподавателей, депортированных из Иркутска в Воронеж в первых числах января с.г.
Итак, во время разгрома ИВВАИУ нам демонстрировали завлекательные кадры светлого будущего ВВУ и его посещения президентом РФ Д. Медведевым. Однако по приезду курсантов и преподавателей в Воронеж выяснилось, что университет разбросан по всему городу. Центральная часть ВВУ превращена в потемкинскую деревню, которую не стыдно показать президенту. Зато остальные подразделения университета прозябают хуже, чем в Иркутске.
Очень многие «местные» курсанты в Воронеже, насколько мне известно, не обеспечены общежитиями. Чтобы расселить иркутян, воронежским курсантам приходится снимать квартиры в городе. Для военно-учебного заведения это звучит просто дико. При этом общежития, находящиеся за пределами «потемкинской деревни», выглядят ужасающе. Даже на фотографии видны насквозь промороженные окна (это в Воронеже с его мягкой зимой!), так как помещение едва отапливается. Сушить обувь курсантам негде. Как нам сообщают, даже выпускные курсы живут в тесных помещениях по 12 человек на двухъярусных кроватях. Заниматься в таких условиях невозможно.
Принять две тысячи курсантов из ИВВАИУ Воронеж оказался не готов, а потому появились огромные очереди в столовую, немыслимые для Иркутска. Курсантские подразделения принимают пищу в 3-4 потока и уже поступили жалобы курсантов, что на белые скатерти им иногда подают немытые тарелки. Из-за очередей в столовую последним подразделениям, как нам стало известно, периодически просто не достается пищи. Больше всего от этого страдают младшекурсники. Видимо для того, чтобы предупредить обвинения в свой адрес, г-н Зибров в своих публичных заявлениях, привычно поливая ИВВАИУ грязью, теперь среди всего прочего также утверждает, что наши курсанты прибыли в Воронеж с недостатком веса.
При строительстве учебных аудиторий в ВВУ исходили из располагаемой численности курсантов. Поэтому самая большая лекционная аудитория у них чуть более 60 м. кв. Ну и как посадить в нее поток из 100-120 курсантов? Аудиторий не хватает, поэтому для занятий курсантов рассаживают в казармах, а более чем 300 компьютеров и другое оборудование, вывезенное из ИВВАИУ, по нашей информации, свалено под открытым небом. Разворачивать их негде.
Изобретательный г-н Зибров заявил, что «иркутское барахло» ему вообще не нужно, а на занятиях вместо авиационных двигателей и другого оборудования будут задействованы обучающие программы с 3D анимацией. Мысль современная, а потому способная впечатлить любого директора мебельной фабрики. Однако в отличие от мебельных директоров профессионалы не могут не задать вредных вопросов:
1. Программное обеспечение в наши дни стоит дороже «железа», поэтому, главный вопрос в том, сколько будет стоить обучающая программа 3D анимации, и кто будет ее писать, если в стране нет отечественных фирм для подобных разработок. Можно, конечно, поручить разработку обучающих программ по оборудованию новейших российских самолетов Биллу Гейтсу. Но как при этом обеспечить национальную безопасность? Хотя этот вопрос для нашего генералитета является чисто риторическим.
2. Если ВВУ будет готовить специалистов по виртуальным двигателям, то летчики будут летать на виртуальных самолетах?
Учебный аэродром ВВУ пуст. В одном из интервью Зибров утверждал, что ИВВАИУ располагает только устаревшими самолетами, тогда как в Воронеже есть новейший МиГ-29 (одна штука на весь аэродром). История этого самолета очень примечательна. Нам привезли его перед самым новым годом, когда в училище уже вовсю орудовала команда реформаторов. Поэтому тут же последовала команда грузить многострадальный МиГ-29 обратно в Ил-76 и везти его в Воронеж.
Разумеется, что никаких актов о приеме-передаче при этом составлено не было. Поэтому не стоит удивляться, что в Воронеж этот МиГ пришел разукомплектованным и спрашивать теперь не с кого: обычное дело в условиях реформ. Чтобы морально успокоить руководство ВВУ, хочу сказать, что МиГ-29 в точно таком же состоянии стоит у нас на постаменте перед КПП-1, как символ авиационного ВУЗа. Воронежский МиГ также можно установить на постамент в качестве памятника стране, у которой когда-то была своя военная авиация.
Пойдем дальше. При ликвидации ИВВАИУ многомудрое начальство отдало команду грузить только книги не ранее 2002 года издания, а остальное бросить на произвол судьбы. От этой команды за версту несет непрофессионализмом. Дело в том, что после перехода к рыночной экономике издание порядочных учебников прекратилось. Самые ценные учебники - 1970-1980 годов. На месте (в Воронеже) выяснилось, что вывезенное не годится для обучения, а тематика библиотеки ВВУ совершенно не совпадает с тематикой ИВВАИУ. Поэтому прошла команда вывозить из нашей библиотеки все подряд. После чего запутанность библиотечной свалки в Воронеже только возросла. ИВВАИУ вменяют в вину то, что площадь нашего читального зала по современным нормативам не соответствует количеству курсантов. Читальный зал ВВУ в два раза меньше Иркутского училища. Однако это особой роли уже не играет, так как на разбор библиотечных завалов нужны месяцы, а потому библиотека просто не работает.
Однако самое больное место у Воронежского университета - полное отсутствие преподавателей. И в ближайшие годы эта проблема разрешиться не может. Расчет здесь очень прост. Сейчас в Иркутском ВВАИУ 150 ученых, что составляет 62,4 % от всех преподавателей. Для института, каким является ИВВАИУ, это значительно выше критериального значения (не менее 55 %). Училище занимает по этому показателю четырнадцатую позицию из 47 военных училищ (институтов) МО РФ.
Для военного университета этого недостаточно. Для получения лицензии университету при тех же штатах нужно 180 ученых. Пусть из Иркутска в Воронеж по самым завышенным оценкам переедет 50 ученых. А где взять еще 130? В ВВС такому резерву взяться просто неоткуда и заполнить эту дыру нечем. Однако в Воронежском военном университете нет не только ученых, но нет и просто преподавателей по требуемым специальностям. Зибров утверждает, что он якобы и здесь нашел выход, пообещав призвать военных пенсионеров Воронежа в преподаватели.
При всем уважении к отставным офицерам из авиационных частей, 99% из них не имеют опыта преподавания и ученых степеней. Поэтому в настоящее время, насколько нам известно, из-за отсутствия преподавателей в Воронеже полностью сорваны занятия на всех пяти курсах факультета самолета и двигателя и факультета авиационного оборудования. Занятия всех видов здесь только имитируются. Два других факультета (радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения) лишь в немного лучшем состоянии. Мечтать о появлении научных школ и организации какого-либо послевузовского образования в ВВУ пока не приходится.
При таком положении дел всегалактический центр авиационной науки и образования может с большим трудом номинироваться на звание ПТУ. Однако неведомыми путями ВВУ получил лицензию университета, не удовлетворяя для этого ни одному из критериальных требований. Так ли неведомы эти пути?
Самое обидное для нас то, что наших мальчишек вообще не собираются учить в Воронеже. Насколько нам известно, к августу 2009 года от 2000 иркутских курсантов в Воронеже останется примерно 300-500 человек. Это очень хорошо согласуется со словами министра обороны Сердюкова, сказанными 11 февраля 2009 года после доклада в Государственной думе: «В ходе реформ мы не будем резать по живому».
Интересно, а что значит резать по живому? Если из 2000 курсантов нужны только 300, значит, планируется сократить ВВС в 7 раз. А зачем тогда России вообще нужны ВВС? Да мы любого врага забьем насмерть шапками от Юдашкина!
Кашковский В.В.
Доцент Иркутского высшего военного инженерно-авиационного училища
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме