14:30 20.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Владимир: Образование – для человека, а не для рынка

  19 января во Владимире прошел межрегиональный научно-экономический форум на тему «Развитие науки и системы образования как экономический фактор и основа национальной безопасности». В нем приняла участие делегация депутатов Госдумы фракции КПРФ: зампредседателя Госдумы, член комитета по образованию и науке, первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова И.И.Мельников, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, председатель всероссийского образовательного движения «Образование для всех» О.Н.Смолин, председатель комитета Госдумы по промышленности С.В. Собко, и депутат Госдумы, доктор экономических наук В.Н.Паутов. К сожалению, не смог приехать лауреат Нобелевской премии Ж.И.Алферов, но он передал участникам форума приветственные слова. Обсудить проблемы образования также пришли ректора, преподаватели и студенты владимирских вузов, руководители промышленных предприятий, депутаты областного парламента и журналисты.

Инициатором проведения форума стала областная организация «Союз молодых лидеров». В прошлом «лидеры» уже проводили целый ряд круглых столов и научно-практических конференций, посвященных проблемам экономики, образования и науки. Нынешний форум рассматривал вопросы проводимой реформы образования в тесной связи с проблемой модернизации страны и ее национальной безопасности. Организаторы и участники форума уверены, что модернизация невозможна без развития научного и экономического, но главное – человеческого потенциала, чем и занимается образование. И чтобы оно было качественным и доступным каждому, была создана общероссийская организация «Образование – для всех». До начала форума прошло собрание ее владимирского филиала, на котором были избраны руководящие органы. Председателем стал заслуженный учитель Л.А.Черенков. В состав совета также вошли ректор ВГГУ В.Т.Малыгин, проректор ВлГУ В.А.Немонтов, замдиректора департамента образования О.А.Беляева и др. Затем во владимирском Белом доме прошла выставка-презентация научно-промышленных достижений ведущих инновационных предприятий области и других регионов. Об истории промышленного развития области делегатам Госдумы рассказал сам губернатор Н.В.Виноградов. Если раньше мы производили только стекло, текстиль и машины, то теперь упор делается на продукты питания, химические продукты и новейшие технологии, в том числе и в области нано-индустрии.

В пленарном заседании форума приняли участие более 500 человек, что показало чрезвычайную актуальность поднятых проблем. С докладами выступили зампредседателя Госдумы И.И.Мельников и зампредседателя комитета Госдумы по образованию О.Н.Смолин (выдержки из их докладов читайте ниже). Председатель комитета Госдумы по промышленности С.В.Собко в своем выступлении коснулся вопросов эффективности экономической политики государства, особенно в период кризиса. Вывод неутешителен: с такими «управленцами» ни о какой модернизации не может быть и речи, ведь их цель – разворовывать, а не развивать страну. Ректор ВГГУ В.Т.Малыгин напомнил собравшимся строки А.Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». По его мнению, нынешний проект закона об образовании ведет к полной его коммерциализации. Образовательные учреждения будут не учить, а зарабатывать, в то время как ставку надо делать на «нано-технологии в сфере человека» - т.е. его душу, духовно-нравственные качества. Поэтому закрытие педагогических вузов и потеря лучших традиций российского и советского образования приведет к деградации общества в целом. Не допустить коммерциализацию образования и прекратить губительную реформу участники форума настоятельно рекомендовали правительству и президенту РФ в своем обращении.

По итогам научно-экономического форума была проведена пресс-конференция. Депутаты Госдумы рассказали, что фракция КПРФ уделяет большое внимание вопросам образования, и буквально за день до форума в Госдуме прошли важнейшие общественные слушания, на которых также обсуждался новый закон об образовании. Организация «Образование - для всех» предложила альтернативный законопроект, который одобрили ректора и преподаватели крупнейших вузов страны. Фракция КПРФ будет добиваться его принятия. Основная идея законопроекта коммунистов: «Образование должно быть не для рынка, а для человека. Не для избранных, а для всех».

* * *

И.И.Мельников: Три шага помощи экономике

- Дорогие друзья! Нынешний форум напоминает мне другой форум, прошедший недавно в Санкт-Петербурге, - по защите тигров, потому что наши наука и промышленность также находятся в стадии умирающего вида. Если в Советском союзе у нас было более миллиона научных сотрудников, то сегодня лишь 450 000 тысяч. Основные показатели научно-технического развития у нас не растут, а понижаются, и даже норму в 4 % бюджета для финансирования науки относительно недавно убрали. В то же время в Китае расходы на образование ежегодно растут на 20 %.

В конце прошлого года правительство отчиталось перед Госдумой. Вот официальные данные. Лучше всего у нас растет государственный долг. На конец 2012 года он составит 76 млрд. долларов. Программа капитального ремонта жилья за прошлый год выполнена лишь на 26% от запланированного, а программа переселения из аварийного жилищного фонда - меньше, чем на 3%. Зато свободные средства из фонда ЖКХ были помещены в ценные бумаги и положены на депозитные счета. В 2012-13 годы расходы на образование увеличатся лишь на 1%. Стипендии увеличатся в середине этого года на 6,5%, но и эти деньги съест инфляция. По новому закону об образовании планируется ликвидировать систему начального профобразования, закрываются сельские школы. Таким образом закладывая мины, мы зря удивляемся, что эти мины время от времени взрываются.

Что касается модернизации, то только на 33% исполнена реализация мер по ускорению процессов модернизации. Это что – некомпетентность или саботаж? В то же время при составлении бюджета в три раза сократили ежегодное финансирование фонда содействия малым предприятиям в научно-технической сфере. А федеральная программа по поддержке талантливой молодежи в прошлом году была профинансирована лишь на 8% всего годового объема. Износ фондов ЖКХ составляет уже 60%, а средств на ремонт так и не выделяется. У энергокомпаний одна цель – прибыль любой ценой. В течение всего 2010 года не было никаких настоящих, твердых шагов к воссозданию реального сектора. Это сердце экономики, и оно по-прежнему не бьется. Реструктуризация экономики моногородов профинансирована лишь на 42%. А ведь именно образование, наука и промышленность – это те тягловые лошади, которые должны и могут вытянуть ситуацию.

Нужно сделать как минимум три шага, чтобы обеспечить естественный экономический рост, вернуть мощь реальному сектору экономики. Во-первых, отказаться от частного характера сырьевого бизнеса. Владельцы крупных сырьевых монополий не заинтересованы в затратах на науку и промышленность. Им достаточно прибыли, которую можно получать за счет перегонки сырья за границу.

Во-вторых, разработать стратегический план по защите от той импортной продукции, которую мы можем производить сами. Проводимая политика часто действует против интересов национальной экономики, а значит против национальных интересов в целом.

Третье. Вложить серьезные средства в обновление инфраструктуры производственного сектора. Производить качественный продукт на устаревшем оборудовании невозможно.

Основой для практического проведения всех подобных преобразований должна быть тесная связь государства с наукой. Мне хотелось бы, чтобы проводимый курс помогал здоровым росткам науки и промышленности все больше и активно развиваться.

* * *

О.Н.Смолин: Четыре угрозы образованию

- Уважаемые коллеги! Уже 20 лет мы управляем нашим образованием, как ворона и медведь - самолетом в одном известном анекдоте, суть которого: не умеешь летать – не выпендривайся. Итоги реформ подвел президент. Если в советское время мы входили в тройку лидеров по качеству образования, то по данных 4-х последних докладов о развитии человеческого потенциала ООН в области образования, мы 15-е, 26-е, 41-е и, наконец, 54-е.

В последнее время российское образование будет испытывать воздействие нескольких угроз. Их по меньшей мере 4.

1-я угроза – ФЗ №83 от 8 мая 2009 года, закон об автономных, бюджетных и казенных учреждениях. Этот закон резко сокращает финансовые гарантии для образовательных учреждений. Фактически некоммерческие учреждения превращаются в коммерческие организации, главной целью которых является зарабатывание денег. Кроме того, этот закон переводит бюджетные учреждения на государственные задания. Дали задание – работаешь, не дали – как хочешь, хоть закрывайся. Напомню, что в 2000-е годы было закрыто более 17 000 школ.

2-я угроза российскому образованию – это федеральная программа развития (а вернее разгрома) российского образования. В этой программе за 2011-15 годы доля платных образовательных услуг в российском ВВП должна увеличиться в 15 раз, до 7,5%. За это же время доля студентов вузов от общего числа тех, кто получает профессиональное образование, должна сократиться с 71% до 50.

3-я угроза - новый проект федерального государственного стандарта для старшей школы. Он устанавливает, что на федеральном уровне будет задаваться только 40% содержания образования. 60% будут формироваться регионами и образовательными учреждениями. Т.е. разрушается единое образовательное пространство страны. Обязательны в старших классах будут 4 предмета: физкультура, ОБЖ, Россия в мире и индивидуальный проект (гражданская зрелость). Что касается других предметов, предлагается выбирать один предмет из образовательных областей, например, изучать обществознание, а не изучать историю и др. Хочешь больше – плати. Т.е. этот стандарт представляет собой полное разрушение системы общего образования.

4-я угроза – это новый проект закона об образовании. Этот законопроект пустой. Он ликвидирует как класс систему начального профессионального образования. Это понизит квалификацию кадров. Законопроект отменяет льготы для поступления в профессиональные учебные заведения для инвалидов, сокращает льготы для сельского учителя, вводит вузы в состояние массовой реструктуризации, например, ликвидирует академии как особый вид учебных заведений.

Мы подготовили альтернативный законопроект. На сайте smolin.ru выставлена сравнительная таблица двух законопроектов – нашего и правительственного. Мы требуем, чтобы финансирование образования составляло 7% от ВВП, т.е. вдвое больше, чем сейчас, чтобы образование пользовалось широкой системой налоговых льгот. Мы требуем, чтобы зарплата учителя была выше средней зарплаты в стране. Мы требуем, чтобы социальная стипендия студента была на уровне прожиточного минимума по РФ, а академическая стипендия составляла не менее 80% от прожиточного минимума. Требуем, чтобы были предприняты специальные меры финансирования сельских школ, чтобы они финансировались независимо от количества учеников. Требуем обеспечения питания школьников. Мы пытаемся дать ответы на все ключевые вопросы, которые ставит современная образовательная политика.

Мы создали движение «Образование для всех» для того, чтобы защитить российское образование. Абсолютное большинство членов нашего движения – беспартийные. Но мы тесно дружим с фракцией КПРФ в Госдуме, потому что эта фракция лучше всех голосовала в Госдуме за интересы образования. Мы призываем вас работать вместе с движением «Образование – для всех» по Владимирской области, чтобы в РФ принимались только решения на укрепление российского образования.


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме