11:45 31.07.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
Вячеслав Тетёкин: Планы Путина за полгода устранить проблемы между военными и промышленностью абсурдны
2013-07-31 11:20
Пресс-служба депутата Государственной Думы В.Н. Тетёкина
29 июля на совещании по перспективам развития ВМФ и обеспечения флота вооружением и военной техникой президент Путин заявил, что гособоронзаказ (ГОЗ) на 2013 год сформирован более чем на 85%. Что это, повод для радости или попытка прикрыть реальное (по мнению ряда экспертов, катастрофическое) положение дел в отечественной «оборонке»? Мнение депутата Государственной Думы, члена Комитета ГД по обороне Вячеслава Тетёкина.
Я бы не стал разделять всеобщего ликования данным заявлением. Безусловно, на фоне откровенного срыва ГОЗ в 2010 и 2011 гг. (из-за острого противостояния Минобороны и предприятий ВПК по вопросу ценообразования) и проблем по срокам его исполнения в 2012 году данный показатель выглядит довольно оптимистично. Но давайте разберемся в главном: устранены ли прежние проблемы, порожденные некомпетентностью и откровенной вороватостью ряда ответственных лиц?
К сожалению, по-прежнему сохраняется проблема ценообразования, как и прежде наблюдаются задержки поставок новых кораблей и вооружений для ВМФ, сбои в поступлениях комплектующих «смежниками», отсутствие должной кооперации между производственными и проектными организациями, низкое качество поставляемой техники и прочее. Как видим, «больные места» отечественного ОПК никуда не делись и продолжают кровоточить с прежней силой.
В этом нет ничего удивительного. Ибо принятый, а точнее продавленный группой лоббистов при поддержке «ЕР», «СР» и ЛДПР, закон о гособоронзаказе – мина замедленного действия для нашей «оборонки». Закон, по сути, является декларативным. Один из крупных недостатков закона в том, что он предусматривает планирование ГОЗ только на трёхлетний период, в то время, как ныне жизненный цикл систем вооружения зачастую превышает 5–7 лет. Это ведёт к разбалансированности расходов на разработку и производство вооружений и затрат на подготовку производства предприятиями ОПК.
Но главное - в законе не устранена основная причина системного срыва ГОЗ – возможность для коррупции. Становится понятным, почему все попытки ряда членов Комитета по обороне внести разумные поправки (основанные на мнении производственников и учёных), наталкивались на жесткое сопротивление со стороны заинтересованных чиновников. Суть проблемы в том, что в ближайшие 10 лет на оборонные нужды предполагается потратить 23 триллиона рублей. Ясно, что идёт жёсткая борьба за то, кто будет стоять у руля и распределять эти деньги.
На прошедшем совещании г-н Путин то и дело «требует устранить» или «призывает», а также высказывает благие пожелания, типа «нужно развивать и модернизировать», «должны», «хотел бы» и т.д. Например, президент заявляет, что в этом году должны быть сданы три атомные подводные лодки (АПЛ) «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Северодвинск». Однако создание АПЛ – это, прежде всего, работа большого коллектива конструкторов, инженеров, технологов, производственников, рабочих и т.д. В этом процессе задействован целый комплекс предприятий, в том числе ряд смежных. Наша оборонная промышленность, которая два десятилетия находилась на сухом пайке, ныне пребывает в глубочайшем системном кризисе. Тот кадровый и технический провал, который начался с момента распада СССР и продолжается и поныне, преодолеть в одночасье, даже указом всемогущего президента, невозможно по определению. Да и как преодолеть, если классный инженер или высококвалифицированный токарь, работающий на обеспечение обороноспособности страны, получает заработную плату меньше, чем охранник в банке и в десятки раз меньше, чем какой-нибудь топ-менеджер?!
Давно устарел станочный парк «оборонки», который не обновлялся с начала 90-х годов. Да и само отечественное станкостроение разрушено. А современных станков никто из наших западных «партнеров» нам не продаст ни за какие деньги.
Так что строить новые, современные боевые корабли некому и нечем. И ответственность за это несет в том числе и сам г-н Путин.
Именно поэтому сразу заговорили о возможности переноса сроков сдачи строящихся кораблей с 2015 на 2025 год. Собственно говоря, все эти маниловские планы перевооружения армии и флота за пять-семь лет изначально были нереальными, откровенной показухой. И вот сейчас приходится нехотя признавать то, что было ясно еще несколько лет назад. Сроки сдачи строящихся кораблей в рамках новой госпрограммы вооружений могут быть перенесены с 2015 на 2025 год. Передвижение сроков – явно не от лучшей жизни. В Минобороны прекрасно понимают, что при нынешнем материально-техническом состоянии предприятий и острой нехватке кадров реализовать амбициозные планы в сжатые сроки вряд ли удастся.
На этом фоне наказ г-на Путина за полгода «исправить проблемные вопросы… между военными и промышленностью» выглядит, по меньшей мере, абсурдным. Невозможно за полгода восстановить то, что на протяжении более 20 лет целенаправленно разрушалось. Заниматься нужно отечественным машиностроением комплексно, как это было в годы Советской власти. А на это у нынешней правящей группировки нет ни воли, ни желания, ни умения. Так что и новые сроки – это в расчете, что через год-два про них забудут, и можно будет опять с негодованием ругать производственников.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме