12:00 30.08.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
ВТО – последний гвоздь в гроб российской промышленности. Мнение экономиста
При нынешнем, в разы заниженном по сравнению с США, ЕС, Японией и Китаем уровне финансирования науки и экономики (1,2 и 3,3% ВВП соответственно по сравнению с 3-3,5 и 10-12% у наших стратегических конкурентов), усиливающейся деградации структуры экономики, аварийном состоянии основных фондов и инфраструктуры (износ свыше 80%), повсеместной коррупции и произволе монополий, российская экономика не имеет шансов на будущее.
Особенно эти шансы становятся призрачными и откровенно нереализуемыми в свете навязанного российским властям со стороны международной финансовой олигархии и транснациональных банков присоединения России к ВТО, которое приведёт к окончательному уничтожение остатков наукоёмких производств, разрушению промышленности высоких переделов, отказу от адресной поддержки обрабатывающей промышленности и превращению России в сырьевую колонию и финансовый придаток глобальных монополий.
Уже сегодня подавляющая часть секторов отечественной экономики, не связанных с распродажей невосполнимого минерального сырья, финансовыми спекуляциями с нефтедолларами и распилом бюджетных денег на «олимпийских стройках», в принципе неконкурентоспособны на глобальном рынке и рухнут под натиском продукции транснациональных корпораций им банков.
Совершенно непонятно, о каком развитии рыночных отношений, и развитии добросовестной конкуренции может идти речь в условиях, когда отечественные товаропроизводители и международные гиганты поставлены в заведомо неравные стартовые условия. В экономической науке это называется не развитием добросовестной конкуренции, а финансово-экономической колонизацией и оккупацией страны со стороны глобальных финансово-промышленных монополий и транснационального капитала.
Российский бизнес не в силах конкурировать с глобальными ТНК
Для сравнения: стоимость кредитов для отечественных промышленных компаний в 4-5 раз превышает уровень в США, ЕС и Китае (3-5% у конкурентов против 18-25% в России), износ фондов зашкаливает за (65-75%), базовая инфраструктура находится в аварийном состоянии (износ свыше 85%), морально устаревшие производственные и управленческие технологии (в лучшем случае первой половины 1980-х годов). И это не говоря о несопоставимых масштабах производства, позволяющих ТНК заниматься откровенным демпингом и выдавливать с рынка продукцию отечественных товаропроизводителей, в дальнейшем устанавливая монопольно высокие цены на свою продукцию.
Также стоит учитывать механизмы трансфертного ценообразования и многоступенчатые схемы уклонения от уплаты налогов, которые позволяют ТНК занижать себестоимость продукции, минимизировать производственные и транзакционные издержки, а также не платить налоги в бюджеты. Отдельного внимания заслуживают колоссальные по своим масштабам инструменты скрытой поддержки и субсидирования глобальных корпораций со стороны правительств США, ЕС, Японии и Китая.
Только через инструменты экспортно-импортных кредитов и гарантий, государственного страхования рисков, льготного налогообложения, субсидирования процентных ставок, нетарифных мер ограничения импорта (технические регламенты, фитосанитарный контроль, маркировка, требования к экологичности и т.д.) и продвижения экспорта ежегодно корпорации США, ЕС и Японии получают поддержку в размере 2,5-3,5% ВВП, что эквивалентно 1-1,2 трлн. долл. только в этих 3 странах.
Для сравнения, совокупный экспорт товаров из России в 2011г. составил менее 523 млрд. долл., а вывоз готовой промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью (машины, станки, оборудование, транспортные средства, электроника, продукция авиапромышленного комплекса и т.д.) не дотянул и до 45 млрд. долл. Другими словами,
При этом размер скрытой государственной поддержки отечественной промышленности и аграрного комплекса (экспортно-импортные кредиты, страхование внешнеторговых сделок, предоставление гарантий в рамках внешнеторговых операций, тарифные и нетарифные ограничения и т.д.) не дотягивает и до 0,1% ВВП. И это абстрагируясь о в разы меньших расходах правительства РФ на экономику и развитие научно-технического потенциала – 3% и 1% ВВП в РФ против 10-12% и 3-4% ВВП соответственно в экономически развитых странах, выступающих на мировом рынке в качестве наших стратегических конкурентов.
Неудивительно, что масштабы выпуска продукции отраслей обрабатывающей промышленности в настоящий момент на 16% ниже отметок 1990г., производство в наукоёмких и высокотехнологичных отраслях только по официальным данным на 35-50% ниже отметок 21-летней давности, тогда как в инвестиционном машиностроении, станкостроении, приборостроении, ракетно-космической и авиационной промышленности физические объёмы выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости в 10-30 раз ниже отметок 1990г.
Сложно не согласиться с видными российскими экономистами и бизнесменами (академиками Д.Львовым, Н.Петраковым, С. Глазьевым, а также К.Бабкиным, В.Симчерой, В. Катасоновым, М.Делягиным, Ю.Болдыревым, М.Хазиным, М.Ершовым и т.д.) относительно того, что при сохранении нынешнего курса на разрушение системы образования, дебилизацию населения, коммерциализацию бюджетной сферы, примитивизацию производства и уничтожение остатков наукоёмких производств России уготована судьба сырьевого придатка и рынка сбыта для глобальных ТНК.
Это априори ставит отечественную промышленность и всю экономику в целом в заведомо неравные условия конкуренции и превращает Россию в трофейное пространство для оккупации со стороны глобальных монополий.
Деиндустриализированная экономика трубы рискует обвалиться в системный кризис и без падения цен на нефть
В последнее время всё чаще можно услышать о том, что российская экономика трубы рухнет в пропасть кризиса в случае резкого сдувания пузырей на финансовых рынках и обвала цен на нефть ниже 90 долл. за баррель. Безусловно, это так – вслед за 25% падением котировок североморской смеси Brent и последовавшего за ним 15% обесценения рубля последует ещё более масштабное падение на финансовых рынках. По мере скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии, разрастания кризиса в Еврозоне и усиления перетока спекулятивного капитала в США практически наверняка цены на нефть могут обвалиться до 75 долл. за баррель уже к концу лета, что спровоцирует обесценение рубля до 37 рублей за доллар и падение уровня жизни населения на 10-15%.
Однако российская «экономика трубы» рискует свалиться в кризис даже в случае элементарной стабилизации цен на нефть смеси Brent ниже отметки в 100 долл. за баррель. Напомним, что только по официальным данным Росстата на фоне 45% роста цен на нефть за период с начала 2010г. по апрель 2012г. темпы роста промышленного производства обвалились с 8,2% до 1,3%, прирост обрабатывающих отраслей сжался с 11,8% до 3,6%, а доходы населения упали на 5-7% с учётом реальной инфляции.
Даже растущие и стабильно высокие цены на нефть уже сегодня не в силах помочь парализованной коррупцией и монополизмом российской экономике, а присоединение к ВТО, сопровождаемое двукратным снижением средневзвешенного импортного тарифа (с 11,6% до 5,3%) и отказом от адресной поддержки отечественной обрабатывающей промышленности, спровоцирует обвал российской экономики в глубокий кризис и разрушение остатков высокотехнологичных производств даже при весьма благоприятной внешней конъюнктуре.
Наукоёмкие производства окончательно умрут под гнётом ВТО
В России сложилась уникальная ситуация, при которой наукоёмкие производства высоких переделов, связанные с развитие научно-технического потенциала страны и повышением конкурентоспособности экономики, облагаются одинаковыми налогами с добывающими отраслями. При нынешней опоре бюджета на НДС в качестве основного источника доходов, который больнее всего бьёт именно по наукоёмким и высокотехнологичным производствам с высокой долей добавленной стоимости, вообще нельзя говорить ни о каком развитии производств современного технологического уклада. В среднем, налоговая нагрузка на наукоёмкие обрабатывающие производства в среднем в 1,5-2 раза превышает аналогичный показатель в Китае, Индии, Бразилии и большинстве других развивающихся экономиках.
При этом Россия является, пожалуй, единственной крупной экономикой в мире и группе G-20, в которой де-факто существует регрессивная шакала налогообложения доходов населения. Для 70% населения с доходами ниже 20 тыс. рублей совокупная налдоговая нагрузка на фонд оплаты труда превышает 43% (13% - НДФЛ, 30% - социальные платежи), тогда как реальная нагрузка на сырьевых олигархов, коррумпированных чиновников и 10% населения, выстроившихся в экономику трубы, она варьируется в диапазоне 5-10%.
С учётом ежегодного многомиллиардного вывоза капитала в оффшорные юрисдикции и активное использование дивидендных схем для минимизации налоговой нагрузки, реальный налоговый пресс на 60% бедного населения России в 5-10 раз превышает нагрузку для 10% самых богатых граждан. Другими словами, Россия стала страной, в которой бедные платят за богатых, тогда как официальный разрыв в уровне доходов 10% бедных и богатых превышает 16 раз, а с учётом доходов от предпринимательской деятельности достигает 60-70 раз.
Ни одна из вышеперечисленных проблем российской экономики не будет не только решена после вступления в ВТО, но и значительно усугублена из-за снятия таможенно-тарифной защиты отечественных товаропроизводителей и целенаправленного отказа властей от возможности повышения общей защищённости отечественной экономики и в особенности наукоёмких производств высоких переделов прямо накануне новой фазы глобальной рецессии.
ВТО лишь усилит примитивизацию экономики
В связи с этим, рецепты модернизации отечественной экономики и выхода России из системы неэквивалентного внешнеэкономического обмена (в рамках которого страна теряет порядка 12% ВВП или 60% федерального бюджета ежегодно) просты. Напомним, что по официальным данным Банка России в одном только 2011г. в связи с тем, что сначала правительство выводит 7-10% ВВП в виде ЗВР и кредитует стратегических конкурентов под 2-3%, а затем российские компании и банки в поиске доступных финансовых ресурсов занимают эти же средства у иностранных банков под 8-11%, чистые потери российской экономики по балансу инвестиционных доходов превысили 50 млрд. долл. Это эквивалентно 15% федерального бюджета и 3% ВВП, что превышает совокупные расходы федерального правительства на науку и образование (550 млрд. рублей), здравоохранение (500 млрд.), сельское хозяйство (150 млрд.), культуру (85 млрд.), спорт (47 млрд.) и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ (280 млрд.), износ которого зашкаливает за 80-85%.
Свыше 80,5 млрд. долл. составил чистый вывоз капитала, из которых порядка 32,3 млрд. долл. пришлось на незаконный вывоз капитала в рамках фиктивных внешнеэкономических операций, а 9,9 млрд. долл. составил учтённый вывоз откровенно криминальных активов. Ещё 323 млрд. долл. составил импорт товаров, из которых лишь менее 70 млрд. приходится на закупки продукции инвестиционного машиностроения и наукоёмкую продукцию, способную обеспечить комплексную модернизацию производства и обеспечить техническое перевооружение изношенных на 65% производственных мощностей.
Порядка 35,9 млрд. долл. в 2011г. составили чистые потери России от импорта услуг, львиная доля которых приходится на иностранные поездки туристов (25,3 млрд. долл., которых достаточно для подъёма туризма в России) и фиктивные операции по закупке консультационных, аудиторских, маркетинговых и прочих услуг с целью незаконного вывоза капитала в оффшорные юрисдикции.
Ещё 9,4 млрд. долл. составили чистые потери экономики от оплаты труда бесконтрольно притекающих в России иммигрантов их слаборазвитых стран Средней Азии, которые размывают российский рынок труда, способствуют занижению заработных плат российских граждан, маргинализируюти и люмпенизируют население России, а также способствуют примитивизации экономических отношений. Никто не будет заниматься модернизацией производства и развивать наукоёмкие производства, пока дешевле и проще отобрать паспорта у бесправных иммигрантов и платить им нищенскую заработную плату.
Чтобы реальный сектор заработал на уровне не ниже западного, необходимо снизить уровень налоговой нагрузки на предприятий, ввести в действие механизмы государственной поддержки несырьевых секторов экономики, не запрещенные ВТО, обеспечить доступность долгосрочных дешевых кредитных ресурсов, повысить уровень расходов государства на НИОКР в 2-2,5 раза, заморозить тарифы естественных монополий для промышленных предприятий. В целом требуется в кратчайшие строки отказаться от навязанной России ещё в «реформаторские 90-е» ультралиберальной политики «Вашингтонского консенсуса», способствующей финансово-экономической колонизации России, и перейти к аткивной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, валютно-финансовой, промышленной и научно-технической политике.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме