13:30 17.12.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

В силосную яму выбросили совесть

  Публикация  в газете «Правда» известного публициста В. Кожемяко. 

     

Размышления над фактом

 

     Каждый  раз невольно вздрагиваю, когда по телевидению или радио слышу  название родной для меня Рязанской области. А тут не только область, но и район! Тот самый Шацкий район, где прошли отрочество и юность, где учился и окончил школу…

     И вот сообщают: привезли сюда после  летних пожаров так называемую гуманитарную помощь для погорельцев, а через некоторое время эти вещи, собранные аж в Новосибирской области, то есть проехавшие полстраны, оказались сваленными в силосной яме.

     

Нестабильность ли виновата?

 

     Удивить нынче трудно чем-нибудь. За годы «перестройки»  и «реформ» ко всему привыкли. Самые страшные ЧП следуют одно за другим, уже почти не трогая души. Сегодня стряслось, поговорили, а завтра — жди следующего.

     И всё-таки это горькое событие  на родной моей шацкой земле не стало, как я заметил, происшествием  одного дня. Что-то во многих задело такое, что заставило в некотором ошеломлении задуматься. О чём? Да о том, какими люди стали.

     Не  промолчала даже правительственная  «Российская газета». Сперва напечатала корреспонденцию из Шацка, а затем  попросила прокомментировать известного советского телеведущего Игоря Кириллова.

     «Позорный факт,— заявил он.— Я могу сказать  о случившемся лишь то, что бурное время перемен, годы неустойчивости, нестабильности, увы, не лучшим образом  отразились на моральном облике наших  сограждан».

     Что моральный облик сограждан изменился не лучшим образом, это, конечно, бесспорно. Однако неустойчивость ли времени виновата? Если причина лишь в нестабильности, тогда можно бы надеяться: вот осядет слегка эта «бурность», успокоится всё, отстоится — и мораль придёт в норму.

     Нет, по-моему, сама собой не придёт! Потому что падение морали в нынешнем нашем обществе не есть просто следствие  случайно возникшей неустойчивости, а вполне заданный процесс тех  самых «перемен», о которых сказал телеведущий Кириллов. Стало быть, если их направление останется прежним, то относительно морали, нравственности нам остаётся ждать не лучшего, а только худшего. Ведь нравственные категории для «нового общества» изначально были провозглашены необязательными.

     

Требования морали отменяются

 

     Напомню знаменитый лозунг, выдвинутый ещё Горбачёвым: «Разрешено всё, что не запрещено законом». Вот он и перечеркнул требования нравственности. И это было невероятно своевременно в преддверии готовившегося и уже начинавшегося переустройства общества на основах крайней несправедливости. Когда одним должно было достаться всё, а другим — ничего. Законы права по сути тоже ведь могут быть нравственными или безнравственными, а уж про исполнение что и говорить. Какие законы и как исполнялись, когда стремительно создавалась страна олигархов и нищих, думается, у всех в памяти.

     Да  ничего в этом смысле и не переменилось с тех пор. То есть меняется лишь в худшую сторону, что совершенно очевидно. Однако мои коллеги из буржуазных изданий время от времени  изображают некоторое удивление.

     «Слова  совесть, ответственность, профессионализм, порядочность стали практически  непечатными»,— пишет, например, публицистка  упомянутой правительственной газеты. Ей не понравилось, что прессу и телевидение  вместе с Интернетом «просто зашкалило» от новостей по поводу покушения на криминального авторитета Аслана Усояна — «вора в законе», известного по кличке Дед Хасан. Так вот, выстрелы в него и состояние его здоровья вызвали горячий общественный интерес, который стал особенно контрастным на фоне полного равнодушия к одновременному уходу из жизни выдающегося хирурга, директора Института хирургии имени Вишневского академика Владимира Дмитриевича Фёдорова. Его смерть и недавний 75-летний юбилей в обществе почти не были замечены.

     Коллега из «Российской газеты» пытается всё это объяснить. Но как? А вы послушайте: «Думаю, что наши проблемы начались тогда, когда в журналистику, как на самый свободный и быстрорастущий рынок труда, хлынули тысячи непрофессионалов. Из некоторых челноков и ларёчников выросли директора гиперсупермаркетов — это правда, и дали новое дыхание жизни. Философия продаж, на мой взгляд, поработила и четвёртую власть. Пришли энергичные люди, которые знают, что всё на свете продаётся. Время фаст-фуда потребовало фаст-рида (слова-то какие! — В.К.). Жёлтая пресса стала гордиться и хвастаться своими тиражами. Более того, на эту массовость как залог известности стали делать ставку господа, желающие избраться куда-нибудь кем-нибудь во благо России. С аномалией — к победе! Кто быстрее расскажет о верёвке в доме повешенного — тот лидер информационного рынка…»

     В том, какая она есть, жёлтая пресса, можно с автором правительственной  газеты и согласиться. Но разве причина  в «непрофессионализме» хлынувших  туда людей? Да там сколько угодно профессионалов, причём нередко высочайшего класса. Только профессионализм этот особого свойства. Совесть, ответственность, порядочность он исключает полностью. Абсолютно исключает какие-либо нравственные, моральные требования.

     Но  это ведь не в одной лишь жёлтой прессе. Это заложено в устройстве общества, которое культивирует её (как и жёлтое телевидение, радио, кино, такую же эстраду и литературу, такой же театр и т.д.). Верно говорится в той статье, что пресса «стала рыночным продуктом». Добавлено: «В конкретных случаях — просто товаром без миссии и совести (нельзя же требовать, чтобы у кока-колы или даже «Мерседеса» была совесть)».

     Но  вот это и есть миссия — бессовестность. Насаждение бессовестности! С этой миссией и пришли «энергичные  люди», про которых сказано в статье «Российской газеты», а еще раньше, давно, писал Василий Макарович Шукшин, озаглавивший так свою сатирическую пьесу. Только в советское время хода им не давали, а теперь они стали хозяевами, задающими тон в обществе. Уж, конечно, далеко не только в жёлтой прессе.

    

Если «сверху» ответа не спросят

 

     Вернёмся  к поразительной истории в  моем родном Шацком районе. При освещении  ее ТВ и газетами на чём делался  акцент? Сколько добра оказалось  выброшенным! «Груз весом 40 тонн…» Сколько ценных, высококачественных вещей!

     «Добро  на помойке» — это заголовок в  той же «Российской газете». Подчёркивается: «…В силосной яме оказались бытовая  техника и постельное бельё, одежда и обувь, причём многие вещи с этикетками. Сложно представить, что погорельцы в преддверии зимы отказались от итальянских курток и шуб, пусть даже и не новых, но вполне добротных. Кстати, одна из таких шуб сопровождалась пояснением: «очень тёплая».

     Всё это высказано в противовес доводам  директора комплексного центра социального обслуживания по Шацкому району Светланы Дардыкиной, утверждавшей, что, мол, часть вещей отобрали для погорельцев, а остальные выбросили, потому что большинство из них оказалось «просто непригодно для носки». А поскольку в селе Тарадеи, куда вещи привезли, нет свалки, выбросить их пришлось в силосную яму.

     Но  скажем прямо: выброшены не только и  даже не столько вещи — выброшена  совесть. И вот это, по-моему, самое  главное, самое симптоматичное. С  вещами-то после того, как художник и музыкант Владимир Барков, живущий в Шацке, сообщил про обнаруженное в силосной яме, стали срочно что-то предпринимать. И пресс-секретарь рязанского губернатора Олега Ковалёва заверила: «Все выброшенные вещи уже собрали, их продезинфицируют, после чего они будут розданы малоимущим через центры соцзащиты». Было извещено также, что признанная главной виновной Дардыкина уволена с должности. Но вопрос остался: а почему же такое могло произойти? Причём, как вскоре стало известно, не только в Рязанской области, но и в Мордовии, в ряде других мест. Почему?

     А суть, думается, именно в совести, или, вернее, в отсутствии её. Все эти  вещи, которые собирались по стране для погорельцев и отправлялись в пострадавшие регионы, потом ведь не требовали строгого отчёта. Да вообще никакого. Их принимали, а дальше… Дальнейшее — только на совести принимавших. Якобы местные жители в Шацком районе уверяли, что по прибытии гуманитарной помощи начальство самое лучшее разобрало себе: мол, поначалу машины даже разгружали чуть ли не во дворе дома главы поселковой администрации. Якобы, рассказывали также, за каждой машиной с этой помощью следовали некие коммерсанты, которые отбирали вещи с этикетками, а затем эти вещи появлялись на рынках.

     Интересно, что в конце концов скажет по поводу такой информации прокуратура. Но даже если было всё не столь своекорыстно, о совести приходится говорить. «Просто не захотели возиться» — ехать с вещами к нуждающимся людям в погоревшие деревни или собирать этих людей, предлагать им на выбор то, что было привезено из далёкой Сибири. Проще, конечно, избавить себя «от лишних хлопот». Ответа «сверху» в данном случае ведь не спросят, а внутренний голос — молчит.

     

Немного о личном

 

     У меня в связи с этой историей возникли и свои личные ассоциации. Как-то, приехав  в родные края, услышал я про  трудности, которые переживают местные библиотеки: дескать, очень плохо пополняются. Решил собрать книги для них.

     Не  буду подробно описывать телефонные переговоры с областной библиотекой  в Рязани о том, как собранные  книги туда доставить. Просил, чтобы  распределили между двумя особенно дорогими для меня адресами — селом Можары и Шацком. Тем самым.

     Наконец прибыл микроавтобус. Книги погрузили  и увезли. В Рязань. Но вот добрались  ли они до Шацка и Можар? Как  их там восприняли? Понравились или  нет? Прошло уже больше года (!), а я ничего этого до сих пор так и не знаю.

     Месяца  через два после отправки позвонил в областную библиотеку, откуда мне  ответили: книги сейчас разбирают, всё  будет в порядке. Ну, думаю, потом  сообщат уже непосредственно  с мест, что и как.

     Не  сообщили. Ничего. Летом, оказавшись близ Шацка, решил заехать. Но в библиотеке был выходной день. Оставил еще кое-какие книги для них в редакции районной газеты, надеясь, что уж после этого ответ мне будет. Увы…

     Вот я и думаю: не на свалке ли те книги? Не в силосной ли яме? Тем более что так часто видишь сегодня издания русских и зарубежных классиков в московских мусорных баках. Ведь книги, как и совесть, в шкале нынешних ценностей далеко не на первом месте.

 

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме