19:45 10.07.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
В плане развития лесной отрасли Красноярский край – как бы пилотный регион
Краевые парламентарии закончили сезон. О некоторых итогах работы рассказывает заместитель руководителя фракции КПРФ Законодательного собрания, член комитетов по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества и по природным ресурсам и экологии Валерий КОЛОДЬКО. Тема нашей беседы – как используются лесные ресурсы края.
– Для начала разговора несколько слов хотелось сказать о том, что на протяжении всех лет лесопромышленный комплекс имел особый статус в экономике Красноярского края, – говорит Валерий Николаевич. – Достаточно сказать, что удельный вес валютной выручки, поступающей от экспорта продукции лесопромышленного комплекса, лишь незначительно уступал металлургическому комплексу края. И, если сегодня бюджет Красноярского края в значительной степени (порядка 70%) формируется и зависит от результатов деятельности таких крупнейших компаний как «Норильский никель» и «Русал», то становится понятным сколько потеряла и продолжает терять экономика края в результате бездумного разрушения хозяйственных связей единого в то время лесопромышленного комплекса края.
Можно привести лишь некоторые цифры, которые явно будут не в пользу проводимых в Российской Федерации экономических реформ. Так, в крае раньше заготавливалось более 24,0 миллиона кубометров древесины, а сейчас мы заготавливаем порядка 12,0 миллиона кубометров. Отгрузка на экспорт пиломатериалов через Игарский лесной порт составляла более 1,2 миллиона кубометров. А сегодня, известный на весь мир среди лесоимпортёров Игарский лесопильно-перевалочный комбинат, которому в этом году должно было исполниться 80 лет, пройдя процедуру ряда банкротств, просто ликвидирован.
Примеры, конечно, можно приводить и дальше. Однако, чтобы быть объективным, необходимо отметить, что в лесопромышленном комплексе края оставалось ряд проблем, длительное не решение которых не могло не сказаться на его работе в период начавшегося реформирования единого народнохозяйственного комплекса страны. Прежде всего – это неразвитость предприятий по глубокой переработке древесины и её комплексному использованию.
Сформированный, как крупный регион по заготовке древесины, край значительные объёмы древесины поставлял в союзные республики (Казахстан, Украину) и европейскую часть страны для загрузки действующих там предприятий по переработке древесины, являясь при этом крупнейшим в стране экспортёром пиломатериалов.
Но, повторяю, это был единый комплекс со сложившимися долгосрочными хозяйственными связями, которые в период приватизации были просто разрушены. Сохранилось лишь несколько крупных лесоэкспортных предприятий, в состав которых вошли технологически связанные с ними леспромхозы ангарской группы. Большая же часть предприятий лесного комплекса края после акционирования, значительно снизив объёмы производства, так и не смогли решить главную задачу. В настоящее время факторами, сдерживающими их развитие, по-прежнему являются низкий технический уровень производства, высокая степень износа основных промышленно-производственных фондов, недостаточный объём инвестиций в основной капитал.
– То есть, «большого рывка» в лесной отрасли пока не видно…
– Да, проблемы развития лесной отрасли, к сожалению, и сегодня решаются не так, как хотелось бы. Здесь есть много и объективных, и субъективных причин, но я хочу остановиться лишь на одном факторе. Речь пойдёт о Лесном Кодексе Российской Федерации, который призван чётко регулировать любые вопросы в области лесных отношений, быть своего рода Конституцией или Уставом лесной отрасли. Прежде всего, надо сказать, что предшествующий Лесной кодекс РФ 1977 года, просуществовал 10 лет. За это время нарабатывалась правоприменительная практика, вносились изменения в статьи Кодекса, но основополагающим, базовым фактором являлась государственная собственность лесов. С 1 января 2007 года был введён в действие новый Лесной кодекс, который не перенял основу ранее действующего кодекса, особенно это подчёркиваю, а был создан заново. Причём, как обычно у нас бывает, объяснялось, что новая редакция Кодекса связана с необходимостью повышения эффективности использования лесов, совершенствованием арендных отношений, решением задач по развитию объектов лесной и деревообрабатывающей инфраструктуры, созданием благоприятных условий для инвестиций в лесную промышленность. Декларировалось, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов должны осуществляться исходя, в первую очередь, из Положения о лесе, как об экологической системе или как о природном ресурсе и т.д.
Вместе с тем, введение в действие нового Кодекса, привело на начальном этапе к дестабилизации функционирования системы государственного управления в области лесных отношений, отрасль, можно сказать, практически была парализована.
– С чем это было связано?
– Во-первых, разработчики кодекса из ведомства Грефа – люди некомпетентные, они не знают специфики отрасли. Главным их устремлением была передача лесов в частные руки. При этом не были учтены мнения академической лесной науки, специалистов отрасли, лесоводов, лесохозяйственников. Когда был готов черновой вариант Лесного кодекса, когда стало понятным, что главная его цель – приватизация лесных богатств страны, – забили тревогу общественность, регионы. И, хотя Кодекс претерпел изменения, он по-прежнему не позволяет работать плодотворно. Такой Кодекс нам не нужен, его необходимо серьёзно перерабатывать или, возможно, принимать новый.
– Валерий Николаевич, очевидно, много претензий к разработчикам и предложений было от красноярцев: ведь наш край – лесной?
– Да. И наш край, и иркутяне, и томичи, и дальневосточники, все лесные регионы требовали не допускать принятия грефовского варианта Лесного кодекса. Общественность сказала «нет» частным лесам, но Кодекс получился урезанным, нефункционирующим. Да, крупные лесопромышленники – их у нас порядка 20 предприятий – получили лес в аренду на срок до 49 лет. Это, в принципе, правильно, потому что это создаёт условия, когда арендатор может вкладывать средства в развитие отрасли, проводить лесоустройство, целенаправленно заниматься лесным хозяйством. За такой срок инвестиции дадут отдачу. Там, где сегодня созданы лесопромышленные комплексы типа вертикально интегрированных холдингов, начиная от лесного хозяйства, лесозаготовки, переработки и экспорта, мы имеем дело с государственным подходом. Так есть на Новоенисейском лесохимическом предприятии, Лесосибирском ЛДК № 1 и ряде других предприятий отрасли. Воплощается цель, к которой мы стремились всегда: не только заготавливать древесину, но и максимально перерабатывать её, получать дополнительную добавочную стоимость. Это перекрывает каналы упрощённой схеме, по которой наше богатство – лес – направляется на экспорт в круглом виде, без обработки.
В 2008 году было принято решение: к концу года ввести заградительные пошлины (с 1.01.2009 года до 50 евро/кбм). Они были такими, круглый, необработанный лес продавать за границу стало просто невыгодно. До введения заградительных пошлин в Китае на границе с Россией были построены сотни деревообрабатывающих заводов, целлюлозных комбинатов, мебельных фабрик. Дешёвое российское сырьё мощным потоком шло в соседнюю страну, где от этого получали большие доходы, оставляя нам мизерную часть.
– Пресса постоянно приводила факты криминализации отрасли…
– Да, тут было много теневого бизнеса и даже криминала. Поставка круглого леса осуществлялась путём незаконных заготовок, нелегальной скупки. Существовала сеть чёрных посредников. А отдельные коррумпированные чиновники таможни всегда «давали добро». Максимум прибыли утекало за границу или в карманы теневиков, государству не доставалось практически ничего. Но сегодня из одной крайности мы впадаем в другую. Хотя ввод заградительных пошлин отложен до конца года, предприятия, поставляющие круглый лес, остались, как говорится, при своих интересах. В первом квартале этого года экспорт круглого леса, по сравнению с тем же периодом прошлого года, сокращён на 40%. Хотя, надо сказать, каналы утечки древесины полностью не перекрыты. И сегодня эшелоны сибирского леса уходят за рубеж. Ситуация в отрасли, как я уже говорил, остаётся сложной. В целях увеличения объёмов заготовки древесины и производства лесопродукции с высокой добавленной стоимостью в крае с 2007 года реализуется ведомственная целевая программа «Развитие деятельности по заготовке и переработке древесины». Необходимо отметить, что сроки достижения запланированных показателей ежегодно корректировать и в целом так и не были достигнуты по таким видам деятельности, как лесозаготовка, обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство.
Проблемы обострились во второй половине 2008 года. Снижение доступности кредитных ресурсов и одновременное снижение спроса и уровня цен в октябре-декабре 2008 года на основные экспортные виды продукции – пиломатериалы и лесоматериалы круглые на 30-40% обусловили спад производства. В результате по итогам года индекс производства в целом по отрасли составил 98,1%. Причём производство пиломатериалов в 2008 году сократилось на 3,4%. Снижение производства основных видов лесопромышленной продукции в крае, ухудшение конъюктуры внешнего рынка стали причинами сокращения производства в лесозаготовительной отрасли на 21,8%. В целлюлозно-бумажной промышленности индекс производства снизился и составил 85% к уровню 2007 года в результате сокращения выпуска по основной номенклатуре: целлюлоза (по варке) – на 11,9%, картон – на 11,2%, бумага – на 9,6%.
В этих условиях чрезвычайно важным является включение лесной отрасли в федеральный перечень приоритетных отраслей экономики для оказания господдержки на уровне Правительства РФ.
Это: и установка арендной платы за лесные участки исходя из объёмов фактической заготовки, и предоставление беспроцентной отсрочки по уплате арендных платежей в течение всего 2009 года, и сохранение тарифов на перевозку лесопродукции на уровне действующих в 2008 году, и субсидирование затрат предприятиям по кредитам, привлечённых в 2009 году для создания запасов древесины, сырья и топлива и др. Особо, конечно, необходимо сказать и о мерах государственной поддержки ЛПК на уровне Правительства края. Прежде всего, это принятие Закона «О государственной поддержке организаций лесного комплекса края в 2009 году» в соответствии с которым выделяются субсидии на возмещение затрат, связанных с производством и последующим экспортом продукции ЛПК. Ни в одном регионе Российской Федерации не принималось такого Закона. Здесь мы пионеры.
Общий размер затрат на субсидирование – 636,7 млн.руб., в том числе: субсидирование производства и последующего экспорта пиломатериалов составит 576,7 млн.руб., ДВП - 18,2 млн.руб., ДСП - 4,7 млн.руб., бумага для гофрирования - 37,0 млн.руб.
Субсидирование затрат на приобретение у производителей новой лесозаготовительной техники, произведённой на территории края – 12,1 млн.руб. (размер субсидий – 30% от затрат на производство техники).
В результате сегодня 10 крупнейших лесопромышленных предприятий края, на долю которых приходится до 70% объёма выпускаемой лесопродукции, имеют возможность воспользоваться государственной поддержкой правительства края. Политика абсолютно правильная – поддержать крупные, градообразующие предприятия, ориентированные на переработку леса.
С экспортом, в условиях кризиса, который охватил не только нашу страну, появились большие проблемы. Резко упали цены, сократились потребности. Самое время поддержать своих лесопромышленников. В администрации края, в Законодательном Собрании края утверждена концепция развития внутреннего рынка потребления лесопродукции на 2009-2011 годы. Мы должны извлечь из кризиса уроки. Предприятия, которые раньше были ориентированы на экспортную продукцию, должны начать, в том числе и работу на внутреннее потребление своего региона.
Это станет возможным, если будут увеличены объёмы строительства жилья из деревянных строительных конструкций, увеличено производство мебели.
Кстати, в крае, по большому счёту, отсутствует сырьё для мебельного производства, за исключением лишь качественного пиломатериала, из которого производятся мебельные заготовки. Фанера пока в крае не производится, но с запуском Енисейского фанерного комбината эта проблема, я думаю, должна будет решена. Программой также предусматривается разработка и реализация 2-х инвестиционных проектов по запуску линии окрашивания ДВП и линии ламинирования ДСП на действующих предприятиях лесопромышленного комплекса. Причём, при реализации проекта будет предоставлено 50% от стоимости оборудования за счёт средств краевого бюджета на условиях возвратности. А в целом на 2009-2011 годы программой предусмотрено выделение 2,6 млрд.руб. на увеличение внутреннего регионального спроса на лесопродукцию, производимую на территории края, т.е. на переориентирование отрасли на внутреннее производство и потребление. Это хорошо, однако это опять государственная поддержка крупных предприятий.
– А как оставаться на плаву средним и мелким? Как они выживут в условиях кризиса?
– Сегодня очень остро стоит вопрос об обеспечении лесными ресурсами предпринимателей малого и среднего бизнеса, а также местного населения в районах края. Это связано с тем, что в Лесной кодекс РФ в ст.29 «Заготовка древесины» были внесены очередные изменения, исключающие возможность заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, кроме как в исключительных случаях для государственных и муниципальных нужд, установленных Законами субъектов Федерации.
Толкование данной нормы означает, что предприятия и предприниматели, ранее заготавливающие древесину на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, когда целью является заготовка древесины для обеспечения этими предприятиями собственной деятельности, теряют законный доступ к лесным ресурсам. Это в большой степени, конечно, затрагивает малый и средний лесной бизнес, который без прямого законного доступа к лесным ресурсам не сможет заниматься заготовкой древесины и её переработкой и просто прекратит своё существование. А это будет означать потерю значительной доли рабочих мест в лесных посёлках, где малый лесной бизнес часто является основным работодателем.
А теперь несколько цифр. Заготовка древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений составляет 25% от общего объёма заготовки по Красноярскому краю. То есть более 280 субъектов среднего и малого бизнеса поставляют порядка 3,0 млн. древесины в год, в том числе на лесоперерабатывающие предприятия края. На практике, если не найдено будет решение по обеспечению лесными ресурсами, не менее 3,5-4,0 тыс.работников лесных предприятий, предпринимателей и членов их семей могут лишиться работы и источников средств к существованию.
Приведу также информацию об аукционах по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по краю:
2008 год – количество аукционов – 312, объём проданных лесных насаждений – 3,0 млн.кбм;
2009 год – количество аукционов – 72, объём проданных лесных насаждений – всего лишь 463 тыс.кбм или 15,6% от уровня сложившегося в 2008 году.
Большие запасы лесных ресурсов края (11,5 млрд.кбм или 11% российских запасов) являются основой инвестиционной привлекательности региона и базой последующего его развития. Однако развитие лесопромышленного комплекса края не соответствует лесному потенциалу края (не используется 84,2% расчётной лесосеки).
Сегодня доля деловой древесины в общем объёме лесопродукции составляет 47,1%, производство пиломатериалов – 35,4%, производство ДВП, ДСП и картона – 8,6%, производство шпалы – 7,2%, производство бумаги всего лишь 1%. Таким образом, основную долю в структуре лесной продукции края составляет необработанная древесина. Причём незначительная часть необработанной древесины (3,5%) потребляется на территории края, основная часть (68,6%) направлялась до последнего времени в Китай.
В этой связи особо актуальным для края является привлечение крупных инвестиций для создания современных деревообрабатывающих производств (с высокой добавленной стоимостью) и прекращения вывоза необработанной древесины за рубеж.
О возможности стимулирования инвестиционной деятельности в области освоения лесов говорит тот факт, что в новой редакции Лесного кодекса РФ появилась отдельная статья, посвящённая инвестиционной деятельности (ст.22). Во исполнение данной нормы Лесного Кодекса было принято постановление Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», целью которого является стимулирование привлечения инвестиций в лесную промышленность посредством предоставления определённых преференций со стороны государства. Прежде всего – это предоставление лесного участка в аренду на 49 лет без проведения аукциона. А также установление льготного размера арендной платы в размере 50% от её минимального размера по сроку окупаемости проекта.
В настоящее время в крае заявлено уже 6 инвестиционных проектов с общей суммой инвестиций порядка 115 млрд.руб. Это:
Инвестиционный проект «Строительство лесохимического комплекса «Ангара Пейна» в Енисейском районе;
Инвестиционный проект «Развитие бизнеса в лесопереработке на базе ООО «Енисейский фанерный комбинат»;
Инвестиционный проект «Создание в Богучанском районе лесоперерабатывающего комплекса по производству белёной хвойной крафт-целлюлозы, продукции лесопиления и деревообработки, МДФ» и др.
Мы видим, что крупный лесной бизнес получает очень серьёзные привилегии. Следует также отметить, что новый Лесной Кодекс впервые предусматривает возможность передачи лесных участков на период освоения инвестиций в субаренду. Доходы от указанных действий хозяйствующих субъектов в полном объёме будут поступать инвестору, а краевой бюджет не получает ничего. Это также может привести к массовой передаче арендованных лесных участков более мелким предпринимателям (особенно после запрещения заключения договоров купли-продажи) и получению дополнительной прибыли крупным бизнесам.
Не отрицая большую экономическую значимость привлекаемых инвестиций в лесную отрасль края, считал бы, что в условиях финансового кризиса, когда производство по указанным проектам может быть перенесено (планируемые сроки запуска 2009-2012 годы), главное внимание следует обратить на необходимость развития предприятий малого и среднего бизнеса, которые достаточно себя зарекомендовали в решении как социальных, так и экономических проблем населения и муниципальных районов.
В Законодательное cобрание края поступило письмо от жителей Богучанского района. Они пишут, что в связи с тем, что в нашем районе планируется строительство целлюлозного комбината, с ведома и согласия администрации Богучанского района, было создано предприятие ООО «Краслесинвест», которому была передана практически вся лесосырьевая база северной части района. Через посредническую фирму, находящуюся в Красноярске – ООО «АТМ», осуществляется оформление и продажа леса для предпринимателей Богучанского района, не имеющих лесосырьевой базы. За каждый кубометр леса на корню ООО «АТМ» взимается плата в размере 200 рублей. Авторы письма радеют не только за своих земляков-предпринимателей, которые должны будут платить дополнительно 200 рублей за кубометр леса, заготовка которого обходится в 25-30 рублей, в зависимости от породы древесины и условий заготовки.
Они пишут и о том, что такого рода комбинации выдёргивают из района и значительный объём налогооблагаемой базы. Раньше подобное называлось спекуляцией и было чревато серьёзными сроками. Теперь это называется бизнесом. Когда ещё будет в Нижнем Приангарье ЦБК, которому потребуется древесная масса, но на все эти годы ожидания ООО «Краслесинвест» обеспечил себе существенные доходы. Хорошо ещё, если эти финансовые результаты будут направлены на заведение в край инновационных технологий, дающих высокую добавленную стоимость по переработке древесины, но никакие будущие технологии крупных лесопользователей не обеспечат сегодняшнюю судьбу людей, занятых в сфере малого бизнеса.
В Законодательное cобрание поступил и ответ из cлужбы по контролю в сфере природопользования края: «По результатам рассмотрения и проведённой предварительной проверки, 19.05.2009 Службой, в отношении ЗАО «Краслесинвест» возбуждено дело об административном правонарушении и начата процедура проведения административного расследования. По итогам административного расследования будет принято решение о привлечении виновных лиц к административной ответственности в установленном законном порядке».
Ещё раз повторяю. Очень важно как будут решаться вопросы по обеспечению мелких и средних предприятий и предпринимателей сырьевой базой.
Беда в том, что мелкий и средний бизнес, лишённый базы, вынужден будет арендовать её у крупных партнёров. Появляется система перепродажи, субаренды. И это вместо того, чтобы просто нормально работать, не оглядываясь на ненужные препоны. Многое ещё будет зависеть и от того, как продолжится развитие кризисной ситуации.
Задача администрации края, агентства лесной промышленности заключается в том, чтобы находить баланс интересов. Ведь мы не сможем изменить ситуацию: сырьевые базы уже распределены, и в то же время мы должны поддерживать малый и средний бизнес.
– А кто помнит об интересах населения. В советское время были всевозможные райтопы…
– В сельской местности для того, чтобы заготовить дрова, лесосеки порой отводят на 100-150 километров от населённых пунктов. Нет теперь предприятий, которые, как в советское время, заготавливали дрова для населения. Местные администрации должны решать комплекс этих проблем: и лесосеки для заготовки дров поближе к посёлку выделить, и наладить продажу дров для населения. Возможности для этого есть. Ведь не секрет, что лесозаготовители берут только деловую древесину, оставляя в лесосеках низкосортную дровяную, её попросту бросают. А она, как раз, и годится на дрова. Главы муниципальных образований должны содействовать в получении лимитов для мелких и средних предприятий лесной отрасли для того, чтобы они не только решали свои производственные задачи, но и работали для нужд населения. Таким образом, недавно принятый Закон «О внесении изменений в статью 5 Закона края «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», позволит хотя бы частично снять это напряжение.
– А не сняты такие проблемы, как лесные пожары, защита лесов от вредителей типа сибирского шелкопряда?
– Когда лесные угодья закреплялись за крупными предприятиями, шла речь о том, что они не должны проводить работу, связанную с охраной лесов, лесоустройством, восстановлением лесов. Раньше в этой сфере работали разные ведомства. По новому Лесному Кодексу все эти функции переданы крупным лесозаготовителям или по договору – лесничествам на платной основе. Но ситуация остаётся достаточно сложной. Крупные предприятия соблюдают порядок – им работать да работать. А мелкие стараются урвать побольше. Пытаемся призвать к порядку, используем данные системы спутникового видеонаблюдения, которая хорошо отслеживает нарушения. Хотя очень трудно бывает доказать вину и привлечь к ответственности нарушителя.
Между тем в год незаконно заготавливается до 100 тысяч кубометров древесины. Это лишь по официальным данным агентства лесной промышленности – один процент от общего объёма заготовок. Мало, скажете вы. Но ведь заготовка ведётся варварским способом. Человек, живущий среди тайги, никогда так не поступит. Но приходят временщики, которым наплевать на все нормы и принципы. Они пользуются безнаказанностью и, что называется, ловят момент.
– А что можно сказать о вкладе депутатов-коммунистов в разработку законов в этой сфере? Какова позиция фракции КПРФ в этом вопросе?
– В комитет, который занимается проблемами лесной отрасли, до последнего времени входили три депутата: В. И. Сергиенко – он по нашей рекомендации перешёл в бюджетный, В. Н. Севастьянов и я. Проблемы эти для нас близки. Мы знаем о них не понаслышке. Мы регулярно выезжаем в леспромхозы, встречаемся со специалистами, директорским корпусом, консультируемся с ними по актуальным проблемам. Это позволяет детальнее обсуждать проблемы на заседаниях комитетов. Поэтому к нашему мнению прислушиваются.
И не только. Поручают экспертизу законопроектов, связанных с новым Лесным Кодексом РФ. Считаю, что у нас сложились рабочие взаимоотношения с председателем комитета, его заместителем.
– Всё трудно, но всё же есть у лесопромышленного комплекса Красноярья будущее?
– Если бы не кризис, результаты были бы ощутимее. Предпосылки для этого есть. В этом плане край – как бы пилотный регион. Ни в каком другом нет таких проектов и таких возможностей. Ни в какой другой регион не предполагается вложить в лесную отрасль столько инвестиций, сколько у нас. Эта отрасль становится для края приоритетной. Мы прежде не могли добиться, чтобы в Красноярском крае строились предприятия по глубокой переработке древесины. Парадокс, но в крае был трест «Главкрасноярскстрой», который никогда ничего не строил для Министерства лесной промышленности. Возводили уникальные объекты, для лесной отрасли – ничего. Настало время повернуться лицом к отрасли, у которой большой потенциал и большое будущее. Но остаются и сомнения. И прежде всего в части успешной реализации заявленных инвестиционных проектов, когда появляется соблазн всё списать на кризис.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме