12:45 20.06.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
В электрическом тумане с мертвым конфедератом
“Меня зовут Дейв, я алкоголик…” Так, словами приветствия члена группы анонимных алкоголиков, начинается фильм французского режиссера Бертрана Тавернье “В электрическом тумане”, снятый по роману Джеймса Ли Берка. Фильм был представлен на Берлинском кинофестивале 2009, однако, не смотря на все похвалы критиков – не получил приза. Кажется, что в этом фильме есть всё. Чего же не хватило?
Все представленные на Берлинском кинофестивале фильмы были на тему толерантности - терпимости к представителям другой расы, национальности, культуры. Все они призваны воспитывать толерантность. С российской стороны эту задачу выполнял фильм "Россия 88", совместивший в себе дело банды Шульц 88 и студии Формат 18. Этот фильм тема отдельной публикации, но рожденные в 80-е исчерпывающе представлены в нетолерантном свете перед европейским зрителем. Другой фильм, "Шторм", рассказывает о сербах, нетолерантно относившихся к мусульманам во время войны. Разве что "Интэрнэшнл" про неправильных банкиров - небольшое исключение. На этом фоне выгодно отличается картина "В электрическом тумане". С одной стороны нетолерантность в ней представлена в самом чистом виде - взаимоотношение двух рас, произвол белых копов. С другой стороны, вопрос о толерантности весьма органично вплетён в сюжет, не является тематической нашлёпкой и весь фильм не крутится вокруг него. Однако, по порядку.
Американский опер-алкоголик Дейв Робишо, в исполнении Томми Ли Джонса, расследует убийства проституток в Луизиане. Первым делом он навещает сутенера, которого играет Джон Гудмен. Однако сутенер заявляет, что теперь он честный коммерсант финансирующий фильм о Гражданской войне в США. То есть период первоначального накопления капитала у него закончился. Попутно Робишо узнает, что на берегу пруда найдены кости бежавшего заключенного, закованного в тюремную цепь. Он берется и за это дело, которое никого уже не интересует.
В современных американских фильмах люди постоянно видят умерших. Российская киноиндустрия, идя в след, тоже показывает как герои-алкоголики видят умерших ("Живой"). В этом фильме герой видит своего прадеда, генерала армии Конфедерации во время Гражданской войны. Прадед даёт ему мудрые советы, чем напоминает Оби-Вана из "Звёздных войн". Дейв сообщает прадеду, что война-то закончилась, но прадед утверждает, что поскольку Дейв - лейтенант, он продолжает борьбу против янки, ведь мир с тех пор нисколько не изменился. Это заставляет зрителя задуматься над историей США в ответ на... После начала войны в Ираке, Франция отказалась присоединиться к американской коалиции. За это её заклеймили позором все средства массовой информации и большинство политиков США, припоминая коллаборационизм во Второй мировой и прочие нехорошие исторические моменты. Рассматривая прошлое США, можно увидеть, что Гражданская война в США была отнюдь не войной "расистов" с "освободителями негров" и тому подобным мифом. Это была война северного финансового капитала с аграрным югом. О сути Гражданской войны в США вы можете прочитать в статье Андрея Паршева Аналогия - не доказательство. И то, что прадед главного героя - честный конфедерат, отнюдь не делает его расистом.
Каждый умелый опер должен иметь при себе запасной пистолет. Этот пистолет он подкидывает тому, кого застрелил, но пистолета у трупа не обнаружил. По ходу фильма мы дважды наблюдаем эту сцену. Сначала коп, состоящий в той же группе анонимных алкоголиков, подкидывает пистолет, чтобы оправдать Дейва, в финале это делает сам Дейв, чтобы оправдать латиноамериканку из ФБР. Раскручивая обе ниточки, Дейв выходит на бывшего копа. Выясняется, что в 1965 году негра Прежо, который был близок с белой женщиной, посадили в тюрьму по обвинению в изнасиловании. По заказу мужа этой женщины негру дали бежать, после чего копы застрелили его в пруду. В наши дни стрелявший коп работает на сутенера, убивая по его заказу проституток, а муж белой женщины является владельцем транспортной компании. Все оправдывают это расистскими настроениями в те годы, однако становится очевидным, что расизм - отнюдь не мотив. Жажда наживы одного и капитал другого - причина этого убийства. Копу, убившему негра, всё равно кого и для кого из капиталистов убивать. Да и другие негры, знавшие подробности убийства, даже через столько лет боятся о нём говорить, ведь заказчик - очень влиятельный капиталист. Это подводит нас к главной причине расизма и нетерпимости - капиталы одних за счёт других.
Теперь, когда в США появились негры-миллионеры, негр-президент - расизм не нужен капиталистам. Однако, толерантности продолжают учить не их. В России тоже не было расизма и нетерпимости, не было сюжета для фильма "Россия 88". Да, не было - до появления в России класса капиталистов, готовых жертвовать на толерантность, дабы реализовывать свои нетолерантные планы.
Действие фильма разворачивается на фоне разрушений, причиненных ураганом Катрина и последующего наводнения. Показаны разрушенные дома бедняков, у них нет средств на восстановление. Так безработные становятся бездомными, и эти бездомные равны, независимо от цвета кожи. Но равны ли они миллионерам с различным цветом кожи?
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме