13:15 05.05.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
В боях испытанная кисть. О художниках и карикатуристах газеты «Правда»
Кто не знает выдающегося плаката: рабочий в будёновке с пятиконечной звездой гвоздит нас указующим перстом: «Ты записался добровольцем?».
В 1918 году «Правда» печатала его рядом с призывом: «Все на защиту социалистического Отечества!» Художнику Д. Моору удалось лаконично, предельно выразительно олицетворить в своём герое осознание исторического момента, жажду преобразования жизни как характерную черту восставшего и победившего народа. Этот плакат с самого начала определил художественную политику «Правды»: изобразительный компонент газеты наполнен идейно. И по сей день, разворачивая «Правду», привычно оцениваешь изобразительный ряд — фотографию, плакат, карикатуру — как органическую часть её содержания.
ПЕРВЫЕ сатирические рисунки появились в «Правде» ещё до революции. Но чтобы сделать карикатуру по-настоящему боевой и одновременно художественно значимой, нужно было привлечь к работе настоящих профессионалов. В начале 20-х годов в «Правде» активно сотрудничает художник Дени (В. Денисов). Идёт национализация предприятий — на рисунке дорогу рабочему с молотом на плече загораживает капиталист в цилиндре: «Не пущу!»
Вот номер от 8 марта 1923 года. Здесь женщина во весь рост, в шлеме и куртке, перетянутой ремнём в талии, боевая и порывистая, так не похожая на покорную работницу. Она устремлена в будущее, что подтверждает подпись под рисунком: «Культурно-политическое развитие. Высокая квалификация». С плаката начинал работу в «Правде» знаменитый карикатурист Борис Ефимов.
«Правда» сосредоточена на пропаганде новой экономической системы, нового общества, новых производственных отношений. Необходимо показать тружеников, руками которых укрепляется мощь социалистического государства. Заметки о передовиках иллюстрируются рисунками — целая галерея людей труда. Кого рисовали художники прежних времён? Разумеется, натурщиков, а потом известных людей, не считая тех, кто мог за свой портрет заплатить. А в «Правде» — укладчица с сорокалетним стажем Прасковья Королёва, чабан Гюль Ахмед Ахмедов!
Начинается подъём рационализаторского движения — знакомьтесь: изобретатель-самоучка дядя Вася Балакин. Или вот два крепыша-башкира — Мадьяров и Туганов, тоже рационализаторы. Объявляется конкурс на лучшего учителя — появляются рисованные портреты учителей. Какие интересные, непохожие лица, объединённые общим выражением одновременной строгости и сердечности.
В тридцатые годы в газету приходят большие мастера — И. Бродский, О. Верейский, П. Васильев, Ф. Богородский. Теперь портреты передовиков труда печатаются на первой странице. Карикатурист В. Дени рисует зачинателей соцсоревнования Алексея Стаханова и Евдокию Виноградову. В «Правде» формируется новая практика: по заданию редакции известный художник направляется в творческую командировку, чтобы запечатлеть шахтёра или комбайнёра прямо на рабочем месте.
Совершенствование техники печати приводит к тому, что у рисунка появляется мощный конкурент — фотоснимок. Теперь рисунок печатается в газете как иллюстрация к значимой теме, к памятной дате. Зато всё больше внимания уделяется карикатуре. На острие карандаша оказываются лодыри, бракоделы, прогульщики, хулиганы.
Но приоритет в «Правде» — политической карикатуре: международная обстановка накаляется, фашистская экспансия грозит миру войной. С 30-х годов активно работают в этом жанре молодые талантливые художники — М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, выступавшие вместе под псевдонимом Кукрыниксы. С исключительной силой проявляется их талант в суровые годы Великой Отечественной войны. Узнав о нападении гитлеровской Германии на СССР, художники сразу же отправились в редакцию «Правды» и были встречены словами: «Вот вам будет теперь работа». Несколько лет они трудились, не покладая рук. Их карикатуры почти ежедневно появлялись в Окнах ТАСС и тут же перепечатывались «Правдой». Названия этих карикатур говорят сами за себя: «Людоед-вегетарианец, или Две стороны одной медали», «Фашистская псарня», «Вся Европа Гитлера и Риббентропа», «Гиена и шакал». Созданные ими образы носили конкретные черты и были узнаваемы: злой шарж походил на натуру больше, чем фотопортрет. Гитлеровцы обещали повесить карикатуристов, но повешены были сами. Их бесславный конец нашёл своё отражение в карикатуре «Последняя цифра»: над скамьёй подсудимых Нюрнбергского трибунала встаёт цифра 1946, причём шестёрка имеет вид верёвочной петли.
В годы мирного социалистического строительства — вплоть до «перестройки» — «Правде» охотно предоставляли свои работы известные мастера И. Глазунов, Г. Нисский, В. Горяев, новые карикатуры и рисунки печатали иностранные художники Ж. Эффель и Х. Бидструп. Это был период подлинного расцвета советской культуры, и «Правда» уделяла много места публикациям, посвящённым литературно-художественным процессам, нередко приглашая для иллюстрации материалов профессиональных художников. Это был период творческих поисков, оборванных контрреволюционным переворотом.
Годы антинародных реформ дали мощный импульс к развитию сатирического жанра в «Правде». Читателям запомнились карикатуры и плакаты А. Умярова, Д. Агаева, Г. Животова. Активно работает в этом жанре художник Г. Комольцев. Он разоблачает намерения «прихватизаторов», срывает маски с олигархов, высмеивает лёгких на обещания «слуг народа». Один из последних его плакатов: тень Гитлера с простёртой рукой, а по руке шагает деловой малый с багажом, на котором значится «антисоветизм». И подпись: «Чьей дорогой идёте, господа?»
«Правда» была, есть и будет политической газетой, поэтому в ней большую роль по-прежнему играют карикатура и плакат. Но не исключено использование рисунка или коллажа. Это доказал художник А. Михайлов — его зарисовки памятных мест, связанных с жизнью наших великих соотечественников Пушкина, Тургенева, Рериха, Есенина, понравились читателям, как написал один из них: «Повеяло теплом и уютом Родины».
«Правда» не музейная газета — она живая, боевая, революционная. В её оформлении сочетаются верность традициям и поиск новых динамичных форм. У неё много творческих друзей. Есть и неиспользованные ресурсы. В наших силах делать газету не только глубоко содержательной, но и яркой, выразительной, что называется, притягательной.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме