15:45 20.06.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

В.В. Кумин: Политика Центрального Банка не создает условий для модернизации экономики

Выступление депутата фракции КПРФ В.В. Кумина на пленарном заседании Государственной Думы 20 июня 2012 года по вопросу “О годовом отчете Банка России за 2011 год”. В приложении смотрите выступление руководителя рабочей группы В.В. Кумина по рассмотрению отчета ЦБ от лица комитета по финансовому рынку.

Уважаемые коллеги!

Мы внимательно изучили Отчет Центрального банка, статистику, которую Банк России публикует на сайте, другие источники информации и пришли к следующим выводам. В 2011 году в условиях роста мировых цен на нефть России удалось поддерживать приемлемые темпы роста ВВП, а также добиться снижения инфляции, хотя во многом эти результаты обусловлены эффектом базы, образовавшимся из-за неурожая предшествующего 2010 года. Однако достигнутые в прошлом году результаты никак нельзя назвать устойчивыми.

Нестабильность глобальной экономики, судя по всему, приняла длительный характер, а рецепта быстрого выхода из кризиса ни у кого не оказалось. За последние 4 года развитые страны утратили возможность дальнейшего снижения учетной ставки, которая уже достигла фактически нулевого уровня, что не позволяет больше стимулировать экономику монетарными методами. В это ситуации они вынуждены были резко увеличить долговую нагрузку на государственный сектор, причем до такой степени, что все больше государств теряют доверие инвесторов и не могут проводить новые заимствования: это Греция, Ирландия, Португалия, теперь также Испания и вскоре к ним может присоединиться Италия.

В развивающихся странах мы наблюдаем исчерпание прежних источников роста: в Бразилии прекратился рост ВВП, промышленность Индии стагнирует, а в Китае производство электроэнергии, которое является наиболее точным индикатором состояния промышленности, в последние месяцы растет в пределах статистической погрешности. В этих условиях нам нужно быть готовыми к падению спроса на российские товары на внешних рынках. Компенсировать это падение возможно лишь за счет замещения поступающего в страну импорта, общий объем которого превысил в 2011 году 320 млрд. долларов. Однако пока денежно-кредитная политика не создает достаточных предпосылок для притока инвестиций в те отрасли отечественной промышленности, которые могли бы заместить импортную продукцию.

Приведу в подтверждение пару цифр. Средний уровень процентной ставки по кредитам нефинансовым организациям на срок свыше года вырос с 9,8% в декабре 2010 года до 11,5% в настоящее время, при этом рентабельность производства товаров и услуг по экономике в целом составляет всего 10,3%. Более того, если в сфере добычи полезных ископаемых рентабельность превосходит 35%, то в такой ключевой для модернизации экономики отрасли как машиностроении этот показатель в 2011 году составлял всего 7%, а в первом квартале текущего года опустился до 4,4%. Таким образом, соотношение показателей рентабельности и стоимости кредита наглядно свидетельствует об отсутствии стимулов для инвестиций в данную отрасль для частных инвесторов, следствием чего является неуклонное снижение доли продукции машиностроения в национальном экспорте с 5,6% в 2010 году до 5% в 2011 году и 4,4% в 1 квартале 2012 года и ухудшение структуры отечественной экономики. Более того, в апреле текущего года началось уже падение физических объемов производства в машиностроении, которое составило почти 5%. А ведь при вступлении в ВТО отечественным предприятиям придется конкурировать с корпорациями, имеющими доступ к куда более дешевым финансовым ресурсам, что ставит наши компании в заведомо проигрышное положение.

Таким образом, для реализации указа Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике», предусматривающего создание и модернизацию 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, необходима разработка и реализация Банком России комплекса мер, способствующих достижению указанной цели. В частности, речь может идти о льготном рефинансировании Центральным банком коммерческих банков под залог кредитов, выданных ими предприятиям и организациям приоритетных отраслей народного хозяйства.

Угрозу для устойчивости российской финансовой системы представляет и огромный объем оттока капитала, который сложился в последние годы. Причем не всегда его масштабы объяснимы чисто экономическими факторами.

Так, согласно платежному балансу, только от сомнительных операций Российская Федерация потеряла за последние 3 года 90 млрд. долларов. Более того, имея положительную международную инвестиционную позицию, иными словами, в ситуации превышения международных активов над обязательствами, российская экономика только за 2011 год получила более 50 млрд. долларов чистых убытков по счету инвестиционных доходов. Как такое возможно, и какое отношение к этому имеют оффшорные операции российских олигархов – вопрос, на который предстоит ответить ЦБ и соответствующим государственным службам. Отмечу лишь, что считаю практику внешних заимствований подконтрольных государству компаний и банков, а это 176 млрд. долларов, при наличии у страны столь значительных золотовалютных резервов, недопустимой, особенно учитывая крайне низкий уровень доходности по этим резервам.

Теперь пару слов о банковском надзоре. Нас уверяют, что банки, агрессивно привлекающие вклады населения, сталкиваются с повышенным вниманием со стороны регулятора. Однако это не мешает отдельным банкам из первой сотни за полтора года увеличить объем привлеченных вкладов в 2, 3 и даже 5 раз! Причем эти деньги банки тут же направляют на кредитование физических лиц под очень высокий процент без обеспечения, что совсем не добавляет устойчивости банковской системе. По сути подобная схема кредитования, рассчитанная на быструю прибыль, представляет собой пирамиду, которая рухнет при смене ситуации в экономике и на финансовых рынках.

2011 год стал рекордным как по объему ответственности АСВ по вкладам в разорившихся банках, так и по объему средств, направленных на финансовое оздоровление кредитных организаций, пусть и случай этот был единичным. Еще больше пробелов в надзоре выявила санация кредитных организаций, начавшаяся в 2008-2009 гг. Так, в частности, банк “Союз” за 3 года оказался в состоянии вернуть лишь 5,5 млрд. рублей из 60 млрд. рублей, затраченных на его финансовое оздоровление, а банк “Открытие” – менее 3 млрд. рублей из почти 90 млрд. рублей основного долга. Проведение подобных операций, похоже, оказалось очень выгодным для всевозможного рода инвесторов, привлекаемых Агентством по страхованию вкладов, учитывая условия, на которых они получали средства. А источником для денег для их финансирования оказались преимущественно средства ЦБ (свыше 340 млрд. рублей), причем за 1 квартал текущего года возращено было всего 0,5% этой суммы.

Учитывая, что на санацию кредитных организаций направлялись также бюджетные средства в размере 200 млрд. рублей, в то время как банки рапортуют о рекордной прибыли в размере почти 850 млрд. рублей, представляется справедливым постепенно переложить издержки, которые несут государство и Центральный банк по финансовому оздоровлению кредитных организаций, на сами банки. Как это лучше сделать – вопрос открытый, тем не менее, ситуация, когда на санацию банков с 2008 года направлено почти в 10 раз средств, чем на выплаты в рамках системы страхования вкладов говорит также о необходимости ужесточения критериев для принятия решения о финансовом оздоровлении конкретного банка.

Фракция КПРФ призывает руководство Центрального банка Российской Федерации обратить внимание на наши замечания и учитывать их в своей работе.

Приложение

Содоклад Комитета Государственной Думы по финансовому рынку

Уважаемые коллеги, уважаемый председатель Банка России!

Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел годовой отчёт Банка России за 2011 год и отмечает следующее. Годовой отчет Банка России подготовлен в соответствии с требованиями действующего законодательства и содержит наряду с годовой финансовой отчетностью Банка России обширный статистический материал, характеризующий состояние российской и мировой экономики, а также национальной финансовой системы в 2011 году.

В 2011 году проводимая Банком России денежно-кредитная политика позволила в условиях повышенной нестабильности на мировых финансовых рынках добиться достижения баланса между инфляционными рисками и рисками замедления экономического роста, что выразилось в успешном выполнении количественных целей, заложенных в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2011 год.

Комитет отмечает, что на фоне достаточно высокого уровня цен на энергоносители в 2011 году (109 долларов США за баррель нефти сорта «Urals») зафиксирован значительный отток частного капитала из Российской Федерации в размере около 80 млрд. долларов США, что свидетельствует о наличии серьезных проблем с инвестиционным климатом и необходимости ускорения структурных и институциональных реформ, направленных на диверсификацию экономики России.

В частности, условиях острой необходимости снижения зависимости национальной экономики от внешней ценовой конъюнктуры, Комитету представляется целесообразным рекомендовать Банку России в последующих отчетах более подробно раскрывать информацию о мерах по расширению Банком России инструментов рефинансирования банковской системы и удлинению сроков их использования банковской системой (в контексте влияния на стоимость и сроки кредитования банковской системой различных секторов и отраслей экономики). Для справки, сегодня Центральный банк публикует информацию лишь об объемах кредитования и размере просроченной задолженности по отдельным видам экономической деятельности, что не позволяет ответить на вопрос, достаточны ли текущий уровень ставок по кредитам и сроки их предоставления для запуска процессов модернизации и обновления основных фондов в отдельных отраслях народного хозяйства.

В 2011 году на фоне повышенной волатильности на мировом валютном рынке Банк России продолжал использовать режим управляемого плавающего валютного курса с использованием в качестве операционного ориентира рублевой стоимости бивалютной корзины. Комитет отмечает, что Банку России удалось обеспечить устойчивость рубля в 2011 году, стоимость бивалютной корзины в течение года увеличилась на 4,4%. К положительным итогам проводимой ЦБ политики следует отнести повышение гибкости курсообразования и использование Банком России механизма интервенций, что способствовало снижению привлекательности использования спекулятивных стратегий на внутреннем валютном рынке.

Резервные активы Банка России в 2011 году увеличились на 10,6 млрд. долларов США и были инвестированы преимущественно в государственные ценные бумаги иностранных эмитентов – 85%, а также в депозиты на корсчетах в иностранных банках – почти 13%.

Комитет отмечает сохранение высоких рисков банковского сектора. На балансах кредитных организаций продолжают оставаться непрофильные активы, а только объем пролонгированных крупных ссуд составляет более 982 млрд. рублей. К сожалению, Банк России не указывает в Отчете конкретные параметры проводимых стресс-тестов банковской системы, на основании которых делается вывод об устойчивости российского банковского сектора к возможным кризисным явлениям на мировых рынках.

В Отчете указывается на интенсификацию надзора в отношении крупнейших кредитных организаций, а также оказание повышенного внимания банкам, проводившим агрессивную политику на рынке вкладов. Вместе с тем, необходимость финансового оздоровления в 2011 году Банка Москвы, потребовавшая привлечения государственной корпорацией АСВ значительного займа Банка России в размере 295 млрд. рублей, а также продолжающиеся случаи утраты платежеспособности крупными кредитными организациями, которые привели к рекордному объему ответственности АСВ по наступившим в 2011 году страховым случаям – 21,4 млрд. рублей, свидетельствует о необходимости более жестких ограничительных мер в надзорной политике, и, вероятно, изменении стимулов участников рынка, включая повышение их ответственности.

Дополнительно Комитет исходя из необходимости более полного раскрытия экономическим агентам информации о рисках банковской системы, рекомендует Банку России включать в состав Отчета поступающую от конкурсных управляющих, включая АСВ, информацию о размере удовлетворения требований кредиторов ликвидированных банков.

Также Комитет в своем заключении высказал достаточно существенные претензии к деятельности Банка России по разработке и приведению в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовых актов Банка России, речь идет о Федеральных законах «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и «О национальной платежной системе». Я не буду подробно останавливаться на этих претензиях, они в полной мере отражены в заключении, которое у вас есть, коллеги.

Подводя итог рассмотрения Отчета, Комитет обращает внимание Банка России на выявленные недостатки с целью их учета в дальнейшей работе.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме