12:30 11.10.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

В.В. Кумин: Без разделения властей к бюджету развития не перейти

2013-10-11 12:14
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

11 октября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат В.В. Кумин.

- Уважаемые коллеги!  Попрошу Вашего внимания, поскольку сегодня речь пойдет о вопросах концептуального характера.

Мы с Вами являемся очевидцами явного торможения российской экономики. Темпы ее роста, которые еще в начале 2012 года были близки к 5%, во втором квартале текущего года упали в 4 раза. Динамика обрабатывающей промышленности, инвестиций, натуральных показателей - производства электроэнергии, грузооборота, все это “в минусе”. Безработица в августе уже оказалась выше, чем год назад. В чем же причина? Может, резко упала экономика у соседей? Нет, напротив, Еврозона последний квартал закончила “в плюсе”, оживляется и Япония, стабильно растет Китай. Может, обвалилась цена на нефть?

С начала года, она, конечно, припала на 3%, но это компенсировано снижением рубля. Главный же фактор – это резкое падения качества госуправления. А именно, сменилось Правительство. И в этом было бы полбеды, если бы не существующая архитектура политической системы, при которой Председатель Правительства одновременно возглавляет фракцию большинства в Государственной Думе, из-за чего даже самые непродуманные решения, типа введения нулевого промилле, проталкивания за неделю закона об Академии наук или удвоения налога на индивидуальных предпринимателей, не могут быть отвергнуты. При этом очевидным образом нарушается конституционный принцип разделения властей и возникает конфликт интересов.

Время простых решений прошло. Возможный выход – введение требования о беспартийности членов Правительства на период исполнения полномочий, как это принято, к примеру, в Центральном банке. Только в этом случае мы перейдем от механического принятия законов, спущенных из Правительства, к их обсуждению по существу, корректировке и отклонению при необходимости.

Теперь об экономике. Факторы, приведшие к снижению темпов ее роста – это вступление на кабальных условиях в ВТО, бюджетное правило, удушение бизнеса непродуманными налогами, ужесточение денежно-кредитной политики и укрепление реального курса рубля. Дорогие кредиты и дешевый импорт привели к вытеснению отечественных производителей с внутреннего рынка, прибыль по экономике обвалилась более, чем на 20%, а бюджет потерял сотни миллиардов рублей. При этом банки наращивают прибыль, которая уже вдвое превысила докризисную.

Говорят, у нас плохой инвестиционный климат. Это обман. На последнем экономическом форуме в Петербурге объем сделок вырос в 27 раз. Только вот практически все эти сделки связаны с выкачиванием природных ресурсов из недр страны. Высока рентабельность также в финансовой секторе и торговле, зато обрабатывающая промышленность без доступных кредитов загибается: при норме прибыли 5-7% ее развитие невозможно. Нет окупаемости – нет и инвестиций: их объем в августе упал сразу на 4%.

Какой выход из этой ситуации предлагает Правительство? Своим бюджетом оно не прогнозирует, а программирует кризис! Судите сами: расходы на образование в следующем году режут на 14%, на здравоохранение на 12%, на сельское хозяйство на 17%. Мы специально изучили мировой опыт борьбы с кризисом, докладываю: практически во всех странах для его преодоления государство наращивало расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру, снижало налоги на малый бизнес, а центробанки повышали доступность кредитования. У нас же все наоборот. Многострадальное ЖКХ сокращается на четверть в 14-м году, еще на 12% в 15-м и на 36% в 16-м году! Хочу напомнить, что еще в 2010 году действующий премьер-министр заявил про сферу ЖКХ: “Если ничего не делать, то через пять-семь лет наступит катастрофа”. Делают все, чтобы это наступило быстрее.

Мы проследили, откуда исходят корни таких решений. Оказалось, их нам навязывает МВФ, призвавший Минфин ужесточить бюджетное правило. И кто это нам указывает! Тот же МВФ в июне признал ошибочной свою политику бюджетной экономии в отношение Греции, после чего многие европейские страны отложили планы сокращения бюджетных дефицитов, а США не стали снижать темпы работы печатного станка. А ведь у этих стран размеры и госдолга, и дефицита бюджетов к ВВП раз в 10 больше нашего. В первом полугодии федеральный бюджет вообще был сведен с профицитом, на 36% большим, чем год назад.

Судя по всему, в отношение Минфина и ЦБ действуют принцип: там, где размещены их резервы, находятся и их хозяева. Сам Президент неделю назад на инвестиционном форуме признал – наши резервы в два-три раза превышают необходимые нормы. Возвратим их в страну – и не только обеспечим бюджет на ближайшие 5-7 лет, но заодно и восстановим суверенитет. В предложенном же Правительством бюджете все отрезанные от него средства предлагается складировать в резервные фонды и направлять на покрытие бюджетного дефицита западных стран. По сути это изощренная форма дани. А ведь сегодня валюты, в которых размещены резервы страны, печатаются со скоростью 30-50% в год, а значит, быстро обесцениваются.

Таким образом, нам нужно не секвестрировать расходы на образование и другие направления, дающие наибольший экономический эффект, а последовать Бюджетному посланию и увеличить их. Прислушайтесь к тем словам, которые сказал коллега Руденский на Правительственном часе – можно взамен секвестра увеличить доходы.

В США налог на прибыль корпораций составляет 35%, отдельная ставка есть на уровне штатов, для Калифорнии это почти 9%. Тем не менее, там расположены многие наиболее инновационные производства в мире. У нас сегодня банки зарабатывают вдвое больше, чем до кризиса, топ-менеджеры нефтяных компаний зарабатывают сотни миллионов, хорошо если рублей, а прибыль торговых сетей, только представьте, сравнялась со всей добывающей промышленностью. Можно смело повысить налог на прибыль для этих отраслей хотя бы до 35%, это даст 700-800 млрд. рублей в региональные бюджеты.

Плюс, как стало известно из налоговой отчетности, фактическая ставка подоходного налога для лиц, зарабатывающих свыше 100 миллионов рублей в год, на которых приходится 40% доходов в стране, составляет даже не проценты, а малые доли процента, и здесь есть множество лазеек, которые следует закрыть. Перевод крупного бизнеса в национальную юрисдикцию и закрытие схем по нелегальному выводу капитала дополнят комплекс указанных мер.

Почему так важно сбалансировать в первую очередь бюджеты регионов? Да потому, что там готовится подлинная катастрофа – на регионы повесили множество новых обязательств, при этом совокупный объем межбюджетных трансфертов в следующем году сокращается на 80 млрд., а снижение поступлений от налога на прибыль, видимо, превысит 500 млрд. рублей. В итоге по сравнению с ранее утвержденным бюджетом на трехлетку расходы регионов в 2014 году урезаются на 800 млрд. рублей, до 9,1 трлн. рублей.

А ведь, учитывая секвестр федеральной части того же образования и здравоохранения, резкий рост обязательств по перечислению взносов на ОМС за неработающее населения, которого, как нас убеждают, скоро станет больше, достигнуть обозначенных Указами Президента целей - увеличения доли расходов на образование, науку и инфраструктуру в консолидированном бюджете можно будет лишь за счет наращивания бюджетов регионов, которые, напомню, урезаются на 800 млрд. рублей. Таким образом, принимая бюджет в предложенном виде, мы получим либо неисполнение Указов, либо дефолт регионов. При этом, учитывая, что на каждый рубль сокращения бюджетных расходов, по европейскому опыту, ВВП падает на полтора-два рубля, запланированные масштабы корректировки государственного бюджета и инвестпрограмм госкомпаний приведут падению динамики ВВП на 3-5%, то есть мы гарантированно окажемся в рецессии.

Поэтому, уважаемые коллеги, независимо от фракционной принадлежности, прошу Вас проявить стратегическое мышление и добиться трансформации документа, внесенного Правительством, в бюджет развития, а не удушения страны, а также поддержать идею о подлинном разделении исполнительной и законодательной ветвей власти путем введения требования о беспартийности для членов Правительства. Большое спасибо за внимание.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме