20:00 21.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
В СССР была цензура сердца и души. Воспоминания солистов легендарной вокальной группы «Верасы»
«Лицом» легендарного ВИА на протяжении многих лет являлись его солисты Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. В интервью «Правде» народные артисты Республики Беларусь поделились своими воспоминаниями о советской эпохе, на которую пришёлся расцвет их творчества.
Белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Верасы», созданный в 1971 году, очень быстро превратился в один из популярнейших музыкальных коллективов СССР. Исполненные им песни «Малиновка», «Белый снег», «Я у бабушки живу», «Музыка для всех», «Карнавал», пользовавшиеся неизменным успехом у слушателей разных поколений многонациональной аудитории страны, стали не только шлягерами 80-х годов XX века, но и по праву вошли в золотой фонд советской эстрады.— В 2011 году исполняется 20 лет с момента развала Советского Союза. Несмотря на то, что в марте 1991 года на Всесоюзном референдуме большинство советских граждан проголосовали за сохранение СССР, отдельные политики, в том числе бывший председатель Совмина Белоруссии Станислав Шушкевич, решили иначе. Как лично вы относитесь к тому, что великая страна в одночасье исчезла с карты мира?
А.Т. Это печальное событие, пагубно отразившееся на всех сферах нашей жизни, в том числе и на музыкальной. Ведь вместе, значит, вместе. Недаром мы и теперь, я имею в виду Россию и Белоруссию, тянемся друг к другу. Советский Союз был стройной, политически и экономически отлаженной системой. И простые люди, далёкие от политики, думали, что после выборов президента СССР республики превратятся в отдельные независимые государства, но в едином политическом союзе. Однако, к сожалению, всё произошло иначе: теперь мы существуем порознь.
Я.П. Друг без друга мы стали беднее и духовно, и экономически.
— А как относятся к СССР в современной Белоруссии? Ведь сейчас стало чуть ли не модным поливать грязью советское прошлое.
А.Т. Там, где нам приходится бывать с концертами, о Советском Союзе вспоминают с теплотой. Нам очень приятно, что наши гастрольные маршруты остались маршрутами СССР. Приезжая сегодня в страны так называемого ближнего зарубежья — государства СНГ мы чувствуем к себе ту же любовь, которую ощущали, выступая в Советском Союзе.
Я.П. Люди не только нашего возраста, но и более молодые — 40-летние, 50-летние, — все те, кому посчастливилось застать советское время, познать, что такое быть вместе, с ностальгией вспоминают о стране, которой больше нет. Помню, куда бы мы ни ездили, всюду с гордостью предъявляли на границе советский паспорт.
А.Т. И на нас смотрели с уважением — может, не очень любили, но уважали точно! Кстати, патриотическому воспитанию — необходимой составляющей идеологии любого государства — в СССР уделялось значительное внимание.
Я.П. Молодое поколение бывших советских республик, к сожалению, почти не знает истории до 1991 года и, как правило, сталкивается только с негативной информацией о Советском Союзе. А ведь там было столько хорошего! Самое главное — крепкая, искренняя дружба между народами. Куда бы мы ни приезжали — в Прибалтику, Молдавию, республики Средней Азии, — попадали словно к себе домой. Тогда действительно было ощущение Союза как родного дома. Твоя квартира — это Белоруссия, а дом — весь СССР. Очень хочется верить, что когда-нибудь мы вновь придём к объединению, хотя бы через несколько поколений.
— Сейчас повсеместно насаждается идея о том, что в советские времена любому творчеству активно мешала цензура. Образно выражаясь, давили ли вам на горло сапогом?
А.Т. Лично нам нет. Однако в нашу эпоху, эпоху худсоветов, определявших направление творчества того или иного музыканта, для того, чтобы тебя узнали, услышали, дали оценку как профессионалу и открыли дорогу на эстраду, нужно было обязательно пройти через определённые ступени — республиканские, а затем всесоюзные конкурсы. (В 1974 году ВИА «Верасы» стал лауреатом пятого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. — Е.М.). Когда же ты получал общесоюзное признание, тебе открывались все двери, на тебя начинала работать музыкальная индустрия СССР. Цензура на радио и ТВ была на высочайшем уровне. Современная же музыкальная «редактура» оставляет желать лучшего. Сейчас сферой телерадиовещания заправляют люди, у которых наличие хоть какого-то гуманитарного образования вызывает большие сомнения. А раньше человек, работающий на радио или телевидении, должен был обязательно иметь не просто гуманитарное, а высшее музыкальное образование. Хочу подчеркнуть: цензура в советские времена была исключительно творческой. Я бы даже назвал её цензурой сердца и души.
— Вы хотите сказать, что благодаря цензуре на эстраду попадали самые лучшие и наиболее достойные произведения, ставшие впоследствии песенной классикой и навсегда оставшиеся в истории не только советской, но и мировой музыки?
А.Т. Совершенно верно. В советское время на Центральное телевидение
Я.П. Из великого множества песен на этот итоговый музыкальный концерт-отчёт отбиралось 25, максимум 30 произведений. Но это были самые лучшие песни, их знала вся страна. А главное, они выдержали проверку временем: это шлягеры, которые живут в народе, поются и перепеваются до сих пор.
А.Т. Обратите внимание: все эти песни — позитивные, мелодичные, глубоко содержательные и духовные. Даже если они вовсе не о любви, а, например, о войне.
— Были ли в творчестве ВИА «Верасы» такие моменты, когда ему перекрывали дорогу в эфир?
А.Т. Всякое случалось. Однажды произошёл такой казус. Газета «Правда» 31 декабря (год, кажется, 1982-й) опубликовала фотографии ансамбля «Верасы», Софии Ротару и Олега Попова с анонсом: сегодня на «Голубом огоньке» выступят ведущие артисты советской и зарубежной эстрады, в том числе София Ротару, Олег Попов и ВИА «Верасы». Смотрим вечером концерт, радуемся: попасть в новогодний «Огонёк» на Центральном телевидении означает получить высочайшую оценку своего творчества. А нас в программе нет. Звоню в музыкальную редакцию, возмущаюсь: «Как же так, в «Правде», главной газете страны, было объявлено о нашем выступлении, а его не показали». Оказалось, во время последнего просмотра концертного материала председатель Гостелерадио увидел, как у нас за спиной мелькнула шестиконечная звезда, и «Верасы» исключили из программы «Голубого огонька». Конечно, это было всего лишь традиционное рождественское украшение, а вовсе не символ государства Израиль. Но во избежание недоразумения в отношении нас «приняли меры».
И ещё немного о цензуре. Сейчас расплодилось множество радиостанций и телеканалов. И каждый волен выбирать передачи по своему вкусу. Однако люди, выпускающие в эфир то, что мы смотрим и слушаем, должны нести ответственность перед теми, кого они воспитывают фильмами и музыкой, отвечать за развитие культуры отдельно взятого человека.
Я.П. Главный порок нынешней массовой культуры, повсеместно заполонившей эфир, — вседозволенность как раз и проистекает из недостатка или полного отсутствия цензуры, в частности, в современном музыкальном пространстве.
— В какой мере сегодняшняя государственная политика Республики Беларусь в области культуры поощряет развитие народных традиций, которым в советское время уделялось огромное внимание?
А.Т. Прежде всего, согласно нашему законодательству, 75% музыки, транслируемой в эфире, занимает музыка белорусская.
Я.П. Уделяется значительное внимание и эстрадному искусству, и симфонической музыке, и народному творчеству, особенно нашему изумительному и неповторимому фольклору.
— Существуют ли в стране хоровые коллективы, можно ли их увидеть по телевизору или услышать по радио? В России массовый любитель культуры практически незнаком с народным творчеством.
Я.П. Надо отдать должное: в Белоруссии проводится очень много фестивалей народного творчества. Они практически ежегодно, как, например, «Венок дружбы», собирают огромное число людей. В этих зрелищных мероприятиях участвуют не только белорусские артисты, но и коллективы из многих бывших советских республик, гости из зарубежных стран. Такие фестивали, что особенно важно, способствуют сохранению и развитию эмоциональной и культурной индивидуальности каждого народа.
А.Т. Кроме того, Белоруссия — хозяйка всемирно известного ежегодного фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске, в рамках которого существует целый ряд конкурсов, в том числе молодых исполнителей, народного и классического творчества, а также проводится смотр кинофильмов. Ещё один потрясающий музыкальный праздник — «Золотой шлягер», организуемый в республике раз в два года. На нём звучат лучшие песни времён СССР, проходит конкурс имени Владимира Мулявина (основателя легендарного белорусского ансамбля «Песняры». — Е.М.). Все фестивали, надо отметить, поддерживаются и финансируются государством. Белоруссия также является полноправным участником «Евровидения» (первый телевизионный канал Республики Беларусь входит в Европейский вещательный союз). Наши артисты активно выступают как в детском, так и во взрослом конкурсах. В 2010 году Минск с огромным успехом принял детское «Евровидение». Это было одно из лучших шоу подобного рода Я.П. Кстати, мы с Сашей являемся членами жюри разнообразных конкурсов. И уже только по одному количеству этих музыкальных состязаний можно сказать, что талантливым детям и юношеству в Белоруссии предоставляется масса возможностей проявить свои способности и продолжать развиваться в творческом плане. В республике также хорошо организована сеть кружков, в которых подрастающее поколение занимается народным творчеством, симфонической музыкой и эстрадным искусством.
— Было ли у вас искушение навсегда обосноваться за границей?
А.Т. Нет, никогда такого желания не было, хотя, не скрою, предлагали. Никакой «заграничный рай» для нас не станет ближе родной земли, не заменит её. Есть и ещё один немаловажный момент: когда ты просто приезжаешь в гости, тебя принимают по высшему разряду, оказывают всяческую поддержку и прочее. Но если ты пожалуешь в чужую страну на постоянное жительство, то отношение сразу меняется: ты превращаешься в конкурента, отбирающего чей-то, пусть крошечный, кусок хлеба.
Я.П. И дело не только в этом. В первую очередь, здесь наши родители и друзья, а главное, родная земля, в которую мы так глубоко проросли корнями, что оторваться уже просто невозможно. Хотя бывают, конечно, разные ситуации: одним «перекрывают кислород» в творческом плане, других вынуждают покинуть родину семейные обстоятельства (брак с иностранцами), ну а кому-то просто хочется иметь в холодильнике всё то, что есть в магазинах.
А.Т. Хотя вот с этим сейчас вообще нет никаких проблем. Приезжая в Европу, страны СНГ, я иногда с ужасом смотрю на прилавки магазинов: везде одно и то же — сплошные «марсы», «сникерсы» и «баунти». О поддержке национального производства словно напрочь забыли.
Я.П. Вспомнился забавный эпизод: один наш друг, уехавший из Минска на волне эмиграции евреев из СССР в 80-е годы, пообещал, что вернётся назад только на свадьбу нашей дочери. И действительно, приехал почти через 25 лет и в подарок привёз нам… пачку жвачки и 100 долларов.
А.Т. Точно такие же «сувениры» он раздал и соседям по подъезду в доме, где раньше жил. Оказал, так сказать, материальную и «продовольственную» поддержку соотечественникам.
Я.П. А затем он побывал на Комаровском рынке, вернулся оттуда под сильным впечатлением от увиденного и воскликнул: «Я просто глазам не мог поверить! Сколько у вас настоящего мяса! И жвачкой завалены все магазины…»
А.Т. Вот вам пример того, какое впечатление подчас складывается о нас на Западе.
— Кому бы вы хотели передать свою эстафету на эстраде? Есть ли коллектив или исполнители, которые могли бы продолжить ваши традиции?
А.Т. У нас есть свой продюсерский центр (после ухода из «Верасов» его солисты создали Театр песни Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича, организовав при нём школу и студию. — Е.М.), где мы постоянно работаем с молодёжью. Через наши руки прошли многие ныне известные артисты белорусской эстрады. В своё время мы возили их по лучшим концертным площадкам СССР — Кремлёвский Дворец съездов, Театр эстрады в Москве, в Киеве, Кишинёве. Мы рады, что теперь эти певцы пользуются большой популярностью у нас в республике. Мы организовывали конкурсы типа «Народный артист» и другие телепроекты, в том числе «Хит-момент», «Дилижанс», давшие впоследствии жизнь многим исполнителям, таким, как Руслан Алехно, Дима Колдун, Аня Шуркунова, Александр Солодуха, группа «Ляпис Трубецкой». Ну а если говорить о личной эстафете, то её мы уже передали нашей дочери Анастасии — певице и музыкальному продюсеру белорусского телевидения. Ещё у нас есть маленький внук Ваня, мечтающий стать врачом, но тоже любящий петь песни. Так что кто знает….
Я.П. Если к нам обращаются талантливые ребята, всегда стараемся по мере сил и финансов поддержать их. Ведь и нам в своё время, как и другим советским артистам, кто-то помог — иначе невозможно. Огромное «спасибо» Виктору Вуячичу, Александре Пахмутовой, Николаю Добронравову, Иосифу Кобзону.
— С кем из белорусских и российских поэтов и композиторов вы сейчас работаете?
А.Т. Как и прежде, с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым, Игорем Лученком и Эдуардом Ханком.
Я.П. Сотрудничаем и с молодыми авторами. Недавно свою песню «Синие птицы» предложил исполнить Сергей Дроздов. Однако в основном мы «прибегаем к услугам» собственного творчества.
А.Т. Я вот тоже написал несколько песен.
Я.П. Вообще нам проще самим сочинять, поскольку мы лучше других знаем собственные возможности. Но если нам предлагают произведения другие авторы и мы чувствуем, что та или иная песня — наша, она понравится зрителям, то сразу её берём. К нашему юбилею — 35-летию творческой деятельности — Пахмутова и Добронравов специально подарили нам песню «Дорогая моя, дорогой».
А.Т. Там есть замечательные слова: «Мы не богатые, но очень дорогие».
Я.П. И продолжение: «Дорогая моя, дорогой! Голос сердца — всегда молодой. Птицы нашей весны улетают, только ты остаёшься со мной».
— Известны ли вам личные предпочтения Александра Григорьевича Лукашенко в песенном жанре?
А.Т. Президент любит хорошие как белорусские, так и русские песни и с удовольствием исполняет их с нашими артистами. Он, например, приезжал в нашу студию и пел с нами «Малиновку». Наблюдая за Александром Григорьевичем, я отметил, что он знает много произведений как из репертуара «Верасов», так и других ансамблей и певцов.
Я.П. А репертуар этот уже давно живёт в сердцах всех людей: это прежде всего наше советское прошлое — неповторимые песни тех лет, написанные на слова, идущие от самого сердца.
— Кто автор сегодняшнего гимна Республики Беларусь?
А.Т. Наш гимн остался прежним с советских времён. У нас, как и в России, не изменилась мелодия (её автор — Нестор Соколовский), просто стихи Михаила Климковича несколько переработал Виктор Коризна.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
25 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |