14:00 28.02.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
В.С.Шурчанов на форуме в Нижнем Новгороде: «О направлениях, формах и методах работы депутатских фракций КПРФ в Приволжском федеральном округе»
2014-02-28 11:27
В.С.Шурчанов, член Президиума ЦК КПРФ
Доклад Члена Президиума ЦК КПРФ В.С. Шурчанова на форуме депутатов законодательных (представительных) органов власти регионов и глав исполнительных органов местного самоуправления Приволжского федерального округа, избранных при поддержке КПРФ,
28 февраля 2014
Уважаемые товарищи!
Основные направления по формированию общепартийной «депутатской вертикали» и повышению эффективности деятельности депутатского корпуса в современных условиях определены решениями X–XV съездов КПРФ. Конкретные задачи по усилению партийного руководства и повышению ответственности депутатских фракций и коммунистов-депутатов по выполнению программных положений КПРФ, наказов избирателей и развитию протестного движения были определены решениями Пленума ЦК КПРФ от 29 июня 2008 года, XII совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ от 31 марта 2012 года, а также постановлением Президиума ЦК КПРФ от 31 мая 2010 года «Об опыте работы Иркутского и Омского областных комитетов КПРФ по активизации и повышению эффективности деятельности депутатского корпуса всех уровней».
XV съезд КПРФ определил одной из приоритетных задач укрепление эффективно действующей депутатской вертикали партии как ударного отряда в борьбе за интересы трудящихся, широко использующего парламентские и внепарламентские методы наступления на власть олигархического капитала, а также добивающегося законодательного оформления программы первоочередных действий КПРФ, определённых решениями XV съезда, предвыборной программы «Двадцать шагов к достойной жизни каждого человека», «Антикризисной программы КПРФ» на современном этапе.
Как отмечалось в Политическом докладе XV съезда партии, с которым выступил Г.А. Зюганов, ЦК КПРФ, его Президиум и Секретариат усилили партийное руководство деятельностью фракции КПРФ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, государственных органах законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления.
8 июня 2013 года в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд депутатов-коммунистов и глав органов исполнительной власти, избранных при поддержке КПРФ. В его работе приняли участие 1220 депутатов всех уровней и глав местного самоуправления из 82 субъектов Российской Федерации, делегации из стран СНГ, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия.
С докладом «В борьбе за интересы народа» на съезде вступил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов. Приняты Наказы Всероссийского съезда депутатов-коммунистов и сторонников КПРФ депутатам законодательных органов и местного самоуправления (МСУ) всех уровней и главам МСУ, избранным при поддержке КПРФ.
Материалы XV съезда КПРФ и Первого Всероссийского съезда депутатов-коммунистов и сторонников КПРФ нашли обстоятельное обсуждение на местах. Успешно проведён семинар партийного актива и депутатского корпуса КПРФ Приволжского федерального округа (ПФО), состоявшийся в конце апреля 2013 года в Чувашской Республике и Республике Марий Эл.
Практически во всех 14 региональных отделениях партии ПФО проведены съезды и конференции депутатов-коммунистов всех уровней от КПРФ, которые определили конкретные региональные задачи и меры по их воплощению в жизнь.
Наш семинар проходит в канун очередного пленума ЦК КПРФ, который определит дальнейшие задачи парии по повышению эффективности депутатской вертикали. У нас есть хорошая возможность в наших выступлениях внести свои предложения в содержание доклада и проекта решения предстоящего пленума ЦК КПРФ.
Думаю, что мы все сплотимся и проявим на деле солидарность с братским народом на Украине.
Нам, депутатам от КПРФ, в эти дни исключительно важно принять личное участие в реализации Заявления Президиума ЦК КПРФ «Остановить трагедию Украины!», которое опубликовано в газете «Правда» от 27 февраля 2014 года и размещено на сайте КПРФ.
Необходимо довести смысл и содержание Заявления до масс избирателей, используя все доступные формы и способы.
В законодательных собраниях регионов выступить с инициативой обсуждения вопроса о положении дел на Украине с принятием обращений в адрес Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации, в котором содержится требование по выработке всего комплекса мер по защите интересов Российской Федерации, по обеспечению гарантий прав российских граждан и русскоговорящего населения Украины, а также не допущения дискриминации русского языка на Украине. Требовать, чтобы руководство страны поддержало интересы России на Украине. Россия, и все мы, должны поддержать народное сопротивление и самоорганизацию масс в Крыму, Севастополе и юго-восточных районах, другие меры.
Депутатская вертикаль КПРФ Приволжского федерального округа имеет в своём составе 18 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (таблица 1).
Это почти одна пятая всего состава фракции КПРФ в Парламенте Российской Федерации.
Депутатами от КПРФ в законодательные собрания субъектов, входящих в ПФО, избраны 87 человек (таблица 2), что составляет 10,6 процента от общего состава депутатов. Самые многочисленные в процентном отношении от общего числа депутатов законодательных собраний – это фракции КПРФ в законодательных собраниях: Нижегородской области – 12 депутатов (24% всего состава собрания); Кировской области – 9 (16,6%); Самарской области – 8 (16%); Оренбургской области – 6 (12,8%); Удмуртской Республики – 11 (12,2%); Пермского края – 7 (11,7%); Республики Марий Эл – 6 (11,5%). В остальных субъектах показатели численности фракций КПРФ ниже среднего показателя по ПФО.
Следует особо отметить, что в составе депутатов законодательных собраний от КПРФ всего 8 женщин, или 9,2% от общего состава фракций КПРФ. Это очень низкий показатель, требующий большей работы партийных комитетов среди женщин, активисток Всероссийского женского Союза «Надежда России». В парламентах европейских стран число женщин-депутатов достигает не менее 35-45%.
Депутаты КПРФ избраны заместителями председателей законодательных собраний в Республике Башкортостан, Кировской, Нижегородской и Самарской областях. Председателями комитетов законодательных собраний избраны депутаты КПРФ в Республике Башкортостан, Кировской, Оренбургской, Пензенской областях. Ещё 12 депутатов занимают должности заместителей председателей комитетов законодательных собраний субъектов.
В субъектах Российской Федерации, входящих в ПФО, на 1 января 2014 года 65 тысяч 181 депутат органов местного самоуправления разных уровней, в том числе 1448 депутатов от КПРФ, что составляет 2,2 процента от общего состава депутатов (таблица 3). Выше этого показателя имеют составы депутатов-коммунистов Оренбургской области – 5,9%; Пермского края –3,8%; Удмуртской Республики – 3,1%; Кировской области – 3,1%; Республики Марий Эл – 2,6%; Нижегородской области – 2,3%. Такое положение дел создаёт угрозу преодоления «муниципального фильтра» при выборах глав субъектов Российской Федерации (таблица 4).
Численность депутатов-коммунистов среди общего состава депутатов муниципальных районов – 319 человек, или 4,2% (таблица 5). Выше этого показателя имеют: Удмуртская Республика – 12,9%; Оренбургская область – 7,1%.
Среди депутатов городских округов представителей КПРФ 69 человек, или 3,8% от общего состава депутатского корпуса. Выше имеют показатели: Нижегородская область – 9,7%; Удмуртская Республика – 8,8%; Республика Татарстан – 7,4%, Саратовская область – 7,3%.
В составе депутатов городских поселений представителей КПРФ 118 человек (2,1% от общего состава). Более высокие показатели имеют Кировская область – 7,9%; Пермский край – 6,1%; Республика Марий Эл – 6,0%; Чувашская Республика – 3,7%; Республика Башкортостан – 2,7% Саратовская область – 2,3%.
Депутатами сельских поселений являются 885 представителей КПРФ или 1,8% от общего состава. Выше показатели в Оренбургской области- 5,9%; Пермском крае – 3,8%; Республике Марий Эл – 2,4%; Республики Татарстан – 2,2%.
Самые малочисленные депутатские корпусы КПРФ в составах органов МСУ Республики Мордовия – 0,1%; Пензенской области – 0,2%; Самарской области – 0,3%, что требует многих новых усилий по росту числа депутатов КПРФ. В целом, это общая задача всех партийных комитетов ПФО.
Важно отметить, что в субъектах ПФО в 79,8 процентах органов местного самоуправления всех уровней нет ни одного депутата от КПРФ или сторонника (таблица 6). Президиум и Секретариат ЦК КПРФ поставили задачу, чтобы партийные отделения (первичные, районные, городские, региональные) обеспечили выдвижение кандидатов не менее, чем в 70 процентах округов на местных выборах. Особое внимание следует уделить выдвижению кандидатов по мажоритарным округам, так как федеральное законодательство установило право субъектам уйти от пропорциональной системы на местных выборах.
Принципиально важно усилить работу на выборах глав органов МСУ. В ПФО всего 3081 глава, избираемый всенародно (таблица 7). Из них лишь 4 главы – представители КПРФ. 3 человека в Пермском крае и 1 глава в Чувашской Республике.
14 сентября 2014 года состоятся выборы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл и Государственного Совета Республики Татарстан. Состоятся выборы высших должностных лиц Удмуртской Республики и Кировской области, а также выборы депутатов органов местного самоуправления в столичных центрах: городского Собрания депутатов г. Йошкар-Ола и Пензенской городской Думы (таблица 8).
По отдельным графикам (см. сайт ЦИК РФ) в период с 12 января по 18 мая 2014 года будут проведены досрочные выборы глав МСУ, дополнительные выборы депутатов органов МСУ всех уровней в Республике Мордовия, Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Пермском крае, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской и Ульяновской областях. Партийные комитеты и здесь должны бороться за каждый округ, выдвигая и поддерживая наших кандидатов.
По графику ЦК КПРФ и по собственной инициативе партийные отделения призваны помогать в проведении выборной компании и наблюдении за ходом голосования своим соседям, где пройдут большие выборы в единый день голосования.
Фракции КПРФ в законодательных собраниях и органах местного самоуправления проделали значительную работу по реализации решений XV съезда КПРФ и Наказов Первого Всероссийского съезда депутатов-коммунистов.
Отметим инициативы фракций КПРФ в субъектах и на местах по следующим законопроектам (таблица 9).
«О Копии Знамени Победы».
Закон «О Копии Знамени Победы» по инициативе депутатов фракции КПРФ принят в Оренбургской и Ульяновской областях. Внесенный законопроект отклонен в Пермском крае. Противодействие внесению и рассмотрению оказывается в законодательных органах в республиках Марий Эл, Чувашской, Удмуртской и Пензенской области. Готовится к внесению фракциями КПРФ в Республике Мордовия, Кировской и Нижегородской областях. В Республике Татарстан и Саратовской области указанный законопроект до настоящего момента не вносился.
«Дети войны».
Региональные законы, устанавливающие особые меры социальной поддержки граждан, бывших в годы Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте, приняты в Пермском крае, Самарской, Ульяновской и Пензенской областях. Аналогичный законопроект подготовлен и внесен на рассмотрение в Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Саратовской и Нижегородской областях, при этом в Нижегородской области он, до этого, дважды отклонялся. Противодействие внесению и рассмотрению оказывается в Пензенской области. В Оренбургской области внесенный законопроект был отклонен. Готовится к внесению законопроект в Чувашской Республике, Пермском крае и Кировской области.
«Ветераны труда субъекта Российской Федерации».
На настоящий момент во всех субъектах округа приняты региональные законы о ветеранах труда. В Кировской, Нижегородской, Саратовской и Ульяновской областях авторами выступали депутаты фракций КПРФ.
Следует отметить, что в Пензенской области уже принятый закон, через полгода был отменен, и сейчас фракция КПРФ добивается вновь введения его в действие. В Чувашской Республике сам закон принят, но условия присвоения статуса «Ветеран труда» определяются указами Главы Республики.
Законы, принятые проправительственным большинством в региональных парламентах, содержат практически нереальные условия получения указанного статуса – это и наличие трудового стажа не менее 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин, и обязательное наличие российских наград, и отказ учитывать заслуги, полученные в советский период и т.д. А подготовленные фракциями КПРФ изменения, смягчающие условия получения данного статуса, встречают противодействие к принятию их на рассмотрение в Республиках Марий Эл, Мордовия, Татарстан и в Пермском крае. В Оренбургской области были отклонены, а приняты изменения, внесенные по инициативе «Единой России» и только незначительно, на 1 год, снижающие стаж для получения данного статуса. Готовятся изменения к внесению на рассмотрение в Пензенской области, а в Удмуртской Республике они внесены и находятся на рассмотрении.
Социальные нормы по услугам ЖКХ.
Из всех субъектов округа в пилотном проекте по установлению социальных норм на услуги ЖКХ участвует только Нижегородская область, при этом предложения фракции КПРФ об увеличении нормативов услуг не встречают поддержки. Но борьба продолжается.
В Республике Татарстан указом Президента Республики образована межведомственная комиссия по обеспечению прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, в состав которой вошел и руководитель фракции КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан Х.Г. Миргалимов. Он в рамках указанной комиссии возглавил подгруппу, по результатам работы которой были подготовлены рекомендации, учтенные впоследствии Министерством регионального развития.
Кроме того, фракция КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан активно сотрудничает с Союзом домовых комитетов г. Казани, налажена связь с аналогичной организацией в г. Чебоксары. Планируется налаживание взаимодействия по вопросам ЖКХ с общественными организациями Башкирии и Удмуртии. С прошлого года депутаты фракции КПРФ Х.Г. Миргалимов и А.Л. Бикмуллин вошли в состав Согласительной комиссии Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан.
Также участие в межведомственной рабочей группе по разработке тарифов на услуги ЖКЖ принимают депутаты-коммунисты в Пензенской области.
Соответствующие предложения внесены Фракцией КПРФ в Удмуртской Республике, сейчас они находятся на рассмотрении. В Республике Марий Эл и Кировской области предложения фракций КПРФ встречают противодействия к их внесению. Готовятся соответствующие предложения в Саратовской и Ульяновской областях.
Ратификация 20 статьи Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции.
На сегодняшний день поддержали принятие данной инициативы Государственный Совет Республики Татарстан и Законодательное Собрание Ульяновской области. Инициатива находится на рассмотрении в Пензенской области. В других субъектах округа инициатива или была отклонена (Пермский край, Нижегородская, Оренбургская и Саратовская области), или встречает противодействие при внесении на рассмотрение (Республики Марий Эл, Мордовия и Удмуртская).
Другие социально значимые законопроекты.
Депутаты фракции КПРФ на заседании комитета по аграрным вопросам Законодательного Собрания Нижегородской области проголосовали против проекта закона «Об областном бюджете на 2014 – 2016 годы», потребовав значительного увеличения финансирования сельскохозяйственной отрасли.
Депутаты-коммунисты считают, что аграрная сфера хронически недофинансируется в области на протяжении многих лет. На следующий год расходы бюджета на сельское хозяйство сокращаются еще на 5% (порядка 200 миллионов рублей).
Позицию фракции КПРФ выразил ее руководитель Владислав Егоров: «В прошлом созыве Собрания депутаты всех фракций поддержали обращение к Президенту и Государственной Думе о необходимости увеличения расходов на сельское хозяйство до 10% от общих расходов федерального бюджета. И эта цифра не взята с потолка. Для того чтобы началось возрождение села, нужны чрезвычайные меры.
Численность сельского населения сокращается гораздо быстрее, чем в городах. Если мы не сделаем сельскую тему приоритетной, если не увеличим финансирование села, то в ближайшие годы мы село потеряем».
Фракция КПРФ Законодательного Собрания Оренбургской области за 2012-2013 годы разработала и внесла на рассмотрение 12 законопроектов. Из принятых законопроектов, кроме указанных выше, можно отметить:
Законопроект «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О транспортном налоге», предусматривающий снижение ставки транспортного налога для автомобилей мощностью двигателя от 100 до 150л.с. был вначале отклонен, но потом принят.
Депутаты от КПРФ в Саратовской областной Думе являются авторами следующих законопроектов, кроме указанных выше: «О внесении изменения в Закон Саратовской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области» и «О внесении изменения в статью 1 Закона Саратовской области «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области».
Фракция КПРФ в Госдуме РФ внимательно относится к законопроектам, внесённым в порядке законодательной инициативы субъектами Российской Федерации. Так, работа Государственной Думы текущего созыва над законопроектами, внесенными законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, на 5 февраля 2014 г. характеризуется таблицей 10.
Всего внесено 195 законопроектов, работа завершена по 123, находятся на рассмотрении 72 законопроекта. Наиболее активные законодательные собрания: Самарская губернская Дума, внёсшая 41 законопроект; Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан – 35; Законодательные Собрания Оренбургской области – 29 и Пермского края – 15; Государственные Советы Удмуртии – 14 и Кировской области – 13; Государственный Совет Татарстана – 12.
Задача состоит в том, что фракции КПРФ на местах, заинтересованные в принятии Закона, должны проинформировать фракцию КПРФ в Госдуме или депутатов своего округа о необходимости поддержки, что положительно скажется на итогах голосования.
Фракция КПРФ в Госдуме направляла во фракции на места многие федеральные законопроекты, которые требуют поддержки с мест. Однако, многие наши предложения по организации обсуждения федеральных законопроектов остаются без внимания руководителей фракций в регионах. Иногда создается мнение, что электронную почту партийных комитетов и фракций на местах никто не просматривает. Соответственно нет ответов, что снижает эффект общей работы.
Фракция КПРФ довела до всех партийных комитетов и фракций в регионах график проведения «Правительственных часов» с отчётом федеральных министров, а также Генерального прокурора Российской Федерации и руководителей силовых структур. Мы просили фракции подготовить по тематике вопросы, записки и др. и направить к нам, во фракцию для использования в работе. Скажу, что вопросам фракции к депутатским запросам, поступившим в ходе отчета, должностные лица уделяют достаточно серьезное внимание. Однако взаимная работа пока идёт вяло, с мест поступает мало вопросов и запросов. Следовало бы рассмотреть эти вопросы и найти решения.
Мы также настаиваем на проведении подобных отчётов в парламентах субъектов и в представительных органах МСУ. При необходимости, включив эти мероприятия в регламент этих органов.
Мы призываем Вас активно добиваться отчётов исполнительной власти на местах, внедрить протокольные поручения и другие формы контроля, вплоть до парламентских запросов и расследований.
Сложилась определенная положительная практика участия депутатов КПРФ всех уровней в проводимых комитетами Госдумы Российской Федерации парламентских слушаниях и «круглых столах», организуемых фракцией. Важно, сохраняя активность, добиться организации и проведения таких слушаний на местах и в регионах. Итоговые материалы этих обсуждений необходимо довести до избирателей на местах и использовать в своей парламентской работе.
Депутаты фракций КПРФ всех уровней участвуют и могут ещё активнее участвовать в массовых протестных мероприятиях, проводимых Общероссийским штабом протестных действий, в котором вокруг КПРФ объединены 39 общественных организаций и объединений. За 2012 – 2014 гг. (2 месяца) проведено 24 массовых Всероссийских протестных акций, в которых приняло участие около 22 млн. человек.
По всей стране массово и наступательно прошли акции по отставке Правительства Медведева Д.А., которое не способно к реформам ради интересов трудового человека и страны. Сейчас эта работа вновь выходит на первый план. Важно, чтобы на акциях наступательно прозвучала тема защиты народа Украины от внутренних и внешних угроз капитала и фашизма.
Приглашаем Вас, депутатов, и к информационно-аналитической и пропагандистской работе по освещению деятельности депутатской вертикали. Сайт широко показывает официальные мероприятия партии и депутатов: массовые акции протеста; встречи с парламентскими и партийными делегациями; пресс-конференции; депутатские запросы и обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и Счётную палату России; парламентские слушания и «круглые столы»; протокольные поручения и др.
В 2011 – 2013 гг. фракция КПРФ в Госдуме провела свои отчёты в 48 субъектах Российской Федерации, а персонально депутаты постоянно отчитываются в своих округах, решают повседневные и перспективные задачи, выполняя наказы избирателей.
Более года действует проект «Открытый город» на сайте КПРФ. Это новый портал, на котором пользователи сами формируют информационную повестку дня, добавляя новые проблемы и вопросы. Здесь ведётся сбор подписей за ратификацию 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции (более 130 тыс. подписей). За отставку Правительства Медведева собрано более 150 тыс. подписей и плюс 2 млн. на бумажных носителях.
Действует портал «Народная инициатива» с правом проголосовать «за» или «против» любой опубликованной на сайте инициативы. Набравшие более 20 тыс. голосов «за» и не более трети голосов «против» становятся законотворческими инициативами фракции КПРФ в Госдуме РФ. Зайдите, уверен, всех вас заинтересует тематика и ход обсуждения.
КПРФ разработала более 20 отраслевых программ по выводу России из кризиса. Задача депутатов-коммунистов превратить их в конкретные законотворческие инициативы на федеральном, региональном и местном уровнях. В работе над проектами важнейших законов необходимо тесное взаимодействие нашей фракции в Государственной Думе Российской Федерации с представителями и сторонниками партии в законодательных органах регионов. При принятии или отклонении конкретных законопроектов депутаты-коммунисты должны действовать консолидировано. Неукоснительно должны быть выполнены решения Президиума ЦКК КПРФ.
О необходимости консолидированного голосования «против» проектов бюджетов, как буржуазных проектов, закрепляющих антинародный курс власти, а также при назначении глав исполнительной власти от других партий, кандидатуры которых не поддержаны соответствующими партийными решениями.
Вот каковы наказы депутатам от Первого Всероссийского съезда.
Избранникам народа – коммунистам и сторонникам КПРФ – необходимо выдвигать и активно отстаивать предложения, отражающие семь направлений новой экономической политики, выработанной партией. Это значит, что предстоит настойчивая борьба «ЗА»:
- национализацию ключевых отраслей промышленности, электроэнергетики, ренты от эксплуатации природных ресурсов;
- эффективное взаимодействие науки и производства, проведение новой индустриализации;
- введение стратегического планирования, позволяющего управлять хозяйством страны как единым комплексом, сочетающим преимущества и интересы территорий и отраслей экономики, предполагающим ускоренное и пропорциональное развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока, Поволжья, Центра, Севера и Юга страны;
- возрождение российской деревни, достижение продовольственной и экологической безопасности России;
- развитие государственного жилищного строительства и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
- осуществление финансовой политики, обеспечивающей инвестиции в новую индустриализацию и освоение высоких технологий;
- пересмотр системы налогообложения в интересах развития реального производства и малого предпринимательства, поддержки тружеников и малоимущих.
В социальной сфере усилия депутатского корпуса КПРФ должны быть направлены на принятие законопроектов, гарантирующих:
- достаточный прожиточный минимум для всех категорий граждан;
- внедрение пенсионной системы, обеспечивающей размер пенсий не ниже 40% от средней заработной платы;
- поддержку «детей войны» и тружеников тыла;
- обеспечение занятости трудоспособного населения и трудоустройства молодёжи, включая гарантии предоставления первого рабочего места;
- ликвидацию колоссального социального неравенства, введение прогрессивного налогообложения на доходы физических лиц и ликвидацию регрессивной шкалы страховых взносов, а также введение ограничений на премиальные выплаты руководителям компаний и запрета на «золотые парашюты» для топ-менеджеров;
- осуществление программ массового строительства социального жилья, обеспечения жильём молодых семей;
- бесплатное, качественное и доступное образование для всех, низкая плата за проживания в студенческих общежитиях;
- поддержку детей и молодёжи, многодетных семей и сирот;
- укрепление здоровья нации;
- безусловное устройство в детские дошкольные учреждения всех нуждающихся в этом детей и выплату компенсаций семьям, которые лишены такой возможности;
- создание условий для нового культурного подъёма России.
Для оздоровления общественно-политической ситуации депутатам дан наказ своим представителям продолжить борьбу за реализацию ключевых инициатив КПРФ:
- по усилению контроля над всеми структурами исполнительной власти, введению действенного института депутатских и парламентских расследований;
- по борьбе с коррупцией, включая обязательную ратификацию статьи 20 Конвенции ООН, предусматривающей ответственность за незаконное обогащение чиновников;
- по созданию избирательной системы, которая гарантирует честные выборы и свободное народное волеизъявление.
Каждый депутат-коммунист и сторонник партии, представляя интересы трудового народа, обязан голосовать «ПРОТИВ»:
- приватизации государственной собственности;
- роста тарифов на электроэнергию, услуги ЖКХ и естественных монополий;
Депутатам фракций КПРФ в законодательных органах субъектов Российской Федерации дан наказ направить усилия на разработку и принятие законов:
- по преодолению бедности и улучшению жизни граждан;
- по финансовому укреплению муниципалитетов для полноценной реализации их полномочий;
- по выплате региональной компенсации родителям детей дошкольного возраста, необеспеченных местами в детских садах;
- по ограничению роста тарифов на услуги ЖКХ суммой в 10% от совокупного дохода семьи.
Исключительно важно, чтобы повсеместно по нашей инициативе были приняты и эффективно использовались региональные законы:
- о порядке работы с наказами избирателей и обращениями граждан;
- о народной законодательной инициативе;
- о порядке осуществления законодательными органами контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации;
- о парламентском расследовании.
Необходимо усилить борьбу за совершенствование регионального законодательства, регламентирующего подготовку и проведение выборов. Настаивая на прямых и свободных выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и глав местного самоуправления, следует предлагать к внесению в Государственную Думу законодательные инициативы об отмене «муниципального фильтра». Также необходимо выступать против крайне несправедливого распределения депутатских мандатов по «методу Империале», отстаивать норму их пропорционального распределения.
Отмечу принципиальные изменения выборного законодательства в последние дни, проведенные правящим большинством.
1. На выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации возвращена смешанная модель выборов депутатов Государственной Думы. Всего 450 депутатов, из них 50 процентов избираются по мажоритарной системе (одномандатным округам). В отличие от прошлого в том, что одномандатный округ обязательно будет в каждом даже самом маленьком по численности избирателей субъекте Российской Федерации (к примеру, Чукотский АО – 28 тысяч избирателей).
Другие 50 процентов, а это также 225 депутатов, избираются по пропорциональной системе (партийным спискам). Проходной барьер снижен до 5 процентов.
Согласно принятому закону на текущий момент без сбора подписей граждан могут участвовать в выборах в Государственную Думу 12 партий. Из них 4 партии, представленные в Государственной Думе Российской Федерации (ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР). Другие партии, которые на прошедших выборах в Государственную Думу набрали не менее 3 процентов голосов избирателей. А также партии, которым к 2016 году удастся провести хотя бы одного кандидата в региональное законодательное собрание. На сегодня это партии – «Яблоко», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Родина», «Правое дело», «Гражданская платформа», «РПР – Парнас», «Патриоты России», «Коммунисты России».
Кандидаты от партии идут на выборы через процедуру сбора подписей, если партия на предстоящих выборах в Государственную Думу не участвовала, или набрала менее 3 процентов, или нет представителей в региональных законодательных собраниях или не участвовала в региональных выборах. Для регистрации таким придётся собрать подписи 200 тысяч избирателей не менее чем в 29 регионах (не более 7 тысяч в каждом). Для одномандатных округов сохранён институт самовыдвижения, нужно собрать не менее 3 процентов подписей избирателей.
Приняты и другие отсеивающие нормы. Судимые за тяжкие преступления не смогут избираться ещё шесть лет после снятия судимости, т.е. в течение 12 лет после окончания срока наказания, а за особо тяжкие – ещё восемь лет, т.е. в течение 16 лет. Предписывается включать в избирательный бюллетень информацию о наличии у кандидата судимости, даже если она погашена.
2. На выборах в региональные законодательные собрания условия участия партий в региональных выборах будут определяться самими субъектами. Однако установлены 2 федеральные нормы – иметь не менее 3 процентов поддержки граждан на предыдущих выборах в данном регионе или проведение партийного списка хотя бы в одно муниципальное собрание субъекта Российской Федерации, или получение в сумме во всех местных компаниях, где партия боролось, не менее 0,5 процента от общего числа избирателей, имеющих право за них голосовать.
Меняются и условия формирования состава региональных законодательных собраний. Субъектам дано право самим определять количество депутатов по партийным спискам. В региональных законодательных собраниях норма партийного списка не менее 50 процентов заменена на норму не менее 25 процентов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, которым дана возможность вообще не иметь партийные списки).
Процесс уже пошёл. Как Вы знаете, в Московской городской Думе все депутаты будут избираться по одномандатным округам. Воронежская областная Дума установила, что по партийным спискам будут избираться 25 процентов депутатского состава. Такие условия, мы уверены, будут принимать и в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ.
3. На выборах в муниципальные собрания депутатов недавно принятые поправки к ФЗ-131 (о местном самоуправлении) установили право субъектам установить выборы в органы местного самоуправления только по одномандатным округам, чем они, безусловно, воспользуются. Более того, в рамках начатой Президентом РФ реформы системы МСУ готовятся предложения по отмене прямых всенародных выборов депутатов муниципальных районов и городских округов. Остаются прямые всеобщие выборы депутатов городских и сельских поселений и внутригородских районов в городских округах, из числа которых решением собраний депутатов будут делегироваться депутаты муниципальных районов и городских округов.
Предполагается, что главы муниципальных районов и городских округов будут избираться из состава этих делегированных с поселенческого уровня депутатов. А главы администраций районов и городских округов будут назначаться по схеме «сити-менеджеры».
4. На выборах глав субъектов Российской Федерации дополнительные трудности появились с введением «муниципального фильтра» для регистрации кандидатов в главы от политических партий. На текущий момент самовыдвижение на выборах главы субъекта предусмотрено лишь законом г. Москвы, да в Кировской области срочно вносят изменение в закон о выборах главы области с установлением права самовыдвижения (без партии) для участия Белых Н.П. При этом здесь вынуждены снизить до минимума (5 процентов) «муниципальный фильтр».
В целом по Приволжскому федеральному округу «муниципальный фильтр» возможно с гарантией преодолеть только в Оренбургской области, где наличие депутатов-коммунистов и сторонников КПРФ составляет 114,5 процентов (354 депутата при необходимой численности подписей – 309). В Пермском крае подписей от необходимого (требуемого законом) числа депутатов-коммунистов набирается лишь 58,9 процентов; Кировской области – 48,0; Удмуртской Республики – 43,7; Нижегородской области – 31,4 и 52,0 соответственно от общего числа депутатов МСУ и депутатов и глав муниципальных районов и городских округов.
Численность депутатов-коммунистов и сторонников составляет в процентах от необходимого числа их подписей: в Республике Татарстан – 36,9; Республике Башкортостан – 33,3; Республике Марий Эл – 29,3; Саратовской области – 24,8; Чувашской Республики – 20,0 процентов.
Наиболее сложное положение по сбору подписей «муниципального фильтра» в Республике Мордовия – наличие депутатов-коммунистов лишь 1,1 процент от требуемого числа; Пензенской области – 1,7 процента; Самарской области – 4,3 процента.
В целях повышения эффективности работы фракций КПРФ в каждом регионе необходимо добиться принятия закона об отчётах высших должностных лиц перед законодательными органами о своей деятельности и исполнении бюджетных обязательств с организацией вопросов фракции и обсуждения. При проведении таких отчётов уделять особое внимание проблемам занятости населения; развития здравоохранения и образования; недопущения роста цен на основные продукты питания, тарифов на услуги ЖКХ и электроэнергию; обеспечения государственной поддержки промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства.
Депутаты от КПРФ должны обеспечить тесное взаимодействие со Счётными палатами и Конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права и интересов граждан.
Требуется организовать систематическую работу общественных приемных фракций КПРФ, развивать практику единого дня приёма избирателей от имени Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганова. В округах регулярно вести прием граждан, отчитываться о своей деятельности и о выполнении наказов избирателей. Проводить выездные заседания фракций КПРФ в городах и сельских поселениях. Усиливать присутствие партии на различных информационных площадках. Постоянно встречаться с должностными лицами в органах власти. Максимально эффективно использовать средства массовой информации для рассказа о работе депутатского корпуса партии. Разъяснять гражданам суть происходящего в стране, показывать причины кризиса и пути выхода из него.
Депутатам и главам органов местного самоуправления от КПРФ:
- бороться за восстановление пропорциональной или смешанной системы выборов представительных органов местного самоуправления;
- внедрять практику регулярных заслушиваний представительным органом отчётов о деятельности глав местного самоуправления по вопросам социально-экономического развития села, города, района и исполнения бюджетных обязательств;
- в целях активного привлечения населения к решению местных проблем широко использовать различные методы выявления общественного мнения, практиковать опросы, сходы и собрания граждан, проведение публичных слушаний и местных референдумов;
- регулярно вести прием избирателей, отчитываться перед ними о выполнении их наказов, о депутатской деятельности и работе главы местного самоуправления.
Всем депутатам от КПРФ уверенно поднимать голос в защиту истории страны, достижений советского народа и Коммунистической партии, величия имени и дела В.И. Ленина. Решительно выступать против любых попыток шельмования славного прошлого, способствовать сохранению памятников и мемориалов советской эпохи.
Деятельно участвовать в работе «депутатской вертикали» КПРФ. Всемерно содействовать партийным комитетам в организации избирательных кампаний. Участвовать в подготовке резерва кадров для выдвижения кандидатами в органы власти и местного самоуправления.
Активно бороться за честные выборы. Содействовать формированию надежной системы контроля за ходом голосования и подведением его итогов. Участвовать в работе по подготовке корпуса квалифицированных наблюдателей и членов избирательных комиссий от КПРФ.
Помогать отделениям партии в работе по укреплению материально-технической и финансовой базы. Содействовать обеспечению их помещениями, транспортом, оргтехникой и средствами коммуникации.
Нам, представителям и сторонникам КПРФ, надлежит убедить избирателей России в правильности наших программных установок и поднять их на великое дело возрождения нашей социалистической Родины и Единого Союзного государства.
Приложение: 10 таблиц.
Таблица 8
ВЫБОРЫ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Приволжский Федеральный округ)
14 СЕНТЯБРЯ 2014 года
Выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации | ||
1. | Республика Марий Эл | Государственное Собрание Республики Марий Эл |
2. | Республика Татарстан | Государственный Совет Республики Татарстан |
Выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации
| ||
1. | Удмуртская Республика | Глава Удмуртской Республики |
2. | Кировская область | Губернатор Кировской области |
Выборы депутатов органов местного
самоуправления в столице региона
1. | Республика Марий Эл | Городское Собрание г. Йошкар-Ола |
2. | Пензенская область | Пензенская Городская Дума |
Выборы, дополнительные выборы депутатов
и глав органов местного самоуправления
(Справка ЦИК РФ о проводящихся выборах в период с 12 января по 18 мая 2014 года - размещена на сайте ЦИК РФ)
Таблица 1
Депутаты Государственной Думы –
представители субъектов Российской Федерации
Приволжского федерального округа
1 | Республика Башкортостан | 2 |
2 | Республика Марий Эл | - |
3 | Республика Мордовия | - |
4 | Республика Татарстан | 2 |
5 | Удмуртская Республика | 1 |
6 | Чувашская Республика | 1 |
7 | Пермский край | 1 |
8 | Кировская область | 1 |
9 | Нижегородская область | 3 |
10 | Оренбургская область | 1 |
11 | Пензенская область | 2 |
12 | Самарская область | 2 |
13 | Саратовская область | 1 |
14 | Ульяновская область | 1 |
Итого: | 18 человек |
Таблица 2
Сведения о фракциях КПРФ в региональных парламентах
субъектов РФ Приволжского федерального округа
№ п/п | Наименование выборного органа (общее количество депутатов) | Всего депутатов фракции КПРФ, человек | Работающих на постоянной основе | Заместители Председателей Законодательных Собраний | Председатели комитетов, заместители председателей комитетов |
Женщин |
1 | Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан (110) | 10 | 2 | 1 | 1 - 0 | 1 |
2 | Государственное Собрание Республики Марий Эл** (52) | 6 | - | - | - | 1 |
3 | Государственное Собрание Республики Мордовия (48) | 1 | - | - | - | 1 |
4 | Государственный Совет Республики Татарстан (100) | 6 | 1 | - | - | - |
5 | Государственный Совет Удмуртской Республики* (90) | 11 | 1 | - | - | - |
6 | Государственный Совет Чувашской Республики (44) | 4(-1) | 1 | - | 0 - 1 | 1 |
7 | Законодательное Собрание Пермского края (60) | 7 | 6 | - | - | 1 |
8 | Законодательное Собрание Кировской области* (54) | 9 | 2 | 1 | 1 - 1 | 2 |
9 | Законодательное Собрание Нижегородской области (50) | 12 | 4 | 1 | 0 - 3 | 1 |
10 | Законодательное Собрание Оренбургской области (47) | 6 | 3 | - | 1 - 0 | - |
11 | Законодательное Собрание Пензенской области** (36) | 2 | 1 | - | 1 - 0 | - |
12 | Самарская Губернская Дума (50) | 8 | 8 | 1 | 0 - 5 | - |
13 | Саратовская областная Дума (45) | 1 | 1 | - | 0 - 1 | - |
14 | Законодательное Собрание Ульяновской области (36) | 4 | 1 | - | 0 - 1 | - |
| И Т О Г О | 87(-1) | 31 | 4 | 4 - 12 | 8 |
* Выборы законодательных Собраний 14 сентября 2014 года – Удмуртия, Кировская область
** Выборы депутатов гордум столиц регионов – г. Йошкар-Ола (Республика Марий Эл), г. Пенза
Таблица 3
СОСТАВ депутатов органов местного самоуправления, избираемых населением на 1 января 2014 г.
| ||||
№ | Наименование субъектов РФ | Всего | в т. ч. от КПРФ | Процент |
| ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 65 181 | 1 448 | 2,2 |
1. | Республика Башкортостан | 9 194 | 153 | 1,7 |
2. | Республика Марий Эл | 1 743 | 46 | 2,6 |
3. | Республика Мордовия | 3 606 | 4 | 0,1 |
4. | Республика Татарстан | 7 777 | 160 | 2,1 |
5. | Удмуртская Республика | 3 792 | 116 | 3,1 |
6. | Чувашская Республика | 3 824 | 57 | 1,5 |
7. | Пермский край | 3 894 | 147 | 3,8 |
8. | Кировская область | 4 678 | 144 | 3,1 |
9. | Нижегородская область | 6 861 | 160 | 2,3 |
10. | Оренбургская область | 6 001 | 354 | 5,9 |
11. | Пензенская область | 4 146 | 7 | 0,2 |
12. | Самарская область | 3 599 | 11 | 0,3 |
13. | Саратовская область | 4 187 | 68 | 1,6 |
14. | Ульяновская область | 1 879 | 21 | 1,1 |
*** В период с 2 марта по 18 мая 2014 года уже назначены выборы депутатов и глав органов местного самоуправления в более чем 300 муниципальных образованиях практически во всех субъектах ПФО (за исключением Республики Башкортостан и Саратовской области).
Таблица 4
Сведения
о потенциале региональных отделений КПРФ для преодоления "муниципального фильтра", в процентах от необходимого количества подписей
Приволжский федеральный округ
на 1 января 2014 г.
Наименование субъектов Российской Федерации | %% | Процент от депутатов и глав всех муниципальных образований | В том числе процент от депутатов и глав муниципальных районов и городских округов | Всего от муниципальных районов и городских округов | 3/4 от муниципальных районов и городских округов | Всего депутатов и глав муниципальных образований | Число необходимых подписей | Число подписей, которые могут быть поданы за кандидатов (КПРФ и сторонники) | Процент от требуемого числа подписей | |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | ||||||||||
1. | Республика Башкортостан | 5 | 5 | 63 | 47 | 9 194 | 460 | 153 | 33,3 | |
2. | Республика Марий Эл | 9 | 9 | 17 | 13 | 1 743 | 157 | 46 | 29,3 | |
3. | Республика Мордовия | 10 | 10 | 23 | 17 | 3 606 | 361 | 4 | 1,1 | |
4. | Республика Татарстан (Татарстан) | 5 | 5 | 45 | 34 | 8 681 | 434 | 160 | 36,9 | |
5. | Удмуртская Республика | 7 | 7 | 30 | 23 | 3 792 | 265 | 116 | 43,7 | |
6. | Чувашская Республика - Чувашия | 7 | 7 | 26 | 20 | 4 141 | 290 | 58 | 20,0 | |
7. | Пермский край | 6 | 6 | 48 | 36 | 4 248 | 255 | 150 | 58,9 | |
8. | Кировская область | 6 | 6 | 45 | 34 | 5 004 | 300 | 144 | 48,0 | |
9. | Нижегородская область | 7 | 10 | 52 | 39 | 7275/1254 | 509/125 | 160/65 | 31,4/52,0 | |
10. | Оренбургская область | 5 | 5 | 44 | 33 | 6 181 | 309 | 354 | 114,5 | |
11. | Пензенская область | 10 | 10 | 30 | 23 | 4 146 | 415 | 7 | 1,7 | |
12. | Самарская область | 7 | 7 | 37 | 28 | 3 636 | 255 | 11 | 4,3 | |
13. | Саратовская область | 6 | 6 | 42 | 32 | 4 569 | 274 | 68 | 24,8 | |
14. | Ульяновская область | 10 | 10 | 24 | 18 | 2 046 | 205 | 21 | 10,3 |
Таблица 5
Депутаты от КПРФ в представительных органах местного самоуправления, Приволжский федеральный округ, на 1 января 2014 года
Наименование субъектов Российской Федерации | Всего депутатов муниципальных органов | Депутаты от КПРФ | %% | Депутаты муниципальных районов | Депутаты от КПРФ | %% | Депутаты городских округов | Депутаты от КПРФ | %% | Депутаты городских поселений | Депутаты от КПРФ | %% | Депутаты сельских поселений | Депутаты от КПРФ | %% | |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 65 181 | 1 448 | 2,2 | 7 662 | 319 | 4,2 | 1 809 | 69 | 3,8 | 5 597 | 118 | 2,1 | 50 113 | 885 | 1,8 | |
1. | Республика Башкортостан | 9 194 | 153 | 1,7 | 965 | 41 | 4,2 | 211 | 5 | 2,4 | 255 | 7 | 2,7 | 7 763 | 100 | 1,3 |
2. | Республика Марий Эл | 1 743 | 46 | 2,6 | 289 | 6 | 2,1 | 74 | 0 | 0,0 | 200 | 12 | 6,0 | 1 180 | 28 | 2,4 |
3. | Республика Мордовия | 3 606 | 4 | 0,1 | 384 | 2 | 0,5 | 28 | 0 | 0,0 | 234 | 0 | 0,0 | 2 960 | 2 | 0,1 |
4. | Республика Татарстан (Татарстан) | 7 777 | 160 | 2,1 | 0 | 0 | 0,0 | 95 | 7 | 7,4 | 573 | 0 | 0,0 | 7 109 | 153 | 2,2 |
5. | Удмуртская Республика | 3 792 | 116 | 3,1 | 677 | 87 | 12,9 | 147 | 13 | 8,8 | 15 | 0 | 0,0 | 2 953 | 16 | 0,5 |
6. | Чувашская Республика - Чувашия | 3 824 | 57 | 1,5 | 435 | 5 | 1,1 | 119 | 3 | 2,5 | 107 | 4 | 3,7 | 3 163 | 45 | 1,4 |
7. | Пермский край | 3 894 | 147 | 3,8 | 694 | 17 | 2,4 | 121 | 2 | 1,7 | 445 | 27 | 6,1 | 2 634 | 101 | 3,8 |
8. | Кировская область | 4 678 | 144 | 3,1 | 757 | 31 | 4,1 | 129 | 4 | 3,1 | 686 | 54 | 7,9 | 3 106 | 55 | 1,8 |
9. | Нижегородская область | 6 861 | 160 | 2,3 | 925 | 38 | 4,1 | 277 | 27 | 9,7 | 1 847 | 4 | 0,2 | 3 812 | 34 | 0,9 |
10. | Оренбургская область | 6 001 | 354 | 5,9 | 706 | 50 | 7,1 | 175 | 3 | 1,7 | 55 | 1 | 1,8 | 5 065 | 300 | 5,9 |
11. | Пензенская область | 4 146 | 7 | 0,2 | 451 | 3 | 0,7 | 80 | 1 | 1,3 | 291 | 0 | 0,0 | 3 324 | 3 | 0,1 |
12. | Самарская область | 3 599 | 11 | 0,3 | 426 | 11 | 2,6 | 237 | 0 | 0,0 | 150 | 0 | 0,0 | 2 786 | 0 | 0,0 |
13. | Саратовская область | 4 187 | 68 | 1,6 | 617 | 20 | 3,2 | 41 | 3 | 7,3 | 385 | 9 | 2,3 | 3 144 | 36 | 1,1 |
14. | Ульяновская область | 1 879 | 21 | 1,1 | 336 | 8 | 2,4 | 75 | 1 | 1,3 | 354 | 0 | 0,0 | 1 114 | 12 | 1,1 |
Таблица 6
Сведения
о муниципальных образованиях субъектов РФ, в которых есть представительство КПРФ
Приволжский федеральный округ
на 1 января 2014 г.
Наименование субъектов Российской Федерации | Муниципальные образования, всего | в т.ч. где есть депутаты от КПРФ | %% | Муниципальные районы, всего | в т.ч. где есть депутаты от КПРФ | %% | Городские округа, всего | в т.ч. где есть депутаты от КПРФ | %% | Городские поселения, всего | в т.ч. где есть депутаты от КПРФ | %% | Сельские поселения, всего | в т.ч. где есть депутаты от КПРФ | %% | |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 6 081 | 1 229 | 20,2 | 449 | 229 | 51,0 | 77 | 35 | 45,5 | 350 | 113 | 32,3 | 5 205 | 852 | 16,4 | |
1 | Республика Башкортостан | 895 | 153 | 17,1 | 54 | 41 | 75,9 | 9 | 5 | 55,6 | 14 | 7 | 50,0 | 818 | 100 | 12,2 |
2 | Республика Марий Эл | 149 | 46 | 30,9 | 14 | 6 | 42,9 | 3 | 0 | 0,0 | 16 | 12 | 75,0 | 116 | 28 | 24,1 |
3 | Республика Мордовия | 394 | 4 | 1,0 | 22 | 2 | 9,1 | 1 | 0 | 0,0 | 17 | 0 | 0,0 | 354 | 2 | 0,6 |
4 | Республика Татарстан (Татарстан) | 974 | 155 | 15,9 | 43 | 0 | 0,0 | 2 | 2 | 100,0 | 38 | 0 | 0,0 | 891 | 153 | 17,2 |
5 | Удмуртская Республика | 341 | 46 | 13,5 | 25 | 25 | 100,0 | 5 | 5 | 100,0 | 1 | 0 | 0,0 | 310 | 16 | 5,2 |
6 | Чувашская Республика - Чувашия | 317 | 36 | 11,4 | 21 | 4 | 19,0 | 5 | 3 | 60,0 | 7 | 3 | 42,9 | 284 | 26 | 9,2 |
7 | Пермский край | 347 | 147 | 42,4 | 40 | 17 | 42,5 | 8 | 2 | 25,0 | 29 | 27 | 93,1 | 270 | 101 | 37,4 |
8 | Кировская область | 371 | 143 | 38,5 | 39 | 31 | 79,5 | 6 | 4 | 66,7 | 53 | 53 | 100,0 | 273 | 55 | 20,1 |
9 | Нижегородская область | 414 | 85 | 20,5 | 43 | 38 | 88,4 | 9 | 9 | 100,0 | 64 | 4 | 6,3 | 298 | 34 | 11,4 |
10 | Оренбургская область | 607 | 339 | 55,8 | 35 | 35 | 100,0 | 9 | 3 | 33,3 | 4 | 1 | 25,0 | 559 | 300 | 53,7 |
11 | Пензенская область | 325 | 7 | 2,2 | 27 | 3 | 11,1 | 3 | 1 | 33,3 | 24 | 0 | 0,0 | 271 | 3 | 1,1 |
12 | Самарская область | 341 | 11 | 3,2 | 27 | 11 | 40,7 | 10 | 0 | 0,0 | 12 | 0 | 0,0 | 292 | 0 | 0,0 |
13 | Саратовская область | 439 | 37 | 8,4 | 38 | 8 | 21,1 | 4 | 1 | 25,0 | 40 | 6 | 15,0 | 357 | 22 | 6,2 |
14 | Ульяновская область | 167 | 20 | 12,0 | 21 | 8 | 38,1 | 3 | 0 | 0,0 | 31 | 0 | 0,0 | 112 | 12 | 10,7 |
Таблица 7
СОСТАВ
глав органов местного самоуправления, избираемых населением
на 1 января 2014 г.