17:46 18.11.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
В.С. Никитин: Учитесь у Ломоносова М.В. мыслить и действовать по-русски во благо России
Доклад В.С. Никитина
Учитесь у Ломоносова М.В. мыслить и действовать по-русски во благо России
Уважаемые участники Конференции! Мы собрались в высшем законодательном органе Российской Федерации накануне 300-летия со дня рождения великого русского ученого М.В. Ломоносова не только для того, чтобы выразить восхищение его научному подвигу, но и чтобы отметить особую актуальность научного наследия Ломоносова для современной России, для вывода её из кризиса.
ЮНЕСКО заслуженно признало 300-летие Ломоносова праздником международного значения. Вклад нашего соотечественника в развитие мировой науки велик. Атомно-кинетические представления Ломоносова о теплоте более чем на столетие опередили развитие науки его времени. Он первым сформулировал принцип сохранения материи и движения. Его труд «Элементы математической химии» и проведенные опыты совершили подлинный переворот в химии того времени и подтверждали, что химия и физика неразрывны. Он заложил основы новой науки –астрофизики. Ломоносов вошел в мировую историю как универсальный гений. По необъятности интересов он превосходил, по мнению президента академии наук СССР Сергея Вавилова, даже Леонардо да Винчи.
Одно перечисление родов занятий великого ученого впечатляет: химия и физика, металлургия и горное дело, астрономия, география и этнография, народное просвещение, история, языкознание, ораторское искусство и поэзия, экономика и социология, организация науки и производства. Во всех этих направлениях деятельности М.В. Ломоносов проявил выдающиеся знания и способности, чем завоевал мировую славу.
Сам Ломоносов больше думал не о своей мировой славе, а о развитии и укреплении России. Крепкими узами он был связан с русским народом и с Отечеством и не жалел сил и трудов для их блага. Ломоносов создал для потомков научную, образовательную и культурную базу, познание которой нынешним поколением позволит быстро вернуть величие России. Подробно это утверждение раскрыто в книге "Великий Ломоносов: так начиналась русская наука", написанной доктором физико-математических наук Бояринцевым В.И. и изданной движением "Русский Лад" к 300-летию Ломоносова. На мой взгляд, Ломоносов оставил нам, потомкам, семь главных заветов. Первый - служить народу и работать во благо Отечества, укреплять могущество России, наращивая его освоением Сибири, Севера и Космоса. Второй - правильно выбирать модель развития России в соответствии с пространством и временем. Развивать науку, образование, культуру и экономику на основе Русского Ума и Русского Лада. Третий - постигать истину и вести просвещение народа, создавая систему образования, т.е. обучение и воспитание молодого поколения на основе образов реальной действительности, тесной связи теории и практики. Четвертый - беречь и развивать русский язык, как главную святыню русского народа, как основу научного познания и духовного сплочения народов России. Постигать русскую грамматику и риторику. Пятый - сохранять связь времен и поколений. Не допускать фальсификации русской истории и унижения русского достоинства, давать отпор русофобии, крепить дружбу народов России. Шестой - развивать экономику России, как единый народно-хозяйственный комплекс на основе единства науки и производства. Русская наука должна служить не получению презренного прибытка, а укреплению могущества России и благосостояния её народа. Седьмой - проявлять отвагу и уметь постоять за себя и за Россию.
Подытоживая свой жизненный путь, Ломоносов писал 30 января 1761 года, что природа дала ему терпение, благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий, мешающих распространению науки в Отечестве. А препятствий было много. И главное из них – это насаждаемое в годы царствования Анны Иоановны западное умственное иго. Точно также как и сейчас России навязывали западную модель развития с её механистической картиной мира, метафизическим проектом науки, схемотворчеством и формальной логикой в познании с чуждым русской душе стремлением к наживе и к господству над природой и народами.
Ломоносов в полном объеме ощутил на себе козни инострацев-шумахеров в академии и западников среди российской знати. При этом его унижали не только как крестьянского сына, но и как русского. Находясь под арестом в камере в статусе «колодника Ломоносова» он написал стихи:
«Избавь меня от хищных рук
И от чужих народов власти.
Их речь полна тщеты, напасти.
Рука их в нас наводит лук!
Эти строки актуальны и для патриотов в сегодняшней России. Нынешние «шумахеры» в науке, образовании и культуре также травят русских по духу ученых, преподавателей и деятелей искусств. Главное, что сейчас должны взять из Ломоносовского наследия на вооружение патриоты России - это его отвагу, дерзость, умение постоять за себя и Россию. Велика Россия, а отступать нам больше некуда. Или мы начнем жить своим умом и за две пятилетки наверстаем потерянное за двадцать лет прозападных реформ, или Россию, как государство, сотрут с карты мира, а народ русский физически уничтожат и вычеркнут из истории человечества. Такой вывод сделала КПРФ, и он верен.
Ломоносов показал нам – потомкам пример, как надо отстаивать своё человеческое достоинство. В письме графу Шувалову его завет звучит так: «Не только у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но даже у самого господа Бога, который дал мне смысл». В своих одах, адресованных императрице он не боялся выдвигать острые проблемы, доказывать пользу наук для просвещения и процветания народа. Он убеждал властителей, что "может собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать".
Советская власть взяла на вооружение этот завет Ломоносова. Первыми словами, которые писали советские люди в период ликвидации неграмотности, были слова "мы не рабы, рабы не мы". Советская власть по-ломоносовски вдохновляла людей на творческое созидание стихами и песнями. Они пели "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" и сделали - родили своих курчатовых, королевых, келдышей, гагариных и первыми вышли в Космос не со звездными войнами, а с призывом "Миру Мир!".
Сейчас нас опять обращают в рабство. И больно смотреть на тех академиков и ректоров, служителей науки и искусства, которые заискивают перед властьимущими и ради сохранения своих чинов и привилегий насаждают губительную для народа и России модернизацию по западной модели и искореняют заложенные Ломоносовым принципы и традиции отечественной науки, культуры и экономики.
Главную суть ломоносовского наследства верно осознал и выразил в стихах поэт и дипломат Ф.И. Тютчев. Вот его цитата:
«Да, велико его значенье. Он верный Русскому уму. Завоевал им Просвещенье!».
«Русский ум», которому хранил верность Ломоносов, по-научному называется – антропокосмизм, т.е. человек – часть Космоса. Это особое космическое миропонимание русского народа, коренным образом отличающееся от западного антропоцентризма, в котором человек возвеличен сверх меры. Русское мировоззрение воспринимает Вселенную, как живой организм, в котором основной принцип существования –Лад. Русский Лад – это гармония между человеком, обществом и природой в едином Космосе. Это созидание, а не разрушение.
Ломоносов, получивший образование в Европе, отверг европейский антропоцентризм, как абсолютно неприемлемый и губительный для России. Основываясь на «русском уме», Ломоносов стал основоположником научного русского космизма. Он стал убежденным и активным проводником не западной, а русской модели развития России. Живя по –Правде, в единстве слова и дела, он сам стал образцом такой гармонии. Ломоносов олицетворял в себе единство материального и духовного мира, проявляя гениальность и в естественных и в гуманитарных науках. Он был истинным творцом –созидателем, великим тружеником и патриотом России. Ломоносов оставил нам в наследство соответствующий «русскому уму» целостный диалектический проект науки и теорию познания, основанную на изучении реальной действительности.
Великий ученый доказал, что для эффективного развития России необходимо мыслить и действовать по-русски. Главную роль в познании мира Ломоносов отводил языку. Он глубоко осознал связь языка и мышления с конкретным пространством и временем. Рассматривал язык не как застывшее явление, а как живой развивающийся организм, зависящий от миропонимания и нрава народа, среды его обитания, уровня развития техники, науки, культуры. Ломоносов писал, что "Разум и слово есть хранители наших действий. А грамматика является первой предводительницей ко всем наукам». Он говорил, что «без русской грамматики тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция". А сейчас вопреки завету Ломоносова и его научному наследию Министр образования России Фурсенко при поддержке Путина сокращает уроки русского языка в российской школе. Продуктом такой школы, по их задумкам, должен стать человек-товар, а не человек-творец.
Не по-русски и не во благо России мыслят и действуют нынешние правители. Вновь, как и во времена Анны Иоановны в России осуществляется стратегия, направленная на укрощение энергии русского народа и уничтожение его духовности. Руководители государства и их министры внушают нам, что ученые на Западе лучше и надо завозить их в Россию. Что танки наши и бронетранспортеры, морские суда и самолеты хуже западных. Поэтому надо прекратить все производство и закупать за рубежом. И закупаем.
Когда видишь как восхищается российский президент очередной западной электронной игрушкой, сразу вспоминается реакция Ломоносова на подобные восхищения придворных мозаичными картинами, подаренными царице Папой Римским. Когда придворные сказали царице, что такие мозаичные картины, никогда не смогли бы сделать русские мастера, Ломоносов гордо заметил, что русские смогут сделать лучше итальянцев и не надо тратить российские деньги на закупку дорогих заморских товаров.
Ломоносов обосновал теоретически и доказал на практике, что к могуществу приведет Россию только стратегия подъема народного духа и его творческого созидания. Действуя по русскому принципу – за словом – дело, Ломоносов провел 4 тысячи опытов и создал российскую мозаику, у которой палитра была богаче итальянской. Он создал русскую школу мозаичного мастерства и продемонстрировал эффективность связи теории с практикой и науки с производством. Ломоносов построил за 8 месяцев стекольную фабрику с применением самых современных механизмов и технологий. Ручной труд на тяжелых операциях взяли на себя механизмы, приводимые в действия водяными колесами. Подобных вододействующих стекольных заводов ни в России, ни за рубежом не было. Ломоносов впервые в мире разработал технологию выпуска нетускнеющих смальт. Сформировал замечательный коллектив русских мастеров и добился поставленной цели – не только превзошел итальянских мастеров, но и естественные камни. Изделия Усть-Рудничной фабрики чтили не ниже минералов.
Поражают и ломоносовские темпы строительства объектов. Его умение сконцентрировать силы и средства и вдохновить людей на созидательный труд. К сожалению, это тоже утрачено в современной России. В соответствии с данными Минэкономразвития, в Российской Федерации за 2010 год из 1036 строек, намеченных к вводу, сданы в эксплуатацию только треть. В этом году еще хуже – за 8 месяцев из 2050 объектов введено только 56, т.е. 2,5 процента. Не по-ломоносовски строим в России.
Сейчас президент Медведев предлагает создать в России электронное правительство и какое-то Большое правительство. Но как друзья вы не садитесь, если нет русского ума - на лад дело не пойдет.
России необходимо правительство народного доверия, которое будет мыслить и действовать по-русски, как завещал нам Великий Ломоносов. Только в этом случае мы сохраним для потомков Россию, как оплот русской нации, как ядро русской цивилизации и как великую Державу.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме