18:30 06.08.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

В.Н. Тетекин: В «оборонке» нужно избавиться от «эффективных» экономистов, юристов и социологов, а на их место должны придти грамотные и талантливые инженеры, конструкторы и ученые

2013-08-06 17:56
Пресс-служба депутата Государственной Думы РФ В.Н. Тетекина

На заседании комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» на космодроме Байконур вице-премьер Д.О. Рогозин предложил объединить авиационную и космическую отрасли. Депутат Государственной Думы, член Комитета ГД по обороне Вячеслав Тетёкин высказался о выдвинутой вице-премьером идее и о состоянии российской оборонной промышлености.

Считаю порочной все более укореняющуюся у верхушки РФ тенденцию к «оптимизации» (объединению) всего и вся, созданию неуправляемых мега-структур. Разрушительные последствия такого подхода мы можем наблюдать сегодня, в частности, в сфере военного образования.

Так, в бытность главой Минобороны г-н Сердюков посчитал, что в стране слишком много училищ и академий, занимающих непростительно много зданий и земель, которые к тому же находятся в центре столицы и других крупных городов. Поэтому г-н Сердюков решил «по-хозяйски» распорядится этим богатством и пустить его в оборот (читай, перепродать). Так появилось, например, решение о переносе прославленных академий  ВВС им.Жуковского и Гагарина в Воронеж. Там горе-реформаторы на базе училища тыла создали «суперакадемию» по подготовке летчиков для всех видов боевых самолетов и вертолетов, а также специалистов всех видов наземного обеспечения авиации.

Что из этого вышло? Хаос и неразбериха. В Воронеже теперь более тридцати тысяч курсантов и слушателей, которых некому толком учить, ибо практически никто из профессоров и преподавателей вышеуказанных академий в Воронеж не поехал. Даже в ближайшие 10-15 лет там невозможно воссоздать уровень подготовки и научных исследований академий имени Жуковского и Гагарина.

Остается в подвешенном состоянии Академия воздушно-космической обороны имени Г.К. Жукова (Тверь), которую (также в целях «оптимизации») прежнее руководство военного ведомства планировало объединить с Академией им.Можайского (Санкт-Петербург). Академия им.Можайского занимается подготовкой инженеров по обслуживанию космических аппаратов. А академия ВКО в Твери – подготовкой командиров, способных управлять воздушным боем. Это совершенно разные профессии.

Я часто привожу пример: это как попытка объединить воедино горный и стоматологический институт только потому, что и там и там обучают бурению-сверлению. К сожалению, предложение объединить авиационную и космическую отрасли из этой же серии.

Стоить отметить, что ныне отечественное авиастроение собрано в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), возглавляемую г-ном М.А. Погосяном, «неусыпными заботами» которого российское самолетостроение чахнет на глазах. Наш рынок гражданской авиации практически полностью захвачен импортной авиатехникой. Помимо «Боингов» и «Аэробусов» в наше небо вторгаются канадские «Бомбардье», французские «АТР» и даже бразильские «Эмбраер» – самолеты стран, никогда не принадлежавших к числу авиационных держав.

ОАК, организованная в 2006 году для возрождения гражданского и военного авиастроения, никакими мало-мальскими достижениями, кроме создания печально известного Суперджета-100 (на 60-70% состоящего из импортных комплектующих), похвастаться не может. И в целом политика правительства РФ, в частности, Министерства промышленности и торговли, которое ведает авиапромом,  ведет к тому, что вместо обеспечения заказами собственных авиастроительных заводов предпочтение отдается западным конкурентам. Так, всеми правдами и неправдами тормозится запуск в серию востребованного, полностью отечественного самолета Ту-334.

И в это гнездо неудачников и недругов отечественного авиапрома пытаются отдать на растерзание космическую отрасль, которая пока еще хоть и со скрипом, но все же удерживает на плаву отечественную пилотируемую и непилотируемую космонавтику? Это как скрестить ежа и ужа, чтобы получить метр колючей проволоки!

На самом деле, более организованные «самолетчики», имеющие за счет экспортных контрактов на военную авиатехнику немалые лоббистские возможности, быстро задушат космическую промышленность (хотя и по-прежнему боеспособную, но вышедшую из «фавора» российской верхушки). Во главе поставят очередного «эффективного менеджера», который не в состоянии отличить турбину от компрессора, и через некоторое время обнаружится, что «гора родила мышь».

Мы все это уже проходили. При объединении ОАК и Роскосмоса прежде всего возникнет громоздкая управленческая надстройка, которая ничего создавать и производить не будет, но будет жестко «перераспределять» (в свою, разумеется, пользу) денежные потоки, исходящие снизу. «Менеджеры» немедленно положат себе огромные «зарплаты» (образец – Роснано Чубайса, где средняя! «зарплата» исчисляется сотнями тысяч рублей в месяц, а отдачи - копейки), а ученые, инженеры и техники будут по-прежнему получать нищенские подачки.

Курс на создание огромных корпораций мне представляется как минимум странным с учетом того, что верхи РФ на каждом углу кричат о приверженности рыночной экономике. В результате политики «оптимизации» появляются гигантские, малоэффективные монополии, быстро обрастающие коррупционными схемами, душащие любые инициативы «со стороны».

На мой взгляд, именно Сталин, которого обвиняют в тоталитаризме, в том числе и в чрезмерной плановости экономики, является лучшим рыночником. Ибо он в отличие от крикливых псевдолибералов (на словах ратующих за развитие предпринимательства, а на деле душащих малый и средний бизнес), прекрасно понимал цену конкуренции как одного из двигателей прогресса.

Начиная с  1930-х годов, в СССР были десятки «самолетных» конструкторских бюро, которые действовали в условиях здоровой конкуренции, поощряемой якобы «антирыночным» советским правительством. В итоге выжили наиболее эффективные КБ. Но конкуренция сохранилась и по истребителям, и по тяжелым самолетам. В 50-60-х годах аналогичным образом появилось немало «ракетных» КБ. То, что Сталин всячески поддерживал здоровую состязательность, помогло в короткие сроки превратить страну в мощную индустриальную, аэрокосмическую державу.

А сейчас у нас одно КБ им.Сухого берется за все: и за все истребители – тяжелые и легкие, и за пассажирские самолеты. Неровен час г-н Погосян возьмется и  за стратегические бомбардировщики. Откуда сейчас возьмутся по-настоящему прорывные идеи, если убивается конкурентная среда, а заказы получают «свои» или они отдаются туда, где можно получить солидный откат?

В ракетостроении уже «наэкспериментировали»: отобрали заказ на межконтинентальную баллистическую ракету морского базирования у всемирно известного КБ им.Макеева в Миассе, издавна специализировавшегося на ракетах с подводным стартом,  и отдали сугубо «сухопутному» Институту теплотехники. Подводные лодки уже почти готовы, а ракеты толком нет. «Булава» вроде бы есть, но гарантий, что она будет летать, пока никто не даст.

Складывается ощущение, что руководство РФ ищет простых решений сложных вопросов. А ведь нам нужно заниматься не созданием корпораций- монстров, а все силы и средства бросить на возрождение военно-промышленного комплекса страны. Для чего, в первую очередь, в «оборонке» нужно избавиться от  «эффективных» экономистов, юристов и социологов, а на их место должны придти грамотные и талантливые инженеры, конструкторы и ученые. Иначе в стране так и будут с «завидной» регулярностью падать ракеты и самолеты.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме