16:45 14.09.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

В.Н. Лихачев: Турбулентность международной системы и российская оферта

Если накануне очередной (сентябрьской) 2012 г. сессии Генеральной Ассамблеи ООН провести социологический опрос государств–членов на предмет их соответствия критериям цивилизационной глобалистики, то в результате сомневаться не придется. Он будет на 100% очевиден и сведен к позитивности. Иного нельзя ожидать.

Любая страна нуждается, заинтересована в положительном имидже. Однако персональная идентификация не всегда совпадает с реальной действительностью. Более того, находится с ней в конфликте. И примеров тому немало. Расхождение имеет соответствующие причины (политико-экономические, государственно-правовые, идеологические). Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на содержание и эволюцию современных международных отношений.

Они имеют, несомненно, позитивную историю, но и такой минусовой фактор, как "критическая масса". Этот термин в концентрированном виде фиксирует целый ряд проблемных и негативных по характеру явлений. Среди них – кризис государственности (по оценкам ООН более 50 ее членов относятся к классу неполноценных международных субъектов); эгоизм и эгоцентризм отдельных государств (США) и международных структур (НАТО, Евросоюз), их стремление занять нишу лидера мирового управления, мирового третейского суда, навязать свое представление о порядке в XXI веке; двойные стандарты во внешней политике; международно-правовой нигилизм; принижение роли ООН; авторитетных межправительственных институтов; русофобство (антироссийскими мотивами грешит практика работы Конгресса США, Европейского парламента, ПАСЕ, Парламентской Ассамблеи НАТО); факты прямого вмешательства западных стран во внутренние дела суверенных государств, в том числе и посредством современных технологий (Интернет, социальные сети), поощряя, например, псевдолегитимную теорию "цветных революций", и иные факты.

Имея в виду картину, которую создают эти последние в целом, их влияние на турбулентность международной системы, ее неэффективность, неустойчивость, трудно говорить об овладении всеми действующими акторами миропорядка культуры цивилизованного поведения. Вне всякого сомнения, нужны реальные и системные меры коррекции, оптимизации миростроительства на принципах права и справедливости, императивного соблюдения положений Устава ООН. Их разработка должна идти как на национальном, так и межгосударственном уровне. Пример интеграционного подхода демонстрирует Российская Федерация, выполняя одновременно функции одного из ведущих идеологов, архитекторов и строителей глобального порядка, реализуя на деле ресурс цивилизованности.

Подтверждение тому – новая международная оферта РФ, оформленная недавним Указом Президента России В.В.Путина "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" от 7 мая 2012 г. Документ стал значительным событием первых 100 дней президентства, имея в виду не только обеспечение дипломатическими средствами персональных интересов страны, но и ориентацию на созидание эффективного многополярного мира перед вызовами и угрозами нового столетия. Центральное звено российского подхода – всемерная поддержка и совершенствование международного права – уникального юридического инструмента, который вписан исторической логикой и запросами будущего в цивилизационную парадигму эволюции международного сообщества. Документ представляет собой фундамент национальной Программы по содействию прогрессивному развитию и эффективной имплементации международного права. Потребность в аналогичном по характеру акте существует и в проекте более широком масштабе. Речь идет о задаче принятия под эгидой ООН Декларации международного права, которая бы устанавливала ответственность государств egra omnes обеспечить прогрессивное развитие и кодификацию международного права, императивное соблюдение его основных принципов, совершенствование правоприменения в условиях современной геополитики и геоэкономики.

Практическим результатом такой деятельности со временем могла бы стать разработка Кодекса цивилизационного поведения государств, других международных персоналий (субъектов). Российские предложения в силу их прагматизма, универсализма, адекватности международным процессам и потребностям имеет смысл оформить в виде соответствующих дипломатических инициатив. Одна из самых реальных, которая будет поддержана большинством государств – членов ООН, – объявление очередного Десятилетия международного права (2015-2025 гг.) под эгидой Организации Объединенных Наций.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме