17:00 01.03.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

В.Н. Лихачев: Россия и внешний мир. Взгляд из Москвы

Предлагаем вашему вниманию статью депутата Госдумы фракции КПРФ, чрезвычайного посла, доктора юридических наук, профессора В.Н. Лихачева.

Политико-властный Олимп, каковым является конституционный пост Президента Российской Федерации, требует многого от его соискателей. В числе приоритетов – высокие нравственные качества кандидатов, доверие избирателей, владение эффективной многосторонностью, способностью учитывать в практическом поведении различные факторы внутреннего и международного характера, которые сопровождают эволюцию России.

Таково требование современной модели национального и микроуправления. Они, в частности, предполагают наличие у идущих в верхний эшелон власти умения анализировать происходящее в международной сфере, формулировать задачи для практической дипломатии страны, добиваться их решения, утверждать на деле признанные стандарты международной морали и законности.

Этим критерием в полной мере отвечает фигура Геннадий Андреевича Зюганова, кандидата в Президенты Российской Федерации, политический опыт, накопленный им, выработанный взгляд на миростроительство. Наглядное тому подтверждение – программа под названием "Мои обязательства перед гражданами России". Документ, который опирается на системный подход, комплексные оценки сложных и противоречивых процессов политико-экономического, государственно-правового, технологического, историко-культурного тренда России, не мог пройти мимо вопросов статуса РФ в миропорядке, поиска ею собственного места в глобальном и региональном мире. В зоне внимания и развитие страны как международно-правовой личности, обеспечивающей уважение, выполнение основных принципов международного права и Устава ООН. С этой точки зрения позиции Г.Зюганова контрастны и выделяются на фоне деклараций других официальных кандидатов в Президенты Российской Федерации. Сказанное, если судить по дискуссии в информационных сетях, в том числе и в Интернете, уже отфиксировано в ино-пространстве, стало предметом дискуссий в дипломатических кругах. Это логично, поскольку обсуждается перспектива внешней политики и международной деятельности России – государства, одного, из действующих идеологов, модераторов и акторов миропорядка XXI века, ядерной державы, убежденного сторонника прогрессивного развития международного права, гармоничного сочетания квартета интересов – человека, наций (народов), государств и международного сообщества в целом.

Предлагаемое Г.Зюгановым международное измерение курса КПРФ на реформирование и обновление России имеет ряд принципиальных моментов. Они в совокупности говорят о его прагматизме, прикладной ориентации и легитимной природе (соответствие Конституции РФ и его международно-правовым обязательствам). Прежде всего, следует отметить не просто присутствие внешнеполитической проблематики в концепции Г.Зюганова, но и ее органичное взаимодействие с другими кардинальными направлениями предлагаемого курса по формуле "Три плюс Семь плюс Пять". Тем самым подтверждается взаимосвязь внутренней и внешней политики, их безусловное влияние друг на друга, а также следование идеи ответственности России за справедливый и правовой миропорядок. Истоки такой философии – Ленинский Декрет о мире, которому в 2012 году исполняется 95 лет. Сегодня его мысли воплощены в Уставе ООН, других актуальных политико-юридических актах. Другой важный аспект – наличие короткого, но емкого анализа состояния современных международных отношений, существующих вызовов и угроз. Среди них – новый передел мира посредством захвата природных ресурсов и рынков сбыта; насаждение прозападных режимов, в том числе с помощью "цветных революций"; агрессивные войны и локальные конфликты; вмешательство во внутренние дела, иные факты ограничения суверенитета государств; сознательное принижение роли ООН и ее главных органов, в частности, Совета Безопасности; международно-правовой нигилизм.

Все это в целом образует ныне "критическую массу", которая вызывает флуктацию, неустойчивость в системе международной безопасности. В условиях действия этого негативного фактора, существование которого поддерживается реакционными силами, политической волей ряда лидеров Запада и их союзников по военно-политическим и экономическим союзам, особое значение приобретает принятие государствами адекватных дипломатических и внешнеполитических шагов, эффективная работа международных структур (организаций и конференций) в соответствие с общепризнанными стандартами сотрудничества и безопасности. Однако на этом направлении, по мнению Г.Зюганова, не все правильно. Существуют недоработки и просто упущения в международной линии России. К таковым политик относит отсутствие действенных мер противодействия НАТО, ясной и справедливой позиции Москвы в отношении Ливии, ратификацию Договора СНВ-3, разбалансирование решения территориальных проблем, жесткое и порой необъективное поведение применительно к Белоруссии, другие тревожные факты.

В целях проведения самостоятельной и миролюбивой внешней политики, обеспечения суверенитета и национальной безопасности России Г.Зюганов формулирует программу действий и приоритетов РФ на международной арене на ближайшее будущее. Среди них – установление реальных и широких межгосударственных отношений на основе принципов справедливости, международного права и многополярности с признанием центральной роли Организации Объединенных Наций, предотвращение политики "натоцентризма", его универсализации и отказа от международных императивных норм; расширение круга "друзей, партнеров и союзников" Российской Федерации посредством взаимовыгодного общения, уважения суверенитета, традиций и культур друг друга; ускорение и совершенствование интеграционных процессов на постсоветском направлении: формирование единого экономического пространства между Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном, создание прочного Союзного государства Белоруссии и России; курс на эффективную поддержку соотечественников за рубежом, распространение русского языка, отечественной литературы и истории; борьба с русофобией; повышение международного авторитета и имиджа Российской Федерации; законодательное содействие эффективной внешней политики и дипломатии. Отметим, что предложения и идеи Г.Зюганова в полной мере соответствуют Концепции внешней политики РФ 2008 г., в ряде случаев служит дополнением и конкретизаций ее содержания. Они, вне высокого сомнения, созвучны и адекватны требованиям основных принципов современного международного права, постулатам Устава ООН, Хельсинского Заключительного Акта, многосторонним и двусторонним договоренностям России. Позитивно сказанное о международной позиции кандидата в Президенты Российской Федерации Г.А.Зюганова получает дополнительное выражение, созвучие, согласование с другими аспектами его Программы. Это очень важный момент. Международное измерение, в частности, международно-правовая константа, прямо или косвенно обнаруживают себя практически во всех разделах Декларации политика "Мои обязательства перед гражданами России". Речь идет о задействовании и привлечении к решению проблем государственного строительства, обеспечения демократии и правового общества в Росси потенциала международной нормативной системы, включая международно-правовые обязательства РФ.

Такой подход только усиливает общественную привлекательность Г.Зюганова, снимает нигилистические оценки заявленного КПРФ курса на обновление и модернизацию страны, обеспечивает понимание его взглядов в зарубежной среде. Приведем несколько примеров. Так, реализация задач под названием "Обновление политической системы" предполагает использование ресурса Европейской конвенции о местном самоуправлении 1980 г., Всеобщей декларации прав человека 1946 г. (ст.ст.19, 20, 21, 28); Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.ст.1, 22, 25); Конвенции о политических правах женщин 1952 г. и другие источники. Для раздела "Безопасность России" актуальное и стратегическое значение имеет положение Устава ООН, Определение агрессии, принятого XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договор об Анторкане 1959 г., Декларация о Евразийской экономической интеграции 2011 г., международные договоры о создании Союзного государства Республики Беларусь и России, Таможенного Союза, Единого экономического пространства и многие другие акты.

Самого активного применения требуют в целях достижения задач разделов "Экономическая политика", "Социальное и национально-культурная политика" такие авторитетные источники, как Международные пакты о правах человека 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г., общепринятые конвенции МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ и других международных организаций, членом которых является Россия. Значимы также, как Конвенция ООН против коррупции 2003 г., 13 антитеррористических конвенций ООН, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.

Таким образом, представленная лидером КПРФ программа внешнеполитической и дипломатической деятельности свидетельствует об уважительном отношении к международно-правовому регулированию, способности определять узловые и прогностические элементы развития миропорядка, формулировать адекватные существующим вызовам и угрозам решения, в том числе международно-правового и национально-законодательного характера. Подтверждение тому – активная законотворческая деятельность фракции КПРФ в VI Государственной Думе при ратификации международных договоров Российской Федерации – "Протокола о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года", "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Латвийской Республики", "Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года", других договоренностей РФ с зарубежными партнерами, при подготовке Заявления Госдумы "О ситуации в Сирии". Оценку позиции Г.Зюганова по международным вопросам в позитивном ключе дают и зарубежные парламентарии, придерживающиеся, отметим, различных политических взглядов из Межпарламентского Союза, Совета Европы, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, других международных структур. О "прибавочной стоимости" президентской программы Г.А.Зюганова говорили, например, недавно во время визита в Госдуму представители депутатской группы Европарламента "Европейские объединенные левые / Северные зеленые левые" (ЕОЛ/СЗЛ). Но самую принципиальную поддержку курсу КПРФ и ее лидера высказывают в ходе предвыборной кампании российские граждане, которые уверены в ее профессионализме, реализме, заостренности на обеспечение фундаментальных и международно-признанных прав человека и гражданина на жизнь, труд, здоровье, образование, объединение, равноправие мужчины и женщины, заботу о детстве и материнстве. Международный фактор, его умелое применение играет в данном случае роль фундамента гуманитарной безопасности, а через него содействует безопасному миру, его структурированности и прогрессивному развитию страны в целом. Такова диалектика взаимодействия внутреннего и внешнего измерения как государственной (конституционной) так и международной политики (дипломатии). Понимание этого процесса делает власть сильной, разумной и ответственной, а используемый ею инструмент управления эффективным и востребованным. И с этой точки зрения позиция Г.А.Зюганова вызывает оптимизм и уважение. Она органична современным процессам миросозидания, а потому обладает социальной ценностью.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме