13:45 06.04.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

В.Н. Лихачев: Россия и Евросоюз должны научиться слышать друг друга

4 апреля 2012 года в Москве состоялось очередное заседание Комитета парламентского сотрудничества Россия-Евросоюз. В нем приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, депутаты Европейского парламента. Предлагаем вашему вниманию комментарий Василия Лихачева – депутата фракции КПРФ в Госдуме, Чрезвычайного и Полномочного Посла, бывшего постпреда Российской Федерации при Европейских Cообществах.

– В этом году исполняется 15 лет со дня начала реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 года между РФ и ЕС. С этого момента запущен и парламентский диалог Федерального Собрания России и Европарламента. Его значение и прикладная ориентация на стратегическое взаимодействие Москвы и Брюсселя – реальный факт. Но также надо констатировать и другое. В силу политической экзальтации, субъективизма, присущего не одному поколению европейских парламентариев (в том числе из стран Балтии, сторонников «цветных революций», противников интеграции на постсоветском пространстве), и, как следствие, инерционности, русофобства в оценках внутренней и внешней политики нашего государства, объем и темпы двустороннего сотрудничества занижены. А практические результаты не всегда эффективны.

Публичная (интеллектуально-волевая) продукция Европарламента, как показывают наши наблюдения, достаточно часто подпитывает "критическую массу" в отношениях России и ЕС, служит инструментом политизации и "есовского эгоизма". Пример тому – резолюции и позиции Европейского парламента, связанные с пересмотром итогов II мировой войны, конфликтом Грузии и Южной Осетии (2008 г.), ситуацией в Белоруссии, парламентскими (2011 г.) и президентскими (2012 г.) выборами в России. Эти документы не так безобидны и формальны. Их принятие, например, тормозило начало переговоров по новому базовому соглашению, осложнило работу российского бизнеса в Европе, не вносило позитив в атмосферу сотрудничества РФ-ЕС в других международных организациях. И за создание таких преград, в силу принципов СНС-1994 г., можно говорить о морально-политической ответственности ЕП, ставить вопрос об упущенной выгоде.

Но в силу объективных причин (торгово-экономических, финансовых, юридических), логики мировой интеграции Евросоюз – это действительно потенциально стратегический партнер РФ. Чтобы не говорили ее противники и недруги на Западе. Существует глубокий интерес и многофакторная потребность к сотрудничеству по формуле "1+27". И надо быть политически слепым, чтобы не видеть эту реальность. Нам следует вырабатывать такую методологию и практику отношений с Евросоюзом, его членами, которые бы приближались к прагматичной комбинации трех "Д" – доверие, диалог, действие. Роль межпарламентского общения в этом процессе весьма велика. Прошедшие встречи с европартнерами показали противоречивую тенденцию. С одной стороны, эмоциональный критицизм новейшей истории России, недостаток информации, узость сделанных оценок и, как следствие, пессимизм во взглядах на полноценное сотрудничество с Россией в европейском и международном измерении.

С другой стороны, и это ощущалось конкретно, желание развивать отношения с РФ как мировым игроком, занимающим самые серьезные позиции в сфере безопасности, разоружения и нераспространения, борьбы с организованной преступностью, инфекционными болезнями, бедностью и нищетой. Отсюда и многое совпадающее в главной теме дебатов – миграционная политика. Достижения в этой сфере налицо. В ходе реализации "дорожной карты" пространства свободы, безопасности и правосудия накоплен существенный опыт. Он включает национальное и есовское законодательство, которое близко к гармонизации, международно-правовые договоренности по выдаче виз, реадмиссии, предотвращению нелегальной миграции, укреплению пограничного сотрудничества, защите прав человека. Запущены диалоговые и организационные структуры. Стороны видят перспективы улучшения дел в этой сфере (заключение соглашений о взаимодействии РФ и Европолом, Евроюстом, приближение к безвизовому режиму, запуск миграционного диалога). Важно, чтобы этот настрой сохранился, перешел в практические действия. Многое зависит от межпарламентского общения, умения слышать и слушать. Российская сторона готова идти только таким конструктивным путем.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме