13:30 15.03.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

В.Н. Лихачев: Парламент России в международном измерении

2013-03-15 13:30
В.Н. Лихачев, депутат Государственной Думы, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук

Политический сезон 2012 года дал немало серьезных аргументов в пользу международной субъектности Федерального Собрания Российской Федерации (РФ).

Многие, и далеко не технические, примеры показали, что парламентская дипломатия – реально эффективный и системный институт. Он разнопланов и прагматично содействует международному позиционированию России как стратегического актора в глобальном миропорядке. Поэтому закономерно отражение высокой роли российского парламента в новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной главой государства 12 февраля 2013 года. В документе (п.96), подчеркивается, что «Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий ведут работу по законодательному обеспечению внешнеполитического курса страны и выполнению ее международных обязательств, а также способствует повышению эффективности парламентской дипломатии». Отмечается (п.102), что при подготовке внешнеполитических решений федеральные органы исполнительной власти на постоянной основе взаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, другими субъектами, включая партии, НПО и т.д.

Отметим в этой связи актуальность разработки Программы международной деятельности российского парламента на среднесрочную перспективу, согласованную не только между Государственной Думой и Советом Федерации, но и гармонизированную с Советом Безопасности, МИДом, другими внешнеполитическими игроками со стороны Российской Федерации. Поэтому целесообразно в ближайшее время решением руководителей палат Федерального Собрания В.Матвиенко и С.Нарышкина – создать совместную группу из числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы по подготовке соответствующего документа. К участию в ней следует привлечь экспертов из МИД, Агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству; Минэкономики, Минфина, Минкультуры, ФСБ, СВР, общественных организаций, типа Российской Ассоциации международного права, Российской Ассоциации содействия ООН, информагентств - ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА-Новости и других структур.

В процессе работы надо учитывать накопленный опыт парламентской дипломатии, прагматичное использование дипломатического и международно-правового инструментария (основные принципы международного права и Устава ООН, международные договоры, организации и конференции, мирные средства разрешения международных споров, международная защита прав человека, евразийская интеграция и т.д.). Этот опыт географически разнообразен (контрагентами Государственной Думы и Совета Федерации выступают парламенты более 100 национальных государств и значительное число международных организаций – ПАСЕ, Европарламент, ПА СНГ, ПА ОДКБ, ПА ОБСЕ, ПА НАТО, ПА ШОС и другие политически важные игроки), отражает международную повестку дня (по версии ООН), опирается на международно-правовые обязательства России.

Подтверждение этому – ратификационная деятельность Федерального Собрания в прошлом году. Опираясь на полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, Федеральным, законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года (ст.ст.16,17,23); другими федеральными актами, парламент Российской Федерации ратифицировал 63 международных акта. Партнерами России выступили 24 страны – Абхазия, Арабские Эмираты, Аргентина, Беларусь, Италия, Казахстан, КНДР, Кипр, Латвия, Лаос, Люксембург, Польша, Южная Осетия, США, Сингапур, Сальвадор, Франция, Чехия, Таджикистан, Швеция, Швейцария, Экваториальная Гвинея, Эстония, Япония. Среди международных организаций – ООН, ОДКБ, ВТО, Таможенный Союз, ЕЭП, ЕврАзЭС, СНГ, Европейское космическое агентство.

Этот список впечатляет. Солидным представляется и перечень предметов (вопросов) договорного регулирования. От политических (Договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили, Соглашение об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Эль-Сальвадор) до консульско-визовых (Соглашение между Российской Федерацией и США об упрощении визовых формальностей для граждан Российской Федерации и граждан Соединенных Штатов Америки; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об упрощении процедуры выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Японии); от социальных (Договор между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел) до космоса (Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством об учреждении в Российской Федерации Постоянного представительства Европейского космического агентства и его статуса от 10 апреля 1995 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях).

Обращает на себя внимание значительный массив договоренностей России в рамках евразийской интеграции (как двусторонних, так и многосторонних). Это отвечает приоритетному выбору ее внешней политики (в новой Концепции 2013 года тематика СНГ, ЕЭС, ОДКБ, Союзного государства, Таможенного Союза и др. возглавляет перечень региональных приоритетов дипломатии Российской Федерации). Среди таких договоренностей – Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества, Соглашение об основных принципах политики в области валютного контроля в государствах-участниках СНГ, Соглашение о статусе формирований сил и средств системы комплексной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, Договор о зоне свободной торговли и др.

Актуальными, содержательными выступают и другие направления парламентской дипломатии России. Непосредственно взаимодействуя с иными структурами (правительственными, гражданского общества, бизнес-кругами, регионами) международной деятельности Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации вносит значительный вклад в обеспечение ее миростроительного потенциала в условиях XXI века, преодоление противоречий, флуктаций и турбулентности в современных международных отношениях, повышение уровня эффективности всех систем мироуправления на базе основных принципов международного права и Устава ООН. Эта позитивная тенденция будет усиливаться и в новом политическом сезоне 2013 года.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме