19:00 23.01.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
В.Н. Лихачев: Ленинские идеи для современного международного порядка
2014-01-23 18:17
В.Н.Лихачев, депутат Государственной Думы, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук
Теоретическое и прикладное наследие В.И. Ленина, взятое в системе, в целом, а также его части, которые касаются политики, экономики, государства и права, истории, философии, социологии и культуры, других аспектов базиса и надстройки, актуально и прагматично в XXI веке.
В этом тезисе нет никакого преувеличения. Он – не абстрактен, не из сферы фантазий. Сила его конкретной содержательности идет от жизни, подпитывается ее соками и потребностями. Мощь такого наследия, запрос на него, определяются той атмосферой, в которой миросообщество ныне формируется, функционирует и реформируется. Если говорить предметно, то нельзя ни обратить внимание на существование в нем массы противоречий и коллизий, затрагивающих все основные группы акторов – государства, народы, нации, а также их организации и союзы. Среди них – кризис глобализации, мультикультурности, материальная поляризация мира (богатство – нищета), цивилизационные и ценностные разломы, территориальные и этно-конфессиональное напряжения и споры, доходящие до незаконного применения вооруженной силы, разрыв между декларациями о защите прав и свобод человека и реальной практикой их обеспечения, гендерное неравенство и другие примеры. Они обозначены в Международной Повестке дня (по версии ООН) в качестве приоритетов деятельности суверенных государств и межправительственных организаций на современном этапе. Достаточно полное описание этой "критической массы" мироустройства дано в Концепции внешней политики Российской Федерации 2012 г. Анализ существующих реалий (плюсовых – такие имеются, и минусовых) и, тем более, выработка эффективных рекомендаций по управлению мировыми процессами на базе основных принципов международного права и Устава ООН требуют особой, адекватной времени и социальным запросам методологии. Ее поиск не может не привести к ленинским оценкам той эпохи ХХ века, в которой он жил и творил. Значение имеет и тот инструмент исследования, опирающийся на постулаты диалектического и исторического материализма, политической экономики, системности, взаимодействия природы и общества, государства и права, политики и морали и т.д., который он эффективно применял. Использование сегодня новых средств, например, интернет-технологий, математического анализа, структурной психологии, прикладной лингвистики и др. не отменяет практическую необходимость обращения к тому, что наработано великим, вне времени, мыслителем. В пользу именно такого подхода к концептуальному, теоретико-методологическому наследию В.И. Ленина говорит сам кластер сложных, многоуровневых проблем мировой глобалистики в лице международных отношений нового столетия. Их масштаб и разнообразие впечатляют. Назовем только некоторые, которые образуют комплексный объект для консолидации усилий членов международного сообщества в целях их решения. Среди таковых, наиболее знаковых, – всемирная и региональная безопасность, нераспространение и разоружение, борьба с терроризмом и пиратством, оргпреступностью, СПИДом, другими эпидемиями, экология, энергетика, демилитаризация космоса и мирового океана, реформирование международных организаций, включая финансового и торгового профиля, строительство региональных систем интеграции, борьба с международно-правовым нигилизмом, совершенствование международных судебных и третейских учреждений, межцивилизационный диалог, охрана детства и материнства, защита культурных ценностей и др. Многие из них не имеют аналогов в прошлом, у многих – большой заряд ориентации на будущее. И тем более значимым становится факт применения ленинского взгляда на мироустройство, его эволюцию, учет его мыслей в процессе прогнозирования ряда тенденций международной действительности. Применения на объективном, подлинно научном фундаменте, без какой-либо идеологизации и политизации. Скажем откровенно, не может не вызывать уважение прозорливость и глубина ленинских обобщений того времени. Сегодня значительная их часть полноценно ложится в канву развития миропорядка наших дней, становится культурно-информационным, научно-нормативным источником поиска оптимальных ресурсов и средств регулирования ряда вопросов международного и национального управления общественных (в широком смысле) отношений. Один только пример в подтверждение вышесказанного. Речь идет о ленинском Декрете о мире 1918 г., который, предлагая концепцию мироустройства на принципах всеобщего мира и справедливости, обладает значительным объемом социальной ценности. Его актуальность сохраняется до сих пор, получив развитие в солидном массиве конституций суверенных государств, международных договоров и соглашений, общественных и политических декларациях.
Концепция, продуманная и разработанная В.И. Лениным, непосредственно охватывает системно связанные друг с другом аспекты. Среди них - демократическое правосознание, принципы равноправия и самоопределения народов, мирного сосуществования, уважения суверенитета, запрещение войны как средства решения международных споров, прекращение гонки вооружений, формирование коллективных инструментов регулирования международных отношений в виде международных организаций и конференций. Документ настолько объективно, органично и полно выражал единство интересов национальных государств вкупе с потребностями мирового сообщества, что стал и остается до сих пор фактором многоформатного влияния на стратегию и тактику мироуправления. Отметим, что этот момент признают и исследуют многие ученые, политики, дипломаты на Востоке и Западе, работающие или связанные с международной сферой. Примечательно, что в международной учебной, научной среде интерес к трудам В.И. Ленина, в том числе по тематике внешней политики, так же как и трудам К.Маркса, имеет тенденцию к расширению. Библиотечные и электронные индексы дают на этот счет объективную картину. И дело не только в левом тренде, который активно формирует современное государство и общество, но и в рационализации подходов к достижению практических результатов мироурегулирования. Ленинская методология, теория и практика (в том числе дипломатия молодого социалистического государства) целенаправленны именно на такое действие. История Декрета о мире, других внешнеполитических решений России и СССР – это период творческого, креативного и, главное, их реального влияния на позитивное движение международного порядка XX-XXI вв. В подтверждение тому – конкретные факты. Назовем только наиболее заметные, общепризнанные и консенсуальные. Итак: создание Организации Объединенных Наций, включая Совет Безопасности, Международный суд, другие главные органы ООН; развитие Сообщества как многополярного мира; деколонизация; кодификация и прогрессивное развитие международного права (созданы целые отрасли – право международных договоров, дипломатическое и консульское право, гуманитарное право, воздушное, космическое, морское, право ответственности, другие массивы); формирование корпуса императивных норм международного права во главе с основными и общими принципами международного права (уважение суверенитета государств, равноправие, невмешательство во внутренние дела, нерушимость границ, территориальная целостность, равноправие и самоопределение наций и народов, уважение прав человека, обязанность сотрудничать, соблюдение международных договоров и международно-правовых обязательств и др.), строительство всемирной и региональной систем безопасности, выработка общепризнанного определения агрессии, универсализация многосторонних договоров общего характера; создание наряду с государственной публичной и парламентской дипломатии, распространение движения общественности в поддержку мира и сотрудничества. Еще раз подчеркнем, что связь, соотносимость ленинских идей с международным, юридическим, внешнеполитическим пространством, с процессами, в нем идущими, – очевидна. И историческая эволюция не влияет на этот постулат.
Интеллектуальная сила, концептуальная энергия, творческие элементы анализа и практики, опыт их применения в международном сообществе – все это делает ленинское наследие востребованным не только в рамках изучения политических процессов ХХ в., исторически, но и позволяет воспринимать его как концентрированную систему принципов и взглядов на пути (механизмы) регулирования международных проблем. И значение этого наследия (в философском, прагматичном смысле) настолько серьезно, содержательно и системно, настолько связано с проблемами сегодняшнего времени и будущего, что позволяет поставить вопрос о восстановлении исторической справедливости в оценках В.И. Ленина как одного из авторов стратегии развития современного международного порядка. О чем идет речь? О начале процесса выдвижения В.И. Ленина в кандидаты на присуждение Нобелевской премии мира. Она вручается ежегодно Нобелевским комитетом в Осло физическим лицам и организациям, внесшим выдающийся вклад в области укрепления мира. Известно, что в 1917 г. Норвегия выступила с инициативой присуждения Нобелевской премии мира Владимиру Ленину с формулировкой "За торжество идей мира", как ответный шаг на изданный в Советской России "Декрет о мире". Нобелевский комитет данное предложение отклонил в связи с опозданием ходатайств к установленному сроку – 1 февраля 1918 г. Однако вынес решение: комитет не будет возражать против присуждения Нобелевской премии мира В.И. Ленину, если существующее российское правительство установит мир и спокойствие в стране. Однако из-за гражданской войны премия не была присуждена. Возобновить процесс можно после консультаций с представителями международного коммунистического и рабочего движения, с тем, чтобы список лиц, которые имеют право выдвижения, был солидный, широкий, интернациональный. Согласно Уставу Нобелевского фонда, ими могут быть, в частности, члены национальных парламентов и правительств различных стран, а также члены Межпарламентского Союза. Следовательно, решение о выдвижении можно принять в рамках международного межпарламентского партнерства и сотрудничества. Думается, в этом случае оно получит широкую, активную поддержку представителей современных левых движений и партий. И не только. Но и тех сил, выступающих за мир, безопасность и сотрудничество, которые понимают, что такое коллективная ответственность за порядок в международных отношениях XXI века.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме