17:46 20.05.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

В.Н. Иконников: Невыплаты зарплат бюджетникам в конце 2013 года, как фактор возможной отставки правительства РФ?

2013-05-20 17:31
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

17 мая Комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока провел расширенное заседание по вопросу «О ситуации в субъектах Российской Федерации, связанной с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года». Провел заседание Председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Н.М. Харитонов. На заседании выступил депутат Госдумы фракции КПРФ В.Н. Иконников.

- 7 мая 2013 года исполнился  ровно год с момента издания Указов Президента, предусматривающих поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы. Их исполнение потребовало от Правительства РФ значительных и финансовых и организационных ресурсов. Однако, последнее совещание  у Президента РФ 7 мая 2013 года показало, что для исполнения Указов этого явно не хватает. Сделаны оргвыводы. Уволен  вице-премьер Правительства РФ В.Сурков. Ранее отправлен в отставку министр Регионального развития О.Говорун. На совещании Президент призвал к необходимости публичной, политической, персональной ответственности каждого члена правительства РФ и пообещал в конце года встретиться с каждым из министров и заслушать их доклады по выполнению майских указов…

17 мая 2013 года Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, по инициативе депутатов фракции КПРФ, провел расширенное заседание с обсуждением вопроса «О ситуации в субъектах Российской Федерации, связанной с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года».

Поводом для рассмотрения этого вопроса на заседании Комитета послужила тревожная информация, поступающая из субъектов Российской Федерации. Она связана с нехваткой финансовых средств в регионах России для исполнения указов Президента Российской Федерации, предусматривающих поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы.

По данным Министерства финансов РФ на 1 апреля 2013 года общая потребность на реализацию в 2013 году Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688 составляет 337,4 млрд. рублей.  В консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации на 2013 год предусмотрено средств на указанные цели в объеме 209,1 млрд. рублей (это 62%). И это без учета города Москвы и Московской области. Счетная Палата РФ отмечает, что дефицит средств только на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в 2013 году отмечается почти во всех регионах и составляет более 140 млрд. рублей.

О чем говорят эти цифры? В первую очередь о нехватке финансовых средств в регионах России на исполнение в полном объеме Указов Президента РФ и в первую очередь для выплаты увеличенной заработной платы работникам бюджетной сферы (образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения). Например, только в Курганской области заработная плата педагогов общего образования должна увеличиться на 44 % (с 13,2 тыс. рублей до 19 тыс. рублей), а педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – на 88% (с 9,1 тыс. рублей до 17,1 тыс. рублей). Это требует значительных финансовых ресурсов.

Сегодня на всех селекторных совещаниях, проводимых министерствами по этой проблеме, стоит стон на всю Россию. Более 3/4 регионов говорят о нехватке собственных ресурсов на исполнение указов в полном объеме. Ответственность и Центра и регионов взаимная. Но Правительство ни может не видеть, что угроза невыплат зарплат в 4 квартале 2013 года может стать реальностью, если не предпринять меры, в том числе по поддержке консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Мы помним, когда в середине 90-х задержки выплаты заработной платы работникам образования достигали нескольких месяцев в течении длительного времени. Они привели к массовым выступлениям протеста и полностью дискредитировали власть.

Другая серьезная проблема исполнения президентских Указов – обеспечение жильем детей-сирот. Несмотря на запланированный объем финансирования на 2013 год, регионы столкнулись с резким ростом текущих финансовых обязательств в связи с ростом числа очередников и обращений граждан в судебные органы.  К примеру, в Орловской области к 110 млн. руб., предусмотренным в бюджете на 2013 год уже требуется дополнительно 50 млн. рублей на исполнение судебных решений по обеспечению жильем детей-сирот. А это проблема, которая может перейти из финансовой – в политическую. Необходим эффективный механизм. И здесь можно согласиться с В.Матвиенко, председателем Совета Федерации ФС РФ об использовании опыта обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны применительно к решению проблемы жилья детей-сирот и увеличения доли софинансирования на эти цели федерального центра до 50%.

Складывающаяся ситуация в регионах вновь поднимает проблему федеральных «необеспеченных мандатов» и сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Принимая в Москве решения, которые увеличивают расходы регионов и не подкреплены финансовыми ресурсами, федеральный центр тем самым заставляет субъекты РФ сокращать капитальные расходы и наращивать заимствования, которые увеличились за последние два года на 260 млрд. рублей. Объем возврата почти в два раза превышает объем кредитов, которые они могут попросить из федерального бюджета с 2013 по 2015 год. А запланированного на 2013 - 2015 годы увеличения доходов консолидированных бюджетов субъектов и дополнительной финансовой помощи на увеличение зарплаты в размере 100 млрд. рублей, по мнению экспертов, будет явно не достаточно. Кроме этого, субъекты говорят о сокращении своей доходной базы в связи с направлением доходов от акцизов на нефтепродукты и транспортного налога на формирование дорожных фондов.

В этой ситуации, регионы, скорее всего, пойдут на увеличение заимствований, но уже в коммерческих банках. И это при том, что ряд регионов находятся в предбанкротном состоянии. К примеру в Республике Карелия, с учетом принятых расходных обязательств, к концу 2013 года долг возрастет до 68 % от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета республики. И таких примеров много.

Очевидность проведения реструктуризации их бюджетных кредитов понятна многим и этого требуют субъекты РФ. Правительство должно изменить бюджетно-кредитную политику в отношении регионов, исключив наращивание их долговой кабалы.

В этой связи ряд мер Правительства мы уже зафиксировали. Это последние поправки в бюджет 2013-15 годов, внесенные в Госдуму и рассмотренные 15 мая 2013 года в первом чтении. Однако они говорят лишь о незначительных попытках Правительства исправить ситуацию к лучшему.

 Так из 171,2 миллиарда рублей, общего объёма ресурсов, перераспределяемых в федеральном бюджете, на исполнение обязательств в рамках указов Президента предлагается направить субсидии субъектам Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования 50 миллиардов рублей. Проведена реструктуризация по бюджетным кредитам субъектов РФ в размере 38,681 млрд.руб. Однако – это капля в море, когда общая задолженность регионов приближается к 1 трлн. 355 млрд. рублей. А задолженность по кредитам с возвратом в 2013-15 годах составляет 405,2 млрд.рублей – сумма превышающая годовые расходы на исполнение указов Президента. На этом фоне предлагаемое Правительством РФ увеличение предоставления субъектам РФ бюджетных кредитов в этом году на 32 миллиарда рублей, как вы понимаете, проблему кардинально не решает. Более того, в полном объеме они не пойдут на исполнение Указов, так как часть из них будет направлена на нужды сельского хозяйства регионов.

Министр финансов Антон Германович Силуанов заявил в Госдуме 15.05.2013 г., что из 400 миллиардов рублей, которые затратят в текущем году субъекты Российской Федерации на реализацию указов, Минфин РФ уже учел в бюджете этого года около 100 миллиардов рублей. В общей сложности с учетом внесенных поправок в бюджет Правительство РФ берет на себя финансирование более трети тех обязательств, которые субъекты Российской Федерации в этом году дополнительно понесут. Будут перенесены сроки погашения, возврата кредитов, бюджетных кредитов в федеральный бюджет на 2014-2015 годы, однако конкретная сумма пока не названа.

Руководитель Минфина уверил депутатов, что ведомство мониторит ситуацию в регионах, и рассчитывает, что те дополнительные доходы, которые в этом году регионы получат, им будет достаточно для того, чтобы профинансировать оставшиеся 2/3 дополнительных затрат субъектов Российской Федерации на реализацию указов. В случае, если Минфин увидит, что ситуация будет меняться не в лучшую сторону, то, соответственно, осенью обязательно к этому вопросу детальнейшим образом вернутся и примут необходимое решение.

Это позиция Минфина, высказанная при рассмотрении в Госдуме поправок в федеральный бюджет. Это жесткая позиция, направленная на стимулирование субъектов РФ к поиску дополнительных ресурсов, либо перераспределению существующих.

На это есть основания. Согласно сценарным условиям, основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015-16 годов в среднесрочной перспективе согласно заложенным гипотезам доходы бюджетной системы на период 2014-2016 гг. по всем вариантам макроэкономического прогноза снижаются. Указанное сокращение будет в первую очередь связано со снижением нефтегазовых доходов. Это ближайшая перспектива.

Сегодня же статистика фиксирует замедление темпов экономического роста. Ситуация движется к стагнации. В этих условиях Правительство РФ должно кардинально изменить подход к финансированию субъектов Федерации.

А что же хотят регионы? На основе имеющейся в Комитете информации их предложения можно сгруппировать следующим образом:

  1. Выделение регионам дополнительной финансовой помощи из Центра;
  2. Реструктуризация долгов;
  3. Изменения методики повышения зарплаты в части применения не прогнозной величины средней заработной платы в регионе, а фактически сложившейся за отчетный квартал, либо отчетный год, либо увязать среднюю заработную плату работников бюджетной сферы с величиной прожиточного минимума в соответствующем регионе.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что проблема исполнения Указов Президента существует и с учетом кризисных явлений в экономике страны к концу этого года может обострить социально-политическую ситуацию не только отдельных регионов, но и страны в целом. В этих условиях мы, депутаты Государственной Думы, представители власти субъектов РФ должны видеть и четко понимать действия Правительства на ближайшую перспективу в решении конкретных проблем исполнения Указов Президента, существующих в регионах.

Комитет взял на контроль исполнение Указов Президента РФ. Своим решением рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке комплекса мероприятий, направленных на устранение возникших проблем с реализацией указов Президента Российской Федерации по увеличению заработной платы, предусмотрев при этом в ходе исполнения федерального бюджета в 2013 году возможность:

-          выделения дополнительных бюджетных ассигнований на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации указов Президента Российской Федерации по повышению заработной платы работников учреждений образования, здравоохранения, учреждений медико-социальной экспертизы, культуры и социального обслуживания населения;

-           реструктуризации и (или) частичного списания задолженности по бюджетным кредитам федерального бюджета, выданным субъектам Российской Федерации, на частичное покрытие дефицитов бюджетов.

Решение Комитета и Предложения субъектов Российской Федерации по обеспечению реализации указов Президента Российской Федерации, высказанные на заседании и поступившие в Комитет будут направлены в Правительство Российской Федерации для реагирования.

Осенью 2013 года Комитет вновь вернется к этому вопросу в качестве контроля.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме