16:15 24.05.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
В.Н. Иконников: Исключить долговую кабалу регионов!
2013-05-24 15:58
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
Выступление В.Н. Иконникова 24 мая 2013 года на заседании Государственной Думы на «правительственном часе» по информации министра регионального развития Российской Федерации И.Н.Слюняева.
- Уважаемые коллеги!
Одним из важнейших объективных критериев эффективности реализуемой в стране региональной политики является динамика различий между лидирующими и отстающими субъектами Федерации по основным показателям социально-экономического развития.
В России эти различия традиционно велики. Они, к сожалению, продолжают расти внушительными темпами. К примеру, если по среднедушевому показателю ВРП в 2003 году субъекты Российской Федерации различались в 58 раз, то уже к 2010 году этот показатель превысил 67 раз. Более 70% собранных доходов сформированы на территориях 10 субъектов Российской Федерации. При этом около 50% приходится на г. Москву.
Действующая модель региональной политики создает антистимул для развития экономики большинства регионов. Полагаем необходимым Правительству Российской Федерации разработать проект федерального закона «Об основах государственной региональной политики в Российской Федерации», в котором предусмотреть увязку отраслевого и территориального принципа государственной региональной политики.
В этой связи при подготовке внесенного Правительством проекта федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании» к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении считаем необходимым предусмотреть в законопроекте концептуальный документ в области регионального развития - Концепцию региональной политики Российской Федерации, разрабатываемую в недрах Минрегиона России. Хорошо, что руководитель Минрегиона И.Н.Слюняев сегодня поддержал это предложение.
К вопросу о межбюджетных отношениях и необеспеченных мандатах.
Следует посмотреть в этой связи на исполнение Указов Президента России 2012 года № 597, 761, 1688. Счетная Палата РФ отмечает, что дефицит средств только на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в 2013 году отмечается почти во всех регионах и составляет более 140 млрд. рублей.
Более 2/3 регионов говорят о нехватке собственных ресурсов на исполнение указов в полном объеме. Нельзя не видеть, что угроза невыплат зарплат в 4 квартале 2013 года может стать реальностью, если Правительство РФ не предпримет меры, в том числе по поддержке региональных консолидированных бюджетов.
Другая проблема исполнения Указов – это обеспечение жильем детей-сирот. Несмотря на запланированный объем финансирования на 2013 год, регионы столкнулись с резким ростом текущих финансовых обязательств в связи с ростом числа очередников и обращений граждан в судебные органы. В результате дополнительная потребность на исполнение судебных решений по обеспечению жильем детей-сирот превышает выделенные ассигнования от полутора до двух раз.
А это проблема. Регионы просят увеличить доли софинансирования на эти цели федерального центра до 50%.
Давайте посмотрим на исполнение 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Жилище». На реализацию подпрограммы «Выполнение гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011-15 годы в бюджете предусмотрено только 52,5% средств от общего объема финансирования. Планируется результат, когда целевые показатели программы не будут достигнуты.
Другая региональная проблема, связана с обеспечением жильем ветеранов ВОВ в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Проблема в том, что размер социальной выплаты не позволяет ветеранам приобрести жилье и требует привлечения значительных дополнительных средств.
Объем субвенций из федерального бюджета регионам на социальные выплаты рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по региону, устанавливаемой Министерством Регионального развития.
На 1 кв. 2013 года стоимость 1 кв. м. жилья, установленная Минрегионом к примеру для Орловской области составила 25,4 тысячи рублей. При этом средняя рыночная стоимость 1 кв. м. жилья составляет около 36 тысяч рублей. Соответственно общий размер социальной выплаты ветерану составляет 914,4 тысячи рублей, а реальная стоимость 1-комнатной квартиры колеблется в диапазоне от 1,2 – 1,6 млн. рублей. Регионы вынуждены крутиться как ужи на сковородке для закупки жилья ветеранам. Такую политику надо менять!
Складывающаяся ситуация в регионах вновь поднимает проблему федеральных «необеспеченных мандатов» и сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Принимая в Москве решения, которые увеличивают расходы регионов и не подкреплены финансовыми ресурсами, федеральный центр тем самым заставляет субъекты РФ сокращать капитальные расходы и наращивать заимствования, которые увеличились за последние два года на 260 млрд. рублей. Объем возврата почти в два раза превышает объем кредитов, которые они могут попросить из федерального бюджета в 2013-15 годах. Кроме этого, субъекты говорят о сокращении своей доходной базы в связи с направлением доходов от акцизов на нефтепродукты и транспортного налога на формирование дорожных фондов.
В этой ситуации, регионы, скорее всего, пойдут на увеличение заимствований, но уже в коммерческих банках. И это при том, что ряд регионов находятся в предбанкротном состоянии. К примеру в Республике Карелия, с учетом принятых расходных обязательств, к концу 2013 года долг возрастет до 68 % от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета республики.
Очевидность проведения реструктуризации их бюджетных кредитов понятна многим и этого требуют субъекты РФ. Правительство должно сменить бюджетно-кредитную политику в отношении регионов, исключив наращивание их долговой кабалы.
Назрела необходимость подготовки и принятия федерального закона о развитии Дальнего Востока. Закон должен заложить основу роста промышленности, транспорта, социальной сферы дальневосточных субъектов. 29 ноября 2012 года президиум Государственного Совета рассмотрел вопрос «О повышении уровня социально-экономического и демографического развития Дальнего Востока и Забайкалья на основе реализации долгосрочных государственных программ». Вроде все согласны. Но пока тишина.
Для нас бесспорно стратегическое значение Арктики. Это узел пересечения долгосрочных законных национальных интересов Российской Федерации. Арктика на длительную перспективу - важнейшая ресурсная база страны и опорный регион для наращивания ее транзитного потенциала по национальной транспортной магистрали Северного морского пути. Поддерживая создание при Министерстве регионального развития Российской Федерации Рабочей группы по подготовке проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», подчеркиваем необходимость ускорения его разработки.
Министерству регионального развития желаю успехов.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме