18:30 17.01.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
В.М. Мархаев в газете «Правда»: Как бурятские законодатели «обанкротили» Конституционный суд
2014-01-17 14:55
По страницам газеты «Правда», депутат Госдумы В.М. Мархаев
Как депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, представляющий Республику Бурятия, хотел бы привлечь внимание российской юридической общественности — да, думаю, и не только юридической — к серьёзной проблеме, связанной с нарушением режима конституционной законности в отдельном субъекте Российской Федерации.
С 25 ОКТЯБРЯ 1994 года в Республике Бурятия действует Конституционный суд — орган конституционной юстиции, осуществляющий проверку нормативных правовых актов, принятых в республике, на соответствие их Конституции. За это время судом принято 45 постановлений, которыми были признаны несоответствующими Конституции Республики Бурятия ряд актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также дано толкование отдельным положениям республиканской Конституции. Кроме того, более 50 граждан нашли защиту своих прав и свобод в Конституционном суде Республики Бурятия.
Однако 5 ноября 2013 года законодательный орган республики — Народный Хурал — принял Закон № 94-V «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия», которым, в частности, приостановлено с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года действие Закона «О Конституционном суде Республики Бурятия», объяснив это дефицитом бюджета.
За принятием этого акта, по моему мнению, скрываются такие моменты, требующие юридической оценки, как, например, предполагаемое нарушение конституционных прав граждан, в частности конституционного права гражданина на рассмотрение его дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом, или более фундаментального права — права на судебную защиту.
Особый правовой аспект касается пределов вторжения одной ветви власти в другую. Конституционный суд России в постановлении от 18 января 1996 года № 2-П указал, что разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в её субъектах. Возможно ли представить, что Государственная дума примет акт о приостановлении действия, например, Федерального закона «О Конституционном суде Российской Федерации»? Безусловно, нет. Это было бы вторжением законодателя в независимую судебную власть. Так почему позволено законодателю Республики Бурятия приостанавливать деятельность Конституционного суда республики?
Кстати, государственно-правовое управление президента России уже указало в письменном ответе на моё обращение, что ни Конституция Республики Бурятия, ни федеральное законодательство не предоставляют законодателю права приостанавливать полномочия действующих судов.
К слову, о бюджетной нагрузке. Разве можно обосновывать приостановление деятельности регионального суда бюджетным дефицитом, когда на одного главу Республики Бурятия тратится более 5 миллионов рублей в год, а на Народный Хурал — более 250 миллионов рублей? При этом расходы на Конституционный суд за год в среднем не превышали 8 миллионов.
В связи с вышеизложенным мне хотелось бы обратиться к юридической общественности России с призывом осмыслить и дать свою компетентную оценку такому поступку со стороны законодателей Бурятии в отношении одного из высших органов судебной власти республики — Конституционного суда. Надеюсь, описанная мной курьёзная ситуация получит своё отражение и в научных трудах, и в правоприменительной деятельности.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме