02:46 16.10.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

В КНР отметили столетие Синьхайской революции

В КНР достойно отметили столетие Синьхайской (по старокитайскому календарю синьхай — октябрь) революции, совершённой под руководством доктора Сунь Ятсена. С докладом на торжественном собрании выступил Генеральный секретарь ЦК Компартии Китая, Председатель КНР товарищ Ху Цзиньтао.

Гибель империи

Западные синологи называют этот юбилей «столетием свержения монархии». Китайцы мудро улыбаются, как люди, знающие истину, но не намеренные оспаривать её толкование. Западу так удобнее: лучше не вспоминать вооружённое восстание в Учане под социалистическими лозунгами, а говорить об уничтожении монархии. Ведь и американская революция ликвидировала колониальное всевластие британской короны, и революция в Германии смела власть кайзера, и революции во многих других вполне цивилизованных странах мира имели антимонархическую направленность. Так что исходя из принципов современной политкорректности лучше и Китай рассматривать в таком вот об-щем ряду.

Поскольку в российской (в отличие от западной) прессе недавние китайские торжества практически не освещались, очевидно, необходимы кое-какие пояснения. Прежде всего — о докторе Сунь Ятсене. Об этом выдающемся политике я беседовал с крупнейшим советским (российским) китаеведом, действительным членом Академии наук СССР (РАН) Сергеем Леонидовичем Тихвинским. Вот что он рассказал:

— После защиты диссертации я переделал её текст в книгу о внешнеполитических взглядах Сунь Ятсена. И намучился с Госполитиздатом. Приходилось несколько раз пересылать поправки к тексту из Китая, где я работал, дипломатической почтой — события развивались стремительно, и издательство не могло определиться, на что ориентироваться. Сунь Ятсен — фигура сложная. Вот я и решил прояснить ситуацию прямо у Мао Цзэдуна — было очевидно, что с его мнением никакое издательство спорить не будет. Мао Цзэдун знал Сунь Ятсена, в 1924 году руководил шестым выпуском организованных им крестьянских курсов в кантоне Гуанчжоу. Отвечая мне, Мао Цзэдун дал высокую оценку этому выдающемуся китайскому революционеру-демократу, отметив вместе с тем, что после смерти Сунь Ятсена Гоминьдан изменил его заветам.

Кто был Сунь Ятсен? Он был высокообразованным, интеллигентным человеком, получил хорошее образование, в том числе и за рубежом, где увлёкся социалистическими идеями и сознательно пришёл в революцию.

— Думаю, — сказал Тихвинский, — оценка Мао Цзэдуна имеет значение для понимания того, как китайские коммунисты подходят к интеллигенции.

…А теперь вернёмся в Пекин, в Дом народных собраний, где товарищ Ху Цзиньтао говорит о столетии Синьхайской революции.

«Сто лет назад революционеры, представляемые доктором Сунь Ятсеном, совершили потрясшую весь мир Синьхайскую революцию, положив тем самым начало небывалым в Китае социальным преобразованиям», — подчеркнул нынешний китайский лидер.

Как известно, винтовка рождает власть. В Учане (ныне район города Ухань) борцы за новый Китай в октябре 1911 года подняли вооруженное восстание. Учан тогда был важным экономическим и политическим центром страны, имевшим огромное значение и для её центрального региона, и для приморского востока. Войска учанского гарнизона восстали и при поддержке населения провозгласили новую власть. Учан стал символом китайской революции, вехой в новой истории страны.

Начатая Сунь Ятсеном в Учане революция покончила с самым древним монархическим устройством на земле — с императорским правлением, утвердившимся ещё в 221 году до нашей эры. Как подчеркнул в своём докладе Ху Цзиньтао, беспомощность феодального государства, военные смуты, постоянная угроза голода, массовая нищета ввергли китайский народ в пучину тяжелых страданий. После Опиумной войны 1840 года, целью которой было открыть китайский рынок для западных торговцев наркотиками, варварская интервенция колониальных держав поставила китайскую нацию на грань гибели.

В огне Синьхайской революции нашло своё концентрированное выражение осознание китайским народом необходимости свергнуть феодальное самодержавие, завоевать национальную независимость и поднять страну, добиться её великого возрождения. Революционеров не останавливали никакие жертвы.

«И хотя Синьхайской революции, обусловленной ходом истории и социальными условиями, так и не удалось изменить полуколониальный и полуфеодальный характер старокитайского общества и освободить китайский народ, она, тем не менее, положила начало национально-демократическому революционному периоду новой истории Китая, максимально стимулировала раскрепощение сознания китайской нации, открыла шлюзы для прогресса страны», — сказал на торжественном собрании Ху Цзиньтао.

Время стратегических шансов

Синьхайская революция ознаменовала время стратегических шансов, которые великая страна не упустила. Реализация новых возможностей связана с огромной, эпического масштаба работой Коммунистической партии Китая (КПК).

В сегодняшнем Китае подчёркивают: в 1921 году в процессе соединения марксизма-ленинизма с китайским рабочим движением в ответ на требования времени возникла КПК. С этих пор китайский народ сплотился вокруг своей марксистской партии, которая, опираясь на передовую теорию, придала революции совершенно новый облик.

Ху Цзиньтао подчёркивает, что китайские коммунисты как самые твёрдые сторонники, самые близкие партнёры и самые верные продолжатели дела, начатого доктором Сунь Ятсеном, непрерывно развивают великие устремления Синьхайской революции. «Неоднократно терпя неудачи после Синьхайской революции, доктор Сунь Ятсен стал видеть в китайских коммунистах близких друзей, — заявляет сегодняшний китайский лидер. — С твёрдой решимостью реорганизовав Гоминьдан, он стал претворять в жизнь три основные установки: союз с Россией, союз с КПК, поддержка рабочих и крестьян».

Сунь Ятсен пишет вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину. Послание проникнуто огромным уважением к великой Советской стране и надеждой на её поддержку китайской революции. Реакция осторожная. Ленин — Чичерину: я Сунь Ятсена не знаю, но нашего человека к нему послать нужно. Посланец Ленина — Михаил Бородин, профессиональный революционер — отбыл в Китай. С его именем в КНР обоснованно связывают установление постоянных контактов между двумя великими революционными державами. Бородина до сих пор чтут в КНР.

К сожалению, Сунь Ятсен умер раньше, чем союз красной России и демократического Китая дал свои весомые плоды. Письмо соболезнования китайским друзьям подписал секретарь ЦК РКП(б) И. Сталин. Он постоянно держал руку на пульсе китайской революции, личный вклад Сталина в победы китайского народа огромен и незабываем.

Сейчас в КНР, анализируя опыт революционеров прошлого, подчеркивают главную задачу — возрождение китайской нации. И добавляют: путь к достижению этой великой цели долог. Главные ориентиры здесь — марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина, роль Компартии как выразителя интересов народа.

В Китае постоянно обращаются к бесценному наследию доктора Сунь Ятсена, который через призму времени предстает перед современниками как великий национальный герой, великий патриот и великий предшественник китайской демократической революции. Он первый бросил клич «Возродим Китай!» Развернув знамя борьбы против господства феодального абсолютизма, он выступил с политической программой из трех фундаментальных принципов: национальное самосознание, народовластие и народное благоденствие.

После образования нового Китая КПК, унаследовавшая идеалы доктора Сунь Ятсена, успешно совершила переход от новой демократии к социализму, развернула крупное социалистическое строительство, а затем продвинула вперед великое дело реформ, открытости и социалистической модернизации. Успехи Китайской Народной Республики очевидны, они привлекают внимание всего мира. Как подчеркнул в своём докладе товарищ Ху Цзиньтао, «сейчас народы нашей страны, преисполненные гордого пафоса, ведут солидарную борьбу во имя построения средне-зажиточного общества и ускорения социалистической модернизации. Давнее желание доктора Сунь Ятсена и прекрасные мечты других зачинателей Синьхайской революции, их надежда поднять Китай сегодня уже сбылись или сбываются. У великого возрождения китайской нации — невиданные светлые перспективы».

И далее китайский лидер заявил: «В походе к великому возрождению нам нужно неизменно укреплять руководящую роль Компартии Китая, твердо идти по пути социализма с китайской спецификой, твердо придерживаться теории социализма с китайской спецификой и дополнять её, укреплять социалистический строй с китайской спецификой и совершенствовать его».

Сообщество одной судьбы

В КНР не склонны недооценивать силу и влияние мирового капитализма, старающегося воспрепятствовать единению народа великой страны. Американские интриги вокруг Тайваня, стремление поддержать сепаратистов крупными поставками оружия, подтолкнуть их к братоубийственному военному конфликту с материковым Китаем получают достойный отпор. В связи с юбилеем Синьхайской революции в Пекине напомнили слова доктора Сунь Ятсена: «Объединение — надежда всех граждан Китая. Если оно осуществится, весь китайский народ заживет счастливо, а если не осуществится, он будет страдать».

Совершенно очевидно, что соотечественники на обоих берегах Тайваньского пролива — кровное сообщество одной судьбы, а континентальная часть страны и Тайвань — их общий дом. В Пекине подчеркивают: сегодня китайцам на обоих берегах пролива выпадает исторический шанс достичь совместного процветания, реализовать совместное планирование великого возрождения их общей нации. При этом важно помнить, что мирное развитие межбереговых отношений уже стало важной составляющей великого возрождения единого народа: накоплен солидный опыт положительных контактов между различными организациями, бизнес-структурами и отдельными гражданами обоих берегов пролива.

Ху Цзиньтао в своём докладе по случаю столетия Синьхайской революции конкретизировал ситуацию: «Нам нужно твердо усвоить лейтмотив мирного развития межбереговых отношений, крепить общий политический фундамент борьбы против так называемой независимости Тайваня, стимулировать тесный обмен и сотрудничество между соотечественниками с обоих берегов, вместе пользоваться плодами межбереговых связей, развивать лучшие традиции китайской культуры, усиливать национальную идентичность, позволяющие сообща делить радости и горести».

Наблюдатели выделяют «тайваньскую» часть доклада Ху Цзиньтао. По мнению многих, это серьезное послание сторонникам единства Китая в период обострения мировой экономической обстановки. Коммунисты напоминают приверженцам Гоминьдана и об их успешной совместной работе во времена Сунь Ятсена, и о вызовах сегодняшнего дня, которые сможет наиболее эффективно отразить единый Китай. При этом в Пекине однозначно отвергают упреки в стремлении к гегемонизму, повторяя слова Сунь Ятсена: «Если Китай станет могущественным, то мы должны будем не только восстановить статус нации, но и нести большую ответственность перед всем миром».

Коммунисты заявляют, что перспективы и судьба Китая всё теснее переплетаются с перспективами и судьбами всего мира. Показательно, что Ху Цзиньтао закончил свой доклад словами о гордости и уверенности: «Оглядываясь на столетнюю историю борьбы китайской нации, мы испытываем чувство безмерной гордости. Устремляя взор в светлые перспективы, мы преисполняемся уверенности».

P.S. Новости из Пекина подчеркивают актуальность стратегического постулата Сунь Ятсена о первостепенном значении союза Китая с Россией: на высшем правительственном уровне государства согласовали совместные действия в важнейших отраслях экономики — от сотрудничества в энергетической сфере до взаимодействия в хозяйственной модернизации и создания солидного общего инвестфонда. Счет тут идет на триллионы долларов. Как полагают наблюдатели, успех сотрудничества двух великих стран обещает стать важнейшим фактором глобальной стабилизации.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме