23:15 10.10.2019 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин провел в Краснодарском крае выездное заседание Комитета Госдумы по аграрным вопросам
2019-10-10 18:27
Пресс-служба В.И. Кашина
В заседании приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации И.В.Лебедев, вице-губернатор Краснодарского края А.Н.Коробка, Председатель Комитета по развитию агропромышленного комплекса и продовольствию Законодательного Собрания Краснодарского края А.И.Трубилин, депутаты-члены Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, руководство Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, руководители ведущих сельскохозяйственных научно-исследовательских институтов РАН, главы муниципальных районов и сельских поселений, сельскохозяйственные товаропроизводители Краснодарского края – в общей сложности более 400 человек.
С базовым докладом выступил В.И.Кашин. Содоклады были сделаны И.В.Лебедевым и А.Н.Коробка.
В рамках обсуждения сделанных докладов выступили депутаты-члены Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам И.В.Станкевич, О.А.Лебедев, Н.Д.Боева, В.В.Суббот, профессор кафедры общего и орошаемого земледелия Кубанского государственного аграрного университета В.П.Василько, директор ФГБУ «ЦАС «Краснодарский» О.А.Подколзин, доцент кафедры землеустройства и земельного кадастра Кубанского государственного аграрного университета В.Д.Жуков, глава фермерского хозяйства Ю.В.Ильченко, исполнительный директор по животноводству Агрохолдинга «Степь» А.А.Черечеча, и другие.
Участники заседания единогласно поддержали необходимость существенного повышения эффективности государственной политики в области рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе высоко оценили важность принятия проекта федерального закона № 681101-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий» и государственной программы по вовлечению заброшенных земель в сельскохозяйственный оборот и охране плодородия почв.
Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ,
Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина на выездном заседании Комитета на тему: «Законодательные аспекты рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения»
3 октября 2019 года г.Краснодар
Уважаемые товарищи!
О важности нашего сегодняшнего заседания говорить не приходится.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения в России за последние 25 лет сократилась почти в два раза. Из 638 млн. га осталось всего 380 млн. га. Это, по существу, катастрофическая ситуация!
Также сокращаются сельскохозяйственные угодья, пашня, посевные площади. Мы сегодня работаем на уровне 80 млн. гектар посевных площадей, а ведь совсем недавно было 117 млн гектар.!
Это говорит о неэффективности системы управления земельными ресурсами, о том, что люди, занимающиеся этой работой в Российской Федерации, явно не справляются с возложенными на них обязанностями.
Дело дошло до того, что коррупция и криминал уничтожают уникальные плодородные земли даже в наших научно-исследовательских институтах. Неизвестными работниками кадастра через коррупцию на уровне районов и регионов несуществующие никогда на федеральных землях земельные доли накладываются на ценнейшие коллекционные участки, питомниководческие участки, участки, находящиеся под опытными посевами, после чего переводятся в другие категории, многократно перепродаются и так далее. С этими преступными проявлениями мы сегодня ведем борьбу во многих наших научных центрах, привлекая уже не только Следственный комитет, но и Президента Российской Федерации.
Также хочу вам доложить о том, что вчера состоялось совещание у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева по вопросу повышения эффективности государственного управления земельными ресурсами, где с докладом о создании федерального фонда земель сельскохозяйственного назначения выступил Министр сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н.Патрушев.
При этом его предложения были торпедированы Министром экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкиным, Министерством финансов Российской Федерации, ФАС, Росреестром, а также Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.Л.Мутко.
После этого мы выступили с развернутым докладом и показали всю трагедию создавшегося положения в использовании земель сельскохозяйственного назначения – резкое сокращение площадей, в том числе сельскохозяйственных угодий, и деградацию почв. На конкретных примерах и с соответствующей аналитикой мы предложили выход из создавшейся ситуации. При этом наше ключевое предложение о разработке и принятии специальной Государственной программы по вовлечению заброшенных земель в севооборот и охране плодородия почв было поддержано Председателем Правительства Д.А.Медведевым и Заместителем Председателя Правительства А.В.Гордеевым.
Сегодня уже есть протокол этого совещания, в котором даны поручения Минсельхозу, Минэку и Минфину начать проработку соответствующей госпрограммы.
Наша общая борьба впереди, и она обязательно принесет результат! Дальше относиться так к богатствам нашей страны преступно!
Взгляните на то, как сегодня используется пашня в разрезе регионов.
По отношению к 1990 году процент использования пахотных земель во многих регионах скатился до 10-20%. Даже регионы центрального пояса с хорошими черноземами сегодня потеряли по 40% посевных площадей.
При этом кубанцы, казаки, земледельцы Краснодарского края к своим землям относятся трепетно. Они в этом ключе не потеряли того менталитета и отношения к Матушке-Земле, который был у наших предков. В результате Краснодарский край стал лидером в использовании земель сельскохозяйственного назначения, используя около 95% прежних посевных площадей.
Тревожная ситуация складывается и с плодородием земель.
У нас на пашне уже более 50 млн. гектар кислых почв, 23% солонцеватых почв. Мы видим, сколько у нас переувлажненных и заболоченных земель. Мы наблюдаем катастрофическую картину!
Казалось бы, в текущей ситуации балансу плодородия, компенсации питательных веществ, выносимых с урожаем с наших полей, должно уделяться особое внимание.
Но объемы внесения минеральных удобрений, после резкого падения в 90-е годы, наращиваются слишком медленными темпами, про органические удобрения вовсе забыли и продолжают вносить в 2,5 раза меньше, чем в 1990 году. В результате почвы продолжают утрачивать органическое вещество. Дело дошло до того, что уже более 60% почв в России имеют слабый и средний гумус.
Эта большая беда не обошла стороной и Краснодарский край. Кубанские черноземы деградируют, гумус с 6%-7% уже снизился до 3%-4%!
В каком состоянии мы оставим земли нашим правнукам? Велик риск оставить после себя пустыню!
Некоторые страны наглядно демонстрируют всю губительность такого сценария развития ситуации – уничтожив в погоне за сиюминутной выгодой свои плодородные земли, они вынуждены скупать сельхозземли в других странах.
Пора уже всем понять, что Земля-Матушка, Царица-Водица и Батюшка-Лес, это то достояние страны, к которому мы должны относиться так, как относились к нему наши родители, деды и прадеды – бережно, оставляя после себя это богатство преумноженным.
Вот почему мы 18 ноября в Колонном Зале Дома Союзов будем проводить по этой животрепещущей теме всероссийские парламентские слушания. Мы привлечем на свою сторону регионы, людей, работающих на земле, все формы хозяйствования, науку, для того, чтобы они сказали свое твердое слово о необходимости сохранения плодородия и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.
В боях под Москвой политруком были сказаны слова: «Ни шагу назад, позади Москва!». Так и мы сами себе должны сказать такие слова, и не пустить к земле тех хищников, которые стремятся сделать из нее движимое имущество, превратить это уникальное сокровище в товар и уничтожить, как средство производства в сельском хозяйстве, как средство существования огромного количества людей.
Именно поэтому мы организовали сегодняшнее выездное заседание. Мы рассматриваем земельные ресурсы, как основу благосостояния страны, каждой семьи, каждого человека.
Важно отметить, что мы начинаем отрабатывать эту большую тему по аналогии с тем, как мы работали на другом важнейшем направлении – развитии сельских территорий, возвращении в деревню той жизни, которая была там в светлые времена. Мы также проводили выездные заседания Комитета во многих регионах, провели всероссийские слушания в Большом зале Государственной Думы, докладывали этот вопрос на Совете законодателей Президенту Российской Федерации.
Для того, чтобы добраться до ближайшего врача сельскому жителю нужно ехать в среднем 85 км., десятками тысяч были уничтожены ФАПы, дошкольное образование доступно лишь 50% сельских детей в возрасте до 7 лет. Этими и многими другими вещами определяется недопустимо низкий уровень жизни наших сельских жителей!
В итоге мы достигли цели, и государственная программа комплексного развития сельских территорий была утверждена, причем с финансированием на уровне 2,3 трлн. рублей. И это при том, что на цели устойчивого развития села до того выделяли по 17 млрд. рублей в год.
У нас появилась реальная возможность коренным образом изменить ситуацию и по здравоохранению, и по образованию, по коммунальной инфраструктуре, по дорогам, и т.д. Но на нашем пути вновь встают те, кто не хочет возрождения деревни, и, по большому счету, не любят многонациональный народ нашей державы и Россию в целом.
Вопреки утвержденным параметрам новой госпрограммы в федеральном бюджете необходимого финансирования мы пока что не увидели. На 2020 год нам пытались всучить прежние 17 млрд. рублей. С боями мы вышли на 36 млрд. рублей, и продолжаем бороться за то, чтобы 2020 год, как пилотный, был обеспечен из федерального бюджета на уровне 80 млрд. рублей и 229 млрд. рублей консолидированного финансирования. Что касается 2021 и 2022 годов, то тут речь идет соответственно о 363 и 413 млрд. рублей общего финансирования ежегодно. От этой позиции мы не отступим!
Далее – о государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Нам удалось в 2019 году увеличить финансирование этой программы по сравнению с 2018 годом почти на 30%. В целом мы добились положительной динамики финансирования отрасли. Но по сравнению с исходной редакцией госпрограммы (редакцией 2014 года) все еще велик уровень ее недофинансирования. За прошедший период объем долга государства перед селом достиг 200 млрд. рублей.
Исходя из этого мы предложили то, как должны быть эти средства скомпенсированы, а также каким должно быть финансирование госпрограммы в перспективе.
К 2025 году мы должны выйти на уровень 500 млрд. рублей из средств федерального бюджета, и на стратегический 1 трлн. рублей в год общего финансирования.
Это те минимальные деньги, которые должны обеспечить должные темпы технического и технологического перевооружения, сохранения плодородия почв, развития мелиорации, и т.д. Не из воздуха берутся те рычаги, которые через преодоление лимитирующих факторов раскрывают генетический потенциал созданных нашими учеными сортов сельскохозяйственных культур.
Мы все эти вопросы отрабатываем через госпрограммы, через бюджет, и через те законодательные инициативы, которыми сегодня занимается наш аграрный Комитет вместе с Министерством сельского хозяйства.
Посмотрите, мы сегодня располагаем всего тремя тракторами и двумя комбайнами в расчете на 1000 гектаров пашни!
Это в 2,5-3 раза меньше, чем в той же Белоруссии, в 8-9 раз меньше, чем в США, не говоря уже о Германии.
При этом складывается такое ощущение, что реальное положение дел видим только мы, и из года в год нам приходится с большим трудом выбивать по 10-12 млрд. рублей на техническое перевооружение сельского хозяйства.
Нужно вместе бить в колокола и довести до сведения каждого, что из-за слабой энерговооруженности АПК Россия теряет огромное количество продовольствия.
Мы с академиками РАН посчитали, что из 295 млн. тонн произведенного продовольствия теряем 50 млн. тонн! От 20% урожая теряется на этапах уборки и хранения, и еще от 17% - на этапах переработки и потребления продовольствия.
В этой связи вопросами развития энерговооружености и логистической инфраструктуры мы должны заниматься в приоритетном порядке.
Далее - о мелиорации.
Успешные экономики, в том числе позиционирующие себя, как конкурентов нашему АПК, вышли уже на 40-50% мелиорируемой пашни. А мы нарисовали себе 7%, из которых реально участвует в производстве сельскохозяйственной продукции не более 3 млн. га мелиорируемых земель.
И это при том, что до 1990 года мы шли с теми же США вровень – по 13,5 млн. га орошаемых и осушенных земель было и у нас, и у них. Но затем они рванули вперед, а у нас развалили все, что было. И сегодня Индия и Китай по 1,5 млн. гектар мелиорируемых земель вводят ежегодно, а у нас с трудом около 100 тыс. га вводят, и говорят об этом, как о достижении.
В этой связи, уважаемые друзья, я хочу сегодня поблагодарить вас – глав районов, весь агропромышленный комплекс и крестьян края за ответственный подход и высокие результаты в работе.
Мы видим серьезную прибавку к тем 10 млн. тонн валового производства зерновых и зернобобовых, которые получали в крае к 1990 году. Сегодня это уже 14,5 млн. тонн, что является без преувеличения подвигом! Это весомый вклад в те 120 млн. тонн зернобобовых вместе с уборкой кукурузы на зерно, которые мы планируем получить в текущем году.
Конечно, этот результат стал возможен, в том числе, благодаря уникальным землям региона.
Если в целом по России доля земель сельскохозяйственного назначения составляет 23%, а более 60% - это земли лесного фонда, то в разрезе Краснодарского края все наоборот – 62% земельного фонда занимают земли сельскохозяйственного назначения.
Мы приехали не для похвалы, но не можем не отметить, что вы работаете на два шага впереди по многим вопросам.
На фоне уже описанных проблем деградации кубанских черноземов мы высоко оцениваем вашу инициативу об увеличении внесения органических удобрений до 6-7 тонн на гектар пашни, как и доведения в севообороте сидерального пара до 13%-14%. С учетом того, что на 1 гектар в крае уже вносят минеральных удобрений почти в 3 раза больше, чем в среднем по России, это чрезвычайно правильные решения.
Более того, принятый в крае закон «О плодородии» помог нам в разработке уже принятого в первом чтении законопроекта № 681101-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий». Предметная доработка данного законопроекта ко второму чтению и последующее его принятие позволит распространить ваш передовой опыт по сохранению земель сельскохозяйственного назначения, на всю страну!
Образцовой можно назвать и техническую вооруженность сельскохозяйственных организаций Краснодарского края, которая разительно отличается от среднего значения по Российской Федерации – 277 против 200 л.с. на 100 гектар посевных площадей. Край почти вышел стратегическую отметку в 300 л.с. на 100 га посевов!
Не можем не обратить внимания и на имеющиеся резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства Краснодарского края.
Первое – необходимость повышения эффективности работы с лимитирующими факторами, и в первую очередь через систему мелиорации. Это важно с точки зрения устойчивости получаемых в крае урожаев, ведь даже сравнив валовое производство зерновых и зернобобовых за последние 3 года, мы видим колебания в 2 млн. тонн!
Не можем мы сегодня не отметить и трехкратное снижение поголовья крупного рогатого скота, такое же снижение поголовья коров, шестикратное снижение поголовья свиней. За этими показателями падает и производство продукции животноводства.
При этом особое внимание, конечно, мы уделяем производству молока. Какими бы высокими ни были надои, по отношению к 1990 году производство молока в крае упало на четверть. А ведь молоко – это строитель организма молодого человека. В стакане молока 50% суточной нормы кальция. Именно поэтому мы работаем над законопроектом о горячем школьном питании, в котором также планируем учесть программу школьного молока.
Опыт на этом направлении у нас большой. В 20 субъектах Российской Федерации стакан молока дети получают по региональным программам. В Воронежской области есть начатый А.В.Гордеевым успешный десятилетний опыт работы на этом направлении. В пример можно привести и Белгородскую область, и ряд других регионов России.
Движение вперед должно быть и в Краснодарском крае, в том числе в интересах получения того количества органических удобрений, которое необходимо для эффективной работы с плодородием почв. Поэтому мы с воодушевлением оцениваем то, что и краевое законодательное собрание, и исполнительная власть сегодня предпринимают решительные шаги по развитию животноводства. Речь идет о выделении в следующем году на эти цели дополнительных 1,8 млрд. рублей. И это плюсом к 1 млрд. рублей, выделенному в текущем году.
Далее – о законопроектной работе. Нам удалось принять ряд прорывных законодательных решений.
По нашим садоводам и виноградарям - наряду с той поддержкой, которую мы оказываем им на направлениях закладки новых садов, по КАПЕКСам, в этом году нам удалось решить вопрос по снижению НДС на фрукты и виноград. Два с половиной года мы бились над этой проблемой и все же снизили НДС на указанную продукцию с 20% до 10%. Это большая наша победа. Принятое решение позволит нашим садоводам и виноградарям через увеличение оборотных средств более эффективно развивать производство, наращивать закладку новых садов, приближаясь к той площади плодоносящих садов, которая бы обеспечила эффективное импортозамещение.
В первом чтении мы приняли уже упомянутый законопроект «Об охране плодородия почв», приняли законопроект «Об агролесомелиорации», приняли изменения в закон «Об аквакультуре», и т.д.
Через законодательные инициативы мы решаем многие другие вопросы, которые стоят сегодня на пути эффективного развития агропромышленного комплекса. Это инициативы и по кооперативному движению, и по аквакультуре, и по льготным тарифам на электроэнергию, и др.
В заключение, уважаемые товарищи, еще раз хочу сказать и поблагодарить депутатов края, администрацию края за единогласную поддержку нашего законопроекта «Об охране почв». Я убежден, что в осеннюю сессию он будет принят и мы приступим к воплощению задуманного в жизнь. Убежден я и в том, что положительно будет решен вопрос с госпрограммой по вовлечению заброшенных земель в сельскохозяйственный оборот, тем более что мы увидели на этом направлении поддержку со стороны Председателя Правительства.
Наша комплексная борьба за поддержку крестьянства из федерального и региональных бюджетов, за сохранение плодородия и эффективное использование земельных ресурсов, за комплексное развитие сельских территорий – это три столпа эффективного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на долгие годы вперед.
Спасибо за внимание!
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме