12:01 02.06.2016 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И.Кашин провел расширенное заседание секции Высшего экологического совета на тему: «Актуальные проблемы правового регулирования создания лесопарковых зеленых поясов крупных городов»
2016-06-02 09:06
Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
31 мая 2016 года в Государственной Думе В.И.Кашин провел расширенное заседание секции Высшего экологического совета на тему: «Актуальные проблемы правового регулирования создания лесопарковых зеленых поясов крупных городов».
Мероприятие было открыто базовым докладом В.И.Кашина «Законодательное обеспечение сохранения и развития лесопарковых зеленых поясов мегаполисов».
В заседании также приняли активное участие Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства И.В.Валентик, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители науки, общественных организаций, бизнес-сообщества.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕСОПАРКОВЫХ ЗЕЛЕНЫХ ПОЯСОВ МЕГАПОЛИСОВ
(Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина на расширенном заседании секции Высшего экологического совета Комитета 31 мая 2016 года )
Уважаемые товарищи!
Сегодня мы поднимаем очень важную, чрезвычайно общественно значимую и чувствительную тему – сохранения и поддержания экологических функций о зелененных территорий вокруг крупных городов, или иначе – лесопарковых зеленых поясов.
Если в 1950 г. Нью-Йорк был единственным городом с населением более 10 млн. человек, то, как ожидается, к 2020 г. будет 23 таких города.
Москва, с учетом итогов Всероссийской переписи населения, входит в число городов с численностью населения свыше 10 млн. человек.
По данным переписи в Российской Федерации 15 мегаполисов - городов с численностью населения более 1 млн., в которых сосредоточено 40% городских жителей страны.
Для всех современных крупных городов России характерны одни и те же экологические проблемы, важнейшими из которых являются:
- ухудшение состояния воздушной среды;
- деградация водных ресурсов;
- сокращение сельскохозяйственных угодий;
- утрата и сокращение мест отдыха;
- возникновение и воздействие на организм человека электромагнитных полей и излучений;
- осложнение санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки;
- возникновение и усиление социальной напряженности в силу ухудшения экологической обстановки.
Существенной особенностью крупных городов является то, что с увеличением территории города и численности его жителей в них неуклонно возрастает концентрация загрязнения в различных районах. Это, прежде всего, касается г. Москвы и Санкт-Петербурга. Более 3,5 млн. москвичей живут в районах с тяжелой экологической обстановкой, а 1 млн. - в районах с катастрофическим уровнем загрязнения.
В этой связи проблема обеспечения достаточного уровня экологической безопасности населения приобретает особую актуальность.
Сегодня многие города нашей страны имеют лесопарковые защитные пояса. Но первым в этом ряду был лесопарковый пояс Москвы.
Лесопарковый защитный пояс Москвы (ЛПЗП) – важное звено в градостроительной концепции развития столицы. Являясь резервуаром чистого воздуха, он обеспечивал улучшение городской среды и выполнял важную архитектурно-художественную задачу, органически связывая городской и пригородный ландшафт.
Создание лесопаркового защитного пояса вокруг Москвы впервые предусматривалось Генеральным планом реконструкции Москвы 1935 г.
По этому плану город должны были окружить на ширину до 10 км малозастроенные, богато озеленённые и обводнённые территории. В таком виде лесопарковый пояс вместе с ближайшими лесами области и насаждениями города должен был формировать целостную, разветвленную систему озеленения столицы. На долю лесопаркового пояса в этой системе приходилась оздоровляющая функция, связанная с улучшением микроклимата и возможностей массового загородного отдыха. Зеленый пояс должен был быть наиболее тщательно оберегаемой частью пригородной зоны. Он должен был ограничить территориальные расширения городской застройки путём закрепления границ города со строгим запрещением дальнейшего строительства в пределах зелёного пояса. В первом Генплане социалистической Москвы удалось решить многие санитарно-гигиенические и экологические проблемы.
В центре внимания проектировщиков, разработавших к 1932 г. схемы реконструкции и перспективного развития Москвы, находилась концепция экологически оптимального города с высоким уровнем озеленения и благоустройства, четким функциональным отделением жилых районов от промышленности и транспорта.
Одним из главных экологических в своей основе решений Генплана стало создание кольца парков вокруг центра, включившего Воробьевы горы, Фили, Серебряный бор, Покровское, Тимирязево, Останкино, Сокольники, Измайлово, Кусково
Лесопарковый защитный пояс Москвы, называвшийся в истории советского градостроительства «заповедным зелёным кольцом, лесной оградительной зоной, зелёным поясом», – воплощение идеи, выношенной историческим опытом градостроения, провозглашенной социалистами-утопистами XVIII–XIX вв., сформированной архитекторами в конце XIX в. и законодательно реализованной советским государством.
В 1935 г. лесопарковый защитный пояс Москвы стал неотъемлемой частью планировочной структуры города. Он насчитывал сначала 168,5 тыс. га, а позднее – 149 тыс. га. Полученная при этом система озеленения города послужила основой для последующего формирования зеленых клиньев в Генеральном плане развития Москвы 1971 г. На базе парковых массивов Москвы 1935 г., органично связанных с лесами и рекреационными зонами, был сформирован лесопарковый пояс города.
В настоящее время проблема сохранения лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы - является чрезвычайно актуальной.
С 1935 по 1960 г. территория ЛПЗП города Москвы находилась в административном подчинении Московского городского исполнительного комитета.
Объединенным решением Мосгорисполкома и Мособлисполкома (от 1961 г.) было закреплено, что градостроительная деятельность на территории ЛПЗП осуществляется Москвой, а административно-хозяйственная - Московской областью. В 1984 г. после выделения резервных территорий для развития Москвы территория ЛПЗП города Москвы составляла 162,5 тысячи гектаров.
До конца 2000 г. территория ЛПЗП приравнивалась к особо охраняемым природным территориям. С момента принятия Федерального закона "Об охране окружающей среды" (2002 г.) ЛПЗП города Москвы окончательно утратил статус особо охраняемой природной территории.
В настоящее время в условиях значительного разрастания городской территории лесопарковые зоны вокруг Московской агломерации сократилась до 70 тыс. га.
При оптимальном соотношении площадей крупнейших городов и пригородного лесопаркового защитного пояса должно быть не менее 1:5-1:10, а в Москве и Подмосковье оно составляет всего 1:1,5.
Прежде крупные лесные массивы в пределах ЛПЗП теперь прерываются зонами застройки, транспортными магистралями, промышленными объектами, инженерными коммуникациями. Такое нарушение целостности ЛПЗП уменьшает его защитные свойства, санитарные и рекреационные функции.
Нельзя не вспомнить в этой связи вопиющие случаи последних лет, которые нашли живой отклик у населения и спровоцировали ряд социальных конфликтов в Подмосковье: это и история противостояния в Химкинском лесу, и столкновения возмущенного населения и правоохранительных органов в Цаговском лесу, и, потребовавшая вмешательства и деятельного участия власти в предотвращении незаконных строек, ситуация вокруг Селятинского леса, и «рубки дохода» под видом разработок короедников в Раменском и других районах. И это лишь самые нашумевшие случаи. А сколько подобных ситуаций остается «за кадром» новостных выпусков центральных каналов?
В последние годы кроме нарастания антропогенного пресса Подмосковные леса серьезно страдают от неблагоприятных природных явлений – все мы помним катастрофические природные пожары 2010 года и последовавшую эпидемию короеда-типографа, последствия которых не устранены до сих пор. В результате названных событий в Подмосковье утратило более 40 тыс. гектар лесных насаждений.
Такими темпами истощение естественного «зеленого щита» столицы, нарушение функций ее «зеленых легких» может привести к необратимым экологическим последствиям. Сегодня, к сожалению, мы идем по пути азиатских стран, уже столкнувшихся с проблемами малоподвижных смогов и резкого ухудшения здоровья населения.
Даже несмотря на то, что сегодня Москва все еще является самым зеленым мегаполисом в Европе, опережая даже Лондон, вопросы принятия действенных мер по прекращению истребления зеленых насаждений, растительного мира города и области приобретают первостепенное значение.
В этой связи законодательные и общественные инициативы по наведению порядка в пригородных зонах городов заслуживают всесторонней поддержки.
При этом важно установить работающие механизмы, предусмотреть эффективные инструменты поддержания лесопарковых поясов в надлежащем состоянии и размере.
Сегодня в нашем Комитете идет напряженная работа совместно с коллегами из Администрации Президента, Министерства природных ресурсов, природоохранных организаций, по подготовке к принятию Государственной Думой законопроекта о создании лесопарковых зеленых лесов, формирующего общие федеральные правила организации таких экологически значимых территорий.
При подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении Комитет в своем заключении выразил не малое количество замечаний. Но при этом, полностью поддерживая необходимость введения соответствующего правового регулирования, выполняя поручение Президента Российской Федерации, мы видим все возможности доработать законопроект к окончательному принятию в июне текущего года. И эту работу мы будем выстраивать в направлении решения следующих задач:
- введения ясного и непротиворечивого правового определения лесопаркового зеленого пояса;
- установления исчерпывающего перечня видов хозяйственной деятельности, запрещенной в границах указанного пояса;
- введение прямого законодательного запрета на размещение отходов производства и потребления, опасных химических, радиоактивных веществ, ограничение строительства;
- определения особенностей осуществления рубок лесных насаждений, включая полный запрет сплошных рубок в лесопарковом зеленом поясе, установление жесткого режима выборочных рубок в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещение выборочных рубок в лесах, расположенных в нерестоохранных зонах и орехово-промысловых зонах;
- наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению границ лесопарковых зеленых поясов;
- установление порядка осуществления контроля и надзора за соблюдением правового режима лесопарковых зеленых поясов, включая определение уполномоченного государственного органа исполнительной власти, отвечающего за осуществление этого контроля и надзора.
Кроме того, представляется очевидным, что задача увеличения площади защитных лесных насаждений и поддержания благоприятной экологической обстановки в мегаполисах и на прилегающих территориях нуждается в разработке комплекса мер не только правового, но и административного, организационного и финансового характера (возможно, с использованием программно-целевых инструментов), а также в эффективном контроле и надзоре.
Для этого, как федеральными, так и региональными уполномоченными органами государственной власти должны быть приняты исчерпывающие меры по установлению и закреплению на местности, постановке на кадастровый учет границ лесопарковых зеленых поясов, как зон с особыми условиями использования территорий, по ограничению возможностей самозахватов земель и незаконного строительства в пределах зеленых поясов, по обеспечению надлежащего и даже усиленного контроля и надзора за соблюдением требований земельного, лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях в установленных границах таких зон.
В частности, в Подмосковье, где до сих пор отсутствуют утвержденные границы лесничеств и лесопарков (а значит и достоверные границы земель лесного фонда), и где все громче звучат предложения о некоей «лесной амнистии», которая узаконит существующие сегодня массовые нарушения правового режима защитных лесов, вышеназванные меры должны быть приняты в приоритетном порядке.
Кроме того, рассмотренный комплекс мер видится тем более актуальным в контексте уже проделанной нами работы по созданию мощного законодательного каркаса, призванного обеспечить эффективное функционирование систем рационального природопользования и охраны окружающей среды на территории Российской Федерации.
Здесь следует упомянуть и № 415-й Федеральный закон, и 455-й, и
206-й, и 250-й, и 27-й Федеральные законы.
Напомню, что названными законодательным актам были установлены действенные механизмы контроля за оборотом заготовленной древесины, созданы условия снижения масштабов незаконных рубок лесных насаждений и более эффективного осуществления лесохозяйственных мероприятий. Мы определили законодательные стимулы к развитию арендных отношений и улучшению экономического климата в лесной отрасли, упростили доступ малого и среднего бизнеса к заготовке древесины на основании договоров купли-продажи, значительно повысив вклада этих предприятий в экономику. Мы эффективно усовершенствовали правила проектирования и предоставления лесных участков, оптимизировали систему мероприятий по защите лесов, в том числе сократив срокиподготовки и осуществления мер санитарной безопасности в лесах и ликвидации очагов вредных организмов, а также устранив коллизии и пробелы в правовом регулировании проведения лесопатологических обследований и государственной экспертизы соответствующих изменений в проекты освоения лесов.
Кроме того, особое место в системе правового регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды заняли принятые в 2014 году 219-й и 458-й Федеральные законы. Данными законодательными актами созданы действенные стимулы к проведению технологической модернизации экономики, сформирована законодательная база для развития экологически-эффективных технологий и их масштабного внедрения, на новый уровень эффективности выведена система обращения с отходами производства и потребления.
Уважаемые товарищи!
В завершение своего выступления, хочу напомнить известный афоризм: «Человеку предшествуют леса, а после него остаются пустыни». Для нас пришло время не просто задуматься (раздумывать уже поздно), а спохватиться и не допустить дальнейшей деградации и «разъедания» зеленых легких наших городов.
В этой связи хочу пожелать нам всем удачи и плодотворной совместной работы.
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме