16:45 25.05.2015 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин о совершенствовании нормативно-правового регулирования в целях повышения экологической культуры
2015-05-25 11:51
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
Предлагаем вашему вниманию доклад Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологи В.И. Кашина на расширенном заседании Высшего экологического совета на тему: «Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры».
21 мая 2015 года состоялось расширенное заседание Высшего экологического совета на тему «Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры». Заседание ВЭС вел заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, действительный член РАН В.И. Кашин.
Фотографии увеличатся при нажатии на них
В расширенном заседании ВЭС также приняли участие первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии И.И. Никитчук и депутат фракции КПРФ Н.А Кузьмин.
Доклад
Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать Вас на расширенном заседании Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Актуальность вопроса, поставленного во главу угла сегодняшнего заседания определяется напряженной ситуацией в сфере обеспечения качества окружающей среды и рационального природопользования на территории Российской Федерации.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха в России остается чрезвычайно высоким уже много лет. Только в 2013 году стационарными источниками и автотранспортом было выброшено 32 млн. тонн загрязняющих атмосферу веществ.
В 123 городах России степень загрязнения атмосферного воздуха оценивается как высокая и очень высокая, что свидетельствует о том, что 54 млн. наших граждан, ежедневно испытывающих на себе невероятную экологическую нагрузку.
Ежегодные объемы образования отходов уже давно перешагнули психологический барьер в 5 млрд.т./год и продолжают расти. В 2013 году этот показатель составил 5,2 млрд. тонн, сделав непригодной для ведения хозяйственной деятельности уже боле 1 млн. га территории страны.
Единственным показателем, демонстрирующим позитивную динамику, является количество сточных вод. Вместе с тем, чрезвычайно высокой сохраняется доля таких вод, сбрасываемых без очистки, либо недостаточно очищенными. Таким образом уже более половины поверхностных и четверти подземных источников водоснабжения не соответствует нормам качества.
Сохраняют высокий уровень актуальности вопросы, связанные с формированием рациональных подходов к природопользованию.
Эффективность функционирования лесного комплекса Российской Федерации в значительной степени снижена. Лесные пожары, слабые темпы воспроизводства лесов, потери лесных ресурсов от вредителей и болезней, морально устарелые подходы к лесоустройству, равно как практикуемый многими лесопользователями хищнический подход к эксплуатации арендуемых лесных участков, являются сегодня системными проблемами, тормозящими развитие отрасли.
Система управления водными ресурсами до сих пор не способна решить все стоящие перед ней задачи. Отсутствует единая техническая политика в области безопасности на водных объектах, остро стоят вопросы защиты от негативного воздействия вод территорий 450 городов в различных регионах страны,
Повсеместно усиливаются процессы деградации земель – эрозии, закисления, переувлажнения, закочкаривания, заболачивания, засоления. Нарастают темпы оврагообразования. Опустыниванием в той или иной степени охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га. В целом по стране утрачено 41,5 млн. га пахотных и 90 млн. га пастбищных угодий. Кроме того, земельная реформа все больше перекашивается в сторону градостроительного направления при абсолютном игнорировании экологической ценности земель.
В части вопросов сохранения биологического разнообразия необходимо отметить, что при всей строгости заповедного законодательства, правоприменительная практика, зачастую, складывается не в самом позитивном ключе. Откровенно говоря, в отдельных заповедных уголках нашей Родины сегодня складывается катастрофическое положение дел.
Яркими тому примерами являются следующие факты.
Одна из нефтяных компаний получила в пользование участок, захватывающий часть водно-болотных угодий международного значения и охранной зоны Астраханского биосферного заповедника, где бурение запрещено.
Также обострилась ситуация, связанная с разработкой Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений в Новохоперском районе Воронежской области. Последствия таких работ могут губительно сказаться на сохранении биоразнообразия Государственного Хоперского заповедника.
На территории Национального парка «Бузулукский бор» в свое время было открыто три месторождения углеводородного сырья — Могутовское, Гремячевское и Воронцовское — общим объёмом 70 миллионов тонн. На территории национального парка до сих пор расположены буровые скважины, техническое состояние которых представляет собой реальную угрозу для населения и окружающей среды, некоторые из них находятся в критическом состоянии и являются потенциальным очагом возникновения чрезвычайной ситуации, техногенной и экологической катастрофы. Более того, в прошлом году были объявлены конкурсы на право пользования участками недр Могутовского, Воронцовского и части Гремячевского месторождений углеводородного сырья Оренбургской области.
Совсем недавно под угрозой находилось более миллиона гектар заповедных территорий в Арктике, в том числе охранная зона объекта всемирного наследия – заповедника «Остров Врангеля», а также участки в границах Национального парка «Русская Арктика», на которые также были объявлены конкурсы.
Количество и острота указанных проблем определяют необходимость принятия системных решений, способных эффективно повлиять на текущую непростую ситуацию. При этом законодательное обеспечение эффективности таких мер видится задачей первоочередного характера.
В этой связи отмечу, что Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии за последние годы работы удалось обеспечить принятие ряда принципиальных законодательных решений, эффективно меняющих сложившуюся ситуацию.
Начать хотелось бы с того, что 21 июля 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
29 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Эффективно дополняя друг друга, данные законодательные акты вывели правовое регулирование охраны окружающей среды на новый качественный уровень.
Принятые в 2014 году изменения лесного законодательства уже сегодня:
- устанавливают действенный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины и созданы условия снижения масштабов незаконных рубок лесных насаждений (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»);
- создают условия для более эффективного осуществления лесохозяйственных мероприятий, в том числе воспроизводства лесов и лесовосстановления через специализированные государственные учреждения (Федеральный закон от 12 марта 2014 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов»);
- устанавливают законодательный стимул к развитию арендных отношений и улучшению экономического климата в лесной отрасли (Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации»).
В отношении законодательных решений, принятых в целях сохранения биологического разнообразия на территории России, отмечу следующее.
Прорывом в этом направлении видится принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которым усилена правовая составляющая процедуры создания и расширения особо охраняемых природных территорий, организации их охранных зон, установлена возможность софинансирования расходных обязательств, связанных с развитием ООПТ и возможность предоставления служебных наделов инспекторам, работающим на особо охраняемых природных территориях. В целом, принятый Закон ужесточил особый режим ООПТ, окончательно определив их как природные территории, создаваемые в целях сохранения природных комплексов и объектов.
Кроме того, 24 ноября 2014 года вступил в силу Федеральный закон №361-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом устранен целый ряд правовых коллизий, а также расширен перечень должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, совершенных на особо охраняемых природных территориях.
Также нельзя упустить из виду принятие важнейшего Федерального закона от 28 июня 2014 года №181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на совершенствование законодательства в области охраны озера Байкал.
Все перечисленные выше законодательные решения эффективно решают целый ряд самых наболевших проблем в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования.
Вместе с тем видится очевидным факт: в полной мере раскрыть заложенный в законодательстве потенциал, станет возможным лишь усовершенствовав существующие и создав новые механизмы обеспечения позитивной правоприменительной практики.
Одним из наиболее перспективных при этом видится направление совершенствования системы экологического образования, просвещения и повышения экологической культуры. Без наличия у граждан достаточного объема знаний в области охраны окружающей среды, без сформированного в обществе экологического мировоззрения, ни одно из законодательных решений не будет в недостаточной степени эффективно реализовываться.
Так, к примеру, в свете реализации 219-го Федерального закона, обеспечить эффективный перевод абсолютного большинства отраслей экономики на рельсы наилучших доступных технологий при отсутствии специалистов, обладающих всей полнотой знаний в этой новой для России области, просто невозможно. Принимая во внимание сроки вступления в силу отдельных положений данного федерального закона нам необходимо уже сегодня принимать решения, связанные с перспективным кадровым обеспечением экономики.
В свете реализации 458го федерального закона, обеспечить должный уровень эффективности новой системы обращения с отходами также не представляется возможным без развития экологической культуры наших граждан.
415-й федеральный закон, установивший новые механизмы контроля за оборотом заготовленной древесины, обеспечит должную эффективность правоприменительной практики лишь на фоне повышения экологической ответственности бизнеса.
Приведенные выше факты посягательства на природные объекты, находящиеся под особой охраной, на особо охраняемые природные территории, не исчезнут из практики без формирования у лиц, ответственных за принятие управленческих решений экологического мировоззрения.
И такие параллели можно провести от абсолютного большинства законодательных актов и примеров порочной правоприменительной практики.
Напомню, вопросы развития системы экологического образования, повышения эффективности экологического просвещения, повышения экологической культуры населения остро стоят на повестке дня более 40-лет. Начиная с 70-х годов 20 века, экологическое образование определяется мировым сообществом, как основное средство гармонизации взаимодействия человека и природы.
В 1975 году ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП) разрабатывает международную программу образования в области окружающей среды.
В 1977 году в Тбилиси на межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды впервые представлена концепция экологического образования.
В 1987 году в Москве в рамках международного конгресса «Тбилиси+10» концепция экологического образования получает дальнейшее развитие.
На протяжении всего этого времени экологическое образование рассматривается как обязательный и действенный институт решения экологических проблем, улучшения качества жизни людей исходя из их жизненных потребностей.
В 1992 году на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в качестве основы для развития мирового сообщества была рекомендована концепция устойчивого развития. В этой связи, начала активно развиваться новая модель образования - образование для устойчивого развития (ОУР).
Состоявшийся в сентябре 2002 года Всемирный Саммит по устойчивому развитию предложил рассматривать образование в области устойчивого развития в качестве одного из основных приоритетов достижения новых целей развития тысячелетия.
2005 год Генеральная Ассамблея ООН провозгласила началом Десятилетие образования в интересах устойчивого развития. В этом же году на Совещании представителей министров охраны окружающей среды и образования в Вильнюсе принимается «Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития».
Это стало основой принятия большинством стран Европы государственных национальных стратегий образования для устойчивого развития, реализация которых координируются на государственном уровне, и оценивается по международным индикаторам.
В Российской Федерации организационно-правовые документы, предусмотренные Стратегией Европейской Экономической Комиссией ООН для образования в интересах устойчивого развития, до сих пор не приняты.
Вместе с тем, в Советском Союзе, уже в 1920-х годах в программах и указаниях Народного комиссариата просвещения перед молодой советской школой ставились задачи изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у молодежи полезных навыков в этом государственно важном деле.
В 20-30-х годах началось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность советской молодежи по изучению и охране природного окружения, особенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учебные программы по биологии и географии, многие из которых сохранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов.
В послевоенные годы принимается ряд постановлений по охране природы с участием органов народного образования в улучшении работы в деле изучения природы, разумного и любовного отношения к ней и ее охране. В 50-60-е годы природоохранное просвещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире, это касается и нашей страны; во всех республиках СССР принимаются законы об охране природы; в учебном процессе усиливается природоохранительная тематика; в начальной школе выделяется самостоятельный предмет «природоведение».
Решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. социальной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз является экологическое просвещение. В этот период особое внимание уделяется вопросам образования в сфере рационального природопользования и охраны природы.
Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» является одним из основных принципов охраны окружающей среды.
Сегодня, правовая основа для развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры заложена в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным законом «Об образовании» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определен, в том числе, его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» органы государственной власти, как федеральные, так и региональные, наделены полномочиями по организации и развитию системы экологического образования, формированию экологической культуры. Закреплена обязанность государства содействовать в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Главой 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды», определена всеобщность и комплексность экологического образования, в том числе требование о распространении экологических знаний через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Закреплена обязанность руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, проходить подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Вместе с тем, не смотря на правовую определенность самих принципов и полномочий, определенность в отношении механизмов их реализации отсутствует, что характеризует приведенные нормы законодательных актов, как декларативные.
Далее следует обратить внимание на программные механизмы обеспечения эффективности государственной политики в области развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры.
Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания является одной из основополагающих задач на пути к достижению стратегической цели государственной политики в области экологического развития - решению социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года определены механизмы формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания:
Внедрение этих механизмов приобрело плановый характер с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № 2423-р. Планом действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, определены не только конкретные мероприятия и ответственные за их реализацию ведомства, но и конкретные сроки исполнения. При этом следует отметить, что 2015 и 2016 годы являются контрольными сроками реализации большинства из предусмотренных мероприятий.
В 2015 году субъектами Российской Федерации должна быть завершена подготовка и реализация модельных проектов, направленных на экологическое воспитание и просвещение школьников и молодежи (познавательного туризма) на базе заповедников. Минтрансом России должна быть завершена подготовка и реализация программ обучения и повышения квалификации государственных служащих системы Минтранса России в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности на транспорте. должна быть подготовлена современная учебная и методическая литература.
В 2016 году Минобрнауки России должна быть завершена разработка модели компетенций, знаний, умений и навыков специалистов в области охраны окружающей среды для включения в образовательные стандарты. Должны быть разработаны предложения о формировании образовательных программ, учитывающих особенности осуществления природоохранной деятельности в различных отраслях экономики. Должна быть завершена разработка курса «Экология транспорта» для студентов транспортных вузов.
Следует также отметить, что в 2016 году должна начаться актуализация федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом профессиональных стандартов в области охраны окружающей среды.
Исполнение предусмотренных Планом реализации мероприятий должно быть поставлено Правительством Российской Федерации на особый контроль, в противном случае, успешность реализации основ государственной политики в области охраны окружающей среды до 2030 года ставится под сомнение.
Другим программным документом в области охраны окружающей среды, требующим особого внимания, является Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, являющаяся основной при формировании расходной части федерального бюджета на охрану окружающей среды.
Принимая во внимание уже названные выше обязанности государства, учет в данной Государственной программе мер содействия в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды, равно как закрепление соответствующих целей и индикаторов, видится очевидным. Вместе с тем, реализация мероприятий по экологическому образованию и просвещению, формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания, равно как развитие экологического просвещения и экологического туризма на ООПТ, определено в рассматриваемой Государственной программе приоритетом политики субъектов Российской Федерации и не подкреплено должным объемом финансирования из средств федерального бюджета.
Такая ситуация не может быть названа иначе, как противоречащая интересам обеспечения экологической безопасности и игнорирующая основные принципы охраны окружающей среды.
Принимая во внимание изложенное, становится очевидным, что развитие системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры требует модернизации нормативно-правового базы, а также усиления роли и активизации участия государства в данном процессе.
Очевидно необходимым видится обеспечить действительную непрерывность экологического образования. На уровне образовательных стандартов экологическое образование должно преемственно осуществляться на каждом этапе - начиная с детских дошкольных учреждений, заканчивая высшими учебными учреждениями и учреждениями повышения квалификации.
Также верным шагом должно стать развитие законодательного регулирования реализации образовательных программ в области охраны окружающей среды.
Не менее эффективной мерой должна стать поддержка регионов в целях повышения эффективности исполнения ими своих полномочий по развитию экологического образования. Причем следует говорить, как о методической помощи, так и об адресном финансировании.
Олимпиады, конкурсы, другие образовательные и массовые мероприятия, способствующие закреплению у молодежи знаний в области охраны окружающей среды, должны проводиться системно и, самое главное, в масштабах всей страны.
При этом должен быть взять за основу и расширен в масштабах страны успешный опыт отдельных регионов.
Убежден, по итогам сегодняшнего мероприятия перечень приоритетных направлений работы будет значительно расширен и дополнен благодаря богатому опыту каждого без исключения участника заседания.
Принятые сегодня решения будут способствовать выводу работы по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры на новый качественный уровень.
Также отмечу, что ровно через неделю начнет работу Невский международный экологический конгресс – крупнейшая экологическая дискуссионная площадка года. Депутаты Комитета примут в нем активное участие, и будут добиваться включения в резолюцию Конгресса тех решений, которые будут приняты по итогам сегодняшнего заседания.
В этой связи прошу не ограничивать себя во мнениях и активно участвовать в дискуссии.
Спасибо!
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме