14:45 22.10.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин о проекте бюджета: у пенсионеров от красивых слов и цифр в холодильниках про-дуктов не добавится
Выступление депутата фракции КПРФ, академика РАСХН В.И. Кашина на пленарном заседании Государственной Думы 21 октября 2009 г. при обсуждении проектов бюджетов на 2010 год и на период 2011-2012 годы по статьям расходов Пенсионного фонда, фондов социального и медицинского страхования
Кашин Владимир Иванович заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ). |
Следуя прежним курсом
Государственная Дума 21 октября 2009 года рассмотрела пакет бюджетных документов, в том числе и бюджеты социальных фондов - пенсионного, социального и медицинского страхования. Можно было надеяться, что в них найдет отражение заклинания высших чиновников власти о выполнении правительством всех своих социальных обязательств.
Однако из представленных материалов видно, какой огромной разрушительной силы нанесен удар по нашей экономике кризисом, а вернее пагубной политикой правительства, которое с настойчивостью, достойной лучшего применения, следует все тем же курсом либеральных реформ, погружая экономику страны в сырьевую бездну. Если в целом по развитым странам падение ВВП составило 2-3%, то в России оно превысило все 12%. Даже не учитывая инфляцию, основные показатели федерального бюджета Россия отброшена к 2006-2007 году. Львиная доля финансовых резервов исчерпана. В 2010 году прекращает свое существование Резервный фонд. Правительство изо всех сил старается сдержать нарастание социального протеста путем раздачи подачек из оскудевшей казны. А с другой стороны готовится к подавлению назревающего неизбежного социального протеста, наращивая финансовую поддержку силовых органов - МВД и органов безопасности.
Шагреневая кожа обязательств
Несмотря на уверения руководства страны выполнить все социальные обязательства, мы видим, что это ему плохо удается. Зажатое финансовыми тисками оно вынуждено идти на отмену целого ряда социальных льгот, установление ограничений и введение повышенной шкалы некоторых налогов. Так, например, предлагается приостановить с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года действие части 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающей ежегодную индексацию оплаты труда федеральных государственных служащих. С 1 января 2010 года приостанавливается статьи 522 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" в части обеспечения Российской Федерацией софинансирования расходов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, связанных с предоставлением компенсации за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. С 1 января 2010 года приостанавливается действие статьи 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", устанавливающего выдачу каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, ежегодного пособия для приобретения научной литературы.
Предлагается приостановить с 1 января 2010 года действие статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 2008 г. № 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих", предусматривающих медико-психологическую реабилитацию военнослужащих. Действие статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предлагается приостановить в части привлечения средств Фонда социального страхования Российской Федерации для предоставления путевок детям военнослужащих. Кроме того, Правительством Российской Федерации разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому с 2010 года полномочия по осуществлению оздоровления и отдыха детей будут переданы субъектам Российской Федерации на их нищие бюджеты.
По сути, урезаны все социальные статьи бюджета. Сокращены расходы на образование более чем на 14 млрд. рублей, на здравоохранение - на 15,5 млрд. рублей, на культуру - на 6,5 млрд. рублей, на социальную политику - на 2,7 млрд. рублей. Социальная сфера в основном финансируется из региональных бюджетов, которые секвестрируются от 20 до 35%.
Нулей много, а толку мало
В самом бедственном положении продолжают оставаться пенсионеры, инвалиды и дети. Ущербная демографическая политика государства привела к ситуации, когда у нас 1/3 населения пенсионеры, т.е. почти 40 млн. человек, и она продолжает усугубляться. Но это то поколение, которое создавало все, чем мы пользуемся сегодня, и оно заслуживает достойного к себе отношения. Можно ли считать установленную пенсию достойной платой за все то, что пришлось пережить нашим отцам и дедам, матерям и бабушкам? За 2010 год она вырастет на 1,5 тысяч рублей и в среднем составит 7,5 тысяч. На первый взгляд цифры со многими нулями. Но нельзя забывать об инфляции и бешеном росте цен на самое необходимое для пенсионеров - продукты питания и лекарства. Что такое сегодня сумма в 7,5 тысяч рублей, когда плата за жилье съедает практически половину это суммы? Только на жизненно необходимые лекарства цены в начале текущего года выросли в несколько раз. Продукты за 9 месяцев 2009 года подорожали даже по официальным данным на 11%, а по некоторым жизненно важным позициям (хлеб, хлебобулочные изделия, макароны, крупы, молоко, мясо) - на 23-26%. С нового года цены и тарифы на все услуги неизбежно прыгнут вверх, съедая все подачки правительства. При этом надо иметь в виду, что несколько миллионов пенсионеров, в том числе и труженики тыла, получают пенсию размером 4,5 тысяч рублей. Мы, коммунисты, давно настаиваем на том, чтобы и тружеников тыла приравнять к участникам Великой Отечественной войны, а не просто отделываться от них разовыми выплатами по юбилейным случаям.
Пенсионный фонд располагает огромными финансовыми средствами. На 2010 год бюджет фонда составит величину соизмириму с расходной частью федерального бюджета - почти 4,7 трлн. рублей. Это почти на 1,5 трлн рублей больше текущего года. Грамотное распоряжение этими средствами могло бы существенно пополнить казну. Бездумная раздача кредитов наоборот поставила в кризисное положение фонд. Именно поэтому государство вынуждено из федерального бюджета трансфертом пополнить пенсионный фонд суммой в 2,5 трлн. рублей. Но что будем делать дальше, когда окончательно сдуется так называемая "подушка безопасности". А такая опасность вполне реальна: в 2010 году заканчиваются средства в Резервном фонде, к 2012 году в Фонде национального благосостояния останется всего лишь 430 млн. рублей. Фонд мог бы сам себя поддерживать, если бы вместо кредитов средства были бы размещены, например, в Сбербанке, который обеспечивает доходность вкладов 10-12% годовых. По крайней мере, это хотя бы компенсировало инфляционные потери, гарантируя финансовую устойчивость фонда.
Надо заметить, что в пенсионном ведомстве не все хорошо даже не с алгеброй, а с простой арифметикой. Например, в законопроекте записано, что в среднем пенсии увеличатся за год на 25%, а на самом деле всего на 21,4%, трудовая пенсия - на 25,8%, а в действительности - только на 21,9%, страховая честь трудовой пенсии по старости военных пенсионеров - на 24,4%, а в реальности - 21% и т.д. Непонятно, зачем это сделано. Зачем эта фальсификация? Для красоты восприятия? Но пенсионеру от красоты цифр здоровья не добавиться, и в холодильнике продуктов тоже.
К сожалению, в Пенсионном фонде не нашлось места поддержке тех пенсионеров, которые живут в регионах с тяжелыми климатическими условиями, Север, Сибирь, Дальний Восток. Здесь пенсионеры несут дополнительные расходы, однако в пенсионном обеспечении это никак не обозначено.
Наша фракция выступала и выступает за то, чтобы пенсия ветеранов была не ниже прожиточного минимума. Но не того минимума, которое подразумевает правительство, минимума физического выживания, а такой суммы средств, которая бы обеспечивала достойное существование старшего поколения. Пенсионеру надо ведь не только что-то есть и купить лекарство, заплатить коммунальные услуги, но и иметь приличную одежду, возможность отдохнуть, посетить родных и близких и т.д. Сегодня для мало-мальски приличного существования необходимо минимума 12-15 тысяч рублей, т е. в 2 раза больше того, что предлагает правительство. Конечно, чтобы повысить таким образом пенсию, другие социальные выплаты, нужны другие доходы федерального бюджета, гораздо большие, чем представило правительство. И у государства для этого есть все возможности, но нет у правительства реальной программы увеличения доходов государственной казны. Хотя для этого требуется всего лишь политическая воля реализовать предложения, о которых постоянно говорят коммунисты и которые не находят поддержки правительства. Для этого необходимо вернуть в государственную собственность природные богатства, чтобы они работали на все общество, а не на кучку олигархов, вернуть государственную монополию на производство алкогольной и табачной продукции, прекратить вывоз капитала за рубеж и т.д.
Все сказанное в значительной мере относится и к фонду социального страхования, и к фонду обязательного медицинского страхования.
Напрасные ожидания
Фонд социального страхования в 2010 году будет располагать 454 млрд. рублей. В текущем году расходы фонда составляют 447 млрд. рублей. Т.е. на следующий год добавлено всего лишь 7 млрд. рублей. Как видим, это не покрывает даже инфляцию, которая в 2009 году ожидается на уровне не ниже 10%, если верить "прогнозистам" из правительства. При рассмотрении бюджета фонда социального страхования на 2009 год и на перспективу 2010 и 2011 годов расходы бюджета на 2010 год планировались в сумме 520 млрд. рублей. Разница составляет почти 100 млрд. рублей. Как же правительство собирается решать проблемы материнства, детства, детского оздоровления и т.д. Надо прямо сказать, что зря ожидают увеличения пособий по беременности и родам наши женщины, зря надеются на повышение выплат по уходу за ребенком. Не индексируется и единовременное вознаграждение ветеранам, обрезанное 122 законом. Мы требуем, чтобы правительство выполнило свои заверения о том, что все социальные обязательства будут исполнены, и изыскало средства для пополнения фонда социального страхования, в том числе и за счет сокращения общегосударственных расходов.
С самых высоких трибун много слов произносится о государственной демографической политике. Ну, какая же это демографическая политика, если пособие по уходу за ребенком составляет 1,5 тысячи рублей в месяц? Что можно купить сегодня на эту сумму? Десяток подгузников. Фракция КПРФ давно предлагает установить это пособие в размере не ниже 3 тысяч рублей. Как можно говорить о здоровье детей, если на детской оздоровительной компании собираемся сэкономить 19 млрд. рублей?
У нас в стране ежегодно умирает около 2 млн. человек, а расходы на погребение в бюджете рассчитаны только на 114 тысяч. Что же остальным гражданам делать, у кого умерли родственники? И в то же время тратится более 15 млрд. рублей на содержание только аппарата фонда социального страхования. Такой бюджет можно назвать не иначе как бюджет умерщвления народа.
Вымирание продолжится
Общий объем расходов бюджета Фонда медицинского страхования планируется в сумме около 111 млрд. рублей. Это мизер по сравнению с реальными потребностями. В текущем году эта сумма составляет 119 млрд. рублей. Т.е. на следующий год она не только не увеличена, а, наоборот, уменьшена на 8 млрд. рублей. А если учесть, что при рассмотрении бюджета в прошлом году рассматривалась цифра на 2010 год в сумме 158 млрд. рублей, то разница составит почти 50 млрд. рублей или 50% планируемых расходов. Бюджет фонда медицинского страхования должен быть минимум в 2-3 раза больше, чтобы хоть как-то решать назревшие проблемы состояния здоровья наших граждан. Наша фракция постоянно на этом настаивает, понимая всю важность сохранения генофонда страны. И постоянно мы наталкиваемся на стену непонимания властей.
Стоит ли удивляться после этого, что качество медицинского обслуживания ухудшается при неизменном росте этих услуг. Даже по официальным данным стоимость медицинских услуг в текущем году выросла на 11%. Дорогостоящие медицинские услуги для большинства населения остаются недоступными, а для получения бесплатной помощи требуется преодолеть огромные очереди. Растет алкоголизация населения, все большее число людей, особенно молодежи, захватывает наркомания, возвращаются многие болезни, о которые, казалось, уже забыли. Только по причине алкоголизма ежегодно умирает 30-40 тысяч человек. Смертность от туберкулеза также практически достигла такого же уровня. На 1 августа 2009г. численность населения составила 141,9 млн. человек и с начала года уменьшилась на 31,5 тыс. человек. В целом по стране превышение количества умерших над количеством родившихся составило 1,2 раза. При этом вызывает удивление, что финансирование дефицита фонда медицинского страхования в 5 млрд. рублей планируется осуществить за счет остатков средств бюджета фонда по итогам 2009 года. Получается, что экономим на здоровье людей, недоплачиваем инвалидам, детям, пенсионерам, учащимся, студентам, а в это время страна продолжает вымирать. Остается позорно низкой заработная плата медицинских работников, что толкает их на всякого рода ухищрения, чтобы выживать. При этом административные расходы на содержание Фонда в 2010 году составят 298,6 млн. рублей. Даже председатель Правительства В.Путин недавно публично возмутился избыточными расходами на содержание чиновничества. В частности он заявил: "Объем неэффективных расходов в образовании и здравоохранении достиг 147 млрд. рублей. Значительная часть денег была проедена, а не потрачена, например, на поощрение специалистов или на закупку оборудования…"
Как в басне
Надо подчеркнуть, что все, о чем говорится, происходит на фоне фантастических доходов и обогащения кучки людей, захвативших богатства страны, на фоне разбазаривания этих самых богатств. Политика распродажи сырьевых ресурсов перешла все мыслимые пределы и по сути вышла на путь национальной измены.
Представленные бюджетные документы не обещают народу и стране никаких перемен к лучшему – ни в экономике, ни в социальной сфере. На ближайшие три года сохраняется все та же сырьевая ориентация. Президент Медведев в своей статье «Вперед, Россия!» правильно задает вопрос: «Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику..?». Конечно, не должны. Но кто прислушивается к словам президента? Президент говорит: Негативные демографические тенденции должны быть замедлены и остановлены. Повышение качества медицинского обслуживания, стимулирование рождаемости, безопасность на дорогах и производстве, борьба с пандемией алкоголизма, развитие физической культуры, массового спорта должны стать и стратегическими, и при этом повседневно решаемыми государственными задачами. Но где отражение этих намерений президента в представленных документах? Его нет! Власть действует по принципу известной басни И.Крылова «Лебедь, рак и щука»: " …Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду..." Согласья во власти нет: один руководитель выступает против сырьевой экономики, а другой по всему миру разъезжает, распродавая энергоносители и другое невосполнимое сырье. Итог басни известен: воз с поклажей не сдвинулся с места. Это неизбежно ждет и Россию, если не произойдет смены обанкротившегося курса и его вдохновителей. Терпение народа не безгранично! И вряд ли в такой ситуации помогут подкормленные силовые структуры или подтасовки на выборах в органы власти.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме