01:15 29.06.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

В.И. Кашин о недропользовании и стратегии развития

Выступление Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 27 июня 2012 года на парламентских слушаниях по теме:«Направления совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами»)

См. слайд 1 в иллюстрациях к материалу

Свое выступление хочу предварить нормой из Закона «О недрах»: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетиче­ские и иные ресурсы, являются государственной собственностью».

Получая лицензии на недра и используя богатства недр, владельцы компаний и их управляющие должны помнить, что недра остаются в собственности российского народа, российского государства.

В течение ближайших полутора-двух десятилетий социально-экономи­ческое развитие страны во многом будет определяться состоянием дел в минерально-сырьевом комплексе.

Наша страна благодаря богатству своих недр играет в мире заметную роль как поставщик минерального сырья. Практически все известные в мире полезные ископаемые в том или ином количестве имеются в ее недрах, по многим из них страна входит в число крупных мировых держателей запасов.

К ним относится пятнадцать видов минерального сырья, доля России в мировой добыче которых приближается к 5%; по добыче некоторых из них страна является признанным мировым лидером. Это, прежде всего, палладий, более 40 процентов которого добывается предприятиями России, алмазы (более четверти), никель и природный газ около - 18 процентов, нефть - около 14 процентов

См. слайд 2 в иллюстрациях к материалу

Отдельно отмечу подземные пресные воды.

Россия по запасам воды в мире стоит в ряде лидеров. Подземные воды являются основой водного фонда России, это важный источник питания рек, озер и болот.

Подавляющая часть (более 95%) запасов подземных вод – это воды для питьевого водоснабжения населения.

Вместе с тем, эксплуатация подземных вод сопровождается снижением их уровня и напора, а также ухудшением качества и загрязнением.

Так, в Центральном федеральном округе сформировалось несколько региональных воронок депрессии. Наиболее обширная охватывает Московскую и смежные области, понижение в центре воронки депрессии достигает130 м. На отдельных участках Московской области наблюдается снижение уровня ниже кровли водоносного горизонта, т.е. происходит истощение и загрязнение подземных вод.

См. слайд 3 в иллюстрациях к материалу

Под воздействием антропогенной нагрузки происходит ухудшение качества и загрязнение подземных вод. Участки загрязнения грунтовых вод связаны с предприятиями химической, энергетической, нефтехимической, нефтедобывающей и машиностроительной промышленности.

Современное состояние качества подземных вод свидетельствует о необходимости усилить контроль над ними на основе обязательного мониторинга на всех объектах, где возможно негативное воздействие на подземные воды.

Важность углеводородного сырья для экономики России трудно перео­ценить. Экспорт углеводородов обеспечивает значительную часть валютных доходов России.

По запасам нефти Россия входит в группу лидеров. В мире, кроме России, есть всего несколько стран, запасы нефти которых превышают 10 млрд. т.

См. слайд 4 в иллюстрациях к материалу

Более четверти разведанных запасов нефти России сосредоточено в 11 уникальных месторождениях (с извлекаемыми запасами более 300 млн. т).

При этом следует учитывать, что добыча нефти в России ведется пре­иму­щественно из высокодебитных залежей, содержащих высококачествен­ную нефть. Из-за этого качество текущих нефтяных запасов ухудшается: в них увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов – тяжелых и высоковязких нефтей. А ухудшение качества запасов закономерно ведет к уменьшению коэффициента извлечения нефти (КИН), который сегодня в России составляет примерно 0,37. При этом современные (тепловые и газовые методы вытеснения нефти, методы химического воздействия на пласт, а также микробиологические методы увеличения нефтеотдачи) применяются в России в незначительном масштабе.

Для примера, повышение коэффициента извлечения нефти на 1% на разрабатываемых месторождениях страны равносильно открытию нового нефтяного месторождения с объемом извлекаемых запасов около 100-150 миллионов тонн.

В США КИН увеличился с 0,33 до 0,40 в конце 1990-х и продолжает возрастать, несмотря на то, что структура запасов нефти в США намного хуже, чем в России. В Саудовской Аравии планируется в течение ближайших 20 лет поднять коэффициент извлечения нефти с нынешних 0,50 до 0,70.

Следует также отметить, что вторичная переработка нефти в России развита слабо. Развитие процессов вторичной переработки нефти характери­зуется параметром «глубина переработки», который в европейских странах составляет 85-95%, тогда как в России – 71%. В результате на российских нефтеперерабатывающих заводах из одной тонны нефти выходит470 литровсветлых нефтепродуктов, в то время как в среднем по миру – около700 литров. Низкая глубина переработки нефти ведет к тому, что в России выпускаются в основном низкокачественные нефтепродукты, значительная часть которых уходит на экспорт в качестве полуфабрикатов. Между тем рост глубины переработки нефти на 10% позволит России экономить 20 млн. т нефти ежегодно.

В силу геологических причин страна является обладателем уникальных скоплений природного газа. В мире не известно ничего подобного главному российскому газодобывающему центру, Надым-Пур-Тазовскому региону Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна, находящемуся в Ямало-Ненецком автономном округе, по качеству и концентрации запасов природ­ного газа. Здесь сосредоточено более 40% разведанных запасов природного газа России.

Мы находимся по доказанным запасам газа на первом месте в мире (44,6 трлн. куб. м.)

Следует, однако, отметить, что доля российских запасов постоянно снижается: в 1991 году она составляла почти 39% от мировых, в 2012 году – чуть более 21%. Это связано с тем, что российские запасы уже в течение 20 лет стабильны, в то время как мировые запасы последовательно растут.

Большая часть российского природного газа – почти 60% разведанных запасов – состоит практически только из метана и используется для полу­чения энергии (сжигается) без предварительной переработки. Остальные запа­сы представлены так называемым «технологическим газом», такой газ содержит разнообразные примеси, прежде всего: этан, пропан, бутаны и другие углеводороды, которые являются важным нефтехимическим сырьем.

См. слайд 5 в иллюстрациях к материалу

В США, где доля технологических газов гораздо больше, чем в России, они практически полностью подвергаются переработке, в ходе которой извлекаются ценные компоненты, которые затем перерабатываются в высо­ко­ликвидную продукцию с большой добавленной стоимостью.

В 2010 году в стране было переработано только 61 млрд. куб. м свободного и попутного газа, из которого извлечено порядка 5% добытого из недр этана. Все остальное либо выпущено в атмосферу, либо сожжено в факелах. Значительная часть этана в составе энергетического газа (и по его цене) поступила на экспорт, где он, как и другие примеси, извлекается и перерабатывается, а полученная продукция поставляется, в том числе в Россию, по существенно более высоким ценам.

Важнейшая наша задача – планомерное развитие минерально-сырьевого комплекса страны, выполнение Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.

Остановлюсь на некоторых показателях 2011года.

См. слайд 6 в иллюстрациях к материалу

По результатам геологоразведочных работ на нефть и газ прирост прогнозных ресурсов углеводородного сырья составил 38,1 млрд. тонн условного топлива.

Недропользователями открыто 54 новых месторождения нефти и газа, всего за период 2005-2011 гг. выявлено 421 месторождение углеводородов, в том числе 353 месторождения нефти и 68 месторождений газа.

Добыча нефти в 2011 году составила 511 млн. т. Ожидаемый прирост разведанных запасов нефти и конденсата (с учетом переоценки) - 700 млн. т. Коэффициент восполнения добычи нефти разведанными запасами составил 1,37.

Добыча газа в 2011 году составила 638 млрд. м3. Ожидаемый прирост - 1,1 трлн. куб.м. Коэффициент восполнения добычи нефти разведанными запасами за счет разведки и переоценки составил 1,72.

По результатам государственной экспертизы запасов признан факт открытия 69 месторождений твердых полезных ископаемых.

По результатам оценочных и разведочных работ получен прирост разведанных запасов, превышающий добычу из недр по углю (109%), железным рудам (172%), золоту (118%).

Но мы должны помнить, что геологоразведочные работы – процесс длительный, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, в ряде случаев достигнутое к 2012 году, является результатом инвестиций в геологоразведочные работы в предыдущие годы. И если объемы финансирования геологоразведочных работ будут в дальнейшем сокращаться, может статься, что в скором времени в стране не будет достигаться не только расширенное, но и простое воспроизводство минерально сырьевой базы, как это было в 90-е годы прошлого века.

См. слайд 7 в иллюстрациях к материалу

И, если инвестиции недропользователей в геологоразведочное производство, начиная с 2010 года, растут на 1,5 - 4% в год, то затраты федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы продолжают падать, и в 2011 году уровень бюджетного финансирования был уже на 15% ниже уровня финансирования 2005 года.

Выполнение мероприятий Долгосрочной программы в денежном выражении в 2011 году составило только 36%, тогда как в 2007 году фактическое финансирование геологоразведочных работ из средств федерального бюджета составило 110% к объемам, предусмотренным Программой.

В 2011 году затраты федерального бюджета на углеводородное сырье составили 8,7 млрд. руб., что на 16% ниже уровня финансирования 2010 года (в сопоставимых ценах).

В связи с сокращением бюджетного финансирования более чем вдвое уменьшились объемы параметрического бурения (с 17,1 тыс. м. в2008 г. до 4,6 тыс. м. в2011 г.) и примерно на треть объемы сейсморазведки.

Снижение уровня бюджетного финансирования в 2011 году обусло­вило ухудшение отдельных показателей отрасли: прирост ценности недр, полученный за счет локализации и оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, уменьшился в 1,7 раза, результативность работ уменьшилась в 2 раза. В результате есть риск недостижения запланированных показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В целом в России ежегодно добывается минерального сырья на сумму, составляющую не менее 5-5,5% суммарной стоимости минерального сырья, добываемого в мире.

Добыча минерального сырья остается основой российской экономики. Экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа, угля, руд и концентратов как и ранее обеспечивает более двух третей валютных поступлений в страну, а если учесть металлы, экспортируемые большей частью в необработанном виде, минеральные удобрения и продукцию неорганической химии, а также драгоценные металлы и камни, то доля продукции минерально-сырьевого комплекса в экспорте достигает 80%.

В общем объеме доходов федерального бюджета на 2012 год из 12,7 трлн.руб. нефтегазовые доходы бюджета составляют 6,4 трлн. рублей или 50,4 %, из них налог на добычу полезных ископаемых планируется в размере 2,4 трлн.руб.

См. слайд 8 в иллюстрациях к материалу

Цифры конечно большие, но если рассмотреть уровень рентабельности по отраслям, то мы увидим, что рентабельность в 2010 году составила (по данным Деловой России) при добыче топливно-энергетических ресурсов - 33%, при добыче иных полезных ископаемых - 54%. В тоже время в сельском хозяйстве всего лишь 10%.

Возникают закономерные вопросы:

Правильно ли мы даем такие огромные налоговые преференции сырьевым компаниям»? А ведь у ряда сырьевых гигантов из года в год имеется значительная задолженность по налогам и сборам. Так, согласно бухгалтерского баланса за 2011 год на 31декабря 2011 года у ОАО «ГМК Норильский Никель» задолженность составила 1 млрд. руб., у компании «Алроса» - 3,5 млрд.руб.

Получает ли государство адекватную цену за свою собственность - полезные ископаемые, добываемые из недр?

См. слайд 9 в иллюстрациях к материалу

Вкладываются ли полноценно компании в обновление своего технологического и технического парка, применяют ли затратные технологии, снижающие вредное влияние на окружающую среду?

Если проанализировать чистую прибыль нефтяных и газовых компаний по итогам 2011 года, то увидим, что наши нефтегазовые компании себе в убыток не работают.

Так, ОАО «Газпром» получил прибыль в размере 29 млрд. долларов США, рост прибыли составил 140 %, «Роснефть» 12,4 млрд. долларов США, рост прибыли составил 19,7 %, «Лукойл» 10,36 млрд. долларов США, рост прибыли составил 15%. При этом - это уже чистая прибыль, очищенная от налогов.

И при таких финансовых показателях эти компании постоянно просят себе налоговые преференции. Так, только с 2012 года в соответствии с принятыми изменениями налогового законодательства увеличено число случаев применения нулевой ставки по НДПИ при добыче нефти и горючего природного газа на отдельных участках недр.

См. слайд 10 в иллюстрациях к материалу

А если сравнить рентабельность наших и зарубежных нефтегазовых компаний, то окажется, что рентабельность большей части российских нефтегазовых компаний практически в 2 раза выше, чем у иностранных компаний аналогичного профиля.

Рассмотрим проблему утилизации попутного нефтяного газа.

Постановление Правительства РФ «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» вступило в силу 1 января2012 г. Однако, по состоянию на начало2012 г. предписываемый уровень эффективной утилизации попутного нефтяного газа – 95% – в России достигли всего две компании – «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». «Роснефть» и «Газпром нефть» являются аутсайдерами отрасли по эффективному использованию попутного нефтяного газа.

В 2011 году валовая добыча попутного нефтяного газа в России составила 67,8 млрд. куб.м., из них сожжено в факелах 16,3 млрд. куб.м., использовано – 51,2 млрд. куб.м. или 75,5%.

См. слайд 11 в иллюстрациях к материалу

Несмотря на заявленные планы и предпринимаемые меры недропользователей по разработке мер по эффективному использованию нефтяного газа, динамика доли утилизации попутного нефтяного газа последние годы имеет значительную тенденцию в сторону уменьшения. За последние 3 года этот показатель снизился с 84% до 75%.

Добывая и перерабатывая полезные ископаемые мы должны помнить и об окружающей среде, о комфортных условиях проживания населения. Нам это гарантируется Конституцией Российской Федерации. Тем не менее, ежегодно по экологическим причинам в России ежегодно преждевременно уходят из жизни более 300 тысяч человек. Мы должны понимать, что не нефть или газ главное. Главное – наш человек, его здоровье.

С каждым годом обостряется проблема отходов. Сегодня в России более 11 тысяч только официальных свалок, на которых уже захоронено свыше 80 триллионов тонн различных отходов.

Ежегодно образуется еще почти 4 миллиарда тонн отходов, при этом около 90 процентов образуется при добыче минерального сырья.

См. слайд 12 в иллюстрациях к материалу

Сегодня в Комитете находится пакет законопроектов, принятие которых создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Это целый набор стимулов для разработки и реализации хозяйствующими субъектами технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.

Среди приоритетных для нас законопроектов в этой сфере стоит отметить два. Первый направлен на совершенствование системы норми­рования и построения ее на принципах наилучших доступных технологий и внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, второй на вовлечение отходов во вторичный оборот. Все мы понимаем, что без построения эффективной системы нормирования невозможно гарантировать экологическую безопасность населения, обеспе­чивать охрану, рациональное использование и воспроиз­водство природных ресурсов в нашей стране.

Кроме законодательных мер, надо обратить внимание на недопустимо низкий уровень финансирования мероприятий по охране окружающей среды. В федеральном бюджете на эти цели выделяется ничтожная сумма в 22 млрд. рублей. С таким подходом нельзя мириться!

Одной из важнейших проблем, требующих принятия безотлагательных мер является низкая обеспеченность кадрами организаций геологического профиля.

См. слайд 13 в иллюстрациях к материалу

По данным последних лет, от 30 до 50 процентов выпускников-геологов работают не по специальности. Дефицит молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других специалистов с высшим образованием в геологической отрасли составляет свыше 20 тыс. человек.

Причины дефицита высококвалифицированных геологических кадров известны, они отражены на слайде.

Отмечу только, что без создания современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением геологической отрасли, способных эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов геологического профиля в условиях современного рынка труда мы не решим эту проблему.

См. слайд 14 в иллюстрациях к материалу

Мы провели анализ развития системы лицензирования на пользование недрами, которую можно условно разделить на три этапа, на слайде они обозначены.

В настоящее время мы находимся на третьем этапе.

Он характеризуется высоким уровнем конкуренции на аукционах за право пользования перспективными участками недр с достоверно оцененными прогнозными ресурсами.

И если на первом этапе практически вся минерально-сырьевая база, находящаяся в промышленном освоении, была без проведения конкурсов и аукционов бесплатно передана пользователям недр, то сейчас передача участков недр пользователям происходит в основном по результатам аукционов преимущественно по совмещенным лицензиям, при высоких разовых платежах.

См. слайд 15 в иллюстрациях к материалу

Основополагающий законодательный акт в сфере недропользования - Закон «О недрах».

За последнее время он претерпел существенные и, я думаю, что все присутствующие согласятся со мной, позитивные изменения. На слайде перечислены наиболее значимые из них.

Отдельно отмечу только последние из них:

Изменениями Закона «О недрах были закреплены обязательные нормы проведения дегазации организациями по добыче (переработке) угля с целью предотвращения взрывов и аварий на угольных шахтах, сопровождаемых, как правило, большим числом человеческих жертв.

Мы упростили процедуру предоставления права пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в границах горных отводов.

Урегулировали вопросы изменения границ предоставленных в пользование участков недр на глубину и по площади.

Приняли поправки, определяющие порядок расчета размера вреда, причиненного недрам, вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.

См. слайд 16 в иллюстрациях к материалу

Кроме того, в работе находятся законопроекты:

разрешающие передачу полномочий по организации проведения геологического изучения недр, содержащих общераспространенные полез­ные ископаемые субъектам Российской Федерации,

касающиеся вопросов защиты морской среды от нефтяных загрязнений при эксплуатации и использовании искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведении буровых работ, и ряд других.

Так что, согласитесь, коллеги, нами сделано и делается не мало.

Но, к сожалению, этого не достаточно. И часть старых проблем не была решена.

См. слайд 17 в иллюстрациях к материалу

Так, отсутствует возможность выдачи лицензии единственному участнику аукциона на право пользования недрами. Решение вроде уже принято и зафиксировано в Программе принятия мер, способствующих развитию топливно-энергетического комплекса, но законопроекта пока нет.

Есть и другие, «застарелые проблемы». Часть из них перечислена на данном слайде, однако этот перечень далеко не исчерпывающий и правопри­менительная практика постоянно выявляет новые.

Я имею в виду нормы, установившие обязательные критерии для пользователей недр, осуществляющих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации, отсутствие возможности выдачи лицензии на геологическое изучение на шельфе, а также многие другие.

Реформирование законодательной базы в сфере недропользования необходимо, но его необходимо проводить так, чтобы обновленное законно­дательство послужило основой создания оптимальных условий сотрудни­чества государства и недропользователей.

В то же время практика нам подсказывает, что необходимо ужесточить требования к недобросовестным пользователям недр, вплоть до лишения лицензии на выделенный участок. Более того, надо наделить таким правом региональные уполномоченные по данной проблеме органы государственной власти.

См. слайд 18 в иллюстрациях к материалу

Для этих целей, думаю, что будет совсем не лишним изучить соответствующий опыт регулирования недропользования таких стран как США, Норвегия, Великобритания, Канада. Ведь мы не одиноки – нефть, газ и другие полезные ископаемые есть и в других странах. С отдельными особенностями правового регулирования перечисленных стран вы можете ознакомится на этих слайдах. Очень полезно посмотреть и понять, на какие грабли они наступали, и не повторять их ошибок.

См. слайд 19 в иллюстрациях к материалу

Россия, будучи крупной сырьевой державой, пока не преодолела опасности стать сырьевым придатком «золотого миллиарда». По-прежнему велика доля сырой нефти и темных нефтепродуктов в экспорте страны; невелик сравнительно с мировым выпуск сжиженного природного газа, значительная часть этана и других гомологов метана – ценного нефтехимического сырья не извлекается из природного газа, а сжигается или поступает на экспорт в составе энергетического газа. Страна по-прежнему в ряде случаев экспортирует даже не рафинированные металлы (не говоря уже о высокотехнологичных изделиях из них), а концентраты, иначе говоря, продукцию первого передела сырой руды. Экспортируется до четверти произведенных в стране товарных железных руд, Технологическое отставание России от развитых стран как в горнорудной, так и в нефтедобывающей отраслях в полной мере так и не преодолено. Морально и физически устаревшее оборудование и технологии, используемые на ряде добывающих предприятий, являются определяющим фактором низкой эффективности использования отечественной минерально-сырьевой базы и не позволяют решить проблему полноты извлечения сырья из недр и комплексности его использования. По различным оценкам износ оборудования в отрасли составляет от 50 до 70 процентов. Только принципиальное обновление технического и технологического парка добывающей отрасли может изменить ситуацию.

Повышение эффективности нефтегазового сектора сегодня немыслимо без инноваций в бурении, добыче, увеличении коэффициента извлечения полезных ископаемых. Инновации нужны и для улучшения полезного использования уже добытых углеводородов, на всех стадиях транспортировки, переработки и потребления.

Дефицит квалифицированных кадров, административные барьеры и негибкий налоговый режим также сдерживают эффективное функционирование всего минерально-сырьевого комплекса.

Можно спорить об ошибках как исполнительной, так законодательной власти, предлагая свои собственные варианты и аргументы, однако сути дела это не изменит. Нам нужен последовательный план реформирования законодательства. Необходимо четко понимать, что требуется в настоящий момент и каких решений от нас ждут.

См. слайд 20 в иллюстрациях к материалу

Мы должны формировать государственную политику в сфере недропользования исходя из следующих принципов:

- сохранения государственной собственности на недра;

- установления чёткого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере недропользования;

- равнодоступности и платности пользования недрами, их предоставления на состязательной основе;

- совершенствования налоговой системы, связанной с пользованием недрами, для обеспечения справедливого распределения доходов от использования недр между государством и недропользователями;

- обеспечения более полного извлечения минерального сырья и качества его переработки.

В заключение еще раз подчеркну, что использование богатств недр Российской Федерации – это огромная ответственность всех, кто причастен к данной сфере, и, в первую очередь, добывающие компании. От эффективного использования минерально-сырьевой базы зависит не только экономика страны в целом, ее обрабатывающие и перерабатывающие отрасли, но и социальная сфера, в том числе ее важнейший элемент – ЖКХ. Динамично должен развиваться весь хозяйственный комплекс страны. Нельзя допускать того, чтобы цены на энергоносители и тарифы приводили к банкротству промышленные предприятия, а народ опускали в нищету.

Как видим, возможности для этого имеются. Проблема в том, чтобы собственник недр – государство и его граждане – ужесточили контроль за использованием природных богатств и повысили эффективность управления своей собственностью.

Надеюсь, что в ходе обсуждения и дискуссии по рассматриваемой теме участники слушаний, а здесь присутствуют высокопрофессиональные специалисты – руководители крупных компаний, ученые, представители федеральных и региональных министерств и ведомств, депутаты разных уровней – сумеют выработать общий подход к решению обозначенных проблем.

Желаю всем успехов!

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме