00:00 26.01.2018 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: Жизнь настоятельно требует перемен
2018-01-25 17:40
В.И. Кашин, зам. Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, академик РАН
Все мы обеспокоены судьбой нашей страны, ее будущим. Впереди выборы Президента страны. И не только. Это и выбор дальнейшей судьбы страны, каждого из нас.
Почти двадцать пять лет либеральные реформаторы «трудились» над превращением нашей страны в сырьевой придаток развитых экономик. В итоге – глубочайший кризис во всех сферах жизни общества. Экономика в разрухе, правительство демонстрирует полную неспособность к эффективным действиям, придерживаясь ошибочного курса на повышение налогов, пенсионного возраста, удорожания кредитов с одновременной экономией на образовании, медицине, науке. Слова «стагнация», «рецессия», «девальвация», «коррупция», «фьючерсы», «волатильность», «деривативы» и т.п. прочно вошли в быт страны. На этом фоне Россия остается сырьевым придатком на обочине мирового развития. При этом положительных перемен не ожидается, поскольку основная стратегия власти – подождать роста цен на нефть, что, образно говоря, можно назвать, как плач по дешевеющей нефти. Более того, власти считают, что кризис – это хорошо и идет на пользу российской экономике.
Сформированный бюджет на 2018 год на период до 2020 года никаких надежд на выздоровление не вызывает.
Приведенные данные подтверждают полный провал экономической политики правительства. Рост доходов бюджета незначительный, фактически не перекрывает инфляционные потери, даже при искусственно сниженном их уровне.
Экономика продолжает сидеть на нефтегазовой игле. Нефтегазовые доходы в 2017 году прирослина 23% (+1,13 трлн. руб.) и достигли 5,972 трлн. руб. (6,5% ВВП). «Подушка безопасности» сдувается. Резервный фонд прекратил свое существование.
Расходы на 2018 год планируются в объеме 16,5 трлн. руб. Уменьшение к 2017 году ориентировочно на 200 млрд. рублей. Динамика расходов едва перекрывает планируемую инфляцию.
Дефицит в 2018 году составит 1,3 трлн. рублей, но к 2020 году, как планирует правительство, сократится до 0,8 трлн. рублей. За счет чего это будет достигнуто проект бюджета умалчивает.
В проекте бюджета на 2018-20 гг., рост доходов обеспечивается в основном за счет увеличения налогового давления и роста сборов с населения и бизнеса. Для латания дыры в федеральной казне Минфин РФ намерен собрать дополнительные 912 млрд. руб. за три года. Первой из утвержденных мер станет повышение цен на бензин: ставки акцизов на автомобильное топливо вырастут на 50 коп. за литр с 1 января и еще на столько же с 1 июля 2018 года. Это почти втрое больше, чем предусмотрено Налоговым кодексом.
Следующим шагом - с июля 2018-го - фактическая отмена беспошлинного ввоза товаров, купленных в иностранных интернет-магазинах.
Плату за использование лесов решено повысить в 2,17 раза в 2018 году, в 2,38 раза в 2019 г., в 2,62 раза в 2020 г. (за единицу объема древесины); плату за использование водоемов для генерации электроэнергии - в 1,25 раза, а за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей - в 10 раз.
Ставка утилизационного сбора на автомобили вырастет на 15%, одновременно вводится аналогичный сбор для оборудования в тяжелом машиностроении - 7%.
В морских портах с 2019 г. вводится инвестиционный сбор, который увеличит плату портовым операторам на 25%.
Операторам связи плату за использование радиочастотного спектра решено поднять на 25%. Кроме того, вводятся таможенные пошлины на станки и оборудование, которое ранее не облагалось налогом.
Ставку водного налога решено поднять в 1,75 раза в следующем году, в 2,01 раза - в 2019 г. и в 2,31 раза - в 2020-м.
Совокупный эффект от закручивания налоговых гаек составит 146,4 млрд. руб. в следующем году, 203,5 млрд. руб. в 2019-м и 563,3 млрд. в 2020-м.
Ключевые налоговые ставки (на прибыль, НДС, страховые взносы) решено не менять, однако сборы с несырьевого сектора экономики должны увеличиться с 8,9 до 11,9 трлн. руб.
Растущее налоговое и регуляторное давление в условиях дефицита ликвидности и полноценного банковского кризиса способствует падению прибыли в российской экономике.
Все эти меры обеспечат лишь одно - высокий рост инфляции, так как закладываются в цену и себестоимость продукции.
Таким образом, роста экономики за счет увеличения физических объемов производства, импортозамещения не предусматривается. Продолжается все та же провальная политика с фискальным уклоном.
Теперь несколько подробнее рассмотрим расходы по отдельным направлениям.
Национальная экономика.
В 2017 году ассигнования на экономику составили 2,5 трлн. рублей, в 2018 году идет снижение на 247 млрд. руб. В 2019 году бюджетные ассигнования по направлению «национальная экономика» составят 2,23 трлн. руб., а в 2020 году – 2,25 трлн. рублей. В объеме ВВП ассигнования на экономику в 2017 году составляли 2,8%, в 2020 году – 2,2%. В общем объеме расходов федерального бюджета ассигнования на экономику также сокращаются за 4 года с 15,2% до 14,6%.
Рост инвестиций предусмотрен с 15,9 трлн. рублей в 2017 году до 21,1 трлн. рублей в 2020 году. Однако это выглядит не реально. Во-первых, повышение налогового бремени, значительно сократит инвестиционную активность. Во-вторых, не изменяется кредитная политика, и заемные средства остаются малодоступными, амортизационные отчисления не регламентируются и не являются надежным источником инвестирования. Низкий потребительский спрос и неустойчивая политическая и экономическая обстановка не способствуют вложению средств в экономику.
Судя потому, что в настоящее время рост экономики России, особенно промышленного производства, ниже математической погрешности, снижение ассигнований на экономику приведет к затяжной стагнации.
Особое внимание привлекают федеральные целевые программы, которые являются основными элементами планирования в экономике. Средняя эффективность их реализации чуть больше 91%. И это при условии, если не учитывать постоянную корректировку в сторону уменьшения их целевых индикаторов и объемов финансирования. Зачастую это происходит, как говорится, втихую, без информирования депутатского корпуса. Т.е. вся работа по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию развития в соответствие с целевыми программами в данной ситуации становится фикцией.
Силовой блок
Почти 38% всех расходов или 6,3 трлн. рублей расходов 2018 года, уйдет на национальную оборону, полицию и содержание госаппарата, тогда как расходы на образование и здравоохранение в сумме будут меньше в 6 раз (1,064 трлн. рублей).
В будущую трехлетку доля военных расходов достигнет максимума в 24,5% (почти четверть бюджета!). Рекорд поставит и засекречивание расходов – 19,5% бюджета в 2020 году станут «закрытыми» – каждый пятый народный рубль.
Национальная безопасность.
Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в 2018 году составят 1,33 трлн. рублей, в 2019 году – 1,34 трлн. рублей и в 2020 году – 1,39 трлн. рублей.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» за три года по сравнению с 2017 годом (11,7%) снизится до 9,7%
Социальная политика
Остается непонятным, почему на экономику и социальную сферу надо снижать финансирование, а на правоохранительную деятельность завышенный рост обеспечивается федеральными средствами.
Бюджетные ассигнования по разделу «Социальная политика» в 2018 году составят 4,7 трлн. рублей, в 2019 году – 4,74 трлн. рублей и в 2020 году – 4,87 трлн. рублей. Ассигнования на социальную политику в 2020 году в рублевом выражении будут меньше, чем в 2016 году. А это неизбежно приведет к дальнейшему понижение уровня жизни людей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Социальная политика» составит в 2017 году 5,5%, в 2018 году – 4,8%, в 2019 году – 4,6% и в 2020 году – 4,4%.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» по сравнению с 2017 годом (30,0%) уменьшится и составит в 2018 году 28,5%, в 2019 году – 29,0% и в 2020 году – 29,1%.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
После 2010 года резко сократились расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство (с 2,6% бюджета в 2011 году до 0,4% в 2016-м). Эти расходы были переложены на плечи граждан путем введения отчислений на капремонт. Перспектива не утешительная. Содержание ЖКХ полностью перекладывается на плечи народа. В 2017 году из бюджета на ЖКХ выделено 124,9 млрд. рублей, в 2018 году – 143,8 млрд. рублей, в 2019 году – 116,8 млрд. рублей, в 2020 году - 109,2 млрд. рублей. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Жилищно–коммунальное хозяйство» в 2018 году по сравнению с 2017 годом (0,7%) составит 1%, а в 2019 и 2020 годах уменьшится и составит 0,9% и 0,8% соответственно. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Жилищно–коммунальное хозяйство» составит в 2017 – 2020 годах 0,1%.
Эти средства, конечно же, не обеспечат безаварийного содержания объектов ЖКХ. Взваливание на плечи граждан всех коммунальных проблем становится неподъемным. Коллапс этот важнейшей отрасли неизбежен! Проблемы ЖКХ – ликвидация аварийного и ветхого жилья, восстановление и ремонт инфраструктуры этого хозяйства, повышение благоустройства жилого фонда – при таком подходе и политике, только усугубятся.
Здравоохранение
Расходы на образование, здравоохранение, культуру, кино, спорт и СМИ упали в бюджете с 11,4% всех расходов в 2011-м до 8,1% и продолжат падать – до 7,5% в 2020 году. Прежде всего, за счет здравоохранения. Такая же судьба ждет статью «Физкультура и спорт». За 2017 год в стране ликвидировано 400 станций скорой помощи, 12 больничных коек, 1000 больничных организаций, заметно выросли заболеваемость и смертность. Почти 15 тысяч населенных пунктов не имеют учреждений медицинской помощи.
Вот вам и забота о здоровье людей. И как после этого верить заявлениям председателя правительства об увеличении продолжительности жизни и естественном приросте населения, что используется, как аргумент в пользу повышения пенсионного возраста.
Затраты федерального бюджета на здравоохранение в 2018 г. составят 460 млрд. руб., в 2019 г. - 426,6 млрд. руб., в 2020 г. - 497,5 млрд. руб. Финансирование федеральной Программы «Развитие здравоохранения» в 2018 году увеличится на 5,5 млрд. руб. и составит 311 млрд. рублей. При этом в 2019 году на цели Программы планируется выделить 275,6 млрд. руб., а в 2020 году – 348,3 млрд. рублей. Необходимо учесть и инфляцию она будет выше 4% из-за увеличения налогов и платежей.
Еще хуже с медициной на селе. Об этом чуть подробнее. В сельской местности у нас проживает все еще более четверти населения или 37,8 млн. человек, которые являются фактически кормильцами для других 109 млн. человек.
Условия жизни в сельской местности характеризуются повышенными физическими нагрузками, контактом с вредными веществами, используемыми в сельском хозяйстве. Целый перечень вредных факторов определяет более высокий, чем в городе, коэффициент смертности и, соответственно, продолжительность жизни – в среднем на 2 года меньше чем в городе.
В этой связи, вопросы оказания медицинской помощи в сельской местности являются одними из ключевых. Вместе с тем, мы видим, что из года в год медицинское обслуживание на селе становится все менее доступным.
Количество больничных учреждений даже в период с 2010 года снизилось более чем на 300 единиц (23,2%). Число фельдшерско-акушерских пунктов за 5 лет снизилось на 3,6 тыс. единиц. Станций скорой медицинской помощи стало меньше на 150 единиц, а на одну бригаду скорой помощи может приходиться 10 тысяч населения.
На этом фоне протекал процесс укрупнения медицинских учреждений. Среднее количество коек, приходящихся на 1 больницу, выросло со 114 до 156. Соответственно увеличился и радиус охвата медицинским обслуживанием сельских территорий. Другими словами, вместо территориально близкого, но небольшого медицинского учреждения, сельские жители вынуждены обращаться в более крупные больницы, территориально более удаленные. Принимая во внимание транспортную ситуацию в сельской местности, отсутствие дорог с твердым покрытием, когда до больницы, которая находится в 60 и более километрах, можно ехать несколько часов, в этом случае сельские жители становятся фактически отрезанными от медицинского обслуживания и предоставленными самим себе.
Закрываются многие районные больницы, стационары в крупных населенных пунктах. Вместо того чтобы открывать новые островки медицинской помощи, у нас наоборот все разрушают.
Следует отметить, что приведенные мною цифры, фактически являются «средними по палате» и не учитывают территориальную неравномерностью размещения организаций здравоохранения. При этом если взглянуть в разрезе субъектов Российской Федерации, то мы увидим, что в 40 регионах обеспеченность больничными койками в расчете на 10 тыс. жителей составляет менее 40. Еще в 23 регионах на 10 тыс. жителей приходится от 40 до 60 коек. Более 60 коек на 10 тыс. жителей у нас всего в 17 регионах.
Еще одна острая проблема - нехватка медицинских специалистов. Дефицит медицинских кадров на селе достиг 95 тыс. человек, из которых 24 тыс. – это врачи. Привлечь же недостающие медицинские кадры в сельскую местность – большая проблема, в основном связанная с низким качеством жизни на селе.
Число семей молодых специалистов, проживающих в ветхом и аварийном жилье в 2015 году составило более 14 тыс. И это лишь те семьи, которые официально состоят на учете, как нуждающиеся. Число же семей молодых специалистов, получивших в 2015 году новое жилье составило всего 1,5 тысячи, а число нуждающихся насчитывает около 16,1 тыс. семей.
Сельская медицина неотделима от социального развития села, поэтому необходимо разработать специальную подпрограмму «Сельская медицина», как неотъемлемую часть программы развития здравоохранения в целом, с выделением не менее 25-28 % средств от общей федеральной программы по здравоохранению.
Вопросы обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности, должны стать в центре внимания правительства и Государственной Думы.
Образование
Расходы на образование в 2020-м будут ниже 2013 года в рублевом выражении. Объем ассигнований на эту отрасль будет индексироваться практически на уровень инфляции. Бюджетные расходы по разделу «Образование» в 2018 году составят 663,6 млрд. рублей, в 2019 году –647,5 млрд. рублей и в 2020 году –663,7 млрд. рублей.
В общем объеме расходов федерального бюджета доля по разделу «Образование» в 2018 – 2020 годах по сравнению с 2017 годом (3,7%) увеличится и составит 4,0% ежегодно. Надо отметить, что это явно недостаточно. Во многих развитых странах эта доля на образования достигает 13% от общегосударственных расходов.
Не радует своим вниманием бюджет и к науке. Общее снижение финансирования науки и научных исследований за четыре года составит 11%.
Сельское хозяйство
На этом, в общем-то, безрадостном фоне, островком относительного благополучия выглядит Агропромышленный комплекс страны.
АПК России, несмотря на все сложности, доказывает свою эффективность. Производственные показатели 2016 и 2017 годов демонстрируют хорошую динамику роста. Получен рекордный урожай зерновых. Начинает меняться и отношение власти к сельскохозяйственной отрасли. Совсем недавно Президент В.Путин заявил, что нельзя рассматривать эту отрасль в традиционном смысле, как «черную дыру», поглощающую финансовые средства.
Тем не менее, несмотря на заметные положительные сдвиги в эффективности отрасли, проблем на селе и в отрасли в целом, в том числе и в отношении ее финансовой поддержки, остается достаточно много. Об этом свидетельствует и Закон о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
К сожалению, финансирование сельскохозяйственной отрасли остается на очень низком уровне. Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, составят в 2018 году 241,9 млрд. рублей. Это всего лишь 1,77% от общей суммы расходов федерального бюджета. Не лучше будет и в последующие годы: в 2019 году –242,4 млрд. рублей, а в 2020 году –242,5 млрд. рублей. Более того, финансовое обеспечение этой Госпрограммы за счет средств федерального бюджета на предстоящее трехлетие сокращается по сравнению с уровнем расходов в 2016 и 2017 годах, не говоря уже о том, что выделяемые суммы значительно уступают тем, которые содержатся в ее паспорте, утвержденном Правительством еще в декабре 2014 г. Планируемое финансирование на 2018-2020 годы составляет, по отношению к установленному паспортом программы, от 63 до 68%.
На обновления парка сельскохозяйственной техники в 2018 году запланировано 10 млрд. рублей. Это позволит приобрести сельскохозяйственным товаропроизводителям технику в количестве примерно 19 тысяч единиц, из них 710 тракторов, 2030 зерноуборочных комбайнов и 170 кормоуборочных комбайна. И это на всю огромную страну! В 2016 году сельхозтоваропроизводителями было приобретено 18 тыс. тракторов и комбайнов, в том числе 11,3 тыс. тракторов, 6 тыс. зерноуборочных комбайнов, 718 кормоуборочных комбайнов. Но, чтобы остановить выбытие техники, перейти к увеличению парка, сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо ежегодно приобретать по 45 тыс. тракторов, 12 тыс. зерно- и 2 тыс. кормоуборочных комбайнов.
Мы неоднократно отмечали, что в сельском хозяйстве сохраняется тенденция сокращения и старения техники, темпы выбытия техники существенно опережают темпы обновление. Уровень износа сельхозтехники остается очень высоким. Доля машин со сроком эксплуатации свыше 10 лет по тракторам составляет 59,6%, по зерноуборочным комбайнам – 45,4%, по кормоуборочным комбайнам – 44,4%. Оснащенность сельхозпроизводителей техникой остается на уровне, который не позволяет выполнить все технологические операции в нормативные агротехнические сроки. Все это ведет к недополучению и потерям продукции. Вместе с тем, на 2019 и 2020 годы финансирование приобретения новой техники предусмотрено в объемах лишь по 2 млрд. руб.
Бюджетные ассигнования на несвязанную поддержку в растениеводстве в 2018-2020 годах запланированы в объемах по 11,3 млрд. руб. в год. Поддержка продуктивности в молочном животноводстве определена на уровне 7,3 млрд. рублей ежегодно. И это при том, что субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве являются наиболее доступными, прозрачными и востребованными формами государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям различных форм хозяйствования. Ведь эти средства направлялись на приобретение горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений, химических средств защиты растений и семена, что позволяло обеспечить своевременное проведение сезонных полевых работ с применением необходимых материально-технических ресурсов. При сохраняющейся положительной динамике в отрасли животноводства в целом, исключение субсидий может привести к срыву даже откорректированных показателей Госпрограммы по молоку. Удельный вес молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка на 2018 год снижен с 85,9 % до 80,2 %, на 2019 год - с 87,8% до 80,5 %, на 2020 год с 90,2% до 80,6%, что ниже пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности (90%). Поэтому наша фракция будет настаивать на усилении поддержки молочной отрасли, а также оказании поддержки малых форм хозяйствования (начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм), занимающихся разведением крупного рогатого скота молочного направления, и предоставлении субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. Надо изыскать возможность сохранения финансирования мероприятия «Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей» в 2018-2020 годах на уровне 2016 года.
Вызывает удивление и прекращение финансирования в 2018-2020 годах компенсации прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Эта форма поддержки действует с 2015 года, государство возмещает от 20% до 35% сметной стоимости строительства и модернизации молочных и тепличных комплексов, плодо-, овоще-, картофелехранилищ, оптово-распределительных, селекционно-семеноводческих и генетических центров. Большинство отобранных в 2017 году инвестиционных проектов направлено на строительство и модернизацию молочных и тепличных комплексов, овощехранилищ, селекционных центров. Техническая модернизация, проводимая в молочном скотоводстве, - один из факторов увеличения объемов производства молока. В 2016 году было построено, реконструировано, модернизировано и введено в эксплуатацию 236 новых молочных ферм и комплексов.
Учитывая также важность сохранения интереса инвесторов к строительству тепличных комплексов (для замещения импорта необходимо производить ежегодно 900 тыс. тонн тепличных овощей, для этого необходимо строительство 1,8 тыс. га теплиц), строительству питомников и селекционных центров (за счет собственного производства обеспечивается лишь 25,8% потребности в плодах и ягодах; в 2016 году импорт фруктов составил 1,6 млн. тонн; существует потребность в ежегодной закладке не менее 500 га плодовых питомников с производством посадочного материала высших категорий качества), мы будем добиваться сохранения в 2018-2020 годах этой формы поддержки.
Нельзя согласиться со снижением статуса ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» и переводом ее на уровень подпрограммы. Данная программа в нынешних сложившихся условиях имеет главенствующую роль в повышении плодородия почв и их урожайности, предотвращении их деградации. Она носит комплексный характер и решает многие задачи. В том числе, ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, что позволяет обеспечить прирост объема производства продукции растениеводства, обеспечение защиты земель от водной эрозии, затопления и подтопления за счет проведения противопаводковых мероприятий. Мелиорация земель способствует предотвращению потери урожаев сельскохозяйственных культур за счет их орошения и отвода избыточных вод осушительными системами. Учитывая высокую эффективность данной программы, и то, что ее цели и задачи направлены на устойчивое производство сельскохозяйственной продукции путем мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, мы считаем необходимым продолжить ее реализацию до 2020 года.
То же самое можно сказать и о понижении статуса ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» до уровня подпрограммы. Это одна из важнейших программ улучшения условий жизни на селе. Снижение статуса этой программы и планируемое включение мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в другие госпрограммы в соответствии с отраслевым принципом считаем недопустимым, так как это не позволит обеспечить комплексный подход к обустройству сельских населенных пунктов объектами производственной, социальной и инженерной инфраструктур, автомобильными дорогами, доступным жильем, а также скоординировать мероприятия с реализуемыми инвестиционными проектами. Такое решение сделает невозможным эффективную координацию мер государственной политики по развитию сельских территорий.
Наметились некоторые положительные сдвиги в финансировании рыбохозяйственной отрасли. Вместе с тем, в проекте Федерального бюджета не учитывается решение, принятое по итогам совещания в Правительстве Российской Федерации о сохранении на 2018 год уровня ресурсного обеспечения государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» не ниже уровня государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса в 2017 году.
Отмечая, что в последние годы сельское хозяйство показывает хорошие темпы роста, в 2016 году индекс производства продукции сельского хозяйства составил 104,8%, превысив целевой показатель Госпрограммы, в 2017 году получен рекордный урожай зерновых, фракция КПРФ считает, что в целях закрепления положительной динамики, необходимо в 2018-2020 годах обеспечить приоритетное финансирование агропромышленного комплекса.
Мы будем добиваться в 2018-2020 годах дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию следующих мероприятий Госпрограмм:
- на субсидии для оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства ежегодно не менее 25 млрд. рублей;
- на субсидии для повышения продуктивности в молочном скотоводстве ежегодно 15 млрд. рублей;
- на компенсацию прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса» ежегодно 15 млрд. рублей;
- взнос в уставный капитал АО «Росагролизинг» ежегодно в размере 5 млрд. рублей;
- предусмотреть увеличение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» в 2018 году на 1,215 млрд. рублей, в 2019 году – на 1,387 млрд. рублей, в 2020 году – на 1,137 млрд. рублей, в целях проведения ресурсных исследований, на материально-техническое обеспечение органов рыбоохраны (надзор), развитие аквакультуры, развитие инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, а также сохранить федеральные целевые программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» до конца срока их реализации, обеспечив в полном объеме запланированное бюджетное финансирование их мероприятий.
На сегодня сельское хозяйство является единственной отраслью, демонстрирующей устойчивые темпы развития. Российский труженик села, благодаря своему трудолюбию, любви к земле, преодолевая трудности, вопреки всему, добивается завидных успехов. Ему надо чуть-чуть больше помочь, и нет сомнения, что эти успехи станут еще заметнее. Деревня – это наши истоки жизни, наши корни, здесь истоки нашей культуры. Беречь ее и поддерживать наша общая задача.
Выход есть!
Приведенные данные убедительно показывают, что правительство занимается не развитием, а удушением всех сфер жизни страны.
Сегодня есть реальная возможность существенно увеличить доходную часть бюджета. Россия самая богатая страна в мире. Она обладает огромным потенциалом. У страны есть все для безотлагательного и эффективного развития, вне зависимости от курса валют и цен на нефть. Наша страна в 10 раз богаче ресурсами в пересчете на душу населения, чем развитые и развивающиеся страны мира. Россия располагает 120 млн. га сельхозугодий и самым богатым в мире запасом чернозема. Страна не испытывает недостатка во всех необходимых природных ресурсах: энергетических, минеральных, водных, в металлах, древесине и т.д. Пока что сохраняется и уникальный человеческий ресурс с нашими традициями, образом жизни, который обеспечивает развитие страны.
В такой стране сформировать бюджет, отвечающий современным вызовам, задача сложная, но реализуемая. Нужна лишь политическая воля власти. Мы неоднократно указывали на источники пополнения бюджета, которые лежат, буквально, на поверхности. Это и национализация ведущих отраслей, и монополия на производство и реализацию алкогольной и табачной продукции, и прогрессивная шкала подоходного налога, и рациональное использование лесных, водных ресурсов, внедрение новейших технологий и т.д.
Только повышение КИН (коэффициент извлечения нефти) за счет внедрения современных методов добычи, например, на 1%, позволит увеличить наши запасы нефти на 1,3 млрд. т, обеспечить дополнительную добычу до 50 млн. тонн в год. Соответственно увеличатся и доходы федерального бюджета на сумму свыше 400 млрд. рублей, и это только лишь посредством взимания НДПИ и таможенной пошлины.
)
Предлагаемые нами меры позволят существенно увеличить доходную часть федерального бюджета, а, следовательно, и его расходную часть. Увеличение расходной части обеспечит достойное финансирование системообразующих расходных статей, включая здравоохранения, образование, науку, социальные выплаты и, что особенно важно, реальный сектор экономики.
Нам предстоит восстановить модель устойчивого развития экономики, которая была в основе планового хозяйства страны. Она включала в себя такие элементы как:
мощный государственный сектор экономики;
сбалансированное производство средств производства и потребления;
доступные дешевые кредиты;
устойчивая государственная банковская система;
развитые и рационально размещенные производительные силы, включая науку;
благоприятный инвестиционный климат;
высокая дисциплина труда и профессиональная ответственность кадров за порученное дело;
эффективная региональная политика;
кооперация и высокая координация министерств и ведомств;
высокий уровень механизации и автоматизации производства;
доступные, дешевые энергоресурсы;
жесткая борьба с коррупцией и хищением на каждом этапе движения бюджетных средств, восстановление парламентского и народного контроля.
Эффективность работы представленной модели подтверждается деятельностью предприятий, которые используют в той или иной мере эти элементы. Достаточно взглянуть на такие предприятия, как ПАО «Нижнекамскнефтехим», ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов», или ОАО «Предприятие Емельяновка» - истинные островки социализма, достигающих высоких результатов даже в текущих нездоровых условиях функционирования экономики.
ПАО «Нижнекамскнефтехим» - крупнейший нефтехимический комплекс в России со штатом, превышающим 16 тыс. человек, ведущий игрок на внутреннем и внешнем рынках пластиков.
ЗАО «ВКСМ» - крупнейший в России производитель силикатных изделий со штатом более 1000 человек.
ОАО «Емельяновка» - крупнейшее сельскохозяйственное предприятие Озерского городского округа Московской области, располагающее поголовьем скота в 4 тыс. голов, 1600 голов дойного стада, дающих надои более 8 тонн на 1 фуражную корову в год. В 2015 году предприятие собрало урожай более 24 тыс. тонн картофеля.
Образцом социалистического хозяйствования является СХПК "Звениговский", возглавляемый коммунистом, первым секретарем Марийского рескома КПРФ Казанковым Иваном Ивановичем, совхоз им.Ленина в Подмосковье, которым руководит П.Грудинин и др.
Это абсолютно разные предприятия, как по профилю, так и по масштабам производства. Но всех их объединяет одно – в основе их эффективной работы лежит сформулированная выше система требований и подходов к организации производства.
Все эти предприятия мы не так давно посетили и смогли своими глазами увидеть эффективность производственных процессов и гармоничность отношений трудовых коллективов с работодателями.
Повысить эффективность.
Повысить эффективность экономики России – задача вполне выполнима. Для этого требуется политическая воля и целенаправленность действий государственной власти как в сфере сельского хозяйства, так и в сфере промышленного производства.
Реализовав представленную систему мер, уже в среднесрочной перспективе мы сможем обеспечить значительный рост всех показателей эффективности отрасли. Нам удастся производить 120-230 млн. т. зерна, 40 млн. т. картофеля, 20 млн. т. овощей, 45 млн. т. молока, 3,5 млн. т. мяса говядины, 4,1 млн. т. мяса свинины и птицы, 6,5 млн. т. рыбы, 45,5 млрд. яиц. Объемы производства составят свыше 4 трлн. руб. в ценах 2017 года.
Более того, это позволит увеличить количество рабочих мест на селе на 80% и в 6 раз больше в городе.
Продовольственная безопасность России будет полностью восстановлена.
Такая же перспектива реализации предложенной нами модели устойчивого развития экономики в контексте развития промышленности.
Бюджетное финансирование отрасли на уровне не менее 3,5 трлн. руб. уже в среднесрочной перспективе позволит:
- под строгим надзором государства восстановить и построить новые предприятия (авиационные, станкостроительные, машиностроительные, и др.), обеспечив тем самым производственную базу для полноценного импортозамещения;
- развивать народные предприятия;
- создать все необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса (снизить налоговую нагрузку, создать комплексную систему прогрессивного стимулирования производства);
- оказать помощь градообразующим предприятиям;
- развивать глубокую переработку сырья;
- развивать кадровый потенциал отрасли.
В итоге страна получит 5 млн. новых рабочих мест, увеличит ежегодную выплавку стали до 106 млн. тонн, производство автомобилей до 3 млн. в год, производство минеральных удобрений до 30 млн. т. в год, производство химических нитей и волокон до 230 тыс. тонн, производство бумаги и картона до 12 млн. т., а также увеличит площадь строительства до 180 млн. кв. метров в год.
На основе предлагаемой модели устойчивого развития экономики должны быть усовершенствованы подходы к управлению всеми без исключения отраслями народного хозяйства. При этом не только на федеральном, но также и на региональном и местном уровнях. Только так мы сможем обеспечить процветание России.
Реализация основных положений социально-экономической программы КПРФ и широкого спектра левых патриотических сил даст возможность увеличить ВВП до 105 трлн. руб., сформировать достаточные бюджеты. Мы ликвидируем безработицу, удвоив при этом среднюю заработную плату, пособия, стипендии, а также обеспечив размеры пенсий не менее 40% от нового уровня заработной платы. Кроме того, страна перейдет к бесплатному образованию и здравоохранению, что гарантирует увеличение средней продолжительности жизни на 5 лет.
КПРФ призывает к действию!
Время доказывает, что либеральный курс нынешней власти ведет страну к социальному взрыву с непредсказуемыми последствиями. Необходима смена социально-экономического курса и смена власти. Новый курс четко изложен в программе КПРФ «Десять шагов к достойной жизни» и в программе кандидата в президенты России от КПРФ и патриотических сил России «Двадцать шагов Грудинина».
Россия богатая страна и не имеет права держать народ в нищете, а экономику в разрухе. Вопрос во власти. Действующий режим полностью обанкротился и не способен насквозь прогнившими коррупционными методами управлять страной. Нужна народная власть, нужно народное правительство, и только такая власть способна создать мощное государство, с развитой экономикой и передовой наукой. Это станет возможным, если на президентских выборах мы поддержим народного кандидата на эту высокую должность – Павла Николаевича Грудинина.
Коммунисты в союзе со всеми патриотическими силами готовы взять на себя ответственность за вывод страны из кризиса!
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме