15:00 25.10.2017 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: Земле-матушке сыновью заботу!
2017-10-25 13:31
Кашин В.И.
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина на парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение воспроизводства плодородия земель, используемых для ведения сельского хозяйства». 23 октября 2017 года, Малый зал Государственной Думы.
Уважаемые товарищи!
Земельные ресурсы имеют огромное значение для нашей страны - мы располагаем 9% всех продуктивных земель планеты. Но производим при этом лишь около 2% мирового объема сельскохозяйственной продукции. Это свидетельствует о том, что Россия располагает мощным потенциалом развития сельскохозяйственного производства, и наша общая задача – наиболее эффективно этот потенциал реализовать.
При этом очевидно, что упор должен быть сделан на обеспечение рационального, научнообоснованного землепользования, направленного на сохранение, поддержание и приумножение главного земельного богатства – почвенного плодородия. Но пока что все складывается иначе.
За последние годы площадь земель сельскохозяйственного назначения в структуре земельного фонда сократилась с 637,7 в 1990 году до 383 млн. га. То есть почти половину сельхозземель уже растащили по другим категориям. Не лучше дела обстоят и с сельскохозяйственными угодьями – на 1 января 2016 года их площадь в России составила 197,7 млн. га, что почти на 25 млн. га меньше чем в 1990 году. Площадь пашни за 25 лет также сократилась со 132,3 млн. га до 115,1млн. га.
За последние 25 лет мы потеряли, только по официальной статистике, 38 млн. га посевов. В действительности же земель, выведенных из севооборота, у нас уже более 41,5 млн. га. И это при том, что по целевому назначению не используется уже 56 млн. га или 14,5% земель сельскохозяйственного назначения.
Ситуация усугублена тем, что государственная землеустроительная служба упразднена, а саморегулируемые организаций в области землеустройства и кадастровой деятельности сформировали стихийный рынок землеустроительных услуг. В России фактически отсутствует инфраструктура управления землепользованием – земельные суды, земельные банки, полный земельный кадастр, земельные комитеты, центры по исследованию проблем землепользования, проектно-изыскательские институты по землепользованию и землеустройству. Не составляется ежегодный земельный баланс. Земельно-ресурсный потенциал не охвачен в необходимой мере государственным учетом.
Много проблем у нас и с кадастровым учетом - он осуществлен лишь в отношении примерно 15% земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Во многих регионах не завершена процедура установления границ сельских поселений, границ земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, что не позволяет корректно отграничить земли сельскохозяйственного назначения.
Возникает справедливый вопрос – куда мы будем двигаться дальше? Мы фактически находимся у черты, когда необходимо в корне изменить подходы к управлению земельными ресурсами. Причем ситуация такова, что эти вопросы сегодня уже в большей степени зависят от высшего руководства страны.
И в первую очередь на этом направлении надо останавливать земельных латифундистов, спекулирующих землей, ставящих свои собственные интересы выше интересов общества и государства, использующих, в том числе под застройку, земли сельхозназначения исходя лишь из экономической выгоды. Вопросы же почвенного плодородия в такой системе приоритетов отодвигаются на задний план.
Проблема деградации почвенного плодородия является системной, актуальной для всех видов сельхозугодий.
Из оставшихся у нас197,7 млн. га сельхозугодий значительная часть подвержена активным процессам деградации - зарастает бурьяном, кустарником, мелколесьем. Ветровой эрозии подвержено уже 61 млн. га сельхозугодий, а опустыниванию – уже более 100 млн. га, что подтверждается образованием в Республики Калмыкия первой в России пустыни.
Площадь оврагов на пашне уже превысила 1 млн. га, а их ежегодный прирост достигает 20 тыс. км. Доля кислых почв, на фоне резкого сокращения объемов известкования, за 26 лет увеличилась с 30% до 45%. Переувлажнению и заболачиванию подвержено 7% пашни, а еще 3% - вторичному засолению (в южных регионах доля таких земель достигает 50%). Беда не обошла стороной даже тучные черноземы.
Уважаемые товарищи, бережно относиться к Земле-Матушке, Царице Водице и Батюшке Лесу – наша общая с вами задача! Но в вопросе охраны и воспроизводства плодородия почв ключевая роль отводится Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, регионам и сельскохозяйственным товаропроизводителям. Соответствующие законодательные инициативы мы уже отрабатываем.
Действующие законодательные акты, такие, как Земельный кодекс, и другие, в этом направлении уже определили приоритет сохранения земель сельскохозяйственного назначения и преумножения почвенного плодородия. Ни кто эти законодательные постулаты не отменял! Но что же мы видим на практике?
Объемы внесения минеральных удобрений сокращены в 5 раз, органических удобрений – в 6 раз, известкование сократилось в 23 раза.
Мы видим, какое количество мелиорируемых земель в России, и какое мы по этому показателю занимаем место в списке сран участников ВТО и ведущих экономических держав, таких, как США, Англия, Индия, Китай. Наши 7,8% мелиорируемой пашни на их фоне выглядят удручающе. А ведь многие наши земли без орошения не могут обеспечить раскрытие генетического потенциала прекрасных сортов сельскохозяйственных культур, которые созданы нашими учеными. Напомню, что только за последнее время их было создано более 300. Многие ярко выделяются высокой продуктивностью. Ряд культур, таких, как рис, плодовые, кормовые, вовсе немыслимо производить без мелиорации!
В этой связи я хочу обратить внимание Минсельхоза России – 90 тыс. га мелиорируемых земель, которые у нас ежегодно вводятся - темпы явно недостаточные для решения этой большой проблемы. Мы должны не только восстановить 13,6 млн. га мелиорируемых земель, которые у нас были не так давно, но и двигаться вперед, равняясь на ведущие страны.
И это лишь то, что касается гидромелиорации. Но ведь есть еще и агролесомелиорация, химическая, биологическая мелиорация.
Безусловно, есть отдельные проекты, особенно на направлениях защищенного грунта, где мы можем сегодня видеть точки роста, есть отдельные хозяйства, использующие и развивающие передовой опыт. Мы должны оказывать на этих направлениях действенную поддержку!
Давайте вспомним Сталинский план преобразования природы. В рамках его реализации было создано более 700 специализированных учреждений, 120 государственных лесных питомников, специализированный институт «Агролеспроект» (затем – Росгипролес). На территории 19 субъектов Российской Федерации были созданы государственные защитные лесные полосы протяженностью 10 тысяч километров!
Что мы видим сегодня? В каком состоянии находятся наши лесополосы, кому они принадлежат? Ответ – никому! Более 70 % защитных лесных полос располагаются на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Они фактически брошены и уже превратились в рассадник различных вредителей. Во многих субъектах Российской Федерации работы по агролесомелиорации прекращены практически полностью. И это при том, что 66,5% земель сельхозназначения у нас находится в муниципальной и государственной собственности.
В этой части мы также должны навести порядок и не ждать, когда проблема выйдет на уровень Президента. Это наша с вами задача!
Вопросы энерговооруженности, технико-технологической модернизации, органического земледелия, развития агроландшафтных технологий, подготовки кадров нового уровня, и т.д. – это все большая, трудная, но необходимая работа, формирующая основу движения вперед и по урожайности, и по валовому производству сельскохозяйственной продукции. Тем более что у нас в этой части уже есть положительные примеры, которые мы должны поддерживать и развивать, в том числе на законодательном уровне.
Комитет совместно с Министерством сельского хозяйства уже работает над проектами законодательных актов о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения, о плодородии почв, об органическом земледелии, о семеноводстве, и т.д. Но эта работа продвигается медленно. В этой связи хочу обратить внимание на необходимость подключить к этой работе нашу науку – наши почвенные и растениеводческие институты, в целом сельскохозяйственное отделение РАН.
С первых дней работы Государственной Думы 7 созыва мы начали работу по поддержке сельскохозяйственных вузов, научно исследовательских институтов. Мы приняли Постановление Государственной Думы, благодаря которому со следующего года финансирование сельскохозяйственных вузов в расчете на 1 студента будет в три раза больше. Более того, в ближайшее время мы примем закон, направленный на поддержку учхозов и опытных хозяйств, профессионально-технических училищ, имеющих поля и фермы. Благодаря нашей законодательной инициативе они будут получать и погектарную поддержку, и поддержку на литр молока, и другие формы государственной поддержки, предусмотренные сегодня для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Давайте в этом направлении работать более ответственно и системно.
Недавно в Государственной Думе на парламентских слушаниях мы подробно рассмотрели вопрос энерговооруженности сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Мы отметили, что обеспеченность техникой наших полей и ферм неуклонно снижается, как в физических единицах, так и в лошадиных силах. Парк техники устаревает, а нагрузка растет.
Но при всем при этом у нас есть точки роста - хороших образцов техники. Эти слова подтверждены практикой, к примеру, в Орловской области, где в этом году была проведена сравнительная эксплуатация нескольких зерноуборочных комбайнов, в том числе, последней 161-й машины ростовского комбайнового завода, ряда белорусских изделий и немецких машин типа KLAAS. Ростовская машина отработала сезон с лучшими результатами! У нас есть комбайны, которые по производительности не уступают тем же самым Ягуарам, а это 700-800 тонн хорошего сенажа или силосной массы в смену.
Мы должны двигать вперед вопрос технического перевооружения села, не забывая и о том, что эти новейшие технологии, новые машины требуют подготовки кадров нового уровня.
Мы, к сожалению, многое тут потеряли. А ведь когда в 1961 году было принято постановление по мелиорации, за 20 лет количество студентов сельскохозяйственных специальностей было удвоено, а количество учеников средних специальных учебных заведений увеличилось в 2,5 раза. Это позволило в период с 1970 по 1987 год увеличить количество занятых в сельском хозяйстве специалистов с сельскохозяйственным образованием с 334 тыс. чел. до 833 тыс. чел. Технические училища выпускали достойное количество механизаторов широкого профиля и других специалистов. Сегодня же хороший механизатор, хороший слесарь – это дефицит. Мы должны на этом направлении менять ситуации к лучшему.
С точки зрения законодательного обеспечения, мы активно работаем на всех направлениях, в том числе принимаем участие в подготовке главного финансового документа – Закона о федеральном бюджете.
Во внесенном Правительством законопроекте на цели развития сельского хозяйства заложено всего 222 млрд. рублей. И это при том, что продовольственная доктрина на 2018 год через государственную программу предусматривала 324 миллиарда. Но уже сегодня ясно, что поправками мы добьемся увеличения этой суммы не только до 242 млрд. рублей, а значительно больше. Ведь в этих средствах заложено решение проблем и образования в сельской местности, и развития медицинского обслуживания, в целом социального развития села. Уверенности в успехе нам придает принятие ряда Постановлений Государственной Думы, в которых мы закрепили приоритет увеличения объемов погектарной поддержки и поддержки на литр молока, зафиксировали необходимость обеспечения прозрачности и равнодоступности льготного кредитования
Комитет совместно с Минсельхозом России работает над законопроектами о мелиорации, о сельскохозяйственной кооперации, о производстве и обороте органической продукции, о семеноводстве, над новой редакцией закона о землеустройстве и рядом других инициатив.
В числе законопроектов уже внесенных в Государственную Думу можно назвать такие, как №180670-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», №272688-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О карантине растений» в части продления срока введения в действие отдельных положений Федерального закона «О карантине растений», №275075-7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения эффективности внедрения и эксплуатации системы электронной ветеринарной сертификации.
Особое внимание хочу обратить на проект федерального закона № 19842-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Основная его цель – снижение НДС на операции по реализации плодовых, ягодных культур и винограда с 18% до 10%, что позволит повысить обеспеченность наших граждан плодами и ягодами отечественного производства.
Уважаемые товарищи, тему сегодняшних слушаний мы поднимаем уже не впервые, и многое в этой связи начинает проясняться и двигаться вперед. Но работы у нас с вами еще очень много. Каждый из 28-ми депутатов Комитета по аграрным вопросам и все мы вместе активно отстаиваем интересы государства и общества в сохранении и преумножении уникальных наших земельных богатств, интересы агропромышленного комплекса в целом.
В этой связи я желаю всем удачи, здоровья, верить в наше дело и побеждать! Спасибо!
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме