23:46 11.05.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: Водный кодекс либералов. Образец некомпетентности или…
Водный кодекс Российской Федерации (ВК) – это законодательный акт, в котором должны быть объединены и систематизированы нормы права, регулирующие общественные отношения в сферах использования, охраны и восстановления водных объектов и их водных ресурсов в соответствии с установлениями Конституции Российской Федерации.
Признав воду как основу жизни и деятельности человека, мы обязаны согласиться с тем, что содержание и нормы ВК в полной мере должны соответствовать требованиям не только части 1 статьи 9 Конституции РФ, но и совокупности других установлений Конституции, предусмотренных статьями 2, 15 (ч.1, 2), 34 (ч.2), 36 (ч. 2), 42, 55 (ч.ч. 2, 3), 71 (п. «д»). Такая редакция ВК предложена фракцией КПРФ.
Содержание прилагаемого фракцией проекта федерального закона и краткий анализ положений действующего ВК, приведенных в пояснительной записке к данному законопроекту, указывают на то, что ВК, принятый в 2006 году, не согласуется с требованиями Конституции РФ.
Во-первых, в действующем ВК проигнорирован закон о неделимости, непрерывности круговорота воды в природе, о взаимосвязи поверхностных и подземных вод и требований о единой политике их использования и охраны, о том, что вода находится в естественном состоянии непрерывного движения.
Демонстрируя некомпетентность, законодатель установил (ст. 5 ВК), что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (как будто водоём можно вложить в линию?). Части водного объекта (русловые пруды, проточные озёра, водохранилища и т. п.) объявил водными объектами.
Как можно согласиться с нормой ВК о том, что все водотоки и водоёмы, включая озеро Байкал и Белое море, состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель? А где же такая составная часть их как дно?
Если согласиться с законодателем, что озёра проточные, водохранилища или пруды на реках, карьеры сточные и проточные, каналы межбассейнового перераспределения водных ресурсов и т.п. не являются частью соответствующего водотока, то тогда надо признать то, что в России нет таких рек как Волга, Дон, Кубань, Енисей, Большая Калитва (с её 368 прудами) и множества других рек.
К подземным водным объектам ВК отнесены бассейны подземных вод и водоносные горизонты, однако их составные части и порядок определения их границ не установлены.
И вот на основании таких «открытий» законодателей ВК предусматривается фактически сдача водных объектов и их частей в аренду на срок до 20 лет. Другими словами, допускается, установленного гражданским законодательством, двустороннего вида договора, без учёта последствий и возможности его реализации.
Нельзя не обратить внимание на то, что ВК (ст. 10) установлена норма, в соответствии с которой водопользователи, то есть лица, которые осуществляют изъятие воды из источников водоснабжения, права пользования этими водными объектами могут быть лишены только по решению суда! В отношении же лиц, использующих водные объекты для сброса сточных вод, применение даже таких санкций ВК не предусматривает. Это означает, что водопользователи вправе осуществлять пользование водными объектами даже в условиях эпидемии холеры или дизентерии либо полного истощения водных ресурсов!
Напомним, что на сегодня объем сточных вод в России составляет около 70 км3 в год, а объем очищаемых вод - менее 3 км3 из-за несостоятельности действующих очистных сооружений. В подавляющем количестве створов рек загрязненность вод квалифицируется как "загрязненная" и "грязная", а в реках Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура, Урал - как очень грязная. Даже вода Невы загрязнена нефтепродуктами в 3-5 раз выше нормы, в некоторых местах и в 10 раз. Критическая экологическая ситуация сложилась в бассейне реки Амур. По показателям химического состава воды рек Амур и Аргунь на отдельных участках являются непригодными даже для рекреации, а рыба, обитающая в этих водах, не может являться продуктом питания человека. По данным Росгидромета только 11-13% всех водных объектов находятся в состоянии экологического благополучия.
Кроме этого водопользователи имеют возможность на праве пользования водными объектами, которые находятся в федеральной собственности, получать прибыль: ведь ВК (ст. 19) наделил их правом передачи права пользования водным объектом другому лицу! Понятно, не даром…
В соответствии с указанными представлениями о водных объектах ВК (ст. 26) установил порядок передачи полномочий субъектам Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование. Такая передача полномочий означает освобождение Правительства РФ от ответственности за неминуемые негативные последствия, в том числе за демографические, и может повлечь за собой деградацию основных источников водоснабжения питьевого назначения.
Во-вторых, в ВК проигнорированы также главные признаки водных ресурсов – их ограниченность и уязвимость. В приложении к водным отношениям это означает, что безопасное водопользование, исключающее загрязнение водных объектов и истощение водных ресурсов, может быть обеспечено только при условии установления и исполнения допустимого ограничения забора воды из водных объектов, сброса в них сточных вод, а также иного негативного воздействия. По традиции такие ограничения принято называть лимитами водозабора и лимитами сброса.
В ВК отсутствует даже постановка задач о государственном нормировании в области использования и охраны водных объектов. ВК не содержит также нормы, в соответствии с которыми государство было бы вправе отказать заинтересованным лицам в предоставлении водного объекта или его части в пользование. Только эти пробелы ВК позволяют недобросовестным водопользователям осуществлять неограниченное использование водных объектов и их водных ресурсов в любых целях и на любом участке водного объекта, включая пограничные. Такая «вольница» в водопользовании может привести не только к нарушению законных прав и интересов других лиц, но и к истощению их водных ресурсов, к деградации источников водоснабжения питьевого назначения, их загрязнению, нарушению условий жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Уже сегодня не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения. В некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам.
В-третьих, статьей 65 ВК устанавливается необоснованное сокращение ширины водоохранных зон рек протяженностью более 200 км в 1,5-2,5 раза, озёр и водохранилищ в 2-10 раз в сравнении с действовавшими ранее нормами. Сокращена фиксированная ширина водоохранных зон независимо от уклона рельефа и других природных условий. В границах непомерно сокращенной ширины водоохранных зон частью 16 ВК допускается размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов.
Указанные антиэкологичные нормы не согласуются с целевым назначением водоохранных зон (ч. 1 ст. 65 ВК), а их реализация приведёт к массовой застройке прибрежных территорий, дальнейшему загрязнению источников питьевого назначения и риску причинения вреда здоровью граждан, без того усугубляя проблему свободного доступа граждан к водным объектам. Такими положениями ВК лишает прав граждан не только на доступ к воде, но и их прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Особенно опасно ограничение доступа к водным объектам с точки зрения борьбы с пожарами. Застройки береговой линии, заградительные строения частных владельцев водоемов перекрыли к ним подъезды транспорта. События лета прошлого года показали, что именно из-за ограничения доступа к водоемам в ряде случаев невозможным стало предотвращение пожара в лесных массивах и в жилом фонде сельских поселений. В итоге выгорело почти 1,5 млн. га леса и без крыши над головой оказалось более 4 тысяч человек. Есть и человеческие жертвы.
Передача водоемов в частные руки ограничивают доступ к воде не только технике. но и, например, рыбакам-любителям. Сегодня, чтобы посидеть на берегу речки или озера, рыбаку надо заплатить "хозяину" определенную мзду. Это прямое нарушение конституционных прав граждан.
В-четвёртых, ВК освобождает собственников водных объектов, органы государственной власти Российской Федерации – в первую очередь, от исполнения обязанностей о принятии своевременных мер по предотвращению загрязнения и засорения водных объектов, истощению водных ресурсов, а также осуществлению мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Ярким примером пагубности такого положения являются результаты реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", в ходе которой варварски были уничтожены нерестилища рыб, десятки мелких рек, озер, которые являлись источниками питьевой воды для местного населения.
В действующем ВК не предусмотрена не только программа восстановления водных объектов, в нем отсутствует даже такое понятие как «восстановление водных объектов». Это значит, что отныне государство не обязано осуществлять мероприятия по восстановлению качества воды в источниках водоснабжения. Законодатели не обратили внимание не только на современное состояние водных объектов и необходимость восстановления качества воды в этих источниках, но и забыли, что такие мероприятия могут осуществляться за счёт средств федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами.
В-пятых, в ВК отсутствует механизм принятия решений государственных органов исполнительной власти по предотвращению истощения водных ресурсов. По этой причине государственные органы исполнительной власти до настоящего времени не предпринимают должных мер по предотвращению «водного» голода миллионов граждан в связи с прогрессирующим истощением ресурсов пресных подземных вод на территории от Ленинградской области до Иркутской.
В-шестых, ВК, равно как и ФЗ о его введении, не ориентированы на управление использованием водных объектов в условиях отсутствия утверждённых нормативов (лимитов) забора (изъятия) воды из водных объектов и нормативов (лимитов) сброса в них сточных вод и, стало быть, на обеспечение безопасного водопользования. Нет сомнения в том, что за неизбежные негативные последствия к ответственности будут привлекаться только «стрелочники».
В-седьмых, ВК не определены порядок установления границ территорий, подвергаемых затоплению и подтоплению, обрушению берегов океанов, морей, озёр, рек и водохранилищ, а также правовой режим таких территорий, в связи с чем водные объекты будут и впредь подвергаться дополнительному загрязнению и засорению, а граждане и государство нести необоснованное бремя работ по восстановлению порушенных жилых домов и других строений, подвергать риску безопасность русловых гидротехнических сооружений.
Перечень законодательных "перлов" действующего ВК можно перечислять еще долго. Как показывает практика его применения, требуется немедленное внесение соответствующих поправок, нейтрализующих пагубность основных положений данного документа. Такая работа выполнена группой депутатов фракции КПРФ.
Уважаемые посетители сайта КПРФ! С представленными фракцией КПРФ поправками в ВК вы можете ознакомиться, прочитав размещённый на сайте КПРФ проект федерального закона «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельныезаконодательные акты Российской Федерации», а также пояснительную записку к нему. Представленный вашему вниманию законопроект – это вторая попытка фракции привести ВК в соответствие с требованиями Конституции РФ и потребностями граждан России.
Ваши отзывы и замечания по данному законопроекту просим направлять в:
Правительство РФ по адресу: 103274, город Москва, Краснопресненская набережная, дом 2;
Государственную Думу Федерального Собрания РФ по адресу: 103265, город Москва, улица Охотны ряд, дом 1;
Фракцию КПРФ в Государственной Думе по адресу: 103265, город Москва, улица Охотный ряд, дом 1.
Депутат Государственной Думы,
академик РАСХН
В.И.Кашин
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года № 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4553; 1999, № 2, ст. 245; 2001, № 53, ст. 5022; 2002, № 30, ст. 3026, 3033; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3113; 2006, № 1, ст.20) следующие изменения:
1) абзац третий пункта 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:
«деятельность аптечных организаций, изготовляющих по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), содержащие этиловый спирт;».
2) В статье 2:
а) подпункт 17 изложить в следующей редакции:
«17) уведомление – документ, разрешающий оборот и использование для
б) дополнить подпунктами
«18)установленная производственная мощность - возможность юридического лица произвести максимальное количество этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции при полной загрузке всего собственного основного технологического оборудования;
19) потребление этилового спирта или нефасованной
3) В статье 5:
а) абзац шестой изложить в следующей редакции «установление видов подакцизной продукции и ставки акциза на этиловый спирт»;
б) дополнить после абзаца четырнадцатого абзацами следующего содержания:
«формирование баланса производства и потребления этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции;
установление порядка направления
установление производственных мощностей по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
установление порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;»
в) абзацы пятнадцатый – восемнадцатый считать соответственно абзацами девятнадцатым – двадцать вторым;
4) дополнить статьей 81 следующего содержания:
«81 Установление производственных мощностей по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
1. Юридические лица, имеющие в собственности основное технологическое
2. Подтверждением установления
В случае производства в структуре одного юридического лица этилового спирта, алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции установление производственной мощности производится отдельно по каждому виду продукции, с выдачей отдельных документов.
3. Расчет и установление
4. Порядок расчета и
5. Запрещается производство
4) статью 9 изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Ограничения в сфере оборота этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции
1. Деятельность по обороту
2. Государственное регулирование оборота этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции осуществляется на следующих принципах:
- обеспечения единства
- предварительного прогнозирования и планирования объемов производства и потребления этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции;
- управления оборотом этилового спирта и нефасованной
- распределения компетенции
3. Порядок осуществления
4. Для получения уведомления
заявку-расчет с указанием объема и целевого назначения приобретаемого этилового спирта и (или) спиртосодержащей продукции, а также суммы акцизного сбора, подлежащего уплате с произведенной продукции;
копию лицензии на право производства алкогольной, либо спиртосодержащей продукции;
копию контракта (договора) с производителем этилового спирта и (или) спиртосодержащей продукции;
копию справки об отсутствии у организации налоговой задолженности;
поручительство (банковскую гарантию) на сумму акцизного сбора, подлежащего уплате с продукции, которая будет произведена из приобретаемого этилового спирта и (или) спиртосодержащей продукции, из расчета налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов, предусмотренной статьей 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, либо копию платежного поручения, подтверждающего факт уплаты указанной суммы акцизного сбора. Поручительство (банковская гарантия) представляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на 90 дней.
Указанный перечень документов является исчерпывающим.
Уполномоченный федеральный орган
5. Организация, получившая
отчет об использовании полученных в соответствии с уведомлением этилового спирта и (или) спиртосодержащей продукции в установленной Правительством Российской Федерации форме;
копию налоговой декларации в соответствии со статьей 204 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающую уплату акцизного сбора в соответствии с заявкой-расчетом, указанной в пункте 4 настоящей статьи.
В случае не предоставления организацией, получившей уведомление, указанных документов по истечению 90 дней, либо представления ложных сведений, поручитель (банк-гарант) в двухдневный срок обязан уплатить в налоговый орган по месту нахождения указанной организации сумму акцизного сбора, подлежащего уплате, из расчета налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов, предусмотренной статьей 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
6. Не допускается производство этилового спирта и (или)
5. Дополнить статьями 91-92 следующего содержания:
«Статья 91. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции
1. Государственное регулирование производства и оборота
2. Для осуществления процесса
3. Поставка этилового спирта и (или) нефасованной
Статья 92. Государственное регулирование потребления этилового спирта и спиртосодержащей нефасованной продукции
1. Для осуществления процесса
- юридические лица, планирующие потребить этиловый спирт и (или) нефасованную спиртосодержащую продукцию для изготовления алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции подают сообщения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. К сообщению должны быть приложены оригиналы договоров поставки (купли-продажи) этилового спирта и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции;
- потребители, планирующие
2. Потребление этилового спирта или нефасованной
3. К случаям производства этилового спирта и (или) спиртосодержащей нефасованной продукции и их потребления в структуре одного юридического лица, применяются правила установленные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи для производства, поставки и потребления этилового спирта и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции, за исключением требования представления оригиналов договоров поставки (купли-продажи).»;
6) в подпункте 4 пункта 1 статьи 102 слова «с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции» исключить;
7) статью 11 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Правительством Российской Федерации ежегодно утверждаются и публикуются минимальные отпускные оптовые и розничные цены на реализуемую на территории Российской Федерации алкогольную продукцию.»;
8) в пункте 1 статьи 14 слова «более 40 процентов» заменить словами «более 20 процентов»;
9) пункт 1 статьи 16 дополнить словами «и при соблюдении установленных минимальных отпускных оптовых и розничных цен на алкогольную продукцию»;
10) пункт 1 статьи 18 после слов «розничной продажи спиртосодержащей продукции» дополнить словами «, а также деятельность, связанная с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения»;
11) В статье 19 пункт 10 признать утратившим силу;
12) В статье 20:
а) в пункте 1:
в абзаце одиннадцатом слова «с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции» исключить;
абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
«производство этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции с использованием основного технологического оборудования, не включенного в расчет установленной производственной мощности;»;
б) в пункте 3:
абзац пятый после слова «денатурата,
абзац девятнадцатый после слов «в течение года поставки этилового спирта» дополнить словами «и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции».
13) в пункте 1 статьи 25:
а) дополнить абзацем восьмым
«по ценам ниже установленных минимальных отпускных оптовых и розничных цен на алкогольную продукцию;»;
б) абзац девятый считать абзацем десятым.
14) в пункт 1 статьи 26:
а) после абзаца двадцатого дополнить абзацами:
«производство этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции без установления производственной мощности в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Федерального закона;
поставка или закупка этилового спирта и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции без уведомлений;»;
б) абзацы двадцать первый – двадцать шестой считать соответственно абзацами двадцать третьим – двадцать восьмым;
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.
Кашин Владимир Иванович заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ). |
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
24 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |