10:16 11.11.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

В. И Кашин: У разбитого корыта. О проекта закона о федеральном бюджете на 2010-й, 2011-й и 2012 годы

Госдума приступает к рассмотрению во втором и, по сути, последнем, чтении проекта закона о федеральном бюджете страны на 2010-й, 2011-й и 2012 годы. Первое чтение прошло в ожесточенной дискуссии, в ходе которой со стороны фракции КПРФ основной финансовый документ, а вместе с ним и вся финансовая и экономическая политика правительства, были подвергнуты резкой критике. Главным ее итогом явилось полное фиаско победных реляций руководства и заверений, что нас мировой кризис не коснется, а если и случится что-то непредвиденное, то для этого имеется «подушка безопасности» в виде Резервного фонда и Фонда национального благополучия. Однако в реальности все произошло, как в известной сказке А.С.Пушкина о золотой рыбке, в которой сварливая баба с царского трона свалилась к своему разбитому корыту. Итог проводимой политики печален: за 9 месяцев 2009 года ВВП рухнул почти на 11% (в 2-3 раза больше, чем в любой развитой стране), промышленность - на 16%, экспортные поступления - на 44%. Даже уточненный прогноз, который правительство давало год назад, оказался липовым. Он не совпадает по текущему году - на 25%, по следующему 2010 году - на 28%, по 2011 году - на 31%. Т.е. всё бюджетное и социально-экономическое планирование - сплошная липа, которая не имеет особого смысла. Из одиннадцати разделов  бюджета  2010 года - семь жёстко урезаются и сокращаются. Национальная экономика – сокращение на 27%, ЖКХ, культура, образование, вся «социалка» - то же самое. Что касается трансфертов, то есть средств на поддержку регионов, они тоже урезаются - на четверть.

«Липа» бюджета просматривается буквально во всем. Например, цена на нашу нефть, на которую опираются составители бюджета, почему-то прогнозируется на уровне 58 долларов за баррель в 2010-м и 60 долларов в 2012 году. Хотя это заметно отличается от реальных цен: уже сегодня ее стоимость перевалила 80 долларов. Почему правительство не хочет учитывать в своих расчетах вполне очевидную разницу? Скорее всего, смеем предположить, эта самая «разница», похоже, готовится под выборы 2011 и 2012 годов для подкупа избирателей, когда будет формироваться новый состав Думы и состоится президентская гонка.

В то же время в нашей стране, добывающей нефть и газ, половина которых продается за рубеж, цена на бензин и другое топливо даже выше, чем в некоторых странах, импортирующих это топливо, в том числе и в США. Во многих странах-экспортерах (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Венесуэла, Иран, Туркмения и т.д.) цена на топливо внутри страны составляет буквально копейки. У нас же в цене бензина присутствует весь спектр налогов, в том числе и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые отнесены на себестоимость. Платежи НДПИ «привязаны» к мировым ценам на нефть, в связи с чем рост мировых цен на нефть сопровождается увеличением цен на топливо. Рост цен на энергоносители, в конечном счете, переносится полностью в цену конечной продукции и таким образом перекладывается на потребителей.

То же самое можно сказать и о снабжении населения газом. В стране, владеющей крупнейшими в мире запасами голубого топлива, население платит за него на 15% выше, чем в США и Британии. Сейчас биржевая стоимость газа во всем мире резко рухнула. В конце октября на крупнейших торговых площадках Северной Америки и Англии она опустилась ниже 70 долл. за 1 тыс. кубометров. Тем временем, российская Федеральная служба по тарифам санкционировала четвертое за год повышение стоимости газа. Как говорится, дошли уже до абсурда. В результате повышения цен в ряде регионов стоимость газа для конечных потребителей превысила 2,3 тыс. руб. за 1 тыс. куб., что в пересчете на американскую валюту дает 80 долларов. А в итоге – безудержный рост цен на товары и услуги для населения, в том числе и ЖКХ. В среднем по стране цена на промышленные товары и продовольствие за последние 5 лет выросла в 2,3-2,5 раза, коммунальные услуги подорожали в 2,5 раза.

В итоге народ нищает, падает внутренний спрос, т.е. платежеспособность населения, но зато растут прибыли нефтяных и газовых монополий. Только у газовиков в 2010 году прибыль составит более 150 млрд. рублей. Безудержный рост цен на энергоносители буквально выворачивает карманы населения, разоряет предприятия, сужает производство и внутренний рынок, все туже сжимая петлю на шее экономики страны.

Любопытно, что вопреки закону Госдумы, который запрещает оперировать цифрами в иностранной валюте, проект бюджета пользуется ими вовсю. Ну что делать – любит наше правительство их «зелень», отдает дань глубокого уважения тому самому доллару. Во всяком случае, из проекта становится ясно, что слова членов правительства о недоверии к этой валюте и даже требование ее замены - пустой звон. Мало того, Минфин признает, что рубль будет склонять голову по отношению к доллару все ниже и ниже. На 2010 г. его курсовая стоимость запланирована на 33,9 руб. за доллар; 2011‑й - 34,8, а 2012‑й - уже 36,4 руб. за один доллар. Так что «американца» списывать со счетов рано. Хотя сегодня доллар здорово «похудел» по отношению к рублю – с 36 рублей до 29 рублей за доллар. И это еще один «липовый» парадокс представленного правительством финансового документа.

Российская Федерация обеспечивает 12% мировой торговли нефтью, 30% нефтяного рынка Европы - наши.При этом Россия никоим образом не участвуем в процессе ее ценообразования. Это делается вне пределов РФ, и мы продолжаем выполнять роль страны - поставщика «бананов», т.е. наших невосполнимых природных ресурсов. Но даже Китайоткрывает в Шанхае нефтяную биржу и готовится контролировать нефтяные цены, не будучи производителем этого сырья. Где же наша стратегия? И где наши стратеги? Пока точно не в Москве.

Как во всем мире борются с кризисом? Правильно, за счет наращивания внутреннего спроса. В частности, социалистический Китай весьма успешно преодолевает экономический кризис во многом именно благодаря государственной поддержке этого самого спроса. Население покупает товары, которые делают в самом Китае, что раскручивает экономический маховик этой страны. Наше правительство тоже много говорит о внутреннем спросе, но на деле он так и остается всего лишь словами. Накопленные резервы потрачены не на производство отечественных товаров и стимулирование внутреннего спроса, а на корм банкиров. Планируя увеличить спрос на 2,1% в 2010 году, наше правительство его покрытие будет осуществлять не за счет отечественных товаров, а за счет увеличения импорта товаров и услуг на 73,2%. В 2011 году внутренний спрос должен вырасти еще на 4,5%, а в 2012-м - на 5,6%. Но и он будет покрыт за счет роста импорта на 58,9% и 68,6% соответственно. Это явно не американская или европейская, и тем более не китайская модель, а старая, освоенная российской «демократией» схема - еда, машины, тряпки в обмен на нефть и газ.Так проще. Зачем себя утруждать налаживанием производства, строительством заводов фабрик, внедрением новых технологий, пахать, сеять, выращивать скот, когда деньги и без того в карманы текут рекой. А об инновациях достаточно просто красиво поговорить, демонстрируя «владение темой». Что касается планируемого роста внутреннего спроса, то можно с уверенностью сказать, что это тоже «липа». Откуда ему взяться? В стране растет безработица, реальные доходы населения даже по официальным данным в 2009 году упали почти на 10%, растет задолженность по заработной плате, продолжается банкротство предприятий. И только у пенсий пока сохраняется перспектива вырасти на 1,5 тысячи рублей, которые тут же будут съедены инфляцией и ростом цен на самые необходимые товары – продукты, лекарства, услуги транспорта, связи, ЖКХ и т.д. Только один пример. В г.Электрогорске Московской области успешное предприятие «Электрогорскмебель» для расширения производства мебели экономкласса начало строительство нового завода ДСП-250, оборудованного по последнему слову техники. На стадии 95% готовности завода Сбербанк прекратил кредитование строительства, поставив на грань банкротства трудовой коллектив градообразующего предприятия, лишив город возможности получить дополнительно 300 рабочих мест. И таких примеров по стране даже не сотни, а тысячи.

О том, что дело у власти швах свидетельствует еще один важнейший показатель - доля ВВП на душу населения. В 2008 году в России он достиг 34,1% от аналогичного показателя для населения США. В текущем году он  упал почти на 11% и по замыслу «лучшего министра финансов» Кудрина должен восстановиться только к 2012 году. Обратимся снова к Китаю. Так вот в Китае этот показатель вырастет с 12,8% в 2008 году до 17,7% в 2012‑м. При этом нельзя забывать, что в Китае 1,5 млрд. народу. ВКазахстане - с24,5до26,9%. В Польше он достигнет к 2012 году 40,5% от уровня США, а в Чехии - 54,5%, в то время как мы будем фактически продолжать топтаться на месте.

Не от хорошей жизни неприятные метаморфозы происходит и со знаменитыми нацпроектами, которые курировал не так давно г-н Медведев. Значение их заметно уменьшилось. Уже нет той шумихи, которая еще совсем недавно переполняла СМИ. Догадаться не трудно почему. Расходы на  нацпроект «Образование» сокращены в 2010 году на 10,6 млрд. руб. (37,6%), на «Здоровье» - на 1,8 млрд. руб. (1,4%), на «Доступное жилье» уменьшится на 14,1 млрд. руб. (10,2%).В целом же финансирование федеральных целевых программ в 2010 году сократится на 172,9 млрд. руб., или на 19,1%. Спрашивается, а где же обещанное выполнение всех социальных обязательств, о чем клятвенно обещали и премьер, и президент?

Промотав финансовые накопления, страну снова погружают в долги. За 2010-2012 гг. внутренний долг увеличится с 3 трлн. 923 млн. руб. до 8 трлн. 275 млрд. рублей. Откуда у правительства возьмется эта уйма денег? Брать неоткуда. Придется включать печатный станок, подстегнув тем самым новый виток инфляции, с которой правительство безуспешно борется вот уже почти 20 лет. Иными словами, эти деньги попросту напечатают, чтобы исполнить бюджет.

Кроме внутреннего, есть еще и внешний долг. Консолидированный внешний долг, т.е. долг суммарно государства и коммерческих структур перед западными кредиторами составил уже около 500 млрд. долларов и превышает объем международных резервов страны почти на 60 млрд. долларов. Это создает реальную угрозу перехода в руки иностранных компаний целого ряда наших стратегических предприятий, если этот долг погасить не удастся. Поэтому власть вынуждена, вопреки заявлениям президента о неприемлемости сырьевой экономики для России, в поисках финансовых средств тянуть во все концы мира все новые и новые трубы, по которым будут еще в большем объеме перекачивать за рубеж богатства российских недр ради прибылей нуворишей отечественного и импортного разлива.

Источник нынешнего кризисного состояния нашей экономики вовсе не в крахе американской ипотеки, как пытаются нас убедить горе прогнозисты из минфина, а в далеком 1991 году, когда реализовывался дьявольский замысел ваучерной приватизации. Ведь она была направлена, прежде всего, на то, чтобы лишить Россию значительных источников доходов и сделать ее зависимой от импорта жизненно важных видов промышленной продукции и потребительских товаров. Именно масштабная и дешевая в те времена распродажа отечественных предприятий в сочетании с порочной финансовой и экономической политикой привели к последующему катастрофическому развалу российского промышленного и товарного производства. Тогда же многие предприятия, включая стратегически значимые, по дешёвке скупили иностранные конкуренты - им нужен был наш рынок для сбыта своей продукции в обмен на наше сырье. Поэтому, реализуя свои преступные замыслы, многие приобретённые производства они прикрыли или перепрофилировали. Сегодня в России, куда ни кинь глазом, всюду все чужое – лекарства, еда, тряпки, гвозди, стройматериалы, мебель, унитазы, ванны, телевизоры, компьютеры и даже самолеты.

Как показывает практика, пришедшие к власти люди совершенно не способны решать простейшие управленческие задачи, не говоря о стратегических проблемах, промышленных, научно-исследователь­ских и иных организаций. Они подменяли дела пустой риторикой и пророчествами, которые сбываются с точностью до наоборот. Ведь науку прогнозирования они подменили гаданиями на кофейной гуще, а "точный" сорт кофе при многообразии марок в условиях "рыночных отношений" подобрать правильно им не под силу.

Это ярко проявляется каждый раз, когда эти гадальщики приходят в парламент с очередным проектом бюджета. Вряд ли стоит доказывать, что фракция КПРФ и на этот раз проголосовала против бюджета, не решающего ни одной проблемы страны. КПРФ выступила со своей программой выхода из кризиса, одобренной на недавнем (октябрьском) пленуме ЦК КПРФ, содержащая 15 поступательных шагов, главный из которых - возвращение народу всего того, что ему по праву принадлежит, и в первую очередь – природных богатств. Огромные средства, которые сегодня перетекают в карманы нуворишей, могут и должны стать средством возрождения экономики страны и подъема благосостояния народа России, пополнения доходной части бюджета, ликвидируя его дефицит по расходам.

Однако, проголосовав против бюджета в первом чтении, вовсе не значит, что фракция КПРФ отказалась от попыток хоть в какой-то мере через бюджет реализовать свое право на защиту интересов наших граждан и страны в целом. В ходе его обсуждения во втором чтении мы будем жестко отстаивать свои поправки, подготовленные с учетом требований, высказанных на многочисленных митингах и собраниях протеста народа против губительной политики нынешнего режима. В частности, во внесенных поправках предлагается снизить и без того раздутые расходы по статьям "Общегосударственные расходы" и "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»  на общую сумму 283,5 млрд. рублей, вернув их финансирование на уровень текущего года. Сэкономленные средства мы предлагаем направить на поддержку национальной экономики, в том числе на поддержку сельского хозяйства дополнительно выделить 68,4 млрд. рублей, что в совокупности, вместо 27,2 млрд. рублей, намеченных правительством, составит 95,6 млрд. рублей.

Эти средства жизненно необходимы селу. АПК страны продолжает разрушаться. За годы реформ посевная площадь сельскохозяйственных культур уменьшилась на 41 млн. га или на 34,8%. Посевы зерновых культур уменьшились почти на 20 млн. га, т.е. на 33,7%. Ухудшается экологическое состояние сельскохозяйственных угодий их засоленность, закисление, пе­реувлажнен­ность. Огромные площади (до 40%) подвергаются водной и ветровой эрозии. До 85% сельхозземель деградирует. Продолжается преднамеренное, искусственное банкротство сельскохозяйственных предпри­ятий. В России остается около 12 тысяч хозяйств, которые, как говорится, благодаря самоотверженному труду крестьян, еще держатся на плаву. На селе безнаказанно орудуют рейдеры, также разоряя хозяйства, захватывая сельскохозяйственные угодья. Разрушение сельскохозяйственных предприятий, их банкротство ведут не только к сокращению рабо­чих мест, но и к лишению основы обустройства сельских территорий  - разрушается инфраструктура села, закрываются школы и больницы, дома культуры, спортзалы. Деревня обезлюдивает. За последние 17 лет с лица земли исчезли 15 тысяч деревень, а еще в 9 тысячах проживающих осталось по 20-30 человек, в основном это пенсионеры.

Сегодня в чрезвычайно тяжелом положении находится и лесная отрасль. Мы предлагаем увеличить финансирование лесного хозяйства на 2,4 млрд. рублей, доведя общую сумму до 6,0 млрд. рублей. Пора прекратить варварское отношение к сохранению лесов. Ежегодно рубка леса производится на 2 млн. га. Восстановление лесов практически не ведется. В год высаживаются лесные культуры на площади около 200 тыс. га. Россия лишилась не только корабельных дубрав, строго охраняемых при Петре I, но и высокотоварных хвойных лесов, в первую очередь, продуктивных сосняков. Такая ситуация в лесном хозяйстве сложилась, прежде всего, из-за отсутствия должного управления лесами, самовольными и необоснованными рубками, часто при попустительстве местных властей.

Наши поправки предусматривают увеличение финансирования жилищно-комму­наль­­ного хозяйства на 8 млрд. рублей, где сложилось критическое положение с техническим обслуживанием и заменой водопроводных и канализационных сетей, 70% которых давно выработали свой эксплуатационный срок.

На 1,5 млрд. рублей должно быть увеличено финансирование такой статьи как охрана окружающей среды, включая ее важные подразделы - "Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод" и "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания". На территории России в отвалах и хранилищах накоплено около 100 млрд. тонн твердых отходов опасных для жизни людей. Серьезную опасность для окружающей среды и населения представляют перепол­ненные, физически и морально устаревшие хранилища жидких радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. Объем сточных вод в России составляет около 70 км3 в год, а объем очищаемых вод - менее 3 км3 из-за несостоятельности действующих очистных сооружений. В подавляющем количестве створов рек загрязненность вод квалифицируется как "загрязненная" и "грязная". Не отвечают санитарным нормам около 70% поверхностных и более 25% подземных источников питьевого водоснабжения. Ухудшение состояния экологии отрицательно сказывается на здоровье населения, вызывая различного рода инфекционные заболевания. Все это требует для своего решения серьезного государственного подхода и солидных финансовых вливаний.

Нельзя согласиться с предложенным правительством сокращением расходов на образование. Страна и без того стремительно теряет интеллектуальный потенциал. Сегодня по этому показателю Россия скатилась с первых позиций в шестой десяток государств. Мы предлагаем увеличить финансирование образования дополнительно на 31,5 млрд. рублей, в том числе дошкольное образование - на 2,5 млрд. рублей, начальное профессиональное образование – на 9,4 млрд. рублей, среднее профессиональное образование – на 16,1 млрд. рублей и на молодежную политику и оздоровление детей расходы увеличить с 0,6 млрд. рублей до 4,1 млрд. рублей, т.е. на 3,5 млрд. рублей.

Страна продолжает вымирать. Вернулись многие болезни, о которых в годы советской власти успели забыть. Нагрянули новые беды – рост алкоголизма, наркомания. Развалена отечественная фармацевтическая промышленность. За годы «реформ» в мирное время мы уже потеряли почти 10 млн. наших соотечественников. С этой точки зрения трудно понять предложение правительства сократить расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт. Вместо того, чтобы ввести госмонополию на производство и реализацию алкогольной и табачной продукции, а это 500-600 млрд. рублей, остановив смертельный угар, правительство облагает население новыми налогами на автотранспорт, вводит новые акцизы, изымая из кармана граждан дополнительно около 100 млрд. рублей, оставляя в покое табачную и водочную мафии с их огромными барышами. В поправках, которые внесены фракцией КПРФ, предлагается расходы по статье «Здравоохранение» увеличить на 27,5 млрд. рублей, включая расходы на скорую помощь – на 1,5 млрд. рублей, санитарно-эпидемио­логическое благополучие граждан - на 21,0 млрд. рублей и физкультуру и спорт - на 4,9 млрд. рублей.

В бедственном положении продолжают оставаться наши ветераны, пенсионеры, инвалиды и дети-сироты. Правительство только на словах проявляет о них заботу, раздавая скудные подачки. Мы предлагаем серьезно добавить расходы по статье «Социальная политика» в размере 36,5 млрд. рублей, в том числе пенсионное обеспечение – на 9,0 млрд. рублей, социальное обслуживание населения – на 4,0 млрд. рублей, социальное обеспечение – на 20,5 млрд. рублей, охрана семьи и детства – на 3 млрд. рублей.

Наше общество духовно надломлено. Во многом утеряны моральные и нравственные ориентиры. Нас окружает бездуховность, пошлость и разврат. Нам прививают чужую культуру и чужие ценности. В этих условиях просто кощунственно снижать объем средств, которые и должны быть направленными на то, чтобы искоренить весь этот блуд, возродить нашу мораль, наполненную чувствами гуманизма и любви к родной земле, нашей Родине. В поправках фракции предлагается поддержать российскую культуру, увеличив финансирование по данной статье почти на 8 млрд. рублей.

Ну, и, наконец, мы не можем согласиться с политикой правительства, угнетающей финансово регионы страны. С одной стороны правительство все больше средств посредством перераспределения налогов выкачивает из регионов, а с другой стороны старается спихнуть на заботу регионов все новые и новые проблемы, забывая вместе с полномочиями передать и средства для исполнения этих полномочий. Например, в 2010 году предусматривается передать регионам проблему оздоровления детей, а денег в бюджете не заложено. Более того, объем трансфертов регионам урезаны, по сравнению с текущим годом, на 100 млрд. рублей. И это притом, что фактически все регионы страны в результате такой политики стали дотационными. Например, даже относительно благополучная Москва в 2010 году будет иметь бюджет с дефицитом более 120 млрд. рублей. Дефицит бюджета Московской области в текущем году вырос с 8,9 млрд. рублей до почти 24 млрд. рублей, в 2010 году он может достигнуть 60-70 млрд. рублей. В некоторых областях Сибири и Дальнего Востока дефицит бюджета составляет чуть ли не половину расходной части. В целом дефицит бюджетов регионов России в 2010 году достигнет 800 млрд. рублей. Мы предлагаем установить объем трансфертов хотя бы на уровне 2009 года, т.е. увеличить их по сравнению с предложениями правительства ровно на 100 млрд. рублей.

Несмотря на обоснованность наших предложений по корректировке бюджета, внесенного правительством, убедить в этом представителей правительства, прежде всего в лице министра финансов А.Кудрина и парламентского большинства «Единой России», будет очень сложно, практически невозможно. Мы в этом отношении не строим иллюзий и готовы к серьезной дискуссии и защите своих позиций, отражающих интересы большинства народа и страны в целом. Не строим мы иллюзий и в том отношении, что, даже в случае принятия наших предложений, это коренным образом изменит социально-экономический курс правительства или поменяет ситуацию в экономике, т.е., говоря образно, обеспечит правительство новым корытом. Нет, наши предложения – это всего лишь временная мера для того, чтобы хотя бы замазать зияющие дыры и трещины в старом корыте экономической политики правительства, исходя из представлений справедливого распределения государственной казны, ради сохранения генофонда нашего народа. Чтобы изменить ситуацию кардинально, необходима смена правящей команды и прогнившего курса либеральных реформ в соответствии с программой КПРФ по выводу страны из кризиса. Реализация этой программы и является одной из главных задач партии на данном этапе.

В.И.Кашин,

зам. Председателя ЦК КПРФ,

депутат Государственной Думы,

академик РАСХН

 





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме