14:15 09.04.2016 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: «Совершенствование правового регулирования заготовки и переработки пищевых и недревесных лесных ресурсов в решении задачи комплексного освоения лесов»
2016-04-09 11:25
В.И. Кашин
Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашина парламентских слушаниях «Совершенствование правового регулирования заготовки и переработки пищевых и недревесных лесных ресурсов в решении задачи комплексного освоения лесов»
7 апреля 2016 года, 11.00 ч. Государственная Дума, Малый зал
Открывая парламентские слушания, хочется отметить, что в Российской Федерации лес является одной из важнейших (если не сказать, главнейшей) ресурсных баз заготовки дикорастущих растений, включая пищевые и лекарственные.
Дикоросы действительно наш уникальный, стратегический национальный ресурс, который потенциально может послужить не только источником пропитания, но и способствовать укреплению здоровья наших граждан. Все мы знаем, что дары леса - это кладезь витаминов, микроэлементов, полезных питательных свойств.
Для значительной части населения России, в первую очередь, для жителей таежной глубинки, коренных малочисленных народов, пищевые лесные ресурсы испокон веков являются важнейшим жизнеобеспечивающим фактором, источником средств к существованию, помогают выжить в суровых климатических условиях Сибири и Дальнего Востока России. Да и для всего нашего российского народа, в том числе для жителей Средней полосы России и других регионов, немаловажны традиции сбора и заготовки лесных даров, они являются частью национальной культуры большинства народов, населяющих нашу страну.
В российских лесах произрастают сотни видов пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений. Эксплуатационные запасы только самых распространенных из них (дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и т.д.) огромны и составляют 7,4 млн. тонн, а биологические запасы - 13,4 млн. тонн.
По оценке экспертов, запасы основных видов пищевых лесных ресурсов используются недостаточно: лесные ягоды – 3–5% эксплуатационных запасов; кедровый орех – до 8%, грибы – около 15%. В то же время годовой объем от их реализации составляет более 4 млрд руб (!).
Аналогичная ситуация сложилась в области заготовки лекарственных растений, к которым относятся: корни солодки, багульник болотный, зверобой, багульник болотный, ромашка лекарственная, аир обыкновенный или болотный, липа сердцевидная, ятрышник пятнистый, ортилия однобокая, василёк синий, молочай, бересклет и другие, а также в сфере сбора и заготовки недревесных лесных ресурсов, таких как: березовые почки, мох, камыш, тростник, лесная подстилка пни, берёста, кора деревьев и кустраников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы и пр.
Что особенно ценно, пищевые лесные ресурсы леса являются возобновляемыми, что предопределяет большой потенциал и для развития экспорта. Многие виды продукции из дикоросов (кедровый орех, лесные грибы и ягоды, папоротник орляк, черемша, березовый сок) пользуются огромным спросом и популярностью как внутри страны, так и за рубежом. Спрос на дикоросы на зарубежных рынках постоянно растет. По данным Федеральной таможенной службы, в наибольших объемах экспортируются кедровые орехи (более 10–12 тыс. т), черника (до 13–15 тыс. т), брусника (3–5 тыс. т), клюква (2–3 тыс.т), папоротник-орляк (2 тыс. т) и грибы (2–3 тыс. т).
В то же время, необходимо отметить, что развитию отрасли дикоросов многие годы не уделялось должного внимания, в результате чего данное направление предпринимательской деятельности находится в зачаточном состоянии в сравнении с другими отраслями экономики страны.
Пик расцвета отечественной отрасли дикоросов по заготовке и переработке пищевых лесных ресурсов приходится на 80-е годы ХХ века, однако в дальнейшем отмечается резкий упадок производства в целом.
Я, как и многие, вырос в деревне, в Мещере, на Рязанщине. Это грибной край, ягодный край, и орехи есть, пусть не такие, как сибирские кедровники, но у нас тоже произрастают фундук, орех, и другие виды. Люди это собирали, и не только для себя.
В советское время повсеместно существовали заготконторы, наша Сараевская заготконтора была одна из самых крупных. В каждом лесничестве грибоварни, грибосушки и так далее. В заготконторе всякие готовили и варенья, и соленья – чего только не делали, каждый вид грибов отдельно. Все находило спрос (воды, морсы, маринады). Это кооперации, сырьем которых являлись личные огороды и лесные богатства. Сегодня всё похоронили, а где остались эти небольшие островки, там прокуратура «бегает с метлой», как бы кому наручники одеть, показать свою работу. Это, конечно, удручает.
Предпринимательская деятельность по заготовке пищевых и недревесных лесных ресурсов осуществляется на основании только договоров аренды лесных участков. По состоянию на 1 января 2016 года передано в аренду всего-навсего 342 лесных участка общей площадью 2 млн. га (при общей площади лесов около 1,2 млрд. га).
Для обеспечения посадок высокоурожайным посадочным материалом проводились многолетние исследования по отбору в разных регионах страны хозяйственно-ценных сортов ягодных растений. В результате были выведены и запатентованы первые российские сорта клюквы болотной, брусники.
В последние годы ведутся исследования по разработке агротехники выращивания княженики арктической и голубики узколистной.
Таким образом, в нашей стране есть все возможности, чтобы развивать использование всех видов лесной продукции: и огромные запасы, и научно обоснованные методики получения качественной продукции и повышения урожайности, и национальная культура традиционного природопользования.
Убежден, что совершенствуя национальную политику в сфере заготовки и переработки дикоросов, совместными усилиями можно изменить ситуацию к лучшему, увеличив объёмы заготовки и переработки дикоросной продукции.
Необходимо тщательно, детально и всесторонне на законодательном уровне подойти к выбору наиболее эффективного и жизнеспособного правового механизма, регулирующего отрасль дикоросов, начиная с процедуры сбора, заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов лесного фонда и их дальнейшей заготовки и переработки.
Данная отрасль вполне может занять лидирующее положение в сфере экспортной политики государства и стать существенным элементом национального экономического развития.
При рассмотрении вопросов повышения эффективности использования лесов для заготовки и сбора недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений необходимо отметить ряд проблем экономического, правового, организационного и технического характера, препятствующих интенсификации развития отрасли заготовки и переработки дикоросов.
Ключевыми факторами, обуславливающими низкие темпы развития отрасли в России являются:
- отсутствие полной эколого-ресурсной оценки запасов дикоросов;
- значительная удаленность от центров потребления и переработки дикоросов, труднодоступность территорий заготовки;
- ограниченность материально-технических ресурсов для заготовки дикоросов и низкий уровень промышленной переработки сырья;
- ярко выраженная сезонность и цикличность урожая пищевых лесных ресурсов, и, как следствие, сложность привлечения кредитных ресурсов и других источников долгосрочного и краткосрочного финансирования;
- нехватка квалифицированных специалистов в сфере заготовки и переработки дикоросов.
Существенным сдерживающим фактором являются также недостатки правового регулирования соответствующей сферы.
Не вызывает сомнений необходимость существенной корректировки положений действующего лесного и смежного законодательства в части изменения порядка использования лесов в целях заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений. Представляется целесообразным расширить перечень оснований использования лесов для заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов, предусмотрев наряду с арендой возможность краткосрочного пользования без предоставления лесных участков (например, по договору купли-продажи соответствующих ресурсов, либо на основании разрешений уполномоченных органов, либо по заявительному принципу). Также представляется целесообразным рассмотреть вопрос о введении возможности разграничения угодий, на которых может осуществляться заготовка дикоросов предпринимателями и гражданами для собственных нужд, по аналогии с общедоступными и закрепленными охотничьими угодьями.
В контексте рассматриваемой темы нельзя также не коснуться и проблем, непосредственно связанных с сохранением и преумножением лесных ресурсов, как в лесном фонде, так и на ООПТ и других категориях земель, на которых расположены леса.
Лесные пожары.
Основными причинами осложнения ситуации с лесными пожарами, помимо природно-климатических факторов и безответственного поведения местного населения, являются недофинансирование переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также недостаточное обеспечение лесопожарной техникой и ее высокий износ.
Кроме того, значительной проблемой является то, что уровень социального обеспечения, заработной платы всех тех, на чьих плечах лежит миссия охраны лесов, абсолютно не соответствует нагрузке. Только представьте, что на Дальнем Востоке 100 тысяч гектар леса у нас приходится всего 1 инспектор.
Нам нужно решительно менять эту ситуацию, и в первую очередь – восстановить численность лесной охраны.
Далее, ключевыми шагами совершенствования системы борьбы с лесными пожарами должны быть оптимизация зонирования лесного фонда, позволяющая существенно сократить затраты на тушение лесных пожаров, усиление профилактических мер, жесткий контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах с применением данных информационной системы дистанционного мониторинга.
При этом следует рассмотреть вопрос об институциональной организации системы борьбы с лесными пожарами. По мнению многих специалистов, коренному изменению ситуации могло бы способствовать создание единого органа, отвечающего за борьбу не только с лесными пожарами, а с природными пожарами в целом. Посмотрите, что происходит: горит в регионе лес, не разбирая – лесной фонд или федеральный заповедник, а когда встает вопрос, как тушить - пока выяснится, что в чьей компетенции – все сгорело! При этом пришел пожар с сельхозземель, где вообще не разберешься, чья это зона ответственности. Поэтому создание специального координирующего и организующего борьбу с природной огненной стихией органа независимо от категории, подведомственности и принадлежности земель, в котором будут сконцентрированы необходимые ресурсы, финансирование – единственно логичный путь, успешно реализованный, кстати, в других лесных странах.
К примеру, в Канаде, которая наиболее сопоставима с нашей страной по лесистости, по форме собственности на леса (более 90% - в государственной собственности), по количеству и площадям лесных пожаров, которая также имеет многоступенчатую систему управления лесным хозяйством, существует Межведомственный центр по лесным пожарам Канады, обеспечивающей оперативное управление лесными службами по тушению лесных пожаров на территории всех провинций. Признано, что Канадская система подавления пожаров очень эффективна, и абсолютное большинство пожаров (97%) не достигает площади 200 га.
Аналогичный опыт есть и в Китае – там существует Центр мониторинга и предупреждения лесных пожаров, который осуществляет межведомственную координацию и управление бригадами по борьбе с лесными пожарами на всех уровнях, включая 10 тысяч профессиональных и около 150 тысяч добровольческих дружин.
Объективно назрела необходимость концептуально пересмотреть систему борьбы с природными пожарами, провести инвентаризацию нормативного правового регулирования в указанной сфере и серьезно заняться его реформированием. Только таким образом можно реализовать задачи и достигнуть целей, заявленных Основами лесной политики.
Кроме того, во избежание многолетних разногласий с надзорными органами по вопросу нецелевого расходования федеральных бюджетных средств, cкорейшего решения требует закрепление в законодательстве правового статуса Авиалесоохраны и федерального резерва ил и средств парашютно-десантной пожарной службы путем установления соответствующего федерального полномочия в области лесных отношений в Лесном кодексе Российской Федерации.
Таким образом, основная задача подготовки к предстоящему пожароопасному сезону — организация системной охраны лесов от пожаров, сегодня в ней есть существенные прорехи. Необходимо в первую очередь работать на предупреждение. Перефразируя известное крылатое выражение, лучший лесной пожар – тот, который не начался.
Лесовосстановление.
Далее, одной из самых актуальных для многих регионов страны остается проблема восстановления лесов, пострадавших от пожаров. По оценкам специалистов, в лесовосстановлении нуждаются более 1,0 млн. га лесов, пройденных лесными пожарами в последние пять лет. При этом серьезной проблемой становится дефицит посадочного и посевного материала. В то же время наращиванию темпов работ по лесовосстановлению препятствует стабильный дефицит посадочного материала в размере около 100 млн. штук ежегодно или 12,5% от потребности. В результате за последние годы значительно увеличилась стоимость посадочного материала, но снизилось его качество.
Платежи за использование лесов
Сегодня уровень доходов от использования лесов в виде «лесных» платежей компенсирует только половину бюджетных затрат. При этом какую отдачу получает государство? Если посмотреть в разрезе доходов бюджета от использования лесов, сегодня в среднем по России объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации в расчете на 1 га лесного фонда – в пределах 19-20 рублей. Даже с учетом выполнения всех задач и достижения целей реализации отраслевой госпрограммы к 2020 году рост этого показателя запланирован лишь до 24 руб./га. А в связи с существующими недостатками администрирования и ростом кредиторской задолженности по платежам в бюджетную систему (9,2 млрд. рублей к 2015 году), достижение даже этих показателей вызывает сомнение.
Какие «точки роста» мы сегодня имеем в рассматриваемом аспекте?
Мы должны, наконец, задуматься об изменении экономической модели в лесном секторе, перейдя от административного установления размеров обязательных платежей на основе устаревших нормативов, разработанных 20-30 лет назад в принципиально иных экономических условиях, к комплексной экономической оценке лесных ресурсов и определению размера платы за использование лесов на основе анализа рыночного спроса и предложения на древесину и иные лесные ресурсы.
Лесоустройство и кадастровый учет.
Для обеспечения увеличения темпов освоения лесов и вовлечения в оборот новых лесных участков первостепенное внимание должно уделяться активизации работ по лесоустройству и кадастровому учету лесных участков.
Должен отметить, что в последний год этой работе было уделено необходимое внимание. Однако до сих пор остаются неурегулированными проблемы совместимости и сопоставимости данных государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости. Здесь имеется необходимость совершенствования законодательного регулирования лесоустройства, кадастровой деятельности и кадастрового учета применительно к лесным участкам.
Итоги работы и задачи Комитета в сфере совершенствования лесного законодательства.
Завершая свое выступление, хотелось бы коснуться работы нашего Комитета в направлении совершенствования правового регулирования лесных отношений. Считаю, что в текущем созыве мы в хорошем, конструктивном диалоге с профильными федеральными органами исполнительной власти достигли довольно значимых результатов.
Принятые нами в последние два года законодательные решения уже сегодня:
- устанавливают действенный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины и созданы условия снижения масштабов незаконных рубок лесных насаждений (№ 415-ФЗ);
- создают условия для более эффективного осуществления лесохозяйственных мероприятий, в том числе воспроизводства лесов и лесовосстановления через специализированные государственные учреждения (№ 27-ФЗ);
- устанавливают законодательный стимул к развитию арендных отношений и улучшению экономического климата в лесной отрасли (№ 250-ФЗ).
В июле 2015 года мы приняли значимый для отрасли Федеральный закон, реализующий 4 поручения Президента РФ в области охраны, защиты, воспроизводства лесов. Это 206-ФЗ, в соответствии с которым упрощается доступ к заготовке древесины на основании договоров купли-продажи для малого и среднего бизнеса, обеспечиваются права добросовестных арендаторов лесных участков на заключение соответствующих договоров аренды на новый срок без проведения аукционов, совершенствуются правила проектирования и предоставления лесных участков с учетом специфики определения их границ. Федеральный закон эффективно дополнил антикризисные меры, предусмотренные Правительством Российской Федерации в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
По мнению Комитета, закон даст необходимый импульс для развития и повышения вклада в экономику именно малых и средних предприятий, в том числе занимающихся не только лесозаготовками как профильной деятельностью, но и занятых в агропромышленном комплексе, в малоэтажном дачном строительстве, в других сферах в сельской местности.
Прошедшая осенняя сессия завершилась принятием еще одного важного для лесной отрасли законодательного акта, реализующего поручение Президента РФ и направленного на оптимизацию классификации мероприятий по защите лесов; сокращение сроков, необходимых для подготовки и осуществления мер санитарной безопасности в лесах и ликвидации очагов вредных организмов; устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании проведения лесопатологических обследований, а также государственной экспертизы соответствующих изменений в проекты освоения лесов.
Тем не менее, активность в работе над совершенствованием правовых основ устойчивого управления лесами, решением наболевших вопросов лесного сектора России должна только наращиваться.
Наши дальнейшие усилия, в том числе по внесению соответствующих изменений в лесное законодательство, должны быть направлены на:
- оптимизацию правового регулирования заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов, в том числе в части установления возможности осуществления коммерческой заготовки указанных лесных ресурсов субъектами малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование институтов лесоустройства, инвентаризации и оценки лесов;
- установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и землях других категорий;
- оптимизацию правового режима защитных, в том числе городских, лесов;
- оптимизацию правового режима защитных лесов, в том числе в целях наиболее полного использования их рекреационного потенциала;
- выстраивание гармоничной системы государственно-частного партнерства при создании лесной инфраструктуры;
- усиления мер пожарной безопасности, обнаружения и тушения пожаров в лесах;
- улучшения качества лесовыращивания и лесовосстановления.
Уважаемые коллеги!
В заключение должен отметить, что тема нашего сегодняшнего заседания- развитие заготовки и переработки пищевых и недревесных лесных ресурсов - касается всех до единого жителей нашей страны, поэтому убежден, что сегодняшние доклады и выступления будут полезны, востребованы и в дальнейшем послужат хорошей основой для нашей продуктивной нормативно-правовой работы совместно с профильным министерством и другими федеральными и региональными органами государственной власти.
Спасибо за внимание!
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме