19:30 15.01.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: Сохраним окружающую среду — сбережём здоровье нации!
2013-01-15 19:09
По страницам газеты «Правда», В.И. Кашин, заместитель Председателя ЦК КПРФ
Начавшийся 2013 год официально объявлен Годом охраны окружающей среды. И этому есть серьёзные причины. Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, потерей биологического разнообразия, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации, ставят под угрозу её экологическую безопасность, нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Роль экологического контроля
Несмотря на ухудшение экологической ситуации в России, она продолжает быть экологическим донором на планете. Наши леса, реки, водоёмы — достояние не только нашей страны, но и мировой цивилизации. И это накладывает на нас особую ответственность как страны-берегини комфортной окружающей среды на нашей Земле. Именно этим во многом определяется та особая роль экологического контроля в сохранении окружающей среды.
Экологический контроль — это именно та правовая норма, без которой нельзя обеспечить важное конституционное право граждан России на благоприятную окружающую среду. Его эффективностью определяется состояние окружающей среды.
Здесь много проблем — и в государственном экологическом надзоре, и в производственном, и в общественном экологическом контроле. В последнее время на них стали больше обращать внимания, экологические проблемы были предметом рассмотрения на заседании Госсовета.
Мы, законодатели, также разделяем эту обеспокоенность. В портфеле нашего комитета находятся десятки законопроектов, направленных на снижение прессинга на окружающую среду. В первую очередь это базовый закон об экологическом нормировании. Сегодня на этом принципе — наилучших доступных технологий — построено законодательство всех развитых стран, включая страны Европы. Главная его особенность заключается в том, что он исходит из современных технологических достижений, основывается на показателях передовых технологий современного производства.
Этот закон находится в высокой степени готовности. Однако его продвижение наталкивается на серьёзное сопротивление, прежде всего – бизнеса. Срабатывает и определённая коррупционная завязка, в которой погрязла вся страна. Не случайно в последнем Послании президента проблеме коррупции было уделено особое внимание. Было сказано, что надо разорвать эти путы, мешающие нам не только жить, но и думать о завтрашнем дне. Проблема в том, как это будет реализовано в жизни.
Поставить заслон коррупции
Больным вопросом остаётся у нас муниципальный контроль. Он, по сути, потерян. А ведь всю информацию мы черпаем именно оттуда, с мест — о загрязнении воды, об уничтожении лесов, о снижении плодородия почв и т.д. Яркий тому пример — попытки начать разработку месторождений меди и никеля в Новохопёрском районе Воронежской области.
Какая в этом необходимость сегодня? Никакой! Нет дефицита меди и никеля в стране. Всё, что добывается, практически полностью вывозится за рубеж. Тем не менее появляется распоряжение правительства с разрешением приступить к разработке месторождений. И это в Центральной России, в южной её части, в местах с богатейшими чернозёмами, где сохранились ещё чистыми реки. Видно, кому-то неймётся уничтожить и без того вымирающий регион.
Сильному загрязнению подверглась река Сетунь вблизи деревни Картмазово. Граждане не раз обращали внимание государственных органов на сброс ядовитых веществ в реку, однако принимаемые меры по ликвидации катастрофы были недостаточны и малоэффективны. В результате такого попустительства жители деревень, расположенных в непосредственной близости к реке, вынуждены были увозить детей из данной местности, а затем сами покинуть свои дома. Благодаря нашему активному участию в решении этой проблемы удалось прекратить правонарушения и добиться решения о включении реки Сетунь с её притоками в программу первоочередной реабилитации малых рек города Москвы на 2013 год.
Можно назвать и другие творимые безобразия. Например, планы властей Московской области по строительству вблизи города Талдом на урезе реки Куйменка на землях сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежавших совхозу «Талдом», технопарка по переработке бытовых и промышленных отходов, который фактически будет представлять собой мусорный полигон.
Местное население, естественно, выступает против. Талдомский район считается одним из самых экологически чистых районов Подмосковья. Под землёй залегает несколько горизонтов чистейших артезианских вод, имеющих стратегическое значение для региона. Здесь обитают редчайшие виды птиц, располагается система особо охраняемых природных территорий, которые имеют огромное значение для сохранения биоразнообразия всего северного Подмосковья. В совокупности с Сергиево-Посадским районом земли Талдомского района составляют уникальный природный комплекс Верхневолжья.
Безусловно, проблема с отходами требует практических решений со стороны властей. Необходимо создавать условия для строительства современных мощностей по утилизации отходов, но не за счёт уничтожения природных объектов.
На территории городского поселения Загорянский Щёлковского района Московской области в охранной зоне национального парка «Лосиный остров» под видом дачного строительства идёт масштабное строительство коттеджных посёлков на землях сельскохозяйственного назначения. Часть застраиваемых участков граничит непосредственно с территорией национального парка. В результате оказались перекрыты подъездные пути к лесным массивам, которые использовались для обеспечения охраны лесов от пожаров и текущей хозяйственной деятельности сотрудников национального парка.
При этом у застройщиков все документы имеются, согласования Минприроды и администрации городского поселения Загорянский получены. Однако экологическая экспертиза соответствующих проектов не проводилась. Что это, как не признаки явной коррупции?
Позиция правительства: слова и дела
У нас около 15 видов государственного экологического надзора, включающего контроль за состоянием лесов, вод, недр, земельного фонда, оборотом отходов и т.д. В каждой из этих сфер есть свои проблемы. Но хочу особо остановиться на проблемах нефтешламов и загрязнения почвы нефтепродуктами. Сегодня ни один из нефтеперерабатывающих заводов не может похвастаться, что он решил проблему нефтешламов. За 2011 год образовалось 340 шламовых амбаров, а всего их на 1 января 2012 года насчитывалось 1630.
В 2010 году число прорывов нефтепроводов достигло 28 тысяч. Наихудший показатель по прорывам у компании «Роснефть». Только в 2011 году она допустила 2727 разливов нефти. Сегодня загрязнено нефтью почти 5 тысяч гектаров земли. Это не считая загрязнённые земли вокруг нефтяных баз, аэродромов, бывших и нынешних мест нефтедобычи.
Не менее острой проблемой является работа по рекультивации земель, нарушенных в результате ведения горнодобывающих работ и захламлённых золо- и шламоотвалами. К этому надо добавить брошенные земли, их более 40 миллионов гектаров. Они сегодня становятся очагами размножения вредителей и возникновения пожаров. Я уже не говорю об опустынивании земель, о деградации чернозёмов. Всё это свидетельствует о существенных недостатках экологического надзора и контроля, служб кадастра и регистрации.
Однако вместо наведения порядка отдельные министры заняты совершенно другими делами. За годы «реформ» не создано ни одного сельскохозяйственного вуза, а теперь ещё планируется ликвидировать 24 сельскохозяйственных учебных заведения. Сегодня село просто задыхается от недостатка квалифицированных механизаторов, операторов машинного доения, агрономов, зоотехников и т.д. При том, что уже сегодня мы завозим почти 60% продуктов питания из-за рубежа, а присоединение России к ВТО только усугубит ситуацию.
Вместо усиления экологического контроля идёт сокращение числа контролёров, фактически на 30%. Сегодня их общая численность составляет на всю страну около 2 тысяч человек. Она не соответствует ни возможностям человека, ни статусу инспектора, ни его полномочиям. Форма у инспектора генеральская, а зарплата 8—12 тысяч рублей, на которые невозможно прожить. Это проблемы, которые требуют незамедлительного решения.
Нельзя обойти молчанием и состояние дел с вредными выбросами в атмосферу. Более 50% населения страны дышат воздухом, в котором предельно допустимая концентрация вредных веществ превышена в 6—10 раз. Прежде всего это население крупных городов, включая Москву и Санкт-Петербург. Главными загрязнителями являются компании по добыче полезных ископаемых — те, что в основном формируют доходную часть бюджета. А если посмотреть, сколько средств выделяется из федерального бюджета на охрану окружающей среды, то окажется, что всего 0,2% его расходной части.
Мы руководству страны не раз об этом говорили. Получается, что на словах власть обеспокоена сложившейся экологической ситуацией, а на деле финансирование идёт по остаточному принципу. Если обратиться к опыту развитых стран, то там подход совершенно иной. Там финансирование природоохранных мероприятий составляет и 1, и 2, и 3%, причём не от расходной части бюджета, а от ВВП. Надо менять отношение к финансированию сохранности природы. Наши проблемы за нас никто решать не будет.
Ситуация требует решительных действий
Не лучше обстоят дела и с водными объектами. Они загрязняются неочищенными стоками, здесь процветают вседозволенность, безнаказанность. И одна из главных причин такого положения — слабость экологического контроля, а также ущербность Водного кодекса. Именно по этим причинам водные объекты лишились защитных зон, земли водного фонда остались лишь в виде дна объекта, идёт ломка береговых линий.
Отдельным дельцам удаётся даже строить эллинги в теле дамб, как это имело место в городе Дубна Московской области не без попустительства муниципальных властей и слабой работы правоохранительных органов. Они не задумывались, что подвергают опасности затопления 70-тысячный город, как это было в Крымске. Почти два года нашим комитетом совместно с центральным аппаратом Росприроднадзора велась усиленная работа в судах по решению этого вопроса, и только сейчас появился свет в конце тоннеля.
Ещё одна очень важная проблема — оборот твёрдых бытовых отходов. С каждым годом страна всё в большей мере превращается в свалку. У нас перерабатывается всего лишь 10—15% бытовых отходов. Остальное тащим на полигоны, они все переполнены и по высоте, и по профилю. Грязь сочится, дымится, и всё это попадает в наши реки, в наши подземные воды, в атмосферу.
Даже нынешний несовершенный мониторинг и контроль кричат о необходимости организации сортировальных, перерабатывающих предприятий, чтобы внедрялись современные технологии, как это имеет место в Европе. Но для этого необходимы иной государственный подход и совершенно другой объём инвестиций.
На 4 миллиарда тонн отходов в год иметь 240 перерабатывающих заводов, включая 50 сортировальных и 10 мусоросжигательных, — это ничто. С такой технической базой нам не сдвинуться с места. Необходим серьёзный государственный подход. Думаю, что с принятием новой редакции федерального закона об обороте отходов производства и потребления ситуация изменится в лучшую сторону.
Не перестаёт болеть душа за русский лес. Его бич — это лесные пожары. Официально статистика крутится вокруг 2 миллионов гектаров ежегодного выгорания леса. Но для специалистов не секрет — это подтверждается съёмками со спутников, — что реальная картина плачевная: площадь пожаров больше в разы. Не знаю, кому нужна такая убаюкивающая статистика. Не успокаивать надо, а восстанавливать то, что уничтожено, ликвидировать эту рукотворную беду в лесу.
Рослесхоз в последнее время активно включился в эту работу. До 15 тысяч увеличилось число пожарных, в том числе 5 тысяч десантников, началось восстановление авиационной группировки по борьбе с пожарами. Стала поступать новая техника. Появился ряд важных документов, в том числе Экологическая доктрина, Основные направления государственной лесной политики, целевая программа.
Что касается утверждённой целевой программы, то снова мы видим расхождение между словом и делом. Вроде бы обо всём договорились, однако при выделении средств на решение назревших проблем, в том числе увеличения численности работников охраны лесов, увеличения заработной платы, развития научной сферы и так далее, правительство снова обрезало всё финансирование. Нельзя мириться с подобным подходом, и мы будем этот вопрос снова поднимать на Президиуме Госсовета.
Ещё один бич русского леса — нелегальные рубки. Казна теряет ежегодно десятки миллиардов рублей. Разработаны законопроекты, которые ставят заслон этим «чёрным» лесорубам. Однако до сих пор не удаётся получить от правительства отзывов, а если отзыв и присылают, то в нём, как говорится, «выкатывают» такие «арбузы», что от закона остаются рожки да ножки.
Усилить общественный контроль
Следует очень серьёзно формировать не только контрольную, но и карательную функцию, потому что копеечные штрафы для нарушителей скорее их поощряют, чем наказывают. Потому и растут в особо охраняемых зонах, заповедниках элитное жильё, развлекательные центры и т.п. Должна быть гораздо более серьёзная и гражданская, и уголовная ответственность. Такая, чтобы земля горела под ногами у тех, кто загаживает воду, воздух, кто уничтожает природу ради наживы.
В этом деле большие надежды мы связываем с налаживанием общественного контроля. Именно от общественности мы получили сигналы из Балашихинского района. И не только сигналы, но и увидели борьбу населения города, района за сохранение особо охраняемого природного комплекса федерального и регионального значения от вандалов, пытающихся в погоне за прибылью разрушить культурно-историческую, природную часть Салтыковского лесопарка, который берёт своё начало ещё с XVII века. В нём растут вековые дубы и липы, водятся редчайшие белые совы и сохранились курганные могильники славянского племени кривичей ХI—ХII веков. То же самое было и в городе Жуковский, где такие же дельцы вздумали выкорчевать городской лесопарк.
Для усиления борьбы с нарушителями надо плотнее сотрудничать с международными организациями и ратифицировать международные конвенции в области защиты окружающей среды. Мы должны всё сделать для того, чтобы общественный контроль встал на новую ступень в своей деятельности — более эффективную, системную.
Важную роль в защите окружающей среды должно сыграть экологическое просвещение, начиная с детского возраста. Мы внесли свои поправки по этому вопросу в принимаемый закон «Об образовании», требующие разработки соответствующих образовательных программ. К сожалению, парламентское большинство их отвергло, но мы не опускаем рук и будем добиваться их принятия путём внесения поправок в действующее законодательство.
Мы считаем актуальными с точки зрения защиты окружающей среды контроль за её состоянием, разработку и принятие обобщённого законодательного акта в виде Экологического кодекса. Работу над этим документом нельзя откладывать в долгий ящик. В нём должны найти отражение и экологический аудит, и экологическое страхование, и всё то, что сегодня мешает взаимодействию инспекторов, службы экологического надзора и контроля с исполнительной властью.
Защита окружающей среды, экологическая безопасность России — это забота не только государственной службы экологического контроля, но и каждого из нас. Мы не должны забывать, что после нас на этой земле будут жить наши дети и внуки. Мы обязаны сохранить для них, для будущих поколений цветущую планету, а не чадящую свалку мусора. Объединив усилия каждого, мы обязательно этого добьёмся. И тогда не зря будет прожит 2013 год — Год охраны окружающей среды!
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме